Разработка теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием сель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2011 в 00:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы устойчивого развития муниципального образования в контексте развития сельских поселений 1.1 Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований 1.2 Особенности управления социально - экономическим развитием сельских муниципальных образований 1.3 Опыт социально-экономического развития сельских муниципальных образований России 2. Анализ социально - экономического развития и механизмов функционирования Серпуховского муниципального образования 2.1 Социальная инфраструктура сельских поселений как фактор социально-экономического развития Серпуховского района 2.2 Оценка результативности деятельности местного самоуправления в муниципальном районе 2.3 Анализ перспектив социально-экономического развития муниципального района 3. Концептуальные основы совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований 3.1 Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием сельским муниципальным образованием 3.2 Методика стратегического управления развитием муниципального образования Заключение Список литературы

Работа состоит из  1 файл

РАЗРАБОТКА теоритических положенийДокумент Microsoft Office Word (5).docx

— 101.50 Кб (Скачать документ)

       Признавая приоритетное значение создания надежной экономической базы, повышения доходности в результате трудовой деятельности, в концепциях и программах развития сельских поселений и территорий основное внимание концентрируется  на комплексном социальном обустройстве, позволяющем создать достойные  условия для жизни, быта и высокопроизводительного  труда сельского населения

       Важность  развития социальной сферы сельских территорий связана с необходимостью обеспечения значительной части  жителей Российской Федерации объектами  социальной инфраструктуры. Недостаточное  обеспечение сельских жителей социально  значимыми объектами является одной  из причин урбанизации и уменьшения числа людей живущих на постоянной основе в сельской местности.

       По  сравнению с 1990 годом численность  сельского населения в высоко урбанизированном Центральном Федеральном  округе снизилась на 13,5%. Такая же динамика наблюдается в Московской области.

       К настоящему времени субъекты Российской Федерации приняли программы  социального развития села на своих  территориях. Однако они, как правило, не детализируют применительно к  местным условиям приемы социально-экономических  преобразований по развитию и обустройству сельских поселений и территорий, а по основному содержанию лишь повторяют  Федеральную целевую программу  с указанием региональных объемов  реконструкции.

       Значительные  различия российских регионов, объясняемые  географическими, экономическими, социальными  и другими факторами, создают  объективную основу для целесообразной региональной дифференциации макроэкономических регуляторов в целях компенсации  неблагоприятных региональных факторов и стимулирования использования  благоприятных факторов. Применение таких же инструментов органами управления региона необходимо и для реализации региональной политики, проводимой внутри территории субъектов РФ. Амплитуда  отличий среди муниципальных образований, находящихся в границах региона, не столь разительная, но, тем не менее, значительна, и ее необходимо учитывать.

       Объективная необходимость совершенствования  социально-экономических отношений  при развитии и обустройстве сельских поселений на современном этапе  обусловлена сложившейся в годы реформ многоукладной экономикой в  аграрной сфере, потребностью устранения резкого отставания социальной сферы  сельских поселений от городских, высоким  уровнем физического (в среднем  свыше 60%) и морального износа основных фондов.

       За  последние 15 лет в результате резкого  спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения  отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы  и инженерной инфраструктуры сельских территорий произошло снижение доступности  для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово - бытовых услуг, увеличилось отставание от города по уровню и условиям жизнедеятельности. В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 42% сельского жилищного фонда, центральным отоплением - 44%, канализацией - 32%, горячим водоснабжением - 20 % площади сельских жилых помещений. Показатели обеспеченности жилищными условиями населения России.

       Сеть  участковых больниц сократилась  на 1994 единицы (41 %), фельдшерско-акушерских пунктов - на 3408 единиц (7 %). На 10 тыс. человек  в сельской местности приходится 55 больничных коек, в городской - 133 койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,3 раза ниже, чем в городе.

       Из-за отсутствия на сельских территориях  рабочих мест с высоким уровнем  дохода, а главное - необходимой социальной и инженерной инфраструктуры, лишь от 2 до 18 % (по разным специальностям) выпускников  аграрных вузов и техникумов после  их окончания начинают работать и  частично остаются в сельском хозяйстве. Все это, вместе с постарением  и высокой смертностью сельского  населения, обостряет демографическую  проблему населения и расселения, кадрового обеспечения, приводит к  обезлюдению ряда сельских территорий (Нечерноземная зона России, регионы Сибири, Дальнего Востока и др.).

       Поэтому, в условиях существующего мелкопосёлкового (рассредоточенного и очагового) расселения населения на многих сельских территориях страны в градостроительных проектных решениях следует формировать модели местных групповых систем расселения с опорой на более крупные, в том числе городские, поселения.

       Модели  социального обслуживания населения  общественными учреждениями целесообразно  увязывать с организацией сельскохозяйственного  производства, землеустройством, фактически сложившейся системой расселения населения. При этом, по существующим расчетам [22], сельские поселения (по численности населения в каждом) могут быть подразделены на три группы с тремя основными моделями обслуживания населения: до 100 человек; от 101 до 500 человек, от 501 и более. В первую модель войдут 96 тыс. сельских поселений с общей численностью населения 3 млн. человек, во вторую - 40 тыс. с населением 10 млн. человек; в третью группу - 19 тыс. с населением около 26 млн. человек.

       В первой группе имеется 17 тыс. сельских поселений с числом жителей до 5 человек, 13 тыс. поселений с населением от 6 до 10 человек, 15 тыс. - от 11 до 25 человек  в каждом населенном пункте. Здесь, как правило, отсутствуют стационарные общественные здания социальной сферы, но значимость малых поселений велика и многогранна: они обслуживают  отдаленную территорию в сфере своего влияния, ставят в разряд обжитой  безлюдную местность.

