Разработка управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:40, курсовая работа

Описание

Иногда определение управленческого решения ограничивают лишь выбором возможного варианта действий. Такой подход обедняет содержание этой категории теории менеджмента и не соответствует его сущности.
Управленческие решения могут приниматься применительно к любой сфере деятельности организации: управлению персоналом, управлению финансами, управлению производственными процессами, в том числе и управлению маркетинговой службой.

Содержание

Введение 3
1. Краткая характеристика предприятия 5
1.1. Название, местонахождение, нормативно-правовая основа функционирования предприