Разработка организационной структуры предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: Рассмотреть имеющуюся организационную структуру предприятия, выявить в ней недостатки и предложить методы их устранения. Освоить методику составления организационной структуры предприятия, штатного расписания, должностных инструкций. Принять управленческое решения с помощью метода экспертных оценок и расчета коэффициента конкордации, определить уровень его значимости.

Содержание

Введение
1. Обоснование
1.1. Характеристика предприятия
1.2. Структура предприятия
1.3. Штатное расписание
1.4. Должностная инструкция
1.5. Положение об отделе
1.6. Характеристика трудовых ресурсов
2. Принятие решений
3. Расчетная часть
4. Разработка штатного расписания
5. Разработка положения о подразделении и должностной инструкции
6. Расчет эффективности структуры управления
6.1. Экономичность системы управления
6.2. Экономичность производства
6.3. Эффективность структуры управления
7. Оценка эффективности принятых решений
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

 

Таким образом, мы видим, что по мнению экспертов приемлемых решений два – увеличение численности основных и вспомогательных рабочих и доработка положений об отделах и должностных инструкций. Однако, при ранжировании эксперты расходились во мнениях по решаемым задачам. В связи с этим возникает необходимость количест­венной оценки степени согласия экспертов путем расчета коэффициента конкордации и определение его значимости.

 

,

 

где W - коэффициент конкордации;

m – количество ранжируемых объектов;

d – количество экспертов;

r – среднее значение оценки решения;

r - среднее значение оценки решений;

hs - число групп равных рангов;

hk - число равных рангов в группе.

 

Оцениваем значимость коэффициента конкордации: в данном случае табличное значение Хр=9,6

 

 

Поскольку 9,6 < 23 следовательно, гипотеза о согласии экспертов в ранжировках принимается, т.е. результат ранжирования не является случайной величиной, а хорошо продуманные мнения экспертов.

Таким образом, используя метод экспертных оценок, было принято правильное управленческое решение. Для того, чтобы достичь генеральной цели не­обходимо осуществить все решения, но в первую очередь необходимо провести увеличение численности основных и вспомогательных рабочих и доработку положений об отделах и должностных инструкций.

 

Вывод

Рассматриваемое предприятие – федеральное государственное унитарное предприятие, является коммерческой организацией. ФГУП «НПП «Радиосвязь» имеет хороший потенциал основных и оборотных средств, высокие показатели прибыли и рентабельности, хорошие экономические возможности для дальнейшего улучшения своего финансового состояния.

Тем не менее на предприятии необходимо отредактировать имеющееся положение о планово-экономическом отделе и должностную инструкцию экономиста по планированию, разработать положения об отделе технического контроля, отделе метрологии и отделе кадров, а также должностные инструкции главного технолога, ведущего инженера, юриста и исправить ошибки в оформлении штатного расписания.

Кроме этого на предприятии предполагается усовершенствовать существующую организационную структуру и расширить штат сотрудников на 120 единиц в целях:

1.           Использования не занятых в производстве рабочих площадей и простаивающего оборудования;

2.           Повышения скорости выполнения поступающих заказов и привлечения новых клиентов;

3.           Сокращения большой относительной численности линейного персонала

3.    Расчетная часть

Определение числа уровней и общей схемы организационной структуры.

 

Организационная структура управления предприятием - это состав, взаимосвязи и совокупность производственных единиц (подразделений) аппарата управления, имеющие различные функции внутри предприятия либо его структурной единицы. Все единицы предприятия, начиная с ячеек, звеньев, цехов, отделов и т.д., составляют организационную структуру.

Организационная структура должна обладать следующими свойствами:

• адекватность — обеспечение постоянного соответствия организационной структуры па­раметрам производственной структуры;

• адаптивность - способность самонастройки организационной структуры при измене­ниях в субъектах управления;

• гибкость и динамизм - способность организационной структуры управления предпри­ятия реагировать на прогрессивные нововведения, выгодные для процесса управления;

• специализация - обеспечение функциональной замкнутости каждой управляющей ячейки в целях ограничения и конкретизации ее сферы деятельности;

• пропорциональность - соответствие численности работников структурного подразде­ления выполняемым функциям, их содержанию и объемам, а также диапазонам кон­тролируемых сфер, соотношению прав и ответственности.

