Разработка стратегии реструктуризации для компании- холдинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение процесса разработки стратегии реструктуризации предприятия в современных экономических условиях.
Данная цель достижима путем решения ряда частных задач:
Изучение понятия и сущности стратегии реструктуризации, ее целей и места в пирамиде стратегий фирмы.
Рассмотрение основных этапов реструктуризации компании, а также возникающих в ходе реструктуризации возможных рисков.
Разработка примерной общей стратегии реструктуризации для компании-холдинга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1. Экономическая сущность стратегии рекструктуризации….........5
Понятие и значение стратегии реструктуризации…………….…….5
Сущность стратегии реструктуризации и ее место в пирамиде стратегий фирмы…………………………………………………………9

Глава2. Проведение программы реструктуризации………………………11
Этапы реструктуризации компании………………………………….11
2.2. Возможные риски, связанные с проведением реструктуризации..13
Глава3 . Разработка стратегии реструктуризации для компании- холдинга……………………...………………………………………………….17
3.1. Выбор стратегии реструктуризации на основе генеральной стратегии фирмы……………………………………………………………….17
3.2. Моделирование примерной общей стратегии реструктуризации для компании-холдинга…………………………………………………………….20
Заключение……….……………………………………………………………..39
Библиографический список…………………

Работа состоит из  1 файл

Разработка стратегии реструктуризации.doc

— 237.00 Кб (Скачать документ)

Глава2. Проведение программы  реструктуризации

    1. Этапы реструктуризации компании
 

  Каким образом проводить реструктуризацию компании? Как ни странно, этот вопрос до сих пор остается открытым. Единого рецепта реструктуризации для всех компаний не существует. Более того, даже последовательность этапов реструктуризации, не говоря уже о выборе инструментария, может существенно различаться в зависимости от состояния компании, ее потенциала, позиций на рынке, поведения конкурентов, характеристик производимых ею товаров и услуг и многих других факторов.

  Если следовать основным принципам метода управления проектами, то можно выделить несколько этапов реализации проекта реструктуризации (Рисунок 3).

 

Рис. 3.  Схема реструктуризации компании 
 

  Первый этап - определение целей реструктуризации. Собственники и менеджмент должны определить, что именно их не устраивает в текущей деятельности компании, и чего они хотят добиться в результате структурных изменений. От того, насколько грамотно они определят цели и круг задач, зависит дальнейшее развитие компании и соответственно судьба реструктуризационной программы.

  Второй этап - диагностика компании. Ее проводят для того, чтобы выявить проблемы компании, определить ее слабые и сильные стороны, понять перспективы развития и рентабельность дальнейшего инвестирования в этот бизнес.

      Третий  этап - разработка стратегии и программы  реструктуризации. На этом этапе по данным, полученным в результате диагностики, составляется несколько альтернативных вариантов развития компании. Для каждого варианта определяются методы реструктуризации, рассчитываются прогнозные показатели, оцениваются возможные риски, объемы задействованных ресурсов. На основе различных критериев собственниками компании и менеджментом проводится оценка эффективности той или иной альтернативы и осуществляется выбор, в соответствии с которым разрабатывается программа реструктуризации.

      Четвертый этап - осуществление реструктуризации в соответствии с разработанной программой. Формируется команда специалистов, задействованных в работе. Затем прорабатываются и последовательно реализуются все этапы программы. В ходе проведения четвертого этапа реструктуризации уточняются целевые показатели и, если нужно, компания осуществляет корректировку программы.

  И, наконец, пятый этап - сопровождение программы реструктуризации и оценка ее результатов. На последнем этапе команда, ответственная за реализацию программы, осуществляет контроль за исполнением целевых показателей, анализирует полученные результаты и подготавливает итоговый отчет о проделанной работе. 
 

2.2. Возможные риски,  связанные с проведением реструктуризации

  В ходе реализации проекта по реструктуризации никто не застрахован от отрицательных результатов. Существует несколько наиболее важных для компаний рисков, которые могут негативно повлиять на проведение реструктуризационных программ. 

