Разработка системы нематериальной мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по формированию и развитию системы мотивации и стимулировании персонала на исследуемом предприятии в системе менеджмента.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить методические основы системы мотивации персонала.
2. Проанализировать систему мотивации персонала ООО «ОкнаКомпани», сложившуюся к настоящему моменту; выявить недостатки и проблемные зоны существующей системы мотивации персонала.
3. Дать рекомендации и разработать перечень мероприятий по формированию и развитию системы мотивации персонала на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……….…….

4
1 Теоретические аспекты нематериальной мотивации …………….………...........

5
1.1 Социально – экономическая сущность понятия нематериальной мотивации персонала………………………………………………………………………………...

5
1.2 Виды нематериальной мотивации……………….………………...........................

9
2 Анализ системы мотивации персонала ООО «ОкнаКомпани»…………………………………………………………………...

14
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «ОкнаКомпани»…………………………………………………………………….

14
2.2 Исследование мотивации сотрудников предприятия ООО «ОкнаКомпани»…………………………………………………………………….

17
2.3. Разработка рекомендаций по усилению нематериального мотивирования персонала ООО «ОкнаКомпани»………………………………..

22
Заключение…………………………………………………………………...…………..

26
Список использованных источников………………………………….……………...

28
Приложение А………………………………………………………………….…………

29
Приложение Б………………………………………………………………….…………

32
Приложение В………………………………………………………………….…………

33

Работа состоит из  1 файл

2.doc

— 292.50 Кб (Скачать документ)

Цель и задачи кадровой политики реализуются путем:

- постоянного анализа потребности в кадрах в зависимости от количества производимой продукции, применяемых технологий, динамики рабочих мест;

-    привлечения, отбора, оценки и расстановки необходимых кадров;

- планирования служебного роста, аттестации и формирования кадрового резерва;

- обеспечения систематического обучения и повышения квалификации кадров для выявления и полной реализации способностей каждого;

- стимулирования личной инициативы, самостоятельных решений и ответственности, карьерного роста, поощрения и поддержки активности сотрудников, их идей и новых проектов;

- обеспечения наилучших условий для постоянного повышения производительности труда при безусловном выполнении действующего трудового законодательства;

- обеспечения строгого соблюдения трудовой и производственной дисциплины, проведения работы, направленной на ее укрепление, устранение потерь рабочего времени;

- непрерывного улучшения и повышения результативности управления персоналом в рамках системы качества;

Кадровая политика «ОкнаКомпани» рассчитана на длительную перспективу развития и совершенствования персонала.

Основными принципами кадровой политики остаются вопросы повышения квалификации, создание нормальных условий труда для закрепления кадров, повышение уровня оплаты труда.

Среднесписочная численность работающих за 2008 г. составила 30 человек. Структура состава работников показана на рис. 2.

 


Рисунок 2. Структура состава работников

Из рисунка видно, что основную массу работающих составляют ИТР (инженерно-технические работники) - 22 человека, 3 человек – водителей, 5- менеджеров по работе с клиентами.

Структура заработной платы представлена на рис. 3.

Рисунок 3. Структура заработной платы

Среднегодовая стоимость имущества по 2008 г. составила 742 564 руб., что на 12% выше, чем в прошлом году. Это связано, прежде всего, с увеличением штата работающих с 24 до 30 человек.

В компании прослеживается линейная связь управления между подчиненными и администрацией организации.

Управление персоналом осуществляется непосредственно генеральным директором, начальниками отделов и главным бухгалтером.

Средний возраст работающих – 37 лет.

Коэффициент текучести кадров по годам составляет:

2006 г. – 0,11

2007 г. – 0,14

2008 г. – 0,19

В 2008 году коэффициент текучести кадров увеличился по сравнению с 2007 годом на 5% и составил 19%.

 

2.2 Исследование мотивации сотрудников предприятия ООО «ОкнаКомпани»

Гибкое сочетание экономических и неэкономических способов мотивации персонала, практикуемых в ООО «ОкнаКомпани», несомненно, заслуживает внимания.

В обобщенном виде система мотивации труда может быть представлена как совокупность следующих блоков: материально-денежное стимулирование, материально-неденежное стимулирование, нематериальное стимулирование.

Материально-денежное стимулирование

Администрация устанавливает заработную плату по труду каждому работнику, зависящую от его квалификации, личного вклада и качества труда.

Оплата труда определяется с учетом анализа рынка труда и уровня оплаты труда в отрасли, производительности труда на предприятии. При равных результатах труда, квалификации, должностных обязанностей – равная оплата труда.