Перечень показателей, включаемых в построение организационной структуры:

1. состав и число степеней конкретной иерархии управления;

2. номенклатура структурных подразделений управления;

3. число структурных подразделений на разных уровнях;

4. подлинность и взаимосвязь линейных и функциональных звеньев;

5. схема организационных звеньев, структурных подразделений;

6. общая численность работников в структурном подразделении и на предприятии в це­лом.

 

Необходимое и достаточное число уровней линейного руководства рас­считывается по формуле:

 

,

где Nо- численность работников, человек;

Нуп- норма управляемости для руководителей низшего уровня для мастеров;

Тсм- сменность работ предприятия;

Нус- средняя норма управляемости для руководителей высшего и среднего звена;

 

Базовый вариант:

Nо = 152 чел.

Нуп = 23 чел. (140 рабочих, 6 мастеров)

Тсм = 2

Нус = 6 чел.

На предприятие поступает большое количество заказов, быстрое выполнение которых невозможно из-за ограниченного количества персонала. Поэтому предполагается расширить штат работников на 100 человек. Нарушена норма управляемости мастеров, поэтому необходимо увеличить численность мастеров до 12. Секретарь не выполняет управленческие функции, не относится к первому уровню в подчинении генеральному директору, его необходимо перенести на отдельный уровень.

 

 

Проектируемый вариант:

Nо = 252 чел.

Нуп = 20 чел. (239 рабочих, 12 мастеров)

Тсм = 2

Нус = 5 чел.

 

 

 

Вывод

 

Для достижения эффективного рабочего процес­са, а также выполнения поставленных целей и задач необходима оптимальная система управления, обеспечивающая бесперебойное и своевременное планирование и координа­цию деятельности всех звеньев предприятия, поэтому необходимо расширить штат работников на 100 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.    Разработка штатного расписания

 

Штатное расписание разрабатывается для предприятий на основе использования комплекса нормативных документов: нормативов численности специалистов и служащих, норм обслуживания.

Разработке штатного расписания предшествует ра­бота по проектированию организационной структуры управления предприятия. Устанав­ливается число уровней организационной структуры и количество функциональных отделов, определяются связи с внешними организациями, определяется состав подразделений и распределяются обязан­ностей в подразделениях, разрабатываются положения и единая номенклатура должностей, квалификационные требования, схемы должностных окладов, законодательные акты и нормативные документы по видам работ.

Штатное расписание формируется на основании укрупненной квалификации видов деятельности специалистов и служащих, функций управления и категорий работников, выполняющих эти функции. Функции управления и процессы труда определяются теми видами деятельности, которое выполняет данное предприятие. На основании штатного расписания    составляются    должностные    инструкции.   

Как нормативный документ штатное расписание абсолютно необходимо и для нормального выполнения профсоюзом предприятия защитной функции.

Недостатки существующего на предприятии штатного расписания (Приложение 3):

Неправильно оформлен гриф утверждения (после слова «Утверждаю» поставлен знак «:»), также нет названия предприятия и не отведено место для того, чтобы можно было его вписать. Неверно оформлены подписи, отсутствуют их расшифровки.

