Разработка рациональной целевой комплексной программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – расширить особенности разработки рациональной целевой комплексной программе и показать на примере по созданию системы защиты прав потребителей города Дмитров.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
Изучить теоретические особенности комплексной целевой программы;
Выявить особенности разработки методики разработки целевой комплексной программы;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Целевая комплексная программа 5
1.1. Понятие и сущность целевой комплексной программы 5
1.2 Классификация целевых программ 8
1.3 Структура программы регионального уровня 12
Глава 2. Методика разработки программы 16
2.1 Разработка программ 16
2.2 Механизм реализации целевых программ 22
Глава 3. Развитие комплексной системы защиты 29
прав потребителей города Дмитрова. 29
Заключение 39
Приложения 41

Работа состоит из  1 файл

Целевая комплексаня программа.docx

— 95.27 Кб (Скачать документ)

По срокам реализации:

  • краткосрочные (продолжительность до 2 лет);
  • среднесрочные (от 3 до 5 лет);
  • долгосрочные (свыше 5 лет).

Инновационные программы  могут быть только краткосрочными, научно-технические - краткосрочными и  среднесрочными, остальные - любой продолжительности.

Программы классифицируются по разным критериям:

  • По объектам.
  • сводные макропрограммы, определяющие перспективы и стратегию социально-экономического и территориального развития страны, крупных экономических районов, субъектов Федерации по основным показателям.
  • государственные программы по отдельным направлениям деятельности (государственная инвестиционная программа, программа конверсии, космическая программа и т.д.);
  • федеральные целевые программы по отдельным проблемам — социальные, научно-технические, инновационные, экологические, региональные, отраслевые и т.п.
  • отраслевые и проблемные программы, принимаемые министерствами и ведомствами в пределах их компетенции.
  • региональные целевые программы, принимаемые законодательными исполнительными органами субъектов Федерации или муниципальными органами (например, в крупных городах);
  • межгосударственные программы;
  • международные программы, в которых Россия принимает участие в качестве инициатора или одного из исполнителей;
  • целевые программы, разрабатываемые и реализуемые государственными и негосударственными предприятиями, холдингами, банками.

3. По характеру программы подразделяются сводные, социально-экономические, научно-технические, инновационные, экологические, территориальные, внешнеэкономические, оборонные.

По срокам действия различают  программы краткосрочные (на год—два  среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (на 8-10 и более лет).

По территориальным масштабам  выделяются программы муниципальные, региональные, федеральные и международные.

Подразделение программ служит для нахождения общих закономерностей  в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, эффективность  финансирования, особенности управления программами и т.д.

1.3 Структура программы регионального уровня

В структуру программы входят паспорт  программы и основное ее содержание (см.Приложение 2)

В паспорте программы указывается  наименование программы, основание  для ее разработки, заказчик, основные разработчики, основная цель и задачи программы, сроки и этапы реализации, перечень подпрограмм и основных мероприятий, исполнители, объемы и источники финансирования, система организации контроля за исполнением программы, ожидаемые конечные результаты реализации программы.

Основное содержание программы  состоит из следующих разделов:

1. Социально экономическое  положение и стратегия развития  субъекта Российской Федерации.

В этом разделе дается характеристика социально-экономического положения  региона (общая информация о регионе, анализ социально-экономического положения региона за трехлетний период); основные проблемы социально-экономического развития субъекта РФ; оценка действующих мер по улучшению социально – экономического положения субъекта РФ; стратегия социально-экономического развития субъекта РФ.

2. Цели, задачи, сроки и  этапы реализации программы

Формируемые в данном разделе  цели и задачи программы в значительной мере должны соответствовать положениям Стратегии социально-экономического развития страны в целом и вытекать из выявленных в разделе 1 проблем региона.

Цели и задачи программы  определяются в соответствии с положениями  стратегии социально-экономического развития региона.

3. Система программных  мероприятий

Назначение данного раздела  – обеспечить взаимосогласованность всех программных мероприятий и очередность их проведения с проектируемыми объемами финансовых ресурсов, а также согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач.

4. Организация управления  программой и контроль за ходом ее реализации

Общее руководство и  контроль за ходом реализации программы осуществляет заказчик программы, который должен обладать достаточным объемом полномочий и ресурсов для эффективного управления ходом реализации программы, учитывая тот факт, что в ходе реализации программы будут подготавливаться проекты нормативных правовых актов, осуществляться взаимодействие с органами власти региона, финансовыми, промышленными и общественными организациями. Необходимо предусмотреть механизм взаимодействия с полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе.

5. Ресурсное обеспечение  программы

В данном разделе определяется общий объем финансирования программы  с указанием всех возможных источников финансирования, источники их формирования, финансовые механизмы, направления и виды расходования средств (безвозмездные субсидии, кредиты, гарантии и др.), сроки их выделения.

Предполагаемое финансирование мероприятий распределяется по годам  реализации программы и по федеральному, региональному, муниципальному уровням бюджетной системы, финансовым ресурсам предприятий и организаций.

6. Оценка эффективности,  социально – экономических и  экологических последствий от реализации программы

В данном разделе по каждой из целей и задач, поставленных в  разделе 2, должны быть представлены четко  обозначенные качественные, а также  количественные результаты выполнения. Необходимо указать количество инвестиционных проектов и социальных мероприятий, непосредственно участвующих в программе.