Установлены следующие виды оплаты труда:

- сдельно-премиальная;

- повременно-премиальная;

- оклады.

Материальное стимулирование предполагает, что дополнительные усилия работников, приведшие к значительным для предприятия результатам, будут должным образом компенсированы в виде премиальных и социальных благ.

Оплата труда может производиться за индивидуальные и коллективные результаты труда.

В зависимости от условий труда работающим устанавливаются доплаты от тарифной ставки (оклада):

1. За работу в вечернее и ночное время.

Согласно ст. 96 ТК РФ ночным временем считается время с 22 ч до 6 ч утра. Ночное время оплачивается согласно ст. 154 ТК РФ в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях. Размер доплаты по предприятию устанавливается за каждый час работы в ночное время в размере 40% часовой тарифной ставки (оклада). Количество часов, фактически отработанных конкретным работником в ночное время определяется согласно графику, составленному начальником подразделения. На доплату за ночное время начисляется премия.

2. За работу в выходные и праздничные дни.

3. За работу в тяжелых и вредных условиях труда.

Кроме этого, руководители, специалисты, служащие могут премироваться за основные результаты хозяйственной деятельности месяца.

Для усиления стабильной работы «ОкнаКомпани», улучшения качества работ могут вводиться системы премирования по итогам работы за год и другие формы материального поощрения (конкурсы, соревнования).

Установленные системы оплаты труда, формы материального поощрения утверждаются генеральным директором.

Размер доплат определяются соглашением сторон на основании ст.151 ТК РФ.

Администрация «ОкнаКомпани» оставляет за собой право изменять и совершенствовать существующую систему заработной платы, в том числе, как отдельным категориям, так и в индивидуальном порядке.

Выплачивается премия членам трудового коллектива при уходе в очередной отпуск в размере 1 минимума заработной платы, установленного в РФ на этот период. В случае грубого нарушения трудовой дисциплины (прогулы, появления на работе в состоянии алкогольного опьянения, необоснованный отказ от работы) работник лишается права на получение данной премии в текущем году.

Предприятием оказывается материальная помощь работникам в связи с непредвиденными обстоятельствами (несчастные случаи, стихийные бедствия, смерть близких родственников) в размере до 10-кратного минимума заработной платы, установленного в РФ на этот период, но не более одного раза в год (при наличии финансовых ресурсов).

Материально-неденежное стимулирование

Работники предприятия «Окна Компани» имеют право на получение следующих льгот:

      оплаченные праздничные дни;

      оплаченные отпуска;

      оплаченные дни временной нетрудоспособности;

      оплаченное время перерыва на отдых;

      оплаченное время на обед;

      страхование от несчастных случаев;

      страхование по длительной нетрудоспособности;

      предоставление бесплатных стоянок для автомобилей;

      помощь в повышении образования, профподготовке и переподготовке;

      компенсация транспортных расходов.

Нематериальное стимулирование

Руководство осознает значимость такого мотивационного фактора, как поощрение профессионального роста и должностного продвижения работников. Организация подготовки работников основывается на следующем:

- принцип всеобщности – обучение охватывает все уровни персонала – от высшего руководства до рабочего;

- принцип непрерывности – обучение и повышение квалификации – планомерный и непрерывный процесс, направленный на профессиональный рост работников, который ведется в течение всей трудовой деятельности.

На «ОкнаКомпани» существует организация поздравления работников с днем рождения и праздниками.

Для более детального изучения системы мотивации персонала на предприятии мы провели анкетирование персонала по специально разработанной анкете (Приложение А).

Цель проведения анкетирования – исследование мотивации сотрудников предприятия и способов их стимулирования.

Помимо разработанной нами анкеты исследование проводилось с помощью двух методик

Мотивационный тест по модели Д. Мак-Клелланда (приложение Б)

Опросник «Определение иерархии потребностей по А. Маслоу» (приложение В)

Нами было опрошено 25 человек, из них: ИТР (инженерно-технические работники) - 18 человек, 3 человек – водителей, 4 - менеджер по работе с клиентами.

На вопрос «Удовлетворены ли вы своей работой?» 13% опрошенных ответили «нет», 22% - частично удовлетворены работой, 65% - работой полностью удовлетворены.