Риск 1. Риск неправильного  выбора метода реструктуризации  
 
Как уже отмечалось выше, выбор методов реструктуризации определяется в зависимости от стратегии, целей и состояния компании.

Если компания приняла решение о проведении оперативной реструктуризации, то ею могут быть использованы следующие  методы.

  Во-первых, методы реструктуризации имущественного комплекса, такие как сдача в аренду, консервация, ликвидация, списание активов, их реализация.  

  Во-вторых, методы реструктуризации кредиторской задолженности, в частности, признание задолженности недействительной, отсрочка или рассрочка долга с последующим погашением, погашение задолженности с минимальными издержками, выкуп прав требований к кредитору с последующим предъявлением требований и многие другие. В-третьих, организация может использовать методы реструктуризации дебиторской задолженности, среди них погашение задолженности с получением максимального экономического эффекта, признание задолженности недействительной, а также различные формы увольнения или сокращения численности сотрудников.

  Впрочем, если компания уже добилась высокого уровня операционной эффективности, она начинает использовать инструментарий стратегической реструктуризации, в частности совершенствует структуру бизнес-портфеля компании, создает управленческий и финансовый потенциал для нового роста. Этого можно достичь либо за счет удаления из бизнес-портфеля тех направлений, которые не являются ключевыми для будущего компании, либо за счет укрепления стратегически важных для компании направлений путем приобретения новых видов бизнеса. Впоследствии это поможет ей завоевать доверие инвестиционного сообщества и положительно скажется на результатах ее финансово-хозяйственной деятельности. 

Риск 2. Риск преждевременной  оценки результатов  реструктуризации  
 По утверждениям многих руководителей крупных компаний, на практике определить, где начинаются реальные результаты структурных изменений очень сложно. Часто негативные краткосрочные последствия реструктуризации менеджмент компании принимает за ее итоги. В этом случае вся программа может быть свернута, а стратегические цели так и не достигнуты. Для минимизации этого риска необходимо грамотное составление программы реструктуризации с подробным описанием всех краткосрочных результатов и целевых показателей, а также с четким определением долгосрочных целей.
 

Риск 3. Риск недостаточной  квалификации представителей органов управления компании  
 
Этот риск можно минимизировать двумя способами. Либо путем увольнения менеджмента компании и привлечения новой команды управленцев. Либо, второй вариант, за счет проведения специализированных семинаров и тренингов для разъяснения руководству целей и основных направлений реструктуризации. В любом случае, чтобы выявить и управлять этим риском необходимо привлечение профессиональных специалистов со стороны.
 

Риск 4. Риск неправильной оценки необходимых для реструктуризации ресурсов  
 Традиционно компании недооценивают сложность реструктуризации. Поэтому для ее реализации даются ограниченные временные сроки, оказывается задействовано незначительное число специалистов, выделяется скудное финансирование.
 

Риск 5. Риск низкой мотивации  лиц, участвующих  в процессе реструктуризации  
 Этот риск подразумевает не только различную степень заинтересованности сотрудников компании в структурных изменениях. Он включает и конфликт интересов, который может возникнуть между менеджментом и собственниками компании в ходе реструктуризации и отрицательно повлиять на их мотивацию в течение проекта. Для управления этим риском необходимо, чтобы программа реструктуризации исходила "сверху вниз", а не "снизу вверх". При этом крайне важна исключительная энергия собственников компании. Их стремление к достижению целей реструктуризации должно передаваться как команде топ-менеджеров, так и управленцам среднего звена, исполнителям низового уровня.
 

Риск 6. Риск появления негативных социальных последствий  
 Возникновение негативных социальных последствий в ходе проведения реструктуризации - нормальная практика, которая действует в странах с рыночной экономикой. Она проявляется в массовых сокращениях персонала с действующих производств, в увольнениях на ликвидируемых компаниях, в закрытии компаний социальной сферы. Так, в январе этого года такая крупная компания как Eastman Kodak объявила о своих планах по сокращению до конца 2010 года штата сотрудников на 21% (это значит увольнение от 12000 до 15000 человек). По утверждению руководства компании, подобное сокращение работников, занятых в производстве традиционной фотопродукции, позволит компании больше инвестировать в свое цифровое будущее.

