Разработка управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:42, контрольная работа

Описание

Целью данной курсовой работы является – изучение и оценка опыта эффективных технологий в разработке управленческих решений, а также выработка рекомендаций по их совершенствованию.
Задачи:
- Определение классификации управленческих решений и понятия «управленское решение»;
- Рассмотрение процесса разработки и принятия управленческих решений на ОАО «Вяземских Молочный Завод»;
- Формирование выводов и основных рекомендаций по совершенствованию процесса разработки управленческих решений, выявление проблем и пути их решения в ОАО «Вяземский Молочный Завод».

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

    В первую очередь разберем классификацию  управленческих решений по признаку «значимость  целей».

    1. Плановые (стратегические) – это директивные акты, направляющие, организующие и мотивирующие коллективные действия людей для достижения стратегических целей. Стратегическое планирование включает в себя разработку муниципальной политики в различных сферах,  определяющих жизнь муниципального образования; разработку программ и проектов; прогнозирование и определение социально-экономического развития, что является необходимым элементом согласования интересов местных сообществ в отношении ключевых вопросов муниципального развития.

    2.   Оперативные решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.

    3. Организационные решения - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

    4.  Запрограммированные решения – результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. Руководство зачастую программирует решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью.

    5.  Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Например, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения; как усилить мотивацию подчиненных и др.

    6.  Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. В сложной организационной ситуации возможны тысячи вариантов выбора. У руководителя, который полагается исключительно на интуицию, с точки зрения статистики, шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки.

    7. Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случилось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Однако отметим, что руководитель, чрезмерно приверженный суждению и накопленному опыту, может сознательно и бессознательно избегать взаимодействия с новыми технологиями и разработками, что приводит к принятию нерациональных решений.

    8. Рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса.

    Управленческие  решения могут приниматься как  единолично полномочным субъектом, так и в коллегиальном составе. Могут быть направлены на урегулирование часто повторяющихся отношений  или новой возникшей проблемы. Решения принимаются в различных условиях: условиях риска, полной – неполной, качественной или некачественной информации.2

    Есть  коллективный метод решения, который  называется «мозговой штурм» или  «атака мыслей». Этот способ применяется тогда, когда специалисты и эксперты не могут найти решение. Основан способ на том, что в мозге человека, этом своеобразном компьютере, моделируются различные варианты решений. Ситуация подобного моделирования возникает тогда, когда, например, таксист сажает в машину пассажира и тот называет конечный пункт своей поездки. У водителя сразу же в голове моделируется маршрут поездки, но он может быть не оптимальным, т.е. имеются и другие варианты.

    При «мозговом штурме» идеи могут осенить какого-либо участника, и нужное решение будет найдено. Обычное число участников «мозгового штурма» 11 -12 человек, но это количество может варьироваться от четырех до нескольких десятков человек.

    Обычно  время «мозгового штурма» ограничено. Все предложенные идеи фиксируются, и решение по ним принимает человек, который в процессе «мозгового штурма» участия не принимал. «Мозговой штурм» - не панацея, а только один из способов подготовки решения.

    Выделяют  также решения жестко обусловленные (детерминированные), которые основаны на предписаниях и распоряжениях, принятых вышестоящим органом. Инициативные, которые принимаются полномочным субъектом управления в соответствии с ситуацией. Их эффективность зависит от компетентности, управленческого опыта, личных качеств принимающего субъекта.

    Наиболее  важной функцией является направляющая функция, которая состоит в том, что решение принимается исходя из долговременной  стратегии развития организации: это целеполагание, выбор и обоснование стратегии развития.

    Организующая функция проявляется в необходимости согласования действий исполнителей, частей и элементов управляемой системы для реализации решений в запланированные сроки и необходимого качества.

    Мотивирующая  функция заключается в согласовании интересов каждого члена организации  и нацеливание их на выполнение задач организации.

    Таким образом,  можно сделать вывод, что управленческое решение –  понятие сложное и многогранное, включающее в себя различные критерии оценки. Общими признаками для всех управленческих решений являются их целенаправленность и принятие в рамках компетенции управляющего субъекта.

    В управленческом решении в той  или  иной степени пересекаются и  концентрируются все виды управленческой деятельности. Управленческим решениям соответствует ряд функций - направляющая, организующая, мотивирующая.

    Глава II. Разработка и принятие управленческих

    решений на примере предприятия ОАО «Вяземский

                                 Молочный Завод» 
 
 
 
 

    2.1. Характеристика исследуемого объекта 
 
 

    В России существует несколько миллионов  предприятий, из которых несколько тысяч - крупные с численностью более 5000 чел, многие имеют свою историю и принципы работы с персоналом, как одного из важнейших звеньев в управлении предприятием.

    По-своему уникально и может служить образцом передового опыта разработки и принятия управленческих решений предприятие ОАО "Вяземский Молочный Завод" (ОАО "ВМЗ").

