Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой работы: Рассмотреть имеющуюся организационную структуру предприятия, выявить в ней недостатки и предложить методы их устранения. Освоить методику составления организационной структуры предприятия, штатного расписания, должностных инструкций. Принять управленческое решения с помощью метода экспертных оценок и расчета коэффициента конкордации, определить уровень его значимости.
Введение
1. Обоснование
1.1. Характеристика предприятия
1.2. Структура предприятия
1.3. Штатное расписание
1.4. Должностная инструкция
1.5. Положение об отделе
1.6. Характеристика трудовых ресурсов
2. Принятие решений
3. Расчетная часть
4. Разработка штатного расписания
5. Разработка положения о подразделении и должностной инструкции
6. Расчет эффективности структуры управления
6.1. Экономичность системы управления
6.2. Экономичность производства
6.3. Эффективность структуры управления
7. Оценка эффективности принятых решений
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, мы видим, что по мнению экспертов приемлемых решений два – увеличение численности основных и вспомогательных рабочих и доработка положений об отделах и должностных инструкций. Однако, при ранжировании эксперты расходились во мнениях по решаемым задачам. В связи с этим возникает необходимость количественной оценки степени согласия экспертов путем расчета коэффициента конкордации и определение его значимости.
,
где W - коэффициент конкордации;
m – количество ранжируемых объектов;
d – количество экспертов;
r – среднее значение оценки решения;
r - среднее значение оценки решений;
hs - число групп равных рангов;
hk - число равных рангов в группе.
Оцениваем значимость коэффициента конкордации: в данном случае табличное значение Хр=9,6
Поскольку 9,6 < 23 следовательно, гипотеза о согласии экспертов в ранжировках принимается, т.е. результат ранжирования не является случайной величиной, а хорошо продуманные мнения экспертов.
Таким образом, используя метод экспертных оценок, было принято правильное управленческое решение. Для того, чтобы достичь генеральной цели необходимо осуществить все решения, но в первую очередь необходимо провести увеличение численности основных и вспомогательных рабочих и доработку положений об отделах и должностных инструкций.
Вывод
Рассматриваемое предприятие – федеральное государственное унитарное предприятие, является коммерческой организацией. ФГУП «НПП «Радиосвязь» имеет хороший потенциал основных и оборотных средств, высокие показатели прибыли и рентабельности, хорошие экономические возможности для дальнейшего улучшения своего финансового состояния.
Тем не менее на предприятии необходимо отредактировать имеющееся положение о планово-экономическом отделе и должностную инструкцию экономиста по планированию, разработать положения об отделе технического контроля, отделе метрологии и отделе кадров, а также должностные инструкции главного технолога, ведущего инженера, юриста и исправить ошибки в оформлении штатного расписания.
Кроме этого на предприятии предполагается усовершенствовать существующую организационную структуру и расширить штат сотрудников на 120 единиц в целях:
1. Использования не занятых в производстве рабочих площадей и простаивающего оборудования;
2. Повышения скорости выполнения поступающих заказов и привлечения новых клиентов;
3. Сокращения большой относительной численности линейного персонала
3. Расчетная часть
Определение числа уровней и общей схемы организационной структуры.
Организационная структура управления предприятием - это состав, взаимосвязи и совокупность производственных единиц (подразделений) аппарата управления, имеющие различные функции внутри предприятия либо его структурной единицы. Все единицы предприятия, начиная с ячеек, звеньев, цехов, отделов и т.д., составляют организационную структуру.
Организационная структура должна обладать следующими свойствами:
• адекватность — обеспечение постоянного соответствия организационной структуры параметрам производственной структуры;
• адаптивность - способность самонастройки организационной структуры при изменениях в субъектах управления;
• гибкость и динамизм - способность организационной структуры управления предприятия реагировать на прогрессивные нововведения, выгодные для процесса управления;
• специализация - обеспечение функциональной замкнутости каждой управляющей ячейки в целях ограничения и конкретизации ее сферы деятельности;
• пропорциональность - соответствие численности работников структурного подразделения выполняемым функциям, их содержанию и объемам, а также диапазонам контролируемых сфер, соотношению прав и ответственности.
Перечень показателей, включаемых в построение организационной структуры:
1. состав и число степеней конкретной иерархии управления;
2. номенклатура структурных подразделений управления;
3. число структурных подразделений на разных уровнях;
4. подлинность и взаимосвязь линейных и функциональных звеньев;
5. схема организационных звеньев, структурных подразделений;
6. общая численность работников в структурном подразделении и на предприятии в целом.
Необходимое и достаточное число уровней линейного руководства рассчитывается по формуле:
,
где Nо- численность работников, человек;
Нуп- норма управляемости для руководителей низшего уровня для мастеров;
Тсм- сменность работ предприятия;
Нус- средняя норма управляемости для руководителей высшего и среднего звена;
Базовый вариант:
Nо = 152 чел.
Нуп = 23 чел. (140 рабочих, 6 мастеров)
Тсм = 2
Нус = 6 чел.
На предприятие поступает большое количество заказов, быстрое выполнение которых невозможно из-за ограниченного количества персонала. Поэтому предполагается расширить штат работников на 100 человек. Нарушена норма управляемости мастеров, поэтому необходимо увеличить численность мастеров до 12. Секретарь не выполняет управленческие функции, не относится к первому уровню в подчинении генеральному директору, его необходимо перенести на отдельный уровень.
Проектируемый вариант:
Nо = 252 чел.
Нуп = 20 чел. (239 рабочих, 12 мастеров)
Тсм = 2
Нус = 5 чел.
