Разработка комплексного плана снижения уровня конфликтности сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 04:56, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить и дать характеристику типам конфликтов, выявить их причины и разработать план снижения и противодействия возникновения конфликтов сотрудников. Дать организационно-экономическую характеристику предприятия ЗАО «Связной Логистика», разработать комплексный план снижения уровня конфликтности сотрудников данного предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...стр. 3
Теоретическая часть:
Природа конфликта………………………………………………..стр. 5
Понятие и сущность конфликта……………………………….стр. 6
Типы конфликтов……………………………………………...стр. 10
Причины конфликтов…………………………………………стр. 16
Модель процесса конфликта…………………………………...стр20
Последствия конфликтов……………………………………..стр. 22
Практическая часть:
Организационно-экономическая характеристика предприятия……………………………………………………….стр. 24
Роль руководителя в снижении уровня конфликтности сотрудников…………………………………………………....стр. 27
Структурные методы разрешения конфликтов……………...стр. 31
Межличностные стили разрешения конфликтов……………стр. 33
Заключение……………………………………………………………….....стр. 37
Список литературы…………………………………………………………стр. 39

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 80.47 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 1. Классификация конфликтов

Признак классификации

Виды конфликтов

1. По сферам проявления

Производственно-экономические

Идеологические

Социально-психологические

Семейно-бытовые

2. По масштабам, длительности  и напряженности

Общие и локальные

Бурные  быстротекущие, кратковременные

Острые  длительные, затяжные

Слабовыраженные и вялотекущие

Слабовыраженные и быстротекущие

3. По субъектам конфликтного  взаимодействия

Внутриличностные

Межличностные

Межличностно-групповые

Межгрупповые

4. По предмету конфликта

Реальные (предметные)

Нереальные (беспредметные)

5. По источникам и причинам  возникновения

Объективные и субъективные

Организационные

Эмоциональные и социально-трудовые

Деловые и личностные

6. По коммуникативной направленности

Горизонтальные

Вертикальные

Смешанные

7. По социальным последствиям

Позитивные и негативные

Конструктивные  и деструктивные

Созидательные и разрушительные

8. По формам и степени столкновения

Открытые и скрытые

Спонтанные, инициативные и спровоцированные

Неизбежные, вынужденные, нецелесообразные

9. По способам и масштабам  урегулирования

Антагонистические и компромиссные

Полностью или частично разрешаемые

Приводящие  к согласию и сотрудничеству


 

При неизбежной условности такого деления оно, тем не менее, позволяет системно подойти к  характеристике конфликта в организации, дать ему надлежащую оценку с учетом социальной природы, динамики и последствий.

По сферам проявления конфликты делят на:

– производственно-экономические, основой которых являются производственно-экономические  противоречия;

– идеологические, в основе которых лежат противоречия во взглядах;

– социально-психологические, возникающие в связи с противоречиями в социальной сфере, а также особенностями  психики человека,

– семейно-бытовые, отражающие противоречия семейных и бытовых  отношений. Если работников связывают  родственные отношения, то семейно-бытовые  конфликты могут переплетаться  с перечисленными выше видами конфликтов.

По масштабам, длительности и напряженности выделяют конфликты:

– общие и локальные; бурные быстротекущие, кратковременные, возникающие  на основе индивидуальных психологических  особенностей личности, они отличаются агрессивностью и крайней враждебностью  конфликтующих сторон;

– острые длительные, затяжные, возникающие при наличии глубоких противоречий;

– слабовыраженные и вялотекущие, возникающие на основе не очень острых противоречий, либо связанные с пассивностью одной из сторон;

– слабовыраженные и быстротекущие, возникающие в связи с поверхностными причинами, они носят эпизодический  характер.

По субъектам конфликтного взаимодействия конфликты подразделяются на:

– внутриличностные, которые  связаны со столкновением противоположно направленных имманентных мотивов  личности;

– межличностные при столкновении интересов двух личностей;

– межличностно-групповые, при которых противоборствующими  сторонами являются, с одной стороны, личность, а с другой – группа; межгрупповые, возникающие при столкновении интересов двух социальных групп.

По предмету конфликта  различают конфликты реальные (предметные), имеющие четкий предмет, и нереальные (беспредметные), не имеющие четкого предмета или имеющие предмет жизненно важный только для одной стороны.

По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные.

В первом случае конфликт способен развиться вне воли и желания  его участников, просто в силу складывающихся в организации или его подразделении  обстоятельств. Но конфликтная ситуация может создаться также из-за мотивов  поведения, преднамеренных устремлений  того или иного субъекта социальных связей. Объектом столкновения выступает  конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию которой  стремятся конфликтующие стороны. Это может быть имущество, должностная  вакансия или размер оплаты труда  – все то, что представляет собой  предмет личных, групповых или  общественных интересов. Субъекты конфликта  – работники организации со своими потребностями, интересами, мотивами и  представлениями о ценностях.