    Строительство завода было начато в 1955 г. в г. Вяземский  недалеко от берега реки Хор. Место  для строительства было выбрано  удачно: рядом Переяславкий леспромхоз, железнодорожная станция, растущий город Вяземский, недалеко Хорский гидролизный завод. Датой основания завода считается 23 мая 1957 г.

    Завод не использует временных рабочих, хотя до акционирования завода работало около 50 временных рабочих.

    Завод имеет собственную социальную инфраструктуру: жилые здания, общежития, пионерский лагерь и стадион.

    Общими  характеристиками ОАО «Вяземский Молочный Завод» являются:

  1. Одно из наиболее крупных предприятия района имени Лазо
  2. Формирует инфраструктуру города
  3. Обеспечивает занятость населения
  4. Не использует временной рабочей силы
  5. Использует большое число наиболее оптимальных и современных методов принятия управленческих решений.

    ВМЗ – одно из наиболее крупных предприятий  в г. Вяземский, численность населения которого 40 тыс. чел., завод в значительной степени формирует всю инфраструктуру поселка и обеспечивает занятость населения.

    Роль  ВМЗ, как организации для общества состоит в том, что  люди (сотрудники) заняты трудом на предприятии как  основными видом деятельности, люди включаются в совместно социально-значимую деятельностью, на предприятии растет производительность труда.

    На  функционирование организации оказывают  влияние такие факторы как: внешняя  среда, ресурсы и внутренняя среда.

    Факторами внешней среды, оказывающими влияние являются:

  1. законодательство, международные связи и соглашения
  2. таможенная политика, правовые нормы
  3. налоги, финансовая политика
  4. предложение и спрос на рынке

    Для разработки и принятия наиболее важных и оптимальных решений, необходимо знать каким образом в ОАО «Вяземский Молочный Завод» поступает информация. Среди информационных источников в ОАО «Вяземский Молочный Завод»  можно выделить: источники внутри самого предприятия (внутренние)  и публикуемые источники (внешние).

    К источникам самого предприятия, то есть ОАО «Вяземский Молочный Завод» необходимо отнести специализированные деятельность специализированных групп сотрудников, периодические отчеты, всевозможные информационные связи, приказы, отчеты и информационные данные из вышестоящих организаций.

    К публикуемым источникам, то есть к внешним источникам необходимо отнести отчеты торговых организаций, торговые журналы, справочники и списки, другие компании, поставщики, информационная индустрия.

    Большую часть используемой менеджерами информации обеспечивают внутренние источники ОАО «Вяземский Молочный Завод». Публикуемые источники поставляют разнообразную информацию по многим вопросам, относящимся к управлению, таким, как население, экономические условия, производство, продажи, правовые и нормативные акты и т.д.

    К качеству информации в ОАО «Вяземский Молочный Завод», необходимой для разработки и принятия управленских решений предъявляются определенные требования, прежде всего требование о том, чтобы она удовлетворяла пользователей информации, иначе говоря, была полезной. Таким образом, информация, которая поступает на ОАО «Вяземский Молочный Завод»,  должна быть целенаправленной и ориентированной на разработку и принятие управленских решений.

    Как  правило,  процессы  управления  фирмой  очень   многообразны,   многомерны и имеют сложную структуру (состоят из  большого  числа стадий и фаз). В общем смысле процесс управления состоит  из  общих  функций управления, которые объединяются в циклы управления.

    Управленческое  решение  -  это творческий акт  субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления. Любое управленческое решение на ОАО «Вяземский Молочный Завод» проходит через три стадии: 

    1. Уяснение проблемы

  • Сбор информации;
  • Анализ полученной информации;
  • Выяснение актуальности;
  • Выяснение, определение условий, при которых эта проблема будет

            решена;   

    2. Составление плана решения.

  • Разработка альтернативных вариантов решения;
  • Сопоставление альтернативных вариантов решения с  имеющимися

             ресурсами;

  • Оценка альтернативных вариантов по  социальным  последствиям;
  • Составление программ решения;
  • Разработка и составление детального плана решения.
 

    3. Выполнение решения.

  • Доведение решений до конкретных исполнителей;
  • Разработка мер поощрений и наказаний;
  • Контроль за выполнением решений.
 

    2.2. Процесс разработки и принятия управленческих решений ОАО

                                   «Вяземский Молочный Завод» 
 

    Управленческое  решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления на ОАО «Вяземский Молочный Завод». Под управленческим решением на ОАО «Вяземский Молочный Завод» понимается мыслительная деятельность субъектов управления, которая направлена на разрешение определённой проблемы – управленческой ситуации.

    В процессе разработки решений менеджеры  анализируют информацию, осуществляют коммуникации с руководителями других уровней управления, с непосредственными  исполнителями мероприятий, заказчиками, продумывают сценарии развития ситуации, проводят деловые совещания, выбирают наилучшую альтернативу. (Приложение №2)

Информация о работе Разработка управленческих решений