Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение процесса разработки стратегии реструктуризации предприятия в современных экономических условиях.
Данная цель достижима путем решения ряда частных задач:
Изучение понятия и сущности стратегии реструктуризации, ее целей и места в пирамиде стратегий фирмы.
Рассмотрение основных этапов реструктуризации компании, а также возникающих в ходе реструктуризации возможных рисков.
Разработка примерной общей стратегии реструктуризации для компании-холдинга.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1. Экономическая сущность стратегии рекструктуризации….........5
Понятие и значение стратегии реструктуризации…………….…….5
Сущность стратегии реструктуризации и ее место в пирамиде стратегий фирмы…………………………………………………………9
Глава2. Проведение программы реструктуризации………………………11
Этапы реструктуризации компании………………………………….11
2.2. Возможные риски, связанные с проведением реструктуризации..13
Глава3 . Разработка стратегии реструктуризации для компании- холдинга……………………...………………………………………………….17
3.1. Выбор стратегии реструктуризации на основе генеральной стратегии фирмы……………………………………………………………….17
3.2. Моделирование примерной общей стратегии реструктуризации для компании-холдинга…………………………………………………………….20
Заключение……….……………………………………………………………..39
Библиографический список…………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава1. Экономическая сущность стратегии рекструктуризации….........5
Глава2. Проведение программы реструктуризации………………………11
2.2.
Возможные риски, связанные
с проведением реструктуризации..13
Глава3
. Разработка стратегии
реструктуризации для
компании- холдинга……………………...……………………………
3.1.
Выбор стратегии реструктуризации
на основе генеральной
стратегии фирмы……………………………………………………………….
3.2.
Моделирование примерной
общей стратегии реструктуризации
для компании-холдинга…………………………………
Заключение……….…………………………………………
Библиографический
список…………………………………………………..40
Введение
Процесс институциональной реструктуризации промышленности активно развивается в России с начала 90-х годов. При этом доминирующей до настоящего времени была тенденция дезинтеграции, разукрупнения промышленных предприятий и создания разветвленных финансово-промышленных структур.
Сегодня идут
процессы поиска базовыми промышленными
предприятиями своего места в изменившейся
хозяйственно-административной,
Для общества представляется желательным, чтобы заключенная в потенциале предприятий и динамике преобразований энергия концентрировалась и направлялась на развитие бизнеса в промышленности, создание системы эффективно и устойчиво функционирующих предприятий, способных вместе с тем к активному и гармоничному взаимодействию с рыночной средой.
Для этого необходимо, чтобы наряду с процессами дезинтеграции, реализующими «центробежные» силы экономического отталкивания, шли интеграционные процессы, основанные на «центростремительных» силах экономического притяжения. Иными словами, чтобы процессы стихийного разукрупнения, доминировавшие в промышленности более пяти лет, были введены в рамки процесса управляемой стратегической реструктуризации.
Сам по себе процесс разукрупнения конкретного предприятия, так же как и процесс его интеграции (слияния, присоединения) с другими, многовариантен, а его последствия неоднозначны. Поэтому одной из основных задач аналитического обеспечения реструктуризации является исследование организационно-экономических механизмов проведения реструктуризации, функционирования создаваемых структур, а также экономических последствий как разукрупнения, так и интеграции для предприятия. Речь идет, таким образом, о стратегии реструктуризации.
Данная тема имеет особую актуальность в условиях несколько сбавившего обороты, но все же существующего до сих пор мирового финансового кризиса; когда многим фирмам предстоит не просто выжить, а кардинально поменять модель существования.
Целью данной курсовой работы является изучение процесса разработки стратегии реструктуризации предприятия в современных экономических условиях.
Данная цель достижима путем решения ряда частных задач:
Выделенные
задачи решены в трех главах; курсовая
работа содержит также введение с обоснованием
актуальности темы, заключение с выводами
по теме исследования и библиографический
список источников, раскрывающих описанную
проблему.
Глава1. Экономическая сущность стратегии рекструктуризации
В переводе с английского "реструктуризация" (restructuring) - это перестройка структуры чего-либо. Латинское слово структура (structura) означает порядок, расположение, строение. Если рассматривать компанию как сложную систему, подверженную влиянию факторов внешнего окружения и внутренней среды, то термину "реструктуризация компании" можно дать следующее определение:
Реструктуризация компании - это изменение структуры компании (иными словами порядка, расположения ее элементов), а также элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов либо внешней, либо внутренней среды (Рисунок 1). Реструктуризация включает: совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом.
Реструктуризацию следует отличать от реорганизации.
Реорганизация
в общем случае и чаще всего воспринимается
как перестройка, преобразование, совершенствование
организационных отношений в действующих
структурах. Но главной отличительной
чертой реорганизации является изменение
системы связей между элементами структуры,
в то время как реструктуризация предполагает
еще и изменение самих элементов структур
в соответствии с принятой стратегией
развития.
Возвращаясь к стратегии необходимо сразу
отметить, что стратегия реструктуризации,
безусловно, является частью общей стратегии
любой компании или холдинга, которая
определяется как комплекс планов, мероприятий
и методов хозяйствования, объединяющих
различные стороны производственной и
сбытовой деятельности, направленных
на достижение долгосрочных рыночных
целей.
Основной причиной, почему компании стремятся к реструктуризации, обычно является низкая эффективность их деятельности, которая выражается в неудовлетворительных финансовых показателях, в нехватке оборотных средств, в высоком уровне дебиторской и кредиторской задолженности.
