Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2011 в 00:28, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований.
Введение
1. Теоретические основы устойчивого развития муниципального образования в контексте развития сельских поселений 1.1 Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований 1.2 Особенности управления социально - экономическим развитием сельских муниципальных образований 1.3 Опыт социально-экономического развития сельских муниципальных образований России 2. Анализ социально - экономического развития и механизмов функционирования Серпуховского муниципального образования 2.1 Социальная инфраструктура сельских поселений как фактор социально-экономического развития Серпуховского района 2.2 Оценка результативности деятельности местного самоуправления в муниципальном районе 2.3 Анализ перспектив социально-экономического развития муниципального района 3. Концептуальные основы совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований 3.1 Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием сельским муниципальным образованием 3.2 Методика стратегического управления развитием муниципального образования Заключение Список литературы
Председателем Совета является глава администрации муниципального образования. Решения принимаются квалифицированным большинством в две трети от числа членов Совета, присутствующих на заседании, которое необходимо проводить один раз в квартал. Заседание считается правомочным при участии более двух третей списочного состава Совета 2) Комитеты по проекциям ССП - исполнительные органы, руководящие работами по разработке и реализации стратегии. Число и название комитетов зависит от структуры ССП МО, что позволяет оперативно принимать эффективные решения. Состав каждого комитета образуют руководители и главные специалисты комиссий по процессам (направлениям) деятельности муниципального образования. Руководит комитетом председатель - заместитель главы администрации муниципального образования.
К функциям комитетов относятся: разработка стратегических целей по данной проекции, отчетов о ходе их реализации и мониторинг; отбор программных мероприятий; рассмотрение отчетов комиссий по процессам о ходе реализации стратегических целей. Решения принимаются на заседаниях квалифицированным большинством в две трети от числа членов комитета, присутствующих на заседании, которые необходимо проводить одни раз в квартал. 3) Комиссии по процессам в структуре комитета - исполнительные органы, обеспечивающие разработку, реализацию и мониторинг стратегии по конкретным направлениям. Состав каждой комиссии образуют руководители и специалисты соответствующих управлений и отделов администрации муниципального образования, руководители групп проектов, а также заинтересованные лица (представители государственных органов власти, бизнеса и населения). Возглавляет комиссию руководитель, назначаемый председателем комитета.
К функциям комиссии относятся подготовка аналитических материалов для выявления основных проблем и приоритетов развития по соответствующему направлению деятельности муниципального образования; разработка, обсуждение и согласование целей, задач и мероприятий по соответствующему направлению в стратегии и их представление на обсуждение соответствующего комитета; организация выполнения программных мероприятий в рамках данного направления и их мониторинг. 4) Группы проекта - исполнительные органы, занимающиеся разработкой, реализацией и мониторингом конкретных программных мероприятий в рамках соответствующего процесса (направления) деятельности муниципального образования. Состав группы образуют начальники и специалисты соответствующих отделов и управлений администрации муниципального образования, представители заинтересованных сторон - участники проекта (программы). Руководит группой начальник соответствующего управления (отдела), если в проекте участвуют средства местного бюджета. В случае их отсутствия - лидер, чья роль в реализации меры (проекта) определена участниками как ведущая.
Предложенная структура является частично функциональной, частично дивизиональной, поэтому данный подход применим на муниципальном уровне - для организационной структуры администрации муниципального образования, но при этом необходимо учесть ряд особенностей: 1) организационная структура администрации муниципального образования является линейной шахтного типа, и применение этой структуры ввиду особенностей муниципального образования ограничено; 2) все элементы структуры администрации муниципального образования - управления и отделы непосредственно не управляют хозяйствующими субъектами. В этом случае организационная структура для администрации муниципального образования может быть представлена следующим образом: 1) Главе администрации (председателю Совета) подчиняются его заместители (председатели комитетов). 2) Заместителю подчиняются соответствующие управления и отделы, являющиеся в основном крупными подразделениями обеспечения и регулирования, которые образуют группы проекта и комиссии в составе комитета. Подразделения, представленные в малом количестве - как правило, это информационно-аналитический отдел, организационно-контрольное управление. 3) Подразделения обеспечения и регулирования координируют деятельность соответствующих подразделений по оказанию муниципальных услуг (муниципальных унитарных предприятий и учреждений), предоставляя необходимые ресурсы (финансовые) и нормативно-правовое и методическое обеспечение. Например, управление образования - контроль и управление системой развития образовательного процесса в образовательных учреждениях муниципального образования, образовательные учреждения - предоставление образовательных услуг. 4) Заявки на оказание услуг идут от клиентов (физических и юридических лиц) к подразделениям по оказанию муниципальных услуг, которые несут определенные затраты на их оказание каждому клиенту. От подразделений по работе с населением (клиентами) идет информация об оказанной услуге и ее затратах. Обратно идут финансовые потоки для дальнейшего оказания услуг и контроль за их выполнением.
