Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2011 в 00:28, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований.
Введение
1. Теоретические основы устойчивого развития муниципального образования в контексте развития сельских поселений 1.1 Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований 1.2 Особенности управления социально - экономическим развитием сельских муниципальных образований 1.3 Опыт социально-экономического развития сельских муниципальных образований России 2. Анализ социально - экономического развития и механизмов функционирования Серпуховского муниципального образования 2.1 Социальная инфраструктура сельских поселений как фактор социально-экономического развития Серпуховского района 2.2 Оценка результативности деятельности местного самоуправления в муниципальном районе 2.3 Анализ перспектив социально-экономического развития муниципального района 3. Концептуальные основы совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований 3.1 Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием сельским муниципальным образованием 3.2 Методика стратегического управления развитием муниципального образования Заключение Список литературы
Регулирование осуществляется как извне - из системы более высокого порядка (федеральные и региональные органы управления), так и внутри рассматриваемой системы - на уровне местного самоуправления. Выделение важнейших системных характеристик процесса управления социальной сферой сельского населения позволяет разработать механизм эффективного управления социально-экономическим развитием регионов и входящих в них муниципальных образований [17].
Формирование системы управления
Для реализации предложенного механизма социально-экономического развития муниципальных образований, соответствующего федеральному, региональному и муниципальным уровням управления, необходимо соблюдение двух ограничений, таких как[21]: 1) разработка и реализация долгосрочных планов территориального развития (генеральных планов развития сельских территорий) на срок от 7 до 20 лет; 2) построение тесных экономических связей между органами местного управления и коммерческими организациями, работающими на территории муниципальных образований.
Ресурсное
обеспечение социально-
Развитие местного самоуправления как важнейшая составляющая процесса трансформации всего российского общества рассматривается в нормативно-правовых документах и в научной литературе, прежде всего, с политической точки зрения. А именно, с точки зрения демократизации, становления федерализма и в целом государственного строительства. Социальный и экономический аспекты местного самоуправления затрагиваются, в основном, в связи с вопросами муниципальной собственности, определением объектов воздействия, формированием бюджетов различных уровней, неупорядоченностью бюджетно-налогового процесса.
Определенная
однотипность острых вопросов в этих
сферах дает основание считать, что
многие из них имеют схожие причины.
Эти причины кроются в
Формирующееся
в настоящее время в Российской
Федерации местное
Местное самоуправление, как категорию, принято рассматривать лишь в определенном противопоставлении верховной - государственной власти. В соответствии с таким подходом имеет место различие в характере этих уровней власти: государство предписывает «сверху» - местное самоуправление «снизу»; государство «принуждает, навязывает, регламентирует», а местное самоуправление «согласовывает» в соответствии с учетом интересов всех; государство охраняет свои границы - местное самоуправление действует в границах, установленных государством.
Важным аспектом развития социальной сферы сельских территорий является механизм взаимоотношений между органами управления различного уровня.
Для эффективного развития сельских территорий, на наш взгляд, целесообразно использовать финансовые возможности хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории муниципального образования и использующих трудовой потенциал данной территории. Для этого необходимо предусмотреть софинансирование развития социальной сферы сельских поселений предприятиями в целях повышения социальной защищенности своих работников.
Таким
образом, внедрение предлагаемых способов
позволит:
для сельской администрации - решить ряд
проблем финансирования развития социальной
сферы территории сельского муниципального
образования; для хозяйствующего субъекта
- снизить налоговое бремя и обеспечить
воспроизводство трудового и интеллектуального
потенциала для сельских жителей - улучшить
условия жизни.
Социальная система, в том числе муниципальное образование, может функционировать и развиваться успешно, если: с одной стороны, софинансирование развития социальной сферы села будет добровольным, основанным на учете интересов подавляющей части экономических субъектов; с другой - воздействие организующего фактора будет содействовать достижению целей субъектов управления и хозяйствования. В качестве такого фактора для муниципальной социально-экономической системы воспроизводства выступает муниципальная собственность.
