Разработка миссии и стратегических целей организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении.

Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой отдельной фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. И в то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить об обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.

Работа состоит из  1 файл

разработка миссии и страт целей ор-ции.docx

— 56.82 Кб (Скачать документ)

     ВВЕДЕНИЕ 

     В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы  должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и  вырабатывать долгосрочную стратегию  поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими  во внешнем окружении.

     Не  существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как не существует единого универсального стратегического  управления. Каждая фирма уникальна  в своем роде, поэтому и процесс  выработки стратегии для каждой отдельной фирмы уникален, так  как он зависит от позиции фирмы  на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик  производимого ею товара или оказываемых  услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. И  в то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить об обобщенных принципах выработки  стратегии поведения и осуществления  стратегического управления.

     Одним из таких моментов является тот факт, что исходной точкой стратегического  управления любой организацией является ее миссия и цели. Актуальность данной работы заключается в том, что именно миссия и цели организации задают основное направление ее развития. Поэтому очень существенным, а, может быть, и самым важным решением в стратегическом управлении является проектирование миссии и целей.

     Миссия  организации является важнейшей  составляющей стратегического плана  развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы. Компания, как  правило, начинает свою деятельность с  определения четкой миссии, устанавливаемой  высшим руководством.

     Формулировка  миссии – это формулировка основной цели компании: чего она хочет достичь  в самом широком смысле. Четкая формулировка миссии действует как  «невидимая рука», которая направляет сотрудников компании, позволяя им работать независимо и в то же время коллективно для достижения общих целей компании. Цель - конечное достижение организации, на что направлены ее действия и ресурсы. Цели организации определяются после получения формулировки миссии, то есть миссия, с одной стороны, дает возможность установить, какие цели необходимо поставить, чтобы деятельность предприятия соответствовала его миссии, а с другой, отсекает «часть» возможных целей.

     Для определения значимости целей, в  последние годы проводились многочисленные исследования, которые показали, что  цели занимают одно из первых мест среди  других компонентов организации.

     Объектом  данной работы является организация, как  одно из звеньев экономики и менеджмента.

     Предметом данной работы является разработка миссии и целей организации.

     Главная цель данной работы – изучить формирование миссии и целей организации, рассмотреть примеры миссий и целей различных компаний.

     Исходя  из поставленной цели, можно сформулировать задачи:

     - дать определение миссии и  определить ее роль в стратегическом  управлении предприятием;

     - изучить цели организации, их  классификацию;

     -рассмотреть свойства и требования, предъявляемые к целям организации;

     - рассмотреть разработку миссии  компании, привести примеры миссий  некоторых крупных компаний;

     -рассмотреть  порядок формирования целей организации  и основные требования к формулированию  целей.

     Данная  работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка используемой литературы. 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ

    1. Миссия организации
 

     Миссия отражает главное предназначение организации, смысл ее существования, принципиальные отличия от других, имидж, философию, взгляды высшего руководства на долгосрочное развитие фирмы, ценности, культуру, социальную ответственность перед обществом и своими работниками, позиции в отношении разных социальных групп. Она может формулироваться также и для ключевых подразделений.

     Миссия  является основой принятия основных плановых решений — постановки целей  и задач, выбора стратегий в области  производства товаров и услуг, завоевания рынков, внедрения новых технологий, обеспечения устойчивости, конкурентоспособности, прибыльности, экономического роста, распределения  ресурсов, ориентации текущей деятельности с учетом внутренних и внешних  условий.

     Миссия  объединяет и сплачивает членов организации. Миссия формируется и оттачивается годами и редко меняется. На ее формулировку влияют исторические традиции фирмы, ее отличительные особенности, потенциал, конкурентные преимущества, внешняя  ситуация, мнения заинтересованных лиц, взгляды высшего руководства. При  изменении ситуации, круга потребителей и проч. миссия должна корректироваться.

       Миссия – это плод стратегического  менеджмента, а стратегический  менеджмент актуален для компаний, вышедших за рамки текущего  выживания и смотрящих в будущее.

     Миссия  – одно из самых дискуссионных  понятий в современном управлении. Некоторые консультанты говорят, что  миссия – это то, без чего любая организация не может стать успешной. Другие, например, Джек Траут и Стив Рывкин прямо пишут: «Миссия организаций – не более чем лишняя путаница, а шумиха вокруг корпоративных миссий и видения очень напоминает восхищение толпы новым платьем голого короля. Декларации о миссиях большинства организаций практически не оказывают влияния на их бизнес» [12; 125]. Третьи исследователи предлагают, для нужд стратегического анализа и планирования, вместо миссии использовать понятие бизнес-идеи [7; 148]. Четвертые заявляют, что нет серьезных оснований искать миссию существования небольших коммерческих организаций и так же трудно определять миссию для организаций, деятельность которых строго регламентирована сверху. Однако в случае корпораций, крупных организаций бизнеса проблема определения миссии может становиться одной из сложнейших проблем [8; 37].