 

Вывод:

Таким образом, в ходе выявленных недостатков штатного расписания организации ФГУП «НПП «Радиосвязь» предлагается для правильного оформления документации, в частности штатного расписания использовать программу 1С «Кадры», усовершенствовать унифицированную форму утверждения, откорректировать расположения должностных лиц, гриф утверждения, указать период утверждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.    Разработка положения о подразделении и должностной инструкции

 

Основными документами, определяющи­ми статус, основные задачи, функциональное содержание деятельности, права, обя­занности, ответственность подразделения и его работников, являются положение о подразделении и должностные инструкции. Эти документы относятся к правовым ак­там и входят в систему организационно-пра­вовой документации учреждения Они реа­лизуют нормы административного права и содержат положения, составляющие право­вую основу деятельности структурных под­разделений и работников. Положения о под­разделениях и должностные инструкции занимают важнейшее место в системе нор­мативно-правового регулирования деятель­ности организации.

С точки зрения срока действия эти доку­менты относятся к так называемым "бес­срочным" документам, то есть документам, действующим до их отмены или утвержде­ния новых. В стабильно работающем учреж­дении организационно-правовые документы могут действовать в течение нескольких лет.

Для правильной организации и эффективной деятельности подразделения и ра­ботников чрезвычайно важно, чтобы и по­ложение о подразделении и должностные инструкции работников с точки зрения со­держания находились в актуальном состо­янии, то есть соответствовали реальным целям и задачам деятельности. По этой причине одной из задач руководителя под­разделения является отслеживание регла­ментированных нормативными правовыми актами изменений деятельности, задач и функций, выполняемых подразделением и его работниками, в целях их отражения в организационно-правовых документах подразделения.

Положения о подразделениях и должно­стные инструкции только тогда будут эф­фективным инструментом управления, ког­да они будут точно и полно регламентиро­вать реальную деятельность подразделения. Основным механизмом, позволяющим поддерживать эти документы в актуальном состоянии, является внесение в них изме­нений и дополнений, которое осуществля­ется по мере необходимости приказами (распоряжениями) руководителя с последу­ющей фиксацией этих изменений в текстах самих документов.

Положения о подразделениях и должно­стные инструкции разрабатываются руко­водством подразделения с привлечением квалифицированных специалистов, хоро­шо знающих как работу подразделения, так и учреждения в целом.

Положения о подразделениях и должно­стные инструкции, оформляются на общем бланке учреждения (структурного подразде­ления) или стандартном листе бумаги с на­несением всех обязательных для общего бланка реквизитов название организации, наименование вида документа, дата и но­мер документа, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения.

В процессе подготовки положения о под­разделениях и должностные инструкции проходят процедуру согласования со все­ми заинтересованными подразделениями и лицами. Визы проставляются на первом эк­земпляре документа, хранящемся в деле организации. Юридическую силу эти доку­менты, как и другие организационно-право­вые документы, приобретают после их утверждения руководством: положения о под­разделениях утверждаются руководителем организации, должностные инструкции—за­местителем руководителя (куратором соот­ветствующего подразделения) или руково­дителем самостоятельного структурного подразделения, если ему дано это право.

Положение о подразделении - доку­мент, определяющий организационно-пра­вовое положение подразделения в структу­ре учреждения, его задачи, функции, права, ответственность, а также взаимоотношения с другими подразделениями и учреждения­ми. Целесообразно в текст положения вклю­чать следующие разделы: общие положе­ния, основные задачи, функции, права, ответственность, взаимоотношения, а при необходимости также - руководство (управ­ление) и организация работы.

Должностная инструкция - документ, определяющий организационно-правовое положение работника в структуре учрежде­ния и подразделения, его функциональные обязанности, права, ответственность и вза­имоотношения с другими работниками и подразделениями. Этот документ разраба­тывается на каждую должность, предусмот­ренную штатным расписанием, или рабочее место, если в подразделении имеется не­сколько работников, занимающих одинако­вые должности, но выполняющих различ­ную работу. Должностная инструкция регламентирует организационно-правовое поло­жение работника и обеспечивает условия для его эффективной работы, она позволяет объективно оценивать деятельность работ­ника и является нормативной основой для применения к нему мер административного воздействия. Должностные инструкции позво­ляют реализовать основной принцип рацио­нальной организации труда - принцип разделения и кооперации труда.

Информация о работе Разработка организационной структуры предприятия