Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:34, курсовая работа
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении.
Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой отдельной фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. И в то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить об обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.
Традиционно компании определяют род своей деятельности с точки зрения производимых товаров («Мы производим пылесосы») или используемой технологии (Мы разрабатываем программное обеспечение»). Но формулировка миссии компании должна быть ориентированной на рынок. Определение деятельности с точки зрения рынка лучше, чем определения с точки продукции или технологии. Товары или технологии рано или поздно все равно устаревают, а основные потребности рынка могут остаться прежними навсегда [3; 125]. Миссия, ориентированная на рынок, определяет деятельность компании с учетом его направленности на удовлетворение основных потребностей покупателей. Если руководство организации видит свой бизнес только с точки зрения производимого ею товара или услуги, то ему очень трудно будет выработать миссию своей фирмы. Руководству необходимо изменить свое видение, выйти за рамки своей организации и ее внутренней среды и постараться взглянуть на свой бизнес более глобально, стараясь предвидеть будущее. Необходимо двигаться от определения предназначения организации на основе предлагаемых продуктов и услуг к определению миссии на основе потребностей рынка и потребителей.
Таким образом, миссия организации — это не только то, что мы есть, это и то, чем мы хотим быть, и каким образом мы хотим такими стать [6; 86].
Очень
важно, чтобы миссия была сформулирована
предельно ясно, чтобы она была
понятна всем субъектам, взаимодействующим
с организацией, в особенности
всем членам организации. При этом она
должна быть сформулирована таким образом,
чтобы она исключала
Выработка миссии организации — это сложный длительный процесс, который состоит из нескольких этапов, и в этом процессе должны быть задействованы все сотрудники фирмы, имеющие отношение к управлению организацией, а также консультанты по управлению, которые будут координировать этот процесс.
Миссия предприятия – выраженное словесно основное социально-значимое функциональное назначение предприятия в долгосрочном периоде (помимо получения прибыли). Формулировка миссии может быть получена при ответе высшего руководства предприятия на вопрос: “Кто мы, что мы делаем, куда мы движемся?” (рис. 1)
Рис.
1 Формулировка миссии организации
Поскольку степень детализации миссии все-таки зависит от конкретной компании и ситуации на рынках, где она работает, эксперты рекомендуют, при разработке миссии, учитывать четыре основных стратегических цели, которые стоят перед любой компанией на любом рынке, и озвучивать приоритеты компании относительно каждой из этих целей:
Особенно
активно подход четырех стратегических
целей используют российские промышленные
компании и банки, поскольку их работа
в значительной степени затрагивает
жизнь и финансовую деятельность
населения регионов, в которых
эти компании работают, и сопряжена
с нанесением вреда окружающей среде.
Многие российские компании при формулировке
миссии с учетом четырех указанных
стратегических целей, делают особенный
акцент на перечислении сфер своей
ответственности, а также целевых
групп, перед которыми эта ответственность
возникает. Таким образом, с помощью
миссии, компании сообщают местному сообществу,
какой конкретно вклад они
готовы внести в его развитие и
за какие аспекты своей деятельности
они готовы отвечать собственной репутацией
и потенциальным доходом. [15; 109]
ГЛАВА
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Главным признаком организации, как и коллектива, лежащего в ее основе, считается наличие цели. Последняя придает смысл ее существованию, определенность и конкретную направленность действиям персонала.
Цель
– это то, на что направлены действия
и ресурсы. Она должна быть определенной
(ясной тому, кому предназначена), измеримой
(исполнители должны иметь возможность
оценки степени ее достижения), иметь временные
рамки и ограничения по расходу ресурсов
на ее достижение.
2.1.
Структура целей организации
Цели предприятия, как правило, весьма конкретны. Можно перечислить основные положения, которые необходимо принимать во внимание при разработке целей предприятия.
Корпоративное планирование предполагает различные уровни масштабирования. Тем не менее, даже на маленьких предприятиях редко формулируется только одна цель.
А если целей несколько, то объективно имеется некоторая структура целей. Структуризация целей может быть произведена как минимум по трем критериям:
Такая
многоплановость целей
2.2.
Классификация целей
организации
Общая цель организации образует фундамент для установления ключевых целей и разработки стратегии развития по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, научно-исследовательские работы, персонал, финансы. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации.
Деятельность
менеджеров носит многоцелевой характер.
Наряду со стратегическими целями и
задачами им приходится решать огромное
количество текущих и оперативных
целей. [5; 117]
Функциональная подсистема | Ключевая цель |
Маркетинг | Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на рынке |
Производство | Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции |
Научно-исследовательские разработки (инновации) | Завоевать лидерские позиции по вводу новых видов продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж) |
Финансы | Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов |
Персонал | Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе |
Менеджмент | Определить
критические области |
Таблица
2. Примеры ключевых целей организации
Кроме
экономических, перед менеджерами стоят
социальные, организационные, научные
и технические задачи. Наряду с регулярно
повторяющимися, традиционными проблемами
они должны принимать решения по непредвиденным
ситуациям и т.д. Классификация целей (один
из возможных вариантов которой представлен
в таблице) позволяет конкретизировать
задачу целеполагания и использовать
соответствующие механизмы и методы, разработанные
для классов целей.
Критерии классификации | Группы целей | |
Период установления | Стратегические
Тактические |
Оперативные |
Содержание | Экономические
Организационные Научные |
Социальные
Технические Политические |
Структурные | Маркетинговые
Инновационные Кадровые |
Производственные
Финансовые Административные |
Среда | Внутренние | Внешние |
Приоритетность | Особо приоритетные
Приоритетные |
Прочие |
Измеримость | Количественные | Качественные |
Повторяемость | Постоянные (повторяющиеся) | Разовые |
Иерархия | Организации | Подразделений |
Стадии жизненного цикла | Проектирование
и создание объекта
Рост объекта |
Зрелость объекта
Завершение жизненного цикла объекта |
Таблица
3. Классификация целей
Количество
и разнообразие целей и задач
менеджмента настолько велики, что
без комплексного, системного подхода
к определению их состава не может
обойтись ни одна организация независимо
от ее размеров, специализации, вида, формы
собственности.
2.3.
Требования, предъявляемые
при разработке целей
организации
Цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели плохо или неверно определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели:
- во-первых, цели должны быть достижимыми. Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников организации. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации;
-
во-вторых, цели должны быть гибкими.
Цели следует устанавливать
-
в-третьих, цели должны быть
измеримыми. Это означает, что цели
должны быть сформулированы
-
в-четвертых, цели должны быть
конкретными, обладающими
Информация о работе Разработка миссии и стратегических целей организации