     Существует  широкое и узкое понимание  миссии. В широком понимании миссия – это философия и предназначение, смысл существования организации. В узком понимании миссия –  это сформулированное утверждение  относительно того, для чего или  по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования  организации, в котором проявляется  отличие данной организации от ей подобных. [5; 71-72]

     Существует  три вида миссии:

     Миссия-предназначение — узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции и услуг и круга их потребителей; первое представление о причине возникновения и смысле существования предприятия.

     Миссия-ориентация — широкое, развернутое представление о системе ценностей, которых придерживается руководство и персонал фирмы, что хотя бы в общих чертах позволяет судить о поведении фирмы, об ее отношениях к потребителям и партнерам.

     Миссия-политика — концентрация главных целей и более четкое представление о поведении фирмы на ближайший период и на перспективу, т.е. «видение» будущего состояния фирмы [2; 83-90].

     Анализируя  различные трактовки миссии, можно  заметить, что смысл всех их схож. На основе данных определений можно  сделать следующее обобщение: миссия — это короткий абзац, обычно в одном предложении, в котором содержится смысл существования и главная долгосрочная цель организации. Формулировка миссии организации должна подразумевать постоянное развитие в краткосрочной и в долгосрочной перспективе.

     Основными группами людей, чьи интересы оказывают  влияние на деятельность организации, а, следовательно, должны быть учтены при  определении ее предназначения, являются:

  • Собственники организации - они заинтересованы в организации, так как она им обеспечивает определенный стабильный доход. Если в данный период времени доход отсутствует, то у собственников имеется определенный долгосрочный интерес, связанный с данной организацией.
  • Сотрудники организации - так как она дает им возможность удовлетворять свои потребности как нижнего уровня (зарплата, условия работы, гарантия найма и др.), так и более высокие (развитие личности, карьера, власть и влияние и др.).
  • Потребители – отдающие организации свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности.
  • Деловые партнеры - их интересуют связи с представителями данной организации, а также какая-либо помощь в рамках этого сотрудничества
    • Местное сообщество - интерес проявляется в рабочих местах, которые предоставляет организация жителям данного региона (города, округа, области), в развитии инфраструктуры, в охране окружающей среды. Компания может являться градообразующим предприятием, в этом случае интерес местного сообщества к организации значительно возрастает.
    • Профсоюзы – их интерес проявляется в помощи при решении трудовых споров.
    • Государство – получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества пользуется и организация.

     Миссия  организации должна в большей  или меньшей мере отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов. Степень проявления в миссии интересов  каждого из них принципиально  зависит от того, какие размеры  имеет организация, в каком она  состоит бизнесе, где расположена  и т.п. [5; 72-73]. Наиболее устойчивое и специфичное влияние на миссию организации, независимо от того, что организация собой представляет, оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. Поэтому миссия организации должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило проявление сочетание интересов этих трех групп людей.

  Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях. 
    Основные компоненты миссии:

  1. Продукты или услуги, которые производит предприятие, т.е. круг удовлетворяемых потребностей.
  2. Категории целевых групп потребителей.
  3. Применяемые управленческие технологии и функции, т.е. способ удовлетворения нужд потребителей.
  4. Конкурентные преимущества.
  5. Философия бизнеса.

Характеристика  основных компонентов, определяющих содержание миссии организации, приведена в  таблице 1.

Продукты  или услуги Каковы продукты или услуги, производимые предприятием? Часто предприятия достигают  рыночных преимуществ за счет интеграции получения преимуществ продукта с дополнительными возможностями конкурентоспособности, такими, как обладание большей долей рынка, развитой дистрибьюторской сетью или положительным имиджем
Категории целевых потребителей Кто является целевыми потребителями предприятия? Деятельность предприятия может быть ориентирована  на правительственные агентства, индустриальных потребителей, узкую прослойку населения  с высокими доходами или население  в целом 
Технология  Ориентируется ли предприятие на использование  новейших или традиционных технологий?
Конкурентные  преимущества В чем состоят  отличительные особенности и  стратегические преимущества предприятия  по сравнению с конкурентами? Такие  преимущества могут заключаться  в уникальном продукте, технологии, репутации среди потребителей или  территориальном расположении
Философия Каковы важнейшие  ценности, устремления и этические  принципы предприятия? Философия предприятия  может проявляться, например, в том, ставит ли она на первый план интересы своих служащих или клиентов, и др.
 

Таблица 1. 

1.2. Порядок формирования миссии организации 

     В настоящее время руководители предприятий  все больше задумываются о формулировании миссии. Понимание и проработка фундаментальных  предпосылок для определения  миссии подводит к вопросу об основном смысле существования предприятия, формулирование миссии предприятия  в значительной степени оказывает  влияние на его дальнейшую деятельность.

Информация о работе Разработка миссии и стратегических целей организации