Разработка теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием сель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2011 в 00:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы устойчивого развития муниципального образования в контексте развития сельских поселений 1.1 Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований 1.2 Особенности управления социально - экономическим развитием сельских муниципальных образований 1.3 Опыт социально-экономического развития сельских муниципальных образований России 2. Анализ социально - экономического развития и механизмов функционирования Серпуховского муниципального образования 2.1 Социальная инфраструктура сельских поселений как фактор социально-экономического развития Серпуховского района 2.2 Оценка результативности деятельности местного самоуправления в муниципальном районе 2.3 Анализ перспектив социально-экономического развития муниципального района 3. Концептуальные основы совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований 3.1 Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием сельским муниципальным образованием 3.2 Методика стратегического управления развитием муниципального образования Заключение Список литературы

Работа состоит из  1 файл

РАЗРАБОТКА теоритических положенийДокумент Microsoft Office Word (5).docx

— 101.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 

                          К У Р С О В А Я     Р А Б О Т А

       По  дисциплине «Основы развития местного хозяйства»

на тему: «Разработка теоретических положений  и практических рекомендаций по совершенствованию  управления социально-экономическим  развитием сельских муниципальных  образований (на примере Серпуховского  района)» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       1. Теоретические основы устойчивого  развития муниципального образования  в контексте развития сельских  поселений            1.1 Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований       1.2 Особенности управления социально - экономическим развитием сельских муниципальных образований     1.3 Опыт социально-экономического развития сельских муниципальных образований России       2. Анализ социально - экономического развития и механизмов функционирования Серпуховского муниципального образования  2.1 Социальная инфраструктура сельских поселений как фактор социально-экономического развития Серпуховского района   2.2 Оценка результативности деятельности местного самоуправления в муниципальном районе      2.3 Анализ перспектив социально-экономического развития муниципального района          3. Концептуальные основы совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований            3.1 Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием сельским муниципальным образованием  3.2 Методика стратегического управления развитием муниципального образования       Заключение          Список литературы  
 
 
 
 
 
 

                               Введение

       Актуальность  темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования управления социально-экономическим  развитием сельских муниципальных  образований. Постоянно меняющиеся условия экономики остро обозначили перед регионами России проблему социально-экономического развития сельских территорий. В РФ существует концепция  устойчивого развития, однако, в  ней отсутствуют четкие принципы и методы регулирования этих процессов  на уровне сельских муниципальных образований, которые учитывали бы территориальные, социальные и ментальные особенности  российского муниципального образования.     Меры по устойчивому развитию сельских муниципальных территорий в настоящее время формируются как самостоятельное направление российской экономической политики. Функции по ее осуществлению возложены на Минсельхоз России, которое должно в этом направлении работать в тесном взаимодействии с другими федеральными ведомствами и органами управления субъектов Российской Федерации. Сегодня в научной литературе идет дискуссия о направлениях и механизмах сельской политики, обсуждается концепция устойчивого развития сельских территорий. Специалисты называют ряд причин, определивших проблемы устойчивого развития сельских территорий. Это исторически сложившиеся проблемы: неэффективность аграрной политики, недостаточность в бюджете страны социальных расходов по аграрному сектору, ведомственная разобщенность управления в сельской местности, слабость сельского самоуправления, ограниченность доступа сельского населения к рынкам продукции, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов.  Действующие механизмы управления сельскими муниципальными образованиями не в полной мере отвечают задачам, стоящим перед территориальным сообществом. Управление социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований требует разработки новых методов, учитывающих современные российские особенности. В настоящее время перед практикой и теорией стоят задачи выявления эффективных инструментов управления сельскими территориями, комплексной оценки уровня их социально-экономического развития. В этой связи совершенствование управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований приобретает особую актуальность, что и предопределило выбор темы проведенного исследования.             Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований.          Реализация общей цели предполагает решение следующих задач исследования : выявление и совершенствование механизмов эффективного социально-экономического развития муниципальных образований, соответствующих уровням управления; обоснование способов привлечения дополнительных финансовых средств для социально-экономического развития сельских муниципальных образований; разработка сценарного подхода к оценке перспектив развития сельских муниципальных образований, расположенных вокруг областного центра; разработка методики стратегического управления развитием муниципального образования; выявление преимуществ многопланового сценария развития экономики сельских муниципальных образований, расположенных в непосредственной близости от административного центра.        Объектом исследования является процесс управления социально-экономическим развитием сельских поселений Серпуховского района Московской области.       Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе управления социально-экономическим развитием сельских поселений муниципального образования.          Теоретической основой исследования послужили фундаментальные положения, представленные в трудах современных ученых по проблемам территориального социально-экономического развития; программные, директивные и нормативные документы органов государственной власти. В работе использовались следующие методы познания: анализ и синтез, системный анализ процессов общественного развития, а также методы структурно-функционального анализа, сравнения и обобщения. Информационной базой исследования являются нормативно-правовые источники (Законы РФ, акты исполнительной и законодательной власти всех уровней), информация о реализации национальных проектов «Доступное и комфортное жильё гражданам России», «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК», целевых программ «Социальное развитие села до 2010 г.» и «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Использовались также материалы периодической печати, данные официальной статистической отчетности исследуемых субъектов хозяйствования, а также материалы статистических сборников РФ, данные Московского областного комитета государственной статистики.             Научная новизна исследования: состоит в формировании новых, адекватных методик и механизмов, направленных на повышение эффективности управления социально - экономическим развитием муниципального образования ориентированного на позитивную динамику уровня качества жизни местного сообщества в контексте реализации стратегии развития муниципального образования. Элементы научной новизны состоят в следующем: Уточнены концептуальные основы стратегического управления развитием сельского муниципального образования. Разработана методика формирования программы комплексного социально - экономического развития сельского муниципального образования. Предложены способы привлечения дополнительных финансовых средств для социально - экономического развития сельских поселений.             Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования, методических разработок и практических результатов работы в деятельности органов региональной власти и местного самоуправления при разработке концепции и программ устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований, а также в качестве методического инструмента повышения эффективности функционирования местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Теоретические основы устойчивого  развития муниципального образования  в контексте развития сельских  поселений                         1.1 Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований                  Устойчивое социально-экономическое развитие сельских муниципальных образований, решение социальных проблем населения является условием сохранения сельских поселений. Особое значение в управлении местными территориями придается развитию социальной сферы, которая является базой формирования условий для воспроизводства населения, на основе удовлетворения потребностей жителей.