Из них:

- содержанием работы удовлетворены 59% опрошенных, 35% - частично удовлетворены, 3% - не удовлетворены, 3% - затруднились ответить;

- для 57% опрошенных работа полностью соответствует личным способностям, для 33% - работа не совсем соответствует личным способностям, для 5% - не соответствует, 5% - затруднились ответить;

- режимом работы удовлетворены 94% опрошенных, 3% - частично удовлетворены, 3% - не удовлетворены ;

- санитарно-гигиеническими условиями удовлетворены 84% опрошенных, 13% - частично удовлетворены, 3% - затруднились ответить;

- уровнем технической оснащенности удовлетворены 51% опрошенных, 35% - частично удовлетворены, 11% - не удовлетворены, 3% - затруднились ответить;

- возможностью должностного продвижения удовлетворены 43% опрошенных, 22% - частично удовлетворены, 13% - не удовлетворены, 22% - затруднились ответить;

- возможностью профессионального роста удовлетворены 43% опрошенных, 24% - частично удовлетворены, 14% - не удовлетворены, 19% - затруднились ответить;

- 81% опрошенных частично удовлетворены размером заработка, 8% - не удовлетворены, 11% затруднились ответить;

- отношениями с непосредственным руководителем удовлетворены 81% опрошенных, 11% - частично удовлетворены, 8% - затруднились ответить;

- отношениями с коллегами удовлетворены 33% опрошенных, 67% - частично удовлетворены.

Группу стабильных и удовлетворенных сотрудников составляет 57% от всех опрошенных. Удовлетворенных, но предпринимающих поиск работы в настоящее время – 30%. Группа сотрудников, не удовлетворенных и не занимающихся поиском работы, составляет 8%. Группа мобильных сотрудников, испытывающих неудовлетворенность своей деятельностью на предприятии и предпринимающих активный поиск нового места работы, составила 5% от числа опрошенных.

84% опрошенных считают, что их знания, способности, профессиональные навыки и возложенные на них полномочия соответствуют друг другу, а 16% считают, что навыки выше возложенных на них полномочий.

Самыми популярными ответами на вопрос «Выберите пять самых важных для вас характеристик работы» были:

      - заработная плата (56%)

      - благоприятный психологический климат (47%)

      - благоприятные условия труда (31%)

      - должностное продвижение (29%)

На вопрос «Существует ли система социальных льгот в вашей организации?» 78% опрошенных затруднились ответить, а 22% ответили «нет».

На вопрос «Какие социальные блага со стороны предприятия вам необходимы?» большинство опрошенных (92%) ответили: медицинское обслуживание, страхование от несчастных случаев, наличие спортивных учреждений.

На вопрос «Существуют ли в вашей организации формы морального поощрения?» 82% опрошенных затруднились ответить, а 18% ответили «да».

На вопрос «Какие виды морального поощрения со стороны предприятия вам необходимы?» большинство опрошенных (29%) ответили «устная благодарность».

Проведенное исследование показало, что система мотивации персонала, функционирующая на предприятии не совершенна. Об этом свидетельствует и процент текучести, который в 2008 году увеличился по сравнению с 2007 годом на 5% и составил 19%. На производственных предприятиях нормальной считается ежегодная текучесть персонала 7-10%, то есть процент текучести на предприятии отклонился от нормы [17.]

Кроме анкетирования и тестирования нами было проведено интервью с генеральным директором и сотрудниками предприятия. Исходя из имеющейся информации, полученной в ходе анализа документов предприятия, проведенного опроса и серии интервью с сотрудниками и руководителями, нами были выявлены следующие проблемные зоны:

      В целом, показатели неудовлетворенности по материальному и нематериальному стимулированию примерно одинаковы;

      Система коммуникаций, действующая на предприятии, малоэффективна, в коллективе между сотрудниками часто возникают конфликты;

      Отсутствует практика планирования карьеры персонала;

      Отсутствует единый командный дух, сложившийся социально-психологический климат в коллективе не способствует эффективности деятельности;

      Слабо сформирована корпоративная культура, не разработаны мероприятия по ее развитию.

 

2.3 Разработка рекомендаций по усилению нематериального мотивирования персонала ООО «ОкнаКомпани»

Как показало исследование, неудовлетворенность материальной мотивацией персонала достаточно высока. Однако в ходе беседы с генеральным директором было выяснено, что на данный момент предприятие не имеет возможности и ресурсов для существенных изменений материального стимулирования персонала. По запросу руководителя, основное внимание было направлено на разработку рекомендаций по улучшению нематериального мотивирования персонала.

Информация о работе Разработка системы нематериальной мотивации