Разработка миссии и стратегических целей организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении.

Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой отдельной фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. И в то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить об обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.

Работа состоит из  1 файл

разработка миссии и страт целей ор-ции.docx

— 56.82 Кб (Скачать документ)

     - в-пятых, цели должны быть совместными.  Совместность предполагает, что  долгосрочные цели соответствуют  миссии, а краткосрочные цели  – долгосрочным. Но временная  совместимость не является единственным  направлением установления совместности  целей. Важно, чтобы не противоречили  друг другу цели, относящиеся  к прибыльности и к установлению  конкурентной позиции, или цели  усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворительности. Также важно всегда помнить, что совместности требуют цели роста и цели поддержания стабильности;

     - в-шестых, цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать.

     При формулировании целей очень важно  учитывать то, какие желания и  потребности имеют работники. Учитывая интересы собственников, занимающих ведущую  роль среди субъектов влияния  на организацию и заинтересованных в получении прибыли, менеджер, тем  не менее, должен стараться избегать при выработке целей ориентации на получение большой краткосрочной  прибыли. Он должен стремиться к установлению таких целей, которые бы обеспечивали большую прибыль, но желательно в  долгосрочной перспективе. [18; 54] 

     ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МИССИИ И ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ  КАК МЕТОД ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЕЙ

     3.1. Разработка миссии и целей организации 

     Для западных компаний наличие миссии давно  уже стало хорошим тоном. Миссии получают все большее распространение  и среди отечественных компаний. Надо отметить, что формулировка миссии должна быть краткой, афористичной и привлекать внимание. Поэтому многостраничные миссии не могут считаться оптимальными, прежде всего с позиции восприятия. К концу второй страницы, читатель совсем забывает то, с чего он начал читать первую страницу.

     Какого-либо определенного и универсального набора правил для формулирования миссии, подходящего для любой конкретной организации, не существует. В разных организациях ее содержание, объем, форма  и уровень детализации будет отличаться. Однако для решения этой задачи существуют все-таки некоторые общие идеи и рекомендации. [8;114]

     Начальным этапом работы с миссией должно являться формирование менеджером собственно понимания  целей и возможностей четкого  формулирования миссии организации  и проведения связанных с ней PR-мероприятий. При этом необходимо учитывать следующие аспекты деятельности организации:

     1. Мораль, этика и ценности.

     Мораль  организации должна сочетаться с  принятыми в обществе этическими нормами, что, на практике, соблюдается  не всегда. Организация много выигрывает в глазах общества, если не только четко  формулирует и доводит до сведения общественности свой этический кодекс, но и периодически дает сигналы, свидетельствующие  о том, что этот кодекс компанией  неукоснительно соблюдается.

     2. Целевые основы деятельности  организации.

     Очень часто, особенно от начинающих предпринимателей, можно услышать "Цель организации - в извлечении прибыли", или "Цель организации - в создании достойных  условий жизни для ее участников/менеджеров/собственников  и т.д.". Целевая установка такого рода делает организацию компанией "хищников", чья деятельность не только неинтересна для общества, но и активно им осуждается. Целевая  установка миссии должна, вероятно, заключаться в определении и  четком формулировании общественного  смысла существования и деятельности организации, выявлении того, что  именно несет данная организация  миру, что такое важное для людей  она создает, какую ценность увеличивает

     3. Обеспечение операций.

     Организация так должна формулировать свою миссию, чтобы любой ее сотрудник, находящийся  на любом уровне, мог, исходя из известной  ему и разделяемой миссии организации, спрогнозировать последствия для  ее реализации от своих действий и  принимаемых им решений и действовать, если необходимо, полностью автономно и самостоятельно. В этом случае организация приобретает гибкость в действиях, падает нагрузка на менеджмент всех уровней, каждый из которых высвобождается для принятия решений более высокого порядка на своем уровне, что приводит к более успешной реализации стратегии компании в результате эффективного прогнозирования и планирования ее деятельности.

     4. Критерии деятельности.

     Любая организация нуждается в формулировании критериев ее деятельности. Вариантов  принятия критериев может быть очень много, и в этом смысле организация при выработке критериев своей деятельности должна сверяться со своей миссией, и, соответственно, миссия организации должна быть такой, чтобы можно было выработать разумные критерии. Основанием же для выбора критериев должны служить функции, которые предполагает выполнять организация.

     5. Гармонизация отношений в обществе.

     Поскольку с утилитарной точки зрения смысл  жизни индивида состоит в гармонизации взаимоотношений со средой и обществом  в интересах этого общества, то миссия должна быть ориентирована на оказание содействия этой гармонизации, как с точки зрения индивида, так  и с точки зрения организации. Поэтому формулировка миссии должна быть ориентирована на максимально  полное удовлетворение потребностей общества в обеспечении развития на основе только конструктивных конфликтов.

     6. Упорядочение деятельности организации.

     В процессе развития организация проходит различные стадии роста объемов  продукта  и роста самой организации. Переход на каждый уровень и даже непрерывное изменение сопровождаются нарушением сложившегося порядка деятельности и переходу к деятельности в новых  условиях, в результате чего в компании наступает до некоторой степени  хаос и необходимо в срочном порядке  налаживать деятельность снова. Вот  здесь может помочь четко сформулированная миссия организации, в соответствии с которой производят преобразования в организации, руководствуясь ее смыслом и содержанием для нахождения правильных решений, в условиях кратковременно возникающего хаоса в процессе преобразований.

     7. Обеспечение долгосрочного развития.