       Объективной необходимостью для современной  России является создание социально  ориентированной рыночной экономики. Экономическое развитие страны всегда оказывает влияние на социальную составляющую, так как любые экономические процессы в той или иной степени имеют социальную окраску. Социальная ориентация означает подчинение производства потребителю, удовлетворение массовых потребностей населения.

       В большинстве развитых стран потребности  населения в начале и середине XX в. поставили перед бизнесом две  проблемы. Первая состояла в необходимости  насыщения очередного возросшего объема материальных потребностей и вызвала  стремительное наполнение рынка  новыми товарами и рост цен, сокращавший  спрос. Вторая проблема была обусловлена  появлением новых потребностей в  развитии образования, здравоохранения, культуры, охраны природы и социальной защиты населения. Решение второй проблемы вызвало к жизни более узкую  область экономики, непосредственно  связанную с социальными явлениями  и называемую социальной сферой. К  ней принято относить экономические  объекты и процессы, виды экономической  деятельности, непосредственно связанные  с потреблением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворением конечных запросов человека, семьи, коллектива и общества в целом. Социальная сфера  непосредственно связана и касается образа, уровня и качества жизни  людей. Общая характеристика социальной сферы свидетельствует, что социальная экономика охватывает широкий круг экономических объектов и процессов. Прежде всего, она изучает, анализирует  природу и структуру потребностей, потребительские запросы и рациональные потребности различных экономических субъектов.

       Решение проблем стабильного развития экономики  и повышения благосостояния населения  в России во многом определяется развитием  сельской местности. В нашей стране на протяжении многих десятилетий основным путем развития сельских территорий являлся узкоотраслевой аграрный подход, в том числе на территориях  с ограниченными аграрными потенциалами. Это привело к однобокому аграрному  развитию сельских территорий, зачастую нерациональному размещению на них  производительных сил, неразвитости социально-бытовой  инфраструктуры и другим серьезным  проблемам.

       Если  условия хозяйствования важны для  развития экономики, то решающую роль в социальном развитии поселений  играет уровень развития местного самоуправления. Изучая причинно-следственные связи  в области развития экономики  территорий, мы пришли к выводу о  наличии двух взаимосвязанных цепочек  развития:

       1. Демократизация государственного  управления > развитие местного  самоуправления > укрепление экономической  базы муниципальных сельских  поселений > рост созидательной  активности населения > формирование  гражданского общества > развитие  муниципальных сельских территорий.

       2. Демократизация государственного  управления > формирование многоукладной  экономики в сельской местности  > формирование приемлемых условий  хозяйствования > развитие экономики  > развитие сельских территорий.

       По  нашему мнению, социально-экономическое  развитие сельских муниципальных образований  представляет собой производственную сферу (традиционно аграрное производство на предприятиях, в крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйствах, а  также элементы промышленного производства), базирующуюся на социальной инфраструктуре, формирующей трудовой потенциал  территории. Управление социально-экономическим  развитием сельских муниципальных  образований должно сводиться к  формированию нормального уровня жизни  сельского населения как в  экономическом плане (высокая заработная плата, низкий уровень безработицы), так и развитии социальной инфраструктуры сельских поселений (формирование условий  для воспроизводства трудовых ресурсов посредством создания комфортных условий  жизни населения).

       В энциклопедическом словаре экономики  и права даётся следующее определение  социальной сферы. Социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление.

       Сельское  поселение является административной единицей, включающей в себя населенные пункты, обладающие географической и  экономической общностью. Проанализировав  особенности сельской местности, предлагается следующее определение социальной сферы сельского муниципального образования: это сфера общественного  воспроизводства, создающая условия  для комфортного проживания людей  в сельской местности, развивающая  трудовой потенциал сельской территории на перспективу и включающая в  себя объекты социальной инфраструктуры, бытового обслуживания, коммуникации и транспортную доступность.

