Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2011 в 00:28, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований.
Введение
1. Теоретические основы устойчивого развития муниципального образования в контексте развития сельских поселений 1.1 Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований 1.2 Особенности управления социально - экономическим развитием сельских муниципальных образований 1.3 Опыт социально-экономического развития сельских муниципальных образований России 2. Анализ социально - экономического развития и механизмов функционирования Серпуховского муниципального образования 2.1 Социальная инфраструктура сельских поселений как фактор социально-экономического развития Серпуховского района 2.2 Оценка результативности деятельности местного самоуправления в муниципальном районе 2.3 Анализ перспектив социально-экономического развития муниципального района 3. Концептуальные основы совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований 3.1 Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием сельским муниципальным образованием 3.2 Методика стратегического управления развитием муниципального образования Заключение Список литературы
Признавая приоритетное значение создания надежной экономической базы, повышения доходности в результате трудовой деятельности, в концепциях и программах развития сельских поселений и территорий основное внимание концентрируется на комплексном социальном обустройстве, позволяющем создать достойные условия для жизни, быта и высокопроизводительного труда сельского населения
Важность развития социальной сферы сельских территорий связана с необходимостью обеспечения значительной части жителей Российской Федерации объектами социальной инфраструктуры. Недостаточное обеспечение сельских жителей социально значимыми объектами является одной из причин урбанизации и уменьшения числа людей живущих на постоянной основе в сельской местности.
По сравнению с 1990 годом численность сельского населения в высоко урбанизированном Центральном Федеральном округе снизилась на 13,5%. Такая же динамика наблюдается в Московской области.
К настоящему времени субъекты Российской Федерации приняли программы социального развития села на своих территориях. Однако они, как правило, не детализируют применительно к местным условиям приемы социально-экономических преобразований по развитию и обустройству сельских поселений и территорий, а по основному содержанию лишь повторяют Федеральную целевую программу с указанием региональных объемов реконструкции.
Значительные
различия российских регионов, объясняемые
географическими, экономическими, социальными
и другими факторами, создают
объективную основу для целесообразной
региональной дифференциации макроэкономических
регуляторов в целях
Объективная
необходимость
За
последние 15 лет в результате резкого
спада сельскохозяйственного
Сеть участковых больниц сократилась на 1994 единицы (41 %), фельдшерско-акушерских пунктов - на 3408 единиц (7 %). На 10 тыс. человек в сельской местности приходится 55 больничных коек, в городской - 133 койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,3 раза ниже, чем в городе.
Из-за
отсутствия на сельских территориях
рабочих мест с высоким уровнем
дохода, а главное - необходимой социальной
и инженерной инфраструктуры, лишь
от 2 до 18 % (по разным специальностям) выпускников
аграрных вузов и техникумов после
их окончания начинают работать и
частично остаются в сельском хозяйстве.
Все это, вместе с постарением
и высокой смертностью
Поэтому, в условиях существующего мелкопосёлкового (рассредоточенного и очагового) расселения населения на многих сельских территориях страны в градостроительных проектных решениях следует формировать модели местных групповых систем расселения с опорой на более крупные, в том числе городские, поселения.
Модели социального обслуживания населения общественными учреждениями целесообразно увязывать с организацией сельскохозяйственного производства, землеустройством, фактически сложившейся системой расселения населения. При этом, по существующим расчетам [22], сельские поселения (по численности населения в каждом) могут быть подразделены на три группы с тремя основными моделями обслуживания населения: до 100 человек; от 101 до 500 человек, от 501 и более. В первую модель войдут 96 тыс. сельских поселений с общей численностью населения 3 млн. человек, во вторую - 40 тыс. с населением 10 млн. человек; в третью группу - 19 тыс. с населением около 26 млн. человек.
В первой группе имеется 17 тыс. сельских поселений с числом жителей до 5 человек, 13 тыс. поселений с населением от 6 до 10 человек, 15 тыс. - от 11 до 25 человек в каждом населенном пункте. Здесь, как правило, отсутствуют стационарные общественные здания социальной сферы, но значимость малых поселений велика и многогранна: они обслуживают отдаленную территорию в сфере своего влияния, ставят в разряд обжитой безлюдную местность.