  В российской практике сокращение персонала и вывод из компании активов социальной сферы особенно были распространены в середине 90-х годов прошлого века. Сейчас компании под воздействием государственной политики по иному стали относиться к проблематике корпоративной социальной ответственности, в рамках которой они, наоборот, декларируют создание новых рабочих мест. 

Риск 7. Риск некачественного  юридического сопровождения  проекта  
 Очень часто в ходе реструктуризации возникает необходимость осуществить юридические преобразования. В России наиболее распространенные из них - создание на базе предприятия одного или нескольких дочерних обществ, создание нового хозяйственного общества совместно с предприятием - потенциальным банкротом и его собственниками, банкротство предприятия, реорганизация в форме разделения и в форме выделения.

   Достоверной статистики о том, сколько всего реструктуризаций было проведено по таким схемам за последние годы, в России нет. И очевидно, что проведение юридической реструктуризации, не подкрепленной реальными организационными изменениями, изменениями финансовых, производственных систем на практике является лишь полумерой.

  С другой стороны, ошибки юридического сопровождения могут свести к нулю преобразования, которые уже осуществлены в компании. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава3. Разработка стратегии реструктуризации для компании- холдинга

3.1. Выбор стратегии реструктуризации на основе генеральной стратегии фирмы 

  Для того, чтобы успешно осуществить этапы, перечисленные в предыдущей главе курсовой работы, необходимо правильно сформулировать цели стратегии реструктуризации. Они определяются исходя из общей стратегии компании. В терминологии менеджмента, общая стратегия - это генеральное направление действий компании, следование которому в перспективе должно привести к запланированным целям.

  Процесс выбора стратегии реструктуризации (Таблица 1) происходит после уяснения текущей стратегии компании и проведения тщательного анализа портфеля продукции. Последнее действие представляет собой один из важнейших инструментов стратегического управления. Ведь анализ портфеля позволяет сбалансировать риски бизнеса, его денежные поступления, что приводит к повышению общей финансовой отдачи.

  Таблица 1  Эталонные стратегии развития компании

Тип стратегий  
Стратегии концентрированного роста Стратегия усиления позиций на рынке
Стратегия развития рынка
Стратегия развития продукта
Стратегии интегрированного роста Стратегия обратной вертикальной интеграции (экспансия  на рынке

поставщиков)

Стратегия вперед идущей интеграции (экспансия на рынке систем

распространения и торговых структур)

Стратегии диверсифицированного роста Стратегия центрированной диверсификации
Стратегия горизонтальной диверсификации
Стратегия конгломератной диверсификации
Стратегии сокращения Стратегия ликвидации
Стратегия "сбора урожая"
Стратегия сокращения
Стратегия сокращения расходов
 

  В условиях российской экономики грамотный анализ бизнес-портфеля с последующей разработкой программы реструктуризации может существенно улучшить положение компании и в несколько раз повысить ее стоимость. Такой эффект объясняется тем, что бизнеспортфели российских компаний сейчас не упорядочены и избыточно диверсифицированы, порождают у инвесторов слишком много вопросов, и, как следствие, недооценены.

  Последние зарубежные исследования в области стратегического управления свидетельствуют о том, что специализированные компании эффективней диверсифицированных. Качество их продукции гораздо лучше, производительность труда в таких компаниях выше, а развитие динамичней.

  В начале 90-х годов один из профессоров бизнес-школы университета Columbia Фрэнк Лихтенберг провел исследование 17 000 американских заводов. Оно показало, что диверсификация отрицательно влияет на производительность труда. Чем больше число отраслей, в которых ведет деятельность компания-владелец завода, тем меньше производительность труда на отдельно взятом заводе. Работы других исследователей показывают, что и прибыльность корпораций страдает в результате диверсификации.

Информация о работе Разработка стратегии реструктуризации для компании- холдинга