       Социальной  сферой сельской местности не создаются  материальные блага, но без её развития невозможно эффективное развитие сельскохозяйственного  производства. К социальной сфере относят, прежде всего, сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

       Для устойчивого развития АПК необходимо, в первую очередь, решить социальные проблемы населения сельской местности. Активная социальная политика - важнейшее  условие конкурентоспособности  экономики. Опора на рыночный механизм при отсутствии социальных ориентиров ведет к деградации человеческого  потенциала и тормозит экономическое  развитие.

       В сельской местности районные и муниципальные  администрации, как правило, не имеют  возможности решения всех важных вопросов социально-экономического развития. Это связано с их большой загруженностью текущими вопросами, негибкой структурой управления и, зачастую, с недостаточной  профессиональной подготовкой кадров. Перспектива развития сельских территорий во многом зависит от того, будет  ли там жить и работать молодежь. Исследования по стране показали, что только 17% выпускников сельских школ намерены связать свою судьбу с работой и жизнью в сельском хозяйстве. После завершения обучения в село собираются поехать только 10% выпускников аграрных вузов; 26% - лишь при условии предоставления им комфортабельного жилья; 45% - не намерены связывать свою жизнь с сельским хозяйством. Жилищная проблема является исключительно важной для закрепления молодежи в сельской местности.

       Социальная  политика призвана выполнять взаимосвязанные  функции - защиту, социальное и экономическое  развитие сельской местности.

       Для решения этой проблемы необходим  ряд корректировок законодательных  актов, направленных на изменение налогового, бюджетного кодексов, где главное  место занимали коммерческие организации, и распределение части их средств  на развитие социальной сферы. А так  как основу социальной сферы составляет Генеральный план развития территорий и управления этой структурой, то на основе разработанных стратегий  необходимо оценивать краткосрочные  перспективы ее развития.

       В настоящее время традиционные модели экономического роста страны, регионов и городов исчерпали себя. Сложившиеся  модели развития и соответствующий  характер производства и потребления  не являются устойчивыми по своей  сути. Имеющиеся концепции устойчивого  развития, которые определяют стратегические задачи глобального и государственного уровней, глубоко не затрагивают  региональные и, тем более, локальные  уровни.

       Развитие  муниципальных образований в  современных условиях зависит не столько от объемов имеющихся  ресурсов, сколько от способности  управленческих кадров муниципалитета организовать их эффективное использование. Это связано с тем, что происходящие в стране с начала 90-х гг. принципиальные изменения в управлении муниципальным  хозяйством были направлены на повышение  роли и усиление самостоятельности  местной власти при значительном снижении влияния органов государственной  власти на социально-экономические  процессы на территориях. В работе определены взаимосвязи основных элементов  социально - экономического развития сельских муниципальных образований.

       Малые города являются важным элементом городского каркаса расселения страны, на долю которого приходится основная часть (85%) общего количества городов страны. Малые города как особый субъект  муниципальных образований являются базой социально-экономического развития сельских территорий. В условиях реформирования местного самоуправления требуется  пересмотр стратегической ориентации развития малых городов, нацеленной на воссоздание их способностей к  самостоятельному развитию (саморазвитию) на базе собственных ресурсов (т.е. самодостаточности).

       Необходимо  отметить, что в России влияние  малых городов на развитие сельских территорий в значительной мере обусловлено  колоссальными различиями в уровнях  их социально-экономической развитости и степени интегрированности  в национальную экономику. Условно можно разделить сельские районы на урбанизированные (то есть включенные в сферу влияния мегаполисов, их агломерации, где характер и структура занятости, сформированная социальная инфраструктура и уровень благосостояния приближаются к городским стандартам) и периферийные - со слабым развитием несельскохозяйственных видов деятельности и преимущественной занятостью в аграрном производстве (до 85 %). Именно здесь сосредоточены все «болевые точки» сельской местности: бедность, безработица, низкий уровень продуктивной занятости, крайне неудовлетворительное состояние социальной инфраструктуры, резкое снижение качества рабочей силы, инвестиционная непривлекательность, отсутствие рынка сбыта сельхозпродукции и др.

       Сейчас  в России сформировались следующие  типы сельско-городских муниципальных  образований: отдельные поселения, сельские округа (сельсоветы), районы, двухуровневая организация (района), внутрирайонные муниципальные формирования. Следовательно, необходима подготовка и принятие стратегии устойчивого  сельского развития, под которым  понимается развитие сельского сообщества, отличающееся экономической эффективностью, социальной справедливостью и экологической  безопасностью. Главный вопрос при  разработке стратегии сельского  развития - является ли сельское хозяйство, а значит, и сельское население, долгосрочным и стратегическим приоритетом. Без  повышения значимости жилищных условий, безусловно, перспективной отрасли  экономики страны, которая может  обеспечить продовольственную безопасность и развитие сельских территорий, позитивных сдвигов не будет [18].

Информация о работе Разработка теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием сель