Впрочем, и успешные компании часто проводят структурные преобразования. Ведь любая модификация масштабов бизнеса или рыночных условий требует адекватного изменения системы управления и проведения реструктуризационных программ.
С какими целями
проводится реструктуризация? Традиционно
собственники и менеджмент компании преследуют
две цели: это повышение конкурентоспособности
компании с последующим увеличением ее
стоимости. В зависимости от целевых установок
и стратегии компании определяется одна
из форм реструктуризации: оперативная
или стратегическая.
Рис. 1 Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на деятельность компании
Оперативная реструктуризация предполагает изменение структуры компании с целью ее финансового оздоровления (если компания находится в кризисном состоянии), или с целью улучшения платежеспособности. Она проводится за счет внутренних источников компании с помощью инструментария сокращения и "выпрямления" (перехода от косвенных к прямым издержкам) издержек, выделения и продажи непрофильных и вспомогательных бизнесов. Результатом оперативной реструктуризации является получение прозрачной и более управляемой компании, в которой собственники и менеджеры уже могут понять, какие бизнесы следует развивать, а от каких избавляться. Оперативная реструктуризация способствует улучшению результатов деятельности предприятия в краткосрочном периоде и создает предпосылки для проведения дальнейшей, стратегической реструктуризации.
Стратегическая реструктуризация - это процесс структурных изменений, направленный на повышение инвестиционной привлекательности компании, на расширение ее возможностей по привлечению внешнего финансирования и роста стоимости. Реализация такого типа реструктуризации направлена на достижение долгосрочных целей. Результатом ее успешного проведения становится возросший поток чистой текущей стоимости будущих доходов, рост конкурентоспособности компании и рыночной стоимости ее собственного капитала. Проведение как оперативной, так и стратегической реструктуризации может охватывать либо все элементы бизнес-системы, либо отдельные ее составляющие. Поэтому существует классификация форм реструктуризации по масштабу охвата структурных изменений. По этому критерию выделяют комплексную и частичную реструктуризацию.
Комплексная реструктуризация - это долгосрочный и дорогостоящий процесс, к которому прибегают лишь единицы предприятий. Она проводится поэтапно, преобразования затрагивают все элементы компании. В ходе такой реструктуризации используются различные механизмы. При этом в зависимости от влияния точечных преобразований на отдельные направления деятельности компании происходит корректировка общей программы реструктуризации и продолжается дальнейшая работа.
В отличие от комплексной, частичная реструктуризация (еще одно ее название "лоскутная ") затрагивает один или несколько элементов бизнес-системы. В ходе ее реализации изменениями в функциональных областях разрозненно занимаются привлеченные консультанты, и часто преобразования носят хаотичный характер, а их влияние на другие направления деятельности компании не анализируется. Поэтому неудивительно, что частичная реструктуризация приводит лишь к локальным результатам и может быть неэффективна в рамках всей бизнес-системы.
На сегодняшний
день международная практика и опыт проведения
реструктуризации в России свидетельствуют
о том, что реструктуризация - это одна
из сложнейших управленческих задач. Она
не является единовременным изменением
в структуре капитала или в производстве.
Это процесс, который должен учитывать
множество ограничений и специфику той
компании, в которой он проводится. Следовательно,
проводить его необходимо, уже имея четкие
цели, концепцию реструктуризации, понимание
каждого из ее этапов и методов, с помощью
которых необходимо действовать.
Сущность стратегии
реструктуризации состоит в необходимости
формирования детального плана построения
и изменения структуры холдинга в соответствии
с изменяющимися требованиями внешней
среды хозяйствования и ожиданий собственников
в целях эффективного функционирования
в долгосрочной перспективе. При этом
немаловажным аспектом стратегии реструктуризации
является формирование планов мероприятий
по реагированию на непредвиденные и несоразмерные
возможностям компании изменения на рынке,
к которым относятся и кризисы различной
природы.
Для понимания места стратегии реструктуризации
в общей стратегии строительного холдинга
обратимся к известной пирамиде стратегий
(см. рис 2). Почему именно стратегия реструктуризации
должна занять свое место после финансовой
стратегии попробуем обосновать ниже.
Рис. 2. Место стратегии реструктуризации в пирамиде стратегий
Реструктуризация
строительного холдинга в условиях кризиса
является его естественной реакцией на
происходящие на рынке изменения. Оценка
рыночных изменений является функцией
маркетинга и поэтому именно система маркетинга
является базовой для формирования стратегии
реструктуризации. Но наличие рыночных
перспектив не гарантирует обеспечения
деятельности. Для любой крупной компании
и тем более строительного холдинга всегда
немаловажно наличие не только эффективного
рынка свободных денежных средств, но
и наличие системного, оптимистически
ориентированного инвестиционного климата.
И то и другое в условиях кризиса невозможно,
а значит финансовая стратегия является
второй важнейшей составляющей в пирамиде
стратегий строительных компаний. И уже
в зависимости от конфигурации маркетинговой
стратегии и стратегии привлечения финансов
можно говорить и стратегии реструктуризации
конкретного строительного холдинга в
рамках текущих требований рынка и посткризисных
перспектив.
Безусловно, стратегия реструктуризации
разрабатывается в любой компании в том
или ином формате и степени проработки.
Даже если нет четко формализованной стратегии,
она всегда присутствует в информационном
поле топ-менеджмента, собственников и
других влиятельных стейк-холдеров. Но
именно для строительных холдингов стратегия
реструктуризации является краеугольным
камнем в общей стратегии развития холдинга.
Информация о работе Разработка стратегии реструктуризации для компании- холдинга