       Опыт  подтверждает, что социальное развитие в этой группе мельчайших поселений  следует ориентировать на пешеходную доступность до расположенных в  системе расселения объектов социальной сферы городов и других крупных  поселений, а также на разнообразные  передвижные средства обслуживания сельского населения (автолавки, скорая врачебная помощь, дистанционное  обучение с ориентацией профессионального  образования на потребности рынка  труда).

       Социальная  инфраструктур а сельских поселений второй группы базируется в основном на собственных объекта малого соцкультбыта, а также на передвижных средствах обслуживания и стационарных объектах, имеющихся в конкретных условиях системы расселения. В объектах малого соцкультбыта совмещается общественное учреждение с квартирой для работающего в нем персонала. Проектирование этих объектов имеет ряд особенностей, связанных с отсутствием специальных нормативов в СНиП.

       К настоящему времени создана весьма широкая номенклатура проектов социально-бытовых  учреждений и предприятий малой  вместимости для строительства  в сельских поселениях разных регионов. Эти проекты являются основой  для решения проблемы обслуживания населения малых сельских поселений  стационарными объектами социальной инфраструктуры, которые, однако, требуют  существенной корректировки при  их привязке к местным условиям по теплозащите ограждающих конструкций, экологическим требованиям и  др.

       Для третьей группы сельских поселений (Белгородская область, Краснодарский  край и т.п.) характерна высокая стабильность общей численности населения, а  для поселений с населением 5 тыс. человек и более отмечается ее существенный рост, что подтверждает миграционную тенденцию сельского  населения в наиболее крупные  поселения с развитой инфраструктурой. Здесь социальное развитие повседневного  и периодического обслуживания опирается  на полноценные собственные стационарные объекты с эпизодическим посещением крупных городских учреждений.

       Сокращение  инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения  обусловлено недостаточным инвестированием  в развитие этой отрасли в 90-х  годах и реструктуризацией в  последние годы сети стационарного  медицинского обслуживания.

       Обеспеченность  сельского населения врачами  меньше в 4,7 раза, а средним медицинским  персоналом - в 1,9 раза по сравнению  с городским населением. Сеть физкультурно-оздоровительных  и спортивных сооружений сократилась  на две трети, их единовременная пропускная способность составляет 10-15 процентов  норматива. Занимаются физической культурой  и спортом всего 3-5 процентов взрослого  населения и 8 - 10 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40 - 60 процентов.

       Сеть  дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась  наполовину. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась с 56 до 38 процентов, тогда как в городе она составляет 66 процентов. В результате оптимизации региональной системы  образования количество школ и других сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 6,6 тысяч. Если в начале 90-х годов на 1 тыс. сельских населенных пунктов приходилось 265 дошкольных учреждений и 315 школ, то в 2004 году, соответственно, 292 учреждения и 144 школы.

       В результате сокращения сети сельских общеобразовательных учреждений и  недостаточной организации доставки детей к ним обострилась проблема доступности для сельского населения  услуг образования.

       Сеть  сельских клубов и домов культуры сократилась на 26 процентов, библиотек - на 11 процентов, библиотечный фонд уменьшился на 71 млн. экземпляров (17 процентов). В  расчете на 1 тыс. сельских поселений  приходится 327 клубных учреждений против 410 в 1990 году.

       В период между двумя последними переписями населения российское село утратило 10,7 тыс. населенных пунктов. Число поселений, не имеющих постоянных жителей, увеличилось  на 40 процентов и достигло 13,1 тыс. против 9,4 тыс. в 1989 году, а их удельный вес повысился с 5,8 до 8,4 процента.

       В связи с увеличением торговых издержек и резким падением платежеспособного  спроса сельского населения резко  сократилась сеть организаций розничной  торговли и общественного питания  системы потребительской кооперации. Снизились объемы ее закупочной и  производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не получил должного развития. Практически ликвидирована  система бытового обслуживания сельского  населения.

       Обострилась проблема электроснабжения сельских поселений. Большая часть воздушных электрических  линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе сельскохозяйственных организаций, отработали свой нормативный  срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Одна треть линий электропередачи, принадлежащих муниципальным образованиям, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное  состояние.

       Потери  электроэнергии из-за сверхнормативного  износа электрических сетей возросли более чем на четверть, велика продолжительность  перерывов в электроснабжении сельских объектов.

       В сельской местности газифицировано 75 процентов площади жилых домов, но только две пятых этой площади  газифицированы природным газом.

       Централизованным  водоснабжением обеспечено 45,2 тыс. сельских поселений (31,8 процента), канализацией - 6,4 тыс. (4,5 процента). Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, 36 процентов протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене. В результате три четверти сельского населения вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам.

       Основная  масса сельского населения живет  в условиях ограниченного информационного  поля или вообще находится в информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует. Телефон в квартирах имеет  только 27 процентов сельских семей, а среди горожан - 67 процентов. Нетелефонизированными остается почти половина организаций социальной сферы и торгово-бытового обслуживания.

       В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация  выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса. Из-за бездорожья и нехватки автобусного парка 64,3 тыс. сельских поселений остается без  автобусного сообщения.

       Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение  с трудовыми кадрами в сельском хозяйстве.

       Разработка  и реализация моделей местных  систем расселения с опорой на городские  и другие крупные поселения позволят существенно улучшить обслуживание сельского населения, реально сократить  имеющиеся серьезные различия в  этом отношении между городом  и деревней. Сельский житель по примеру  развитых зарубежных стран не будет  ощущать оторванности от цивилизации, что окажет позитивное влияние на закрепление кадров, особенно молодежи, в сельских поселениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Разработка теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием сель