Расчет эффективности  реализации мероприятий программы  оценивается через степень их влияния на улучшение инвестиционного  климата и рост инвестиций, улучшение  показателей социальной сферы и  др.

Эффективность мероприятий  в социальной сфере оценивается  через улучшение соответствующих демографических и социальных показателей.

Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью, - не что иное, как план.

Целевые программы представляют собой плановые документы, разрабатываемые на основе программно-целевого метода планирования для решения наиболее важных проблем. Сущность этого метода заключается в выборе целей социально-экономического развития объекта, определении задач для каждого этапа и конкретных мероприятий по их достижению.

Целевая комплексная программа – это документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем экономических проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

По содержанию целевые  комплексные программы можно  разделить на несколько видов.

  1. Социально-экономические программы - предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни населения.
  2. Научно-технические программы - направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный положительный эффект. Перечень научно-технических программ формируется исходя из приоритетов развития экономики.
  3. Производственно-экономические программы - предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности действующих и развитию новых производств.
  4. Территориальные программы - направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач в регионах.
  5. Экологические программы – представляют собой комплекс мероприятий природоохранного характера.
  6. Организационно-хозяйственные программы - направлены на совершенствование организации управления экономикой.

Целевые комплексные программы  различаются также по своей временной  продолжительности. Они могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет.

Целевые комплексные программы, хотя и разрабатываются государством, могут быть реализованы на различных уровнях. Эти уровни таковы:

  1. народнохозяйственные (общегосударственные), направленные на решение проблем, оказывающих влияние на всю национальную экономику;
  2. межотраслевые, охватывающие группу однородных, технологически связанных между собой отраслей;
  3. общеотраслевые, реализация которых имеет принципиальное значение для технического развития той или иной отрасли народного хозяйства;

подотраслевые, цели и ресурсы которых ограничиваются рамками отдельных отраслей, подотраслей.

  Глава 2. Методика разработки программы

2.1 Разработка программ

Разработка региональных программ – целенаправленный процесс  мобилизации всех возможностей регионов различных уровней.

Типовая структура программы  включает: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное  обеспечение, механизм реализации, организационный аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы.

Для федеральных программ также разрабатываются паспорт  программы, технико-экономическое обоснование, бюджетная заявка (для программ, финансируемых из бюджета).

Решение крупномасштабных межотраслевых (отраслевых) и региональных проблем, как правило, связано с  разработкой и реализацией федеральных  целевых программ, которые следует  рассматривать в качестве одного из средств структурной и региональной политики государства.

Разработке федеральных  и региональных программ в промышленности предшествует отбор проблем (целей), включающий обоснование необходимости их решения на федеральном или региональном уровнях. Особое внимание при выборе и ранжировании проблем (целей) по приоритетности обращается на значимость; сложность их решения традиционными методами; невозможность использования формирующегося механизма рыночного саморегулирования; невозможность концентрации ресурсов и требование координации деятельности многочисленных территориальных органов управления и заключения межрегиональных экономических соглашений.4 (См. Приложение 3)

Программы, разрабатываемые  на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать: а) перечень основных, решаемых ею задач; б) совокупность и  последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется; в) расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов; г) распределение заданий по срокам и исполнителям.

Программы экономического и социального развития субъектов  Российской Федерации (далее - региональные программы) в отличие от федеральных  целевых программ разрабатываются  и реализуются субъектами Российской Федерации, которые сами определяют цели и задачи таких программ, порядок их разработки и механизм реализации.

Программная разработка решения  проблем на уровне региональных программ производится в соответствии с прогнозом  социально - экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально - экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

В региональных программах учитываются цели социально-экономического развития соответствующего региона, направления  структурной и научно-технической  политики, законодательных и институциональных  преобразований, прогнозы развития региональных и общегосударственных потребностей, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния  субъекта Российской Федерации и страны в целом, а также международные договоренности.

При отборе конкретных производственных объектов и проектов основным фактором является не нарушение равных конкурентных условий и возможность обеспечить максимальную экономическую и бюджетную  эффективность.

Приоритет имеют те проекты  и производственные объекты, где  предоставление бюджетных средств предполагается в основном на возвратной основе и может повлечь наибольший приток внебюджетных средств, в том числе иностранных инвесторов.

Можно выделить следующие  основные этапы разработки целевых  программ.

Выбор объекта программы. Это важнейшая стадия, предшествующая разработке программы и во многом предопределяющая ее успех. Нужно исходить из нескольких критериев при выборе объекта: он должен представлять стратегический приоритет, обеспечивать перелом траектории движения данного объекта; программа не должна носить слишком широкий характер, охватывая план развития целой отрасли, но и не быть чрезмерно узкой, не обеспечивая прорыва.

Построение «дерева целей». По каждой отобранной программе определяются генеральная цель, конкретизирующие ее цели первого, второго, а если потребуется, то и третьего уровней. Нужен строгий экономико-логический анализ, чтобы совокупность целей нижестоящего уровня обеспечивала достижение целей более высокого уровня. Цели следует формулировать максимально конкретно, избегать формулировок типа «повысить уровень», «расширить» и т.п., выполнение которых невозможно проверить.

Обоснование системы мероприятий, необходимых для достижения целей программы, адресность этих мероприятий (кто и когда должен их выполнить), построение в случае необходимости сетевого графика реализации программы, определение критического пути.

Информация о работе Разработка рациональной целевой комплексной программы