Вывод
Для достижения эффективного рабочего процесса, а также выполнения поставленных целей и задач необходима оптимальная система управления, обеспечивающая бесперебойное и своевременное планирование и координацию деятельности всех звеньев предприятия, поэтому необходимо расширить штат работников на 100 человек.
4. Разработка штатного расписания
Штатное расписание разрабатывается для предприятий на основе использования комплекса нормативных документов: нормативов численности специалистов и служащих, норм обслуживания.
Разработке штатного расписания предшествует работа по проектированию организационной структуры управления предприятия. Устанавливается число уровней организационной структуры и количество функциональных отделов, определяются связи с внешними организациями, определяется состав подразделений и распределяются обязанностей в подразделениях, разрабатываются положения и единая номенклатура должностей, квалификационные требования, схемы должностных окладов, законодательные акты и нормативные документы по видам работ.
Штатное расписание формируется на основании укрупненной квалификации видов деятельности специалистов и служащих, функций управления и категорий работников, выполняющих эти функции. Функции управления и процессы труда определяются теми видами деятельности, которое выполняет данное предприятие. На основании штатного расписания составляются должностные инструкции.
Как нормативный документ штатное расписание абсолютно необходимо и для нормального выполнения профсоюзом предприятия защитной функции.
Недостатки существующего на предприятии штатного расписания (Приложение 3):
Неправильно оформлен гриф утверждения (после слова «Утверждаю» поставлен знак «:»), также нет названия предприятия и не отведено место для того, чтобы можно было его вписать. Неверно оформлены подписи, отсутствуют их расшифровки.
Вывод:
Таким образом, в ходе выявленных недостатков штатного расписания организации ФГУП «НПП «Радиосвязь» предлагается для правильного оформления документации, в частности штатного расписания использовать программу 1С «Кадры», усовершенствовать унифицированную форму утверждения, откорректировать расположения должностных лиц, гриф утверждения, указать период утверждения.
5. Разработка положения о подразделении и должностной инструкции
Основными документами, определяющими статус, основные задачи, функциональное содержание деятельности, права, обязанности, ответственность подразделения и его работников, являются положение о подразделении и должностные инструкции. Эти документы относятся к правовым актам и входят в систему организационно-правовой документации учреждения Они реализуют нормы административного права и содержат положения, составляющие правовую основу деятельности структурных подразделений и работников. Положения о подразделениях и должностные инструкции занимают важнейшее место в системе нормативно-правового регулирования деятельности организации.
С точки зрения срока действия эти документы относятся к так называемым "бессрочным" документам, то есть документам, действующим до их отмены или утверждения новых. В стабильно работающем учреждении организационно-правовые документы могут действовать в течение нескольких лет.
Для правильной организации и эффективной деятельности подразделения и работников чрезвычайно важно, чтобы и положение о подразделении и должностные инструкции работников с точки зрения содержания находились в актуальном состоянии, то есть соответствовали реальным целям и задачам деятельности. По этой причине одной из задач руководителя подразделения является отслеживание регламентированных нормативными правовыми актами изменений деятельности, задач и функций, выполняемых подразделением и его работниками, в целях их отражения в организационно-правовых документах подразделения.
Положения о подразделениях и должностные инструкции только тогда будут эффективным инструментом управления, когда они будут точно и полно регламентировать реальную деятельность подразделения. Основным механизмом, позволяющим поддерживать эти документы в актуальном состоянии, является внесение в них изменений и дополнений, которое осуществляется по мере необходимости приказами (распоряжениями) руководителя с последующей фиксацией этих изменений в текстах самих документов.
Положения о подразделениях и должностные инструкции разрабатываются руководством подразделения с привлечением квалифицированных специалистов, хорошо знающих как работу подразделения, так и учреждения в целом.
Положения о подразделениях и должностные инструкции, оформляются на общем бланке учреждения (структурного подразделения) или стандартном листе бумаги с нанесением всех обязательных для общего бланка реквизитов название организации, наименование вида документа, дата и номер документа, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения.
В процессе подготовки положения о подразделениях и должностные инструкции проходят процедуру согласования со всеми заинтересованными подразделениями и лицами. Визы проставляются на первом экземпляре документа, хранящемся в деле организации. Юридическую силу эти документы, как и другие организационно-правовые документы, приобретают после их утверждения руководством: положения о подразделениях утверждаются руководителем организации, должностные инструкции—заместителем руководителя (куратором соответствующего подразделения) или руководителем самостоятельного структурного подразделения, если ему дано это право.
Положение о подразделении - документ, определяющий организационно-правовое положение подразделения в структуре учреждения, его задачи, функции, права, ответственность, а также взаимоотношения с другими подразделениями и учреждениями. Целесообразно в текст положения включать следующие разделы: общие положения, основные задачи, функции, права, ответственность, взаимоотношения, а при необходимости также - руководство (управление) и организация работы.
Должностная инструкция - документ, определяющий организационно-правовое положение работника в структуре учреждения и подразделения, его функциональные обязанности, права, ответственность и взаимоотношения с другими работниками и подразделениями. Этот документ разрабатывается на каждую должность, предусмотренную штатным расписанием, или рабочее место, если в подразделении имеется несколько работников, занимающих одинаковые должности, но выполняющих различную работу. Должностная инструкция регламентирует организационно-правовое положение работника и обеспечивает условия для его эффективной работы, она позволяет объективно оценивать деятельность работника и является нормативной основой для применения к нему мер административного воздействия. Должностные инструкции позволяют реализовать основной принцип рациональной организации труда - принцип разделения и кооперации труда.
Информация о работе Разработка организационной структуры предприятия