Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:59, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по формированию и развитию системы мотивации и стимулировании персонала на исследуемом предприятии в системе менеджмента.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить методические основы системы мотивации персонала.
2. Проанализировать систему мотивации персонала ООО «ОкнаКомпани», сложившуюся к настоящему моменту; выявить недостатки и проблемные зоны существующей системы мотивации персонала.
3. Дать рекомендации и разработать перечень мероприятий по формированию и развитию системы мотивации персонала на предприятии.
Введение…………………………………………………………………….……….…….
4
1 Теоретические аспекты нематериальной мотивации …………….………...........
5
1.1 Социально – экономическая сущность понятия нематериальной мотивации персонала………………………………………………………………………………...
5
1.2 Виды нематериальной мотивации……………….………………...........................
9
2 Анализ системы мотивации персонала ООО «ОкнаКомпани»…………………………………………………………………...
14
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «ОкнаКомпани»…………………………………………………………………….
14
2.2 Исследование мотивации сотрудников предприятия ООО «ОкнаКомпани»…………………………………………………………………….
17
2.3. Разработка рекомендаций по усилению нематериального мотивирования персонала ООО «ОкнаКомпани»………………………………..
22
Заключение…………………………………………………………………...…………..
26
Список использованных источников………………………………….……………...
28
Приложение А………………………………………………………………….…………
29
Приложение Б………………………………………………………………….…………
32
Приложение В………………………………………………………………….…………
33
Говоря об использовании социально-психологических методов мотивирования персонала необходимо отметить, что очень важным условием успешности такой стратегии служит открытость и доверительность в отношениях между руководством и работниками: постоянное и точное информирование о производственно-экономической ситуации, складывающейся на предприятии, об изменениях в соответствующих секторах рынка, об ожидаемых перспективах, намечаемых действиях, успешности их реализации.
В результате проведенного исследования системы мотивации персонала на «Окна Саратова» мы выяснили, что в максимальном усовершенствовании и коррекции нуждаются используемые социально-психологические методы. Можно выделить три основных направления усовершенствования использования социально-психологических методов в мотивации персонала:
Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе,
Развитие системы управления конфликтами,
Формирование и развитие организационной культуры.
Далее, мы хотим предоставить перечень конкретных мероприятий, проведение которых позволит сформировать эффективную систему мотивации персонала «Окна Компани» на более высокий уровень.
Первое проектное предложение, направленное на совершенствование системы нематериального стимулирования касается разработки программы корпоративного тренинга командообразования. Профессиональная команда – это группа единомышленников, обладающих единой целью, четкой иерархией, стандартами взаимодействия и функционально-ролевой специализацией. Формирование эффективной команды – длительный и кропотливый процесс. Для выхода команды на уровень продуктивной работы нами разработана программа тренинга:
Корпоративный тренинг: Командообразование. Эффективное взаимодействие в команде.
Цель тренинга: развитие навыков формирования эффективной команды и построения успешного взаимодействия в ней.
Программа включает в себя следующие направления работы:
1. Когда и зачем нужна команда. Определение факторов эффективной работы команды. Роли в команде, особенности индивидуального влияния на командные процессы.
2. Основы формирования эффективной команды, условия и этапы ее становления. Эффекты командной работы.
3. Оптимальная специализация членов команды. Анализ индивидуальных стратегий влияния в ролевом командном распределении.
4. Лидерство и эффективная работа команды.
5. Мотивирование в работе команды. Факторы, влияющие на работу команды в целом и каждого ее члена в отдельности. Виды мотивов, основные способы и стратегии мотивирования членов команды.
6. Решение проблем и принятие решений в команде. Оптимальные позиции команды по отношению к внешней задаче; техники организации эффективной коммуникации в процессе принятия группового решения, творческое решение задач.
7. Отработка стратегий работы в ситуации неопределенности и риска. Конструктивное разрешение конфликтов в команде.