По непосредственным причинам возникновения конфликты выступают  как организационные, т.е. происходящие в пределах определенной социальной системы, того или иного структурного образования в связи с изменением внешних обстоятельств или нарушением регламентированного порядка;

– эмоциональные, связанные, как правило, с личностным восприятием  происходящего вокруг, с чувственной  реакцией на поведение и действия других людей, расхождением во взглядах и т.п.;

– социально-трудовые, вызываемые несовпадением, конфронтацией частных  и общих интересов, несовместимостью целей отдельных лиц и социальных групп; деловые и личностные.

Конфликты коммуникативной направленности разделяются на

– горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении другу друга;

– вертикальные, участники, которых связаны теми или иными  видами подчинения. Эти конфликты  могут быть и смешанными, представляя  отношения подчинения и неподчинения.

Особую печать несет вертикальный конфликт (как «сверху вниз», так  и «снизу вверх»), выражающий обычно неравенство сил конфликтующих  сторон, различия между ними по иерархическому уровню и влиянию (например, руководитель – подчиненный, работодатель – работник и т.п.). В этом случае может иметь  силу неодинаковый статус и ранг, что, конечно, скажется на ходе и развязке конфликта.

По социальным последствиям конфликты бывают:

– позитивные, когда разрешение конфликта способствует развитию организации, и негативные, ведущие к ухудшению  деятельности организации;

– конструктивные, в основе которых лежат объективные противоречия, способствующие совершенствованию  деятельности организации, и деструктивные, в основе которых лежат субъективные причины, способствующие росту социальной напряженности и ухудшению деятельности организации;

– созидательные, способствующие процветанию организации, ее бурному  развитию, и разрушительные, ведущие  к разрушению социально-экономической  системы.

По формам и степени  столкновения противоборство может быть открытым (спор, ссора и т.п.) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т.д.); стихийным, т.е. спонтанно возникшим, и инициативным, заранее спланированным или просто спровоцированным. Такие конфликты оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными; либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишенными всякой целесообразности.

По способам и масштабам  урегулирования (разрешения) конфликты разделяются на антагонистические, сопровождаемые неуступчивостью и непримиримостью сторон, а также компромиссные, допускающие разновариантность преодоления расхождений, взаимосближения взглядов, интересов, целей. Каждый человек, любая социальная группа обнаруживают присущую только им манеру общения, налаживания и поддержания отношений, особый стиль поведения в конфликтных ситуациях.

От степени гибкости поведения  противоборствующих сторон в антагонистическом  или компромиссном конфликте  зависят способ и масштаб его  урегулирования. Конфликт может быть разрешен полностью, частично и привести к сотрудничеству участвующих сторон.

 

    1. Причины конфликтов.

У всех конфликтов есть несколько  причин. Основными причинами конфликта  являются ограниченность ресурсов, которые  нужно делить, взаимозависимость  заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.

Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Например, руководитель производственного подразделения может объяснять низкую производительность своих подчиненных неспособностью ремонтной службы достаточно быстро ремонтировать оборудование. Руководитель ремонтной службы, в свою очередь, может винить кадровую службу, что не взяла на работу новых рабочих, в которых нуждались ремонтники. Аналогичным образом, если один из шести инженеров, занятых разработкой новой продукции, не будет работать как следует, другие могут почувствовать, что это отражается на их возможностях выполнять свое собственное задание. Это может привести к конфликту между группой и тем инженером, который, по их мнению, плохо работает. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

Определенные типы организационных  структур также увеличивают возможность  конфликта. Такая возможность возрастает при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип  единоначалия. Возможность конфликта  также велика в функциональных структурах, поскольку каждая крупная функция  уделяет внимание в основном своей  собственной области специализации. В организациях, где основой организационной  схемы являются отделы (по каким бы признакам они ни создавались: продуктовому, потребительскому или территориальному), руководители взаимозависимых подразделений подчиняются одному общему начальству более высокого уровня, тем самым уменьшая возможность конфликта, который возникает по чисто структурным причинам.

Различия  в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции и ее разновидностей, потому что это повышает их конкурентоспособность и увеличивает объемы сбыта. Однако, цели производственного подразделения, выраженные в категориях затраты-эффективность выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразна. Аналогичным образом, отдел снабжения может захотеть закупить большие объемы сырья и материалов, чтобы снизить среднюю себестоимость единицы продукции. С другой стороны, финансовый отдел может захотеть воспользоваться деньгами, взятыми под товарно-материальные запасы и инвестировать их, чтобы увеличить общий доход на инвестированный капитал.

Различия  в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Эта тенденция была выявлена в исследовании, где руководителей отдела сбыта, кадровой службы и службы связи с клиентами попросили решить одну проблему. И каждый считал, что с проблемой может справиться только его функциональное подразделение.

Различия в ценностях  — весьма распространенная причина  конфликта. Например, подчиненный может  считать, что всегда имеет право  на выражение своего мнения, в то время как руководитель может  полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно делать то, что ему говорят. Высокообразованный персонал отдела исследований и разработок ценит свободу и независимость. Если же их начальник считает необходимым пристально следить за работой своих подчиненных, различия в ценностях, вероятно, вызовут конфликт.

Информация о работе Разработка комплексного плана снижения уровня конфликтности сотрудников