Разработка рациональной целевой комплексной программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – расширить особенности разработки рациональной целевой комплексной программе и показать на примере по созданию системы защиты прав потребителей города Дмитров.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
Изучить теоретические особенности комплексной целевой программы;
Выявить особенности разработки методики разработки целевой комплексной программы;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Целевая комплексная программа 5
1.1. Понятие и сущность целевой комплексной программы 5
1.2 Классификация целевых программ 8
1.3 Структура программы регионального уровня 12
Глава 2. Методика разработки программы 16
2.1 Разработка программ 16
2.2 Механизм реализации целевых программ 22
Глава 3. Развитие комплексной системы защиты 29
прав потребителей города Дмитрова. 29
Заключение 39
Приложения 41

Работа состоит из  1 файл

Целевая комплексаня программа.docx

— 95.27 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 3

Глава 1.  Целевая комплексная программа 5

1.1. Понятие и сущность целевой комплексной программы 5

1.2 Классификация целевых программ 8

1.3 Структура программы регионального уровня 12

Глава 2. Методика разработки программы 16

2.1 Разработка программ 16

2.2 Механизм реализации целевых программ 22

Глава 3. Развитие комплексной системы защиты 29

прав потребителей города Дмитрова. 29

Заключение 39

Приложения 41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в  стране наблюдается экономический  кризис. Из этого следует, что компании, которые занимаются предоставлением услуг различного характера, всё чаще пытаются продать своим покупателям менее качественный товар и услуги. И чаще всего под их некачественную работу попадают наименее защищенные слои населения, которые не в силах защитить свои права, если они понимают, что их обманули.  Целевые комплексные программы представляют собой одну из форм решения наиболее важных узловых проблем социалистического строительства. Однако сами эти проблемы различаются между собой по уровню, масштабности и другим признакам. Неоднозначность проблем обусловливает неодинаковую значимость и целевых комплексных программ как средства их решения. Отсюда возникает необходимость решение указанных задач, которые возможны при условиях: 

• обеспечения еще большей  открытости процедур формирования и  реализации мероприятий целевых  программ; 

• осуществления действенного контроля за их реализацией, повышения ответственности заказчиков за достижение целей программ и своевременного представления качественной отчетности по использованию финансовых средств по всем источникам финансирования; 

• мобилизации из всех источников финансовых средств, направляемых на реализацию программ. 

• обеспечения еще большей  открытости процедур формирования и  реализации мероприятий целевых  программ; 

• осуществления действенного контроля за их реализацией, повышения ответственности заказчиков за достижение целей программ и своевременного представления качественной отчетности по использованию финансовых средств по всем источникам финансирования; 

• мобилизации из всех источников финансовых средств, направляемых на реализацию программ. 

Актуальность выбранной  темы состоит в том, что рациональные целевые программы являются одним из основных плановых документов, содержащих увязанный по ресурсам, срокам, исполнителям комплекс мероприятий для обеспечения эффективного решения поставленных задач. 

Объектом исследования данной курсовой работы является город  Дмитров. 

Предметом исследования является выбор рациональной комплексной  программы.

Цель данной курсовой работы – расширить особенности разработки рациональной целевой комплексной программе и показать на примере по созданию системы защиты прав потребителей города Дмитров. 

Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи: 

    • Изучить теоретические особенности комплексной целевой программы;
    • Выявить особенности разработки методики разработки целевой комплексной программы;
    • Разработать целевую комплексную программу защиты прав потребителей города Дмитров.

Этой  курсовой работой я хочу показать, как в наше время происходит разработка программ, что в них должно входить, какие существуют методы разработки и как реализовать готовую комплексную целевую программу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Целевая комплексная программа

    1. Понятие и сущность целевой комплексной  программы

Программы как инструмент управления появляются тогда, когда  возникает серьезная, крупномасштабная экономическая проблема, решение которой требует принятия особых мер, сосредоточения усилий, сочетания действий разных организаций.

Государственные целевые  программы общенационального, регионального  и местного уровней представляют собой важную составную часть  системы государственного регулирования экономики, что позволяет форсировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции.1 Они выступают важнейшим инструментом реализации государственного стратегического плана.

«Стратегия регионального  развития - это способ, средство достижения намеченных целей, форма управления хозяйственной деятельностью и территориальной организацией (жизни) общества». Правильный выбор стратегии позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации потенциала экономического развития и тем самым обеспечивать эффективное развитие регионов в рыночных условиях. В ходе разработки стратегии выявляются место, роль и функции регионов в новых условиях хозяйствования, определяются стратегические приоритеты развития региона в трансформируемой экономике, обосновываются экономические, финансовые и организационные механизмы реализации стратегии в новой институциональной среде. Стратегия развития отдельного региона должна органически вписываться в стратегию развития страны и составлять с ней единое целое.

Концепция - первичный, начальный  документ в системе выработки  стратегии и постановки задач  развития региона. В обобщенном виде в ней определяются масштабы, темпы, пропорции и основные направления социально-экономического развития региона, отдельных его структурно-функциональных подсистем, проблемных территорий, а также дается общее обоснование системы мер, направленных на повышение эффективности управления производством, методов устранения территориальных и отраслевых диспропорций и несоответствий, обосновываются рост уровня и совершенствование образа жизни населения региона. На основе концепции разрабатываются отраслевые и территориальные программы - целевые комплексные документы, в которых позиции концепции получают подробное и конкретное обоснование, а также согласование проблемных вопросов.

Программирование является второй ступенью в процедуре стратегического  планирования. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей  целью составление проектов программ решения важнейших проблем межотраслевых, отраслевых, региональных и локальных (на уровне хозяйствующих субъектов) проблем.