     Четкое  знание своей миссии позволяет организации  планировать свое развитие, а остальному обществу предполагать в долгосрочном плане, какого именно развития стоит  от нее ожидать. Такая формулировка миссии дает возможность долгосрочно  планировать деятельность и ставить  такие цели, которые обеспечивали бы деятельность в рамках миссии.

     8. Брэнд и имидж.

     Сформулированная  и провозглашенная миссия неизбежно  вызовет общественный резонанс, и  организацию будут оценивать  по тому, насколько "брэндообразующей" является эта миссия, т.е. насколько, исходя из нее, могут быть сформулированы четкие отличительные черты деятельности организации. В связи с этим из миссии должно быть четко и ясно видно, чем именно занимается организация, и чересчур обобщенные выражения не могут работать на благо организации и общества в этом смысле.

     9. Мотивация персонала.

     Корректно сформулированная миссия направлена, прежде всего, "внутрь организации" и должна воздействовать собственно на сотрудников самой организации, стимулируя их к более производительной и эффективной деятельности. [8; 126]

     Иногда  оказывается трудно, а подчас и  невозможно, сформулировать миссию организации. Это может свидетельствовать  о том, что предприятие не сбалансировано, то есть не существует единых целей  внутри организации, интересы различных  групп находятся в конфликте, фирма "разрывается" между направлениями  развития и принимаемые решения  не направлены на достижение общекорпоративных  целей.  
 

    1. . Примеры миссий и целей некоторых крупных организаций
 

     Миссия  организации – выражение ее философии  и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства. Она устремлена в будущее и  не должна зависеть от текущего состояния  организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое  несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Таким образом, центральным моментом миссии является ответ на вопрос: Какова главная цель организации?

     Г. Форд определил миссию компании "Форд" как предоставление людям дешевого транспорта. Он хорошо понимал, что  миссия компании должна быть нацелена на потребителя и решать, прежде всего, проблемы потребителя, а не внутренние проблемы организации, такие как  обеспечение прибыли, расширение рынка, рост объема продаж и др.

     Миссия  EBay – “Предоставить глобальную торговую площадку, где кто угодно может продать или купить практически что угодно”.

     Миссия  Mary Kay – “Украшать жизнь женщин во всем мире, предлагая клиентам качественную продукцию, открывая новые горизонты для независимых консультантов по красоте и предоставляя им неограниченные возможности карьерного роста, делая все, чтобы женщины, соприкоснувшиеся с компанией Мэри Кэй, смогли реализовать себя”.

     Миссия  Starbucks – “Стать ведущим поставщиком лучших сортов кофе в мире, соблюдая в ходе роста компании наши непоколебимые принципы (место работы, где уважают сотрудников; культурное разнообразие; высшие стандарты работы с кофе, удовлетворение клиентов; вклад в местное сообщество; прибыльность)”.

     Миссия  ЦРУ – “Мы – глаза и уши  нации, а иногда – и ее невидимая  рука. Мы достигаем миссии следующим  образом:

     - Собирая только необходимые разведданные.

     - Предоставляя актуальный, объективный  и исчерпывающий анализ вовремя.

    А сейчас подробно рассмотрим цели и перспективы  компании Toyota.

     Прежде  всего, Toyota показала всему миру, как следует изготавливать автомобили: мало кто слышал о технологической системе Toyota Production System (TPS) до того, как она, и в частности, ее важнейший элемент - система "точно вовремя" - были описаны в изданной в 1991 году книге "Машина, изменившая мир".

     Ключевой  принцип TPS - это устранение неэффективной  траты ресурсов и поддержание  постоянного высокого качества при  помощи непрерывного улучшения. Система "точно вовремя" является лишь элементом всеохватной программы  устранения ненужной работы и бесполезной  траты ресурсов. Система TPS была затем воплощена во многих других отраслях мировой промышленности.

     Многие  организации пытались освоить и  применять методы, которые Toyota превратила в рутину, науку, образ мысли и бытия. Среди таких компаний – и GM, и Ford, и Chrysler.

     Миссия  компании состоит в том, чтобы  удовлетворять нужды потребителей, устраняя три основных препятствия  к повышению эффективности производства: потери, отклонение от стандарта и  отсутствие гибкости.

     Таичи Оно, основатель стройного производства и исполнительный вице-президент Toyota Motor с 1975 г. сформулировал основные принципы производственной системы Toyota, на которых она стоит вплоть до сегодняшнего дня.

  1. Производить только то, что нужно, и только тогда, когда нужно. Правило распространяется на запчасти, на организацию, на характеристики продукции. Все прочее - расточительство.
  2. При появлении ошибки следует сразу же найти ее причину, устранить ее и не допустить ее появления в будущем. Цель: отсутствие ошибок.
  3. Все сотрудники и поставщики должны постоянно повышать качество продукции и совершенствовать производственный процесс.

     Руководство японских компаний основное внимание уделяет созданию глобальных производственных систем, которые, как считается, будут  более стабильными, чем в отдельных  странах, и менее подверженными  политическим и экономическим катаклизмам. Предусматривается сокращение поставщиков, ориентация на таких из них, которые  обеспечивают мировые стандарты  на основе новейших технологий. Межрегиональная  кооперация в производстве комплектующих, по мнению японских экономистов, позволит снизить издержки производства, лучше  использовать конкурентные рычаги. Целью  поставлено налаживание в мировом  масштабе системы «поставок точно  в срок», которая доказала свою эффективность  в Японии, но это будет новый, более  высокий и сложный уровень.

Информация о работе Разработка миссии и стратегических целей организации