Результаты тренинга для участников:
- осознание своей роли в эффективной работе команды;
- навыки умения согласовывать свои действия с другими членами команды;
- умение видеть общую цель и определять шаги по ее достижению;
- навыки анализа задачи, решения проблем и принятия группового решения;
- навыки качественного общения в команде и решения конфликтов;
- понимание роли лидера в достижении результата;
- повышение мотивации к командной работе.
Выгоды для организации в целом:
- увеличение результативности работы за счет согласованности действий членов команды; сокращение временных затрат;
- качественное решение сотрудниками общих задач и проблем; снижение конфликтов в команде;
- возрастание приверженности сотрудников своей компании;
- усиление сплоченности коллектива;
Форма проведения тренинга - интенсивная групповая работа. В программу должны быть включены информационные блоки, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, упражнения и практические задания.
Второе проектное предложение – проведение корпоративных мероприятий и конкурсов на самые разные тематики:
публичное признание «первых в профессии» с вручением символических призов (например, значков, грамот, переходящих вымпелов и т.д) и памятных подарков и др. (см. таблицу №1). Такой внутренний PR - сильнодействующий инструмент нематериальной мотивации. Несмотря на то, что в «ОкнаКомпани» принята практика материального вознаграждения – премирования по результатам труда, однако публичное признание заслуг – мощный стимул морального поощрения – отсутствует. В ходе исследования, сотрудники неоднократно высказывали сожаления по поводу отсутствия каких-либо конкурсных, поощрительных и праздничных мероприятий.
Таблица №1. Примеры конкурсов
Название конкурса | Периодичность проведения | Участники | Призы |
«Лучший новичок компании» | Ежемесячно | Все сотрудники, у которых в течение отчетного периода закончился испытательный срок | Диплом и переходящий кубок |
«Лучший в профессии» | Ежегодно | Все сотрудники, уже работающие в компании на начало отчетного периода (года) | Диплом и туристическая путевка на двух человек |
«Лучшая фотография» | Все сотрудники | Общественное признание: лучшие фотографии (с указанием авторства) украшают офисы компании | |
«Я — за здоровый образ жизни!» | Курящие сотрудники, готовые бросить курить | Домашние кинотеатры (DVD-проигрыватель и стереосистема) |
Конкурсы по различным номинациям (например, лучший в профессии) целесообразнее объявлять в начале года, а результаты подводить в конце года. Награждение проводится публично. Победителей поздравляют на собрании всего коллектива, сведения о них размещают на информационных досках; каждому вручают памятную фотографию с церемонии награждения.
Третье проектное предложение – усиление внимания к профессиональным праздникам, юбилейным и праздничным датам его работников, чтобы все люди чувствовали искреннюю заботу о себе со стороны руководства.
Как показывают результаты исследования, корпоративные праздники в практически отсутствуют. Это продиктовано желанием руководства не поощрять и не провоцировать распитие спиртного на рабочем месте. Безусловно, нарушение трудовой дисциплины и техники безопасности, вызванные пьянством – страшная проблема многих производств и предприятий. Однако, полный запрет праздников – не решение проблемы, а упущение возможностей сплочения и командообразования небольшого коллектива. Залог успеха – грамотный подход к организации и проведению данных мероприятий.
Таким образом, с нашей точки зрения проведение указанных мероприятий в «ОкнаКомпани» позволит вывести систему мотивации персонала на новый уровень.
Заключение
Для эффективного управления персоналом необходимо знать, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий.
Мотивация в управлении персоналом понимается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Процесс мотивации упрощенно может быть разбит на следующие этапы: выявление потребностей, формирование и развитие мотивов, управление ими с целью изменения поведения людей, необходимого для реализации целей, корректировка мотивационного процесса в зависимости от степени достижения результатов.
Для достижения целей и задач, поставленных в данной работе, нами была исследована система мотивации персонала «ОкнаКомпани». Проведенное исследование показало, что система мотивации персонала, функционирующая на предприятии не совершенна. Об этом свидетельствует и процент текучести, который в 2006 году увеличился по сравнению с 2005 годом на 5% и составил 19% (нормальной считается ежегодная текучесть персонала 7-10%)
Исследование проводилось методом анкетирования, тестирования и интервью с генеральным директором и сотрудниками предприятия.