Опыт
подтверждает, что социальное развитие
в этой группе мельчайших поселений
следует ориентировать на пешеходную
доступность до расположенных в
системе расселения объектов социальной
сферы городов и других крупных
поселений, а также на разнообразные
передвижные средства обслуживания
сельского населения (автолавки, скорая
врачебная помощь, дистанционное
обучение с ориентацией
Социальная инфраструктур а сельских поселений второй группы базируется в основном на собственных объекта малого соцкультбыта, а также на передвижных средствах обслуживания и стационарных объектах, имеющихся в конкретных условиях системы расселения. В объектах малого соцкультбыта совмещается общественное учреждение с квартирой для работающего в нем персонала. Проектирование этих объектов имеет ряд особенностей, связанных с отсутствием специальных нормативов в СНиП.
К
настоящему времени создана весьма
широкая номенклатура проектов социально-бытовых
учреждений и предприятий малой
вместимости для строительства
в сельских поселениях разных регионов.
Эти проекты являются основой
для решения проблемы обслуживания
населения малых сельских поселений
стационарными объектами
Для
третьей группы сельских поселений
(Белгородская область, Краснодарский
край и т.п.) характерна высокая стабильность
общей численности населения, а
для поселений с населением 5 тыс.
человек и более отмечается ее
существенный рост, что подтверждает
миграционную тенденцию сельского
населения в наиболее крупные
поселения с развитой инфраструктурой.
Здесь социальное развитие повседневного
и периодического обслуживания опирается
на полноценные собственные
Сокращение
инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения
обусловлено недостаточным
Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,7 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городским населением. Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на две трети, их единовременная пропускная способность составляет 10-15 процентов норматива. Занимаются физической культурой и спортом всего 3-5 процентов взрослого населения и 8 - 10 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40 - 60 процентов.
Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась наполовину. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась с 56 до 38 процентов, тогда как в городе она составляет 66 процентов. В результате оптимизации региональной системы образования количество школ и других сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 6,6 тысяч. Если в начале 90-х годов на 1 тыс. сельских населенных пунктов приходилось 265 дошкольных учреждений и 315 школ, то в 2004 году, соответственно, 292 учреждения и 144 школы.
В
результате сокращения сети сельских
общеобразовательных учреждений и
недостаточной организации
Сеть сельских клубов и домов культуры сократилась на 26 процентов, библиотек - на 11 процентов, библиотечный фонд уменьшился на 71 млн. экземпляров (17 процентов). В расчете на 1 тыс. сельских поселений приходится 327 клубных учреждений против 410 в 1990 году.
В период между двумя последними переписями населения российское село утратило 10,7 тыс. населенных пунктов. Число поселений, не имеющих постоянных жителей, увеличилось на 40 процентов и достигло 13,1 тыс. против 9,4 тыс. в 1989 году, а их удельный вес повысился с 5,8 до 8,4 процента.
В
связи с увеличением торговых
издержек и резким падением платежеспособного
спроса сельского населения резко
сократилась сеть организаций розничной
торговли и общественного питания
системы потребительской
Обострилась
проблема электроснабжения сельских поселений.
Большая часть воздушных
Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли более чем на четверть, велика продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов.
В сельской местности газифицировано 75 процентов площади жилых домов, но только две пятых этой площади газифицированы природным газом.
Централизованным водоснабжением обеспечено 45,2 тыс. сельских поселений (31,8 процента), канализацией - 6,4 тыс. (4,5 процента). Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, 36 процентов протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене. В результате три четверти сельского населения вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам.
Основная
масса сельского населения
В
результате отсутствия дорог сдерживаются
растущие потребности
Неблагоприятная
демографическая ситуация, вследствие
которой прогрессирует
Разработка
и реализация моделей местных
систем расселения с опорой на городские
и другие крупные поселения позволят
существенно улучшить обслуживание
сельского населения, реально сократить
имеющиеся серьезные различия в
этом отношении между городом
и деревней. Сельский житель по примеру
развитых зарубежных стран не будет
ощущать оторванности от цивилизации,
что окажет позитивное влияние на
закрепление кадров, особенно молодежи,
в сельских поселениях.