В
этой воспроизводственной системе
необходимо выделить такие экономические
субъекты, как домашние хозяйства, производства
(фирмы), бесприбыльные хозяйства, в
том числе и бюджетные
Местное самоуправление является обязательным, конституционно закрепленным элементом системы общественных отношений и системы территориального управления, поскольку за ним конституционно (или законодательно) закреплен определенный объем компетенций, которые при отсутствии местного самоуправления не могут быть реализованы. Формирование же различных форм общественного самоуправления зависит от конкретных потребностей конкретного населенного пункта [69].
Таким
образом, процесс становления
Механизм
формирования стратегии развития муниципального
образования предопределяет успех
ее реализации, другими словами, концепция
комплексного социально-экономического
развития района должна включать в
себя, в качестве составляющей, основные
положения стратегии, которая подлежит
качественной экспертной оценке с целью
своевременной корректировки
Однако
вследствие слабой научной организационно-
Структура методики включает в себя следующие этапы разработки и реализации стратегии развития муниципального образования: этап стратегического анализа; этап формирования видения развития (пути решения); этап разработки стратегической карты муниципального образования; Этап реализации стратегической карты муниципального образования.
Во всех этапах принимают участие как внутренние субъекты проживающих и функционирующих на территории муниципального образования - органы МСУ, население и бизнес-сообщество, так и внешние - соседние муниципальные образования, органы государственной власти субъекта РФ[17, 30, 32]. Таким образом, происходит согласование интересов участников стратегического планирования (баланс интересов).
Результаты первых двух этапов служат предпосылками для разработки стратегической карты муниципального образования.
Последним этапом методики является реализация стратегической задачи ;Согласование
Интересы МО
Интересы субъекта РФ 1 Этап: Стратегический анализ
Стратегический анализ МО
Стратегический анализ территории
Формулирование стратегического выбора МО
Формулирование миссии МО
Концепция соц.-эк. развития региона 2 Этап: Формирование видения развития (пути решения) 3 Этап: Разработка стратегической карты МО
Обоснование структуры сбалансированной системы показателей МО
Население
Экономика
Финансы (бюджет МО)
Эффективность управления МО
Формирование структуры стратегической карты в рамках ССП МО (цели, КФУ, система показателей)
Определение необходимых ресурсов для реализации стратегических инициатив
Формирование стратегических инициатив (программ, проектов, мероприятий) 4 Этап: Реализация стратегических целей МО
Реализация стратегических инициатив (целевых программ)
Мониторинг результатов реализации стратегии (оценка соц.-эк. состояния МО)
Здесь одним из важнейших элементов являются исполнители. В их компетенцию входит решение стратегических задач управления - разработка, принятие и реализация стратегии развития через программные мероприятия, а также решение текущих задач - оказание муниципальных услуг физическим и юридическим лицам. Если решением второй группы задач занимается непосредственно исполнительный орган власти муниципального образования (полномочия), то для решения первой группы необходимо создать специальный орган по стратегическому планированию и управлению и увязать его с действующей организационной структурой администрации муниципального образования.
Обоснование структуры сбалансированной системы показателей МО:
Население
Финансы (бюджет МО)
Экономика
Эффективность управления МО
Формирование системы стратегических целей в рамках ССП МО: соотнесение стратегических целей с тактическими задачами управления МО; определение ключевых факторов успеха и факторов тактического уровня; выбор программ на основе модели оценки степени достижения стратегических целей; определение необходимых ресурсов; формирование стратегических инициатив (программ, проектов, мероприятий) и их соотнесение с текущим управлением МО. Выбор показателей результативности в иерархической системе 1) Совет по стратегическому планированию и управлению развитием муниципального образования (высший орган - далее Совет), основной функцией которого является принятие управленческих решений по рассмотрению и принятию стратегии развития на основе баланса интересов, а также ее корректировка (мониторинг). Состав Совета формируется из представителей органов государственной и муниципальной власти, бизнес- структур и общественных организаций (населения).