По запросу руководителя, основное внимание было направлено на разработку рекомендаций по улучшению нематериального мотивирования персонала.
Первое проектное предложение, направленное на совершенствование системы нематериального стимулирования касается разработки программы корпоративного тренинга командообразования.
Второе проектное предложение - публичное признание «первых в профессии» с вручением символических призов (например, значков, грамот, переходящих вымпелов и т.д) и памятных подарков. Такой внутренний PR - сильнодействующий инструмент нематериальной мотивации. Победителей поздравляют на собрании всего коллектива, сведения о них размещают на информационных досках; каждому вручают памятную фотографию с церемонии награждения.
Третье проектное предложение – усиление внимания к профессиональным праздникам, юбилейным и праздничным датам как самого предприятия, так и его работников. Как показывают результаты исследования, корпоративные праздники в «Окна Саратова» практически отсутствуют.
Таким образом, с нашей точки зрения проведение указанных мероприятий в «ОкнаКомпани» позволит вывести систему мотивации персонала на новый уровень.
Список использованных источников:
1. Алехсеевский, B.C. - Менеджмент и синергетика устойчивого развития. М., 2003
2. Дубина, И. Н. Управление творчеством персонала в условиях инновационной экономики. М: Academia, 2009
3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие для вузов/ Е.П. Ильин. - СПб. и др.: Питер, 2000
4. Холодков, А.В. – Особенности мотивации персонала крупных промышленных предприятий «Управление персоналом» – научно – практический и теоретический журнал, 12(188)/2008
5. Вознаграждение работников фирмы // Человек и труд. 2004. №5
6. Гутгарц, Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия/ Р.Д. Гутгарц// Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №5
7. Волгин, Н.А. Опыт подготовки и стимулирования труда государственных служащих в Японии / Н.А. Волгин; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. – М.: РАГС, 1998
8. Комаров, Е.И. Жданкин, Н.А. Современные тенденции в мотивации и стимулировании персонала. Управление персоналом, 2006, № 23
9. Волгин, Н.А. Бестарифная оплата труда: опыт, анализ, предложения. М., 2001
10. Волгин, Н.А. и др. Стимулирование производительности труда. Брянск, 2005
11. Алехина, О.Е. Стимулирование развития работников организации/ О.Е. Алехина // - Управление персоналом. – 2002. - № 1
12. Кибанов, А.Я., Баткаева, Е. Н. и др. Управление персоналом организации. М., 1997
13. Дряхлов, Н.И. Эффективность деятельности сотрудников и их вознаграждение на Западе/ Н.И. Дряхлов, Е.А. Куприянов// СОЦИС: Социологические исследования.- 2002.- № 12
14. Бовыкин, В. И. Новый менеджмент. – М.: Экономика, 1997
15. Управление персоналом: Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. – ИНФА-М, 1997
16. Андреев, В. В. Проблемы мотивации руководителей и специалистов на промышленных предприятиях // Управление персоналом. – 1998. – №10
17. Никифорова Л. Анализируйте текучесть персонала, и вы много узнаете о компании // Кадровое дело. 2006. №2
Приложение А.
Разработанная АНКЕТА
1.Укажите, пожалуйста, ваш возраст: 2. Пол: 3. Образование:
А. 20-30 лет А. муж А. среднее специальное
Б. 31-40 лет Б. жен Б. незаконченное высшее
В. 41-50 лет В. высшее
Г. 51-60 лет
4. Стаж работы:
А. общий Б. по специальности В. в данной организации
5. Какую должность вы занимаете в данной организации?
А. руководителя Б. специалиста В. Служащего С. рабочего
Работой совершенно не удовлетворен |
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 | Работой полностью удовлетворен |
Информация о работе Разработка системы нематериальной мотивации