Программы, разрабатываемые  на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать:

  • перечень основных, решаемых ею задач;
  • совокупность и последовательность мероприятий, с помощь которых она реализуется;
  • расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов;
  • распределение заданий по срокам и исполнителям.

Особое место в системе  программ, разрабатываемых в процессе стратегического планирования, занимают целевые комплексные программы. Под целевой комплексной программой понимается увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в установленные сроки.

Программы - это адресный, различной степени директивности  документ, содержащий систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям социально-экономических, производственных, финансовых, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, задач, наиболее эффективными путями и в установленные сроки. Таким образом, в качестве стержня, ядра программы выступает цель, вокруг которой группируется комплекс разнообразных мероприятий, составляющих основное «тело» программы, ее содержание. Единая цель программы развертывается в совокупность задач, решение которых осуществляется с помощью системы мероприятий, реализуемых исполнителями при определенном ресурсном обеспечении. Эта связанность и представляет собой существо программы.

Так как цель программы  заключается, в конечном счете, в удовлетворении определенных назревших потребностей путем соответствующего преобразования ресурсов, то программный цикл охватывает обычно все стадии воспроизводственных процессов, включая производство, распределение и потребление программного продукта.. Поэтому взаимосвязанность задач и мероприятий в программе обусловлена не только единством цели, но и такими важными видами связей, как общность конечной продукции, технологии, сырьевых ресурсов, производственной базы, потребителей, территории, транспорта. Программы рисуют картину будущего состояния экономики и путей, способов, средств достижения этого состояния.

Программа должна иметь  четко выраженный целевой характер, строго ориентироваться на полное решение поставленной проблемы, характеризоваться определенными конечными (целевыми) результатами (показателями).2

Следовательно, в любой  целевой программе должны предусматриваться:

  • конечная цель;
  • комплекс ресурсов необходимых для достижения конечной цели;
  • этапы и сроки реализации программы;
  • головная организация – исполнитель и состав исполнителей;
  • механизм производственно-хозяйственных связей;
  • система ответственности и экономического стимулирования.

Целевые программы являются одним из средств реализации политики государства, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального и регионального уровней. Целевые программы являются инструментом регулирования и управления стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

В работе с целевыми программами  выделяются следующие этапы:

отбор проблем для программной разработки:

  • принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование;
  • экспертиза и оценка целевой программы;
  • утверждение целевой программы;
  • управление реализацией целевой программы и контроль над ходом ее выполнения.

1.2 Классификация целевых программ

Целевые программы классифицируются по нескольким признакам: по уровню значимости или  государственному статусу, по территориальной  принадлежности, по функциональной ориентации, по содержанию решаемых проблем, по отраслевой локализации, по характеру возникновения  проблемы, по срокам реализации программ и т.д.3 (Подробно классификационные признаки и виды программ отражены в Приложение 1.)

Классификация государственных  целевых программ

 «Целевые программы  классифицируются по государственному  статусу, по функциональной ориентации  и по срокам реализации». 

1. По государственному  статусу программы подразделяются  на:

  • федеральные, реализуемые средствами только Российской Федерации (ФЦП);
  • межгосударственные, которые реализуются совместно с другими государствами, в том числе с государствами-членами СНГ.

2. По функциональной ориентации выделяются:

  • социальные, предусматривающие меры социальной поддержки населения,
  • экологические, направленные на осуществление крупных природоохранных мероприятий;
  • инновационные, обеспечивающие внедрение и распространение научно-технических достижений в производстве и осуществляющие научно-техническую перестройку производства;
  • научно-технические, связанные с развитием новых перспективных направлений науки и техники;
  • фундаментальные, направленные на получение фундаментальных основ науки.

С учетом функциональной ориентации в программах (подпрограммах) целесообразно предусматриваются:

  • меры по социальной поддержке населения, прежде всего наименее защищенных его слоев, создание новых рабочих мест, ликвидацию безработицы и другие;
  • переподготовку и обеспечение занятости работников, высвобождаемых из производственной или непроизводственной сфер экономики;
  • ввод в действие объектов социальной сферы, новых форм и методов организации их деятельности;
  • расширение состава и повышение качества предоставляемых материальных и социальных услуг;
  • меры по безопасности населения.

В социально-экономических  целевых программах (подпрограммах) предусматривается:

  • осуществление крупных структурных сдвигов в производственной и социальной сферах, в том числе на отдельных территориях.

В экологических  целевых программах (подпрограммах) предусматриваются:

  • осуществление мероприятий по улучшению состояния природных сфер, по рациональному использованию природных ресурсов на федеральном, межгосударственном, региональном и отраслевом уровнях;
  • улучшение и стабилизация экологического состояния объектов, экологическая безопасность населения, особенно в регионах с повышенной антропогенной нагрузкой на природную среду;
  • разработка системы экологических ограничений и регламентации, исключающих дальнейшее и повторное ухудшение их экологического состояния.

В инновационных и научно-технических  целевых программах (подпрограммах) гражданского назначения необходимо предусматривается:

  • комплекс исследований и разработок по реализации приоритетных направлений развития науки и техники, важнейших достижений фундаментальных исследований;
  • создание и освоение принципиально новой техники, технологий и материалов, имеющих значение для развития экономики и выхода отечественного производства на высший мировой уровень;
  • разработку и внедрение методов и средств, обеспечивающих рациональное и комплексное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды от загрязнения, создание системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды и источниками ее загрязнения.

Информация о работе Разработка рациональной целевой комплексной программы