Таким
образом, предложенная методика стратегического
управления развитием муниципального
образования может быть использована
органами государственной власти и
МСУ при стратегическом планировании
и прогнозировании социально-
Изучение теоретических и методических подходов управления развитием муниципального образования в условиях ограниченности ресурсов показало, что, несмотря на большое внимание к данной проблеме, некоторые аспекты нуждаются в дальнейшем исследовании и практической апробации применительно к особенностям функционирования и развития муниципального образования в Российской Федерации. В связи с этим особую актуальность представляет разработка механизма формирования и реализации стратегии социально-экономического развития сельского муниципального образования как подсистемы региональной экономики.
Проведенное
исследование теоретических, и методических
проблем социально-
Эффективное
управление социально-экономическим
развитием сельских муниципальных
образований возможно при согласованном
управлении на федеральном, региональном
и местном уровне. Для эффективного
социально-экономического развития муниципальных
образований целесообразно
На сегодняшний день одним из лимитирующих
факторов развития аграрной отрасли производства
является обеспечение сельских территорий
развитой социальной инфраструктурой.
Социальная сфера сельской местности
- сфера общественного производства, где
не создаются материальные блага, но без
которой невозможно эффективное развитие
сельскохозяйственного производства.
Оправданность такого толкования понятия
«социальная сфера сельских поселений»
подтверждается тем, что развитие социальной
сферы позволяет обеспечить производство
достаточным количеством квалифицированных
кадров.
Разработана
методика стратегического управления
развитием муниципального образования
на основе полученных результатов для
практического использования
Предложена
организационная структура
Объективная оценка социально-экономического развития сельских муниципальных образований позволит органам власти принимать обоснованные управленческие решения. В работе предлагается методика оценки социально-экономического развития сельских муниципальных образований. В качестве индикаторов предложены такие, как доля жителей сельского поселения, работающих на территории муниципального образования; уровень безработицы; доля трудоспособного населения; обеспеченность сельского поселения объектами социальной инфраструктуры. Результаты оценки экономического развития позволяют классифицировать сельские муниципальные образования по группам с высоким уровнем социально-экономического развития, удовлетворительным уровнем и с неудовлетворительным уровнем. Данная классификация даёт возможность дифференцированно подходить к стратегическому управлению муниципальными образованиями. Оценка сельских поселений Серпуховского района показала, что из семи поселений в двух социально- экономическое развитие на высоком уровне, а одно поселение не обеспечено объектами социальной инфраструктуры.
Развитие сельских муниципальных образований может происходить по разным сценариям. Оценены перспективы развития сельских муниципальных образований, расположенных вокруг административного центра. В качестве базовых сценариев предложены следующие: сценарий сдержанного развития, основанный на гипотезе о том, что инвестиционный рост последних лет представлял собой проявление компенсационного роста и вскоре произойдет его замедление; сценарий агропромышленного и индустриального развития, предполагающий, что в результате усилий со стороны аппарата управления и населения инвестиционная привлекательность муниципальных образований возрастет. Будет открыто значительное число малых и средних агропромышленных предприятий, муниципальные образования привлекут несколько крупных производств; сценарий субурбанизированного развития, предполагающий усиление пригородных функций сельских муниципальных образований, более тесную интеграцию города и сельского поселения; сценарий многопланового развития, основанный на оптимистичном видении будущего и предполагающий бурный приток инвестиций и одновременно субурбанизацию, связанную с инновационным типом экономического развития.
Для
сельских муниципальных образований,
расположенных в