Разработка экологической политики предприятия и связанных с ней целей и задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание

За последнее десятилетие ведущими промышленными компаниями за рубежом накоплен большой практический опыт в области предотвращения отрицательного воздействия на окружающую среду при одновременном увеличении объемов производства, снижении удельных расходов сырья и материалов, экономии энергоресурсов, повышении качества продукции. Все это делает экологическую деятельность предприятий экономически оправданной.

Содержание

Введение

1. ОСОБЕННОСТИ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХЛЕБОЗАВОДА № 10

1.1 Предварительная экологическая оценка

1.2 Экологическая политика предприятия

1.3 Организационная структура предприятия

1.4 Законодательные и нормативно-правовые требования

1.5 Экологические аспекты

1.6 Цели и задачи

1.7 Программы

1.8 Документация

1.9 Управление персоналом

1.10 Аудит системы экоменеджмента

1.11 Анализ со стороны руководства

1.12 Мониторинг

2. ПРОЦЕСС ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Формирование экологической политики

2.2 Комплексная система совершенствования природоохранной деятельности

2.3 Основные направления деятельности

2.4 Экологическая экспертиза

3. ОСНОВНЫЕ СТАНДАРТЫ ГОСТ Р И ИСО СЕРИИ 14000

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.45 Кб (Скачать документ)

 

9) Организация приема, хранения  и отгрузки готовой продукции. 

 

Планово экономический отдел разрабатывает  перспективные и текущие планы  предприятия, а также ведет оперативное  планирование и определяет плановые показатели участков, смен (бригад); контролирует выполнение плана по всем показателям  как по предприятию в целом, так  и по участкам, сменам и посредством  всестороннего анализа производственно  хозяйственной деятельности определяет внутренние резервы в экономике  предприятия для их оперативного использования. Совместно с другими подразделениями управления разрабатывает мероприятия по повышению эффективности производства, экономически обосновывая целесообразность этих мероприятий. В центре внимания работников отдела находятся задачи по организации труда и управления: внедрение типовых проектов рабочих мест, определение норм выработки и расценок, обмен передовыми методами труда, контроль за соблюдением трудового законодательства, участие в разработке комплексных планов внедрения научной организации труда и планов социального развития предприятия. Планово-экономический отдел ведет оперативный учет выполнения показателей по производству, производительности труда, себестоимости составляет статистическую отчетность по предприятию, т.е. ведает информацией по важнейшим показателям работы хлебозавода.

 

Итак, задачи и функции планово-экономического отдела состоят в следующем:

 

- обеспечивает перспективными (годовыми), квартальными и месячными планами  подразделения предприятия, а  также прилагает к ним расчеты;

 

- разрабатывает постоянные, временные,  разовые, оптовые и розничные  цены на продукцию; тарифы на  работы, услуги, сметы затрат;

 

- контролирует план реализации  продукции, план на прибыль;

 

- осуществляет статистический  учет по всем производственным  и технико-экономическим показателем  работы предприятия; готовит периодическую  отчетность;

 

- контролирует выполнение плановой  и фактической себестоимости;  ведет учет материалов, сырья,  топлива и энергоресурсов;

 

- обеспечивает контроль за расходованием фонда оплаты труда и материального поощрения, за правильностью применения форм и системы заработной платы, тарифных ставок, расценок, должностных окладов, за установлением разрядов рабочим и категорий специалистам.

 

1.4 Законодательные и нормативно-правовые  требования

 

Правовой основой разработки системы  экологического менеджмента на предприятии  являются Конституция и законодательство Российской Федерации, признанные Российской Федерацией нормы международного права  и положения международных договоров, "Экологическая доктрина Российской Федерации" и другие основополагающие документы в области обеспечения  экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального  природопользования, устойчивого развития и национальной безопасности Российской Федерации.

 

ISO 14001 - это общепринятый международный  стандарт, который определяет механизм  внедрения эффективной системы  экологического менеджмента (СЭМ). Этот стандарт призван обеспечить  хрупкое равновесие между сохранением  рентабельности и уменьшением  воздействия на окружающую среду.

 

ISO 14001 определяет следующие аспекты:

 

·  Общие требования

 

·  Экологическая политика

 

·  Планирование внедрения системы  и рабочие процессы

 

·  Мониторинг и корректирующие действия

 

·  Анализ со стороны руководства

 

1.5 Экологические аспекты

 

Контроль за работой, осуществляемый санитарной лабораторией показывает, что в последнее время, в целом по предприятию, со стороны технологического персонала повысилось внимание к работе систем очистки, осваивают я новые методики контроля, внедряются технические мероприятия, направленные на повышение эффективности.

 

Помимо основных обязанностей в  задачи и функции природоохранной  структуры включают: задачи по согласованию возникших вопросов с другими  производственными подразделениями, сбор и распределение разнообразной  информации, оказание технического содействия, то есть ознакомление сотрудников предприятия  с новыми технологиями, которые имеют  отношения к организации чистого  производства, а также консультация по экологическим вопросам.

 

1.6 Цели и задачи

 

Целью разработки экологической политики является улучшение качества и работа по всем направлениям охраны окружающей среды. Основными задачами предприятие  считает продолжение, работ по всем выбранным направлениям, но вместе с тем выделяет три наиболее важные, а именно: сокращение выбросов хлорвинила (В); ликвидация сброса хозбытовых вод в реку; строительство опытно-промышленной установки по термическому обезвреживания шлама; утилизация вредных отходов. Документация Хлебозавода № 10 предназначена для обеспечения функционирования предприятия, в том числе СЭМ, для обеспечения оценки возможностей СЭМ и демонстрации ее соответствия требованиям стандарта МС ISO 14001:2004. В Хлебозавода № 10 установлено четыре уровня документации:

 

·  Законодательный — образован федеральными законами, регулирующими деятельность в области рационального природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

·  Исполнительный — образован  указами Президента РФ, постановлениями, распоряжениями Правительства РФ, руководящими документами федеральных органов  исполнительной власти, в том числе  стандартами ГОСТ Р, СНиП, СанПиН, руководящими документами органов местного самоуправления, разрешительной документацией (в т.ч. лицензиями, разрешениями, положительными заключениями государственной экспертизы на проекты и т.д.) на осуществление отдельных видов деятельности в области природопользования.

 

·  Отраслевой (ведомственный) —  образован руководящими документами  Компании, к числу которых относятся  регламенты, правила, нормативы, положения  и методики, устанавливающие отраслевые обязательные для исполнения в системе  требований по обеспечению рационального  природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности.

 

·  Региональный — образован  стандартами и регламентами (в  т.ч. регламентами СЭМ в соответствии с которыми разрабатывается документация СЭМ).

 

 

 

1.7 Программы

 

Организация разрабатывает и поддерживает программу(ы) достижения своих целей и задач. Такая программа включает:

 

a)  распределение ответственности за достижение целей и задач для каждой функции и каждого уровня, для которых это адекватно, в рамках организации;

 

b)  средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.

 

На предприятии существует программа  по обучению вновь поступивших рабочих  по экологическим вопросам: канализование, санитарно-защитная зона, контроль, ответственность, наказание. 2-ТП (воздух) прочитывается по компьютерной программе "Экология -1".

 

Группа экологического менеджмента (ГЭМ) — команда специалистов организации, сформированная для разработки и  внедрения СЭМ. Задачей группы является координация разработки, документирования и внедрения СЭМ.

 

После успешного внедрения поддержание  СЭМ станет ответственностью представителя  руководства и координатора СЭМ. Состав и работоспособность группы, личные характеристики и знания ее членов, а в особенности ее лидера — координатора проекта по внедрению  СЭМ, во многом определяют успех проекта.

 

1.8 Документация

 

 

 

Организация формирует и поддерживет информацию в бумажном или электронном виде для описания ключевых элементов системы менеджмента и их взаимодействия; предоставления указания на связанную документацию.

 

Документация системы экологического менеджмента на предприятии включает:

 

a)  экологическую политику, цели и задачи;

 

b) описание области охвата системы экологического менеджмента;

 

c)  описание основных элементов системы экологического менеджмента и их взаимодействия, а также ссылки на связанные документы;

 

c)  документы, включая записи, предусмотренные требованиями настоящего Международного стандарта; и

 

d)  документы, включая записи, определенные организацией как необходимые для обеспечения результативного планирования, деятельности и контроля процессов, связанных с ее значимыми экологическими аспектами.

 

В целом, документация СЭМ достаточно разноплановая; обычно выделяют четыре уровня документации по уровням пользователей:

 

• Руководство по СЭМ,

 

• процедуры СЭМ,

 

• рабочие процедуры и инструкции,

 

• регистры, журналы и отчеты.

 

 

 

1.9 Управление персоналом

 

Управление персоналом организации - это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов системы  управления персоналом, включая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов  управления персоналом.

 

Управление персоналом заключается  в формировании политики управления персоналом, планирование кадровой работы, разрабатыванием оперативного плана кадровой работы, проведение маркетинга персонала, определение кадрового потенциала и потребность в кадровом персонале. Технология управление персоналом охватывает широкий спектр функций от приема до увольнений: наем, отбор и прием персонала, деловая оценка при приеме, аттестации и подборе; профориентация и трудовая адаптация. Управление персоналом предусматривает информационное, информационно методическое, техническое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Руководители и работники подразделений системы управления персоналом решают вопросы оценки результативности труда руководителей и специалистов управления, оценки деятельности подразделений, систем управления организаций, оценки экономической и социальной эффективности управления персоналом.

 

На предприятии существует программа  по обучению вновь поступивших рабочих  по экологическим вопросам: канализование, санитарно-защитная зона, контроль, ответственность, наказание. 2-ТП (воздух) прочитывается по компьютерной программе "Экология -1".

 

Группа экологического менеджмента (ГЭМ) — команда специалистов организации, сформированная для разработки и  внедрения СЭМ. Задачей группы является координация разработки, документирования и внедрения СЭМ. После успешного  внедрения поддержание СЭМ станет ответственностью представителя руководства  и координатора СЭМ. Состав и работоспособность  группы, личные характеристики и знания ее членов, а в особенности ее лидера — координатора проекта по внедрению СЭМ, во многом определяют успех проекта.

 

 

1.10 Аудит системы экоменеджмента

 

 

 

Целью аудита системы экоменеджмента является: получение достоверной информации, подтверждение соответствия требованиям внутренних и внешних потребителей, разработка методов улучшения работы компании по обеспечению экологической безопасности.

 

В итоговой части аудиторского заключения содержится запись о подтверждении  соответствия действующему экологическому законодательству экологическим нормативным  актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных  органов по обеспечению экологической  безопасности. В случае если субъектом  — Заказчиком в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения природоохранительного  законодательства, в итоговой части  аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения  соответствия действующему экологическому законодательству экологическим нормативным  актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных  органов.

 

1.11 Анализ со стороны руководства

 

Предприятие должно проверять и  непрерывно улучшать свою систему экологического менеджмента с целью улучшения  общих экологических характеристик  предприятия.

 

Проверка системы экологического менеджмента включает в себя: - проверку целей в области окружающей среды, целевых (плановых) экологических показателей, эффективности экологической политики предприятия и необходимость  ее изменения в связи с:

 

- изменениями законодательства;

 

- изменениями намерений или  требований заинтересованных сторон;

 

- изменениями номенклатуры продукции  и услуг;

 

- изменениями ситуации на рынке;

 

- изменениями в порядке предоставления  отчетности;

 

- научно-техническим прогрессом;

 

- анализ несоответствий и замечаний,  сделанных при проведении экоаудитов. Следует подчеркнуть необходимость личного участия руководства предприятия в проверке системы экологического менеджмента, привлечения к проверкам руководителей всех уровней, что обеспечивает действенность таких проверок. В процессе принятия решений по результатам проверок должны приниматься во внимание мнения всех заинтересованных сторон. Руководство предприятия должно следовать принципу непрерывного улучшения. Средствами осуществления этого принципа являются внутренние экоаудиты системы, проверки ее функционирования со стороны руководства, осуществление корректирующих и предупреждающих действий по выявленным несоответствиям. Процедуры непрерывного улучшения должны обеспечивать:

 

- установление возможных областей  улучшения экологического менеджмента;

 

- определение основной причины  (причин) несоответствий;

 

- разработку и применение плана  корректирующих и предупреждающих  действий;

 

- своевременное подтверждение  их эффективности;

 

- документирование всех изменений  в процедурах экологического  менеджмента;

 

- проведение сравнения с принятыми  целями и задачами в области  окружающей среды.

 

 

1.12 Мониторинг

 

Анализ природоохранной деятельности Хлебозавода № 10 можно осуществить  по двум направлениям.

 

Первое - выявление масштабов, элементов  и результатов природоохранной  деятельности, второе - определение  ее влияния на формирование и оценку конечных показателей работы предприятия.

 

Задачами анализа первого направления  являются:

 

- общая характеристика влияния  деятельности предприятия на  окружающую среду;

 

- выявление наличия и технического  состояния имеющихся природоохранных  сооружений и оборудования, их  соответствия профилю и объему  основного производства и выяснение  условий функционирования природоохранных  служб, т.е. анализ организационно-технического  уровня природоохранной деятельности;

Информация о работе Разработка экологической политики предприятия и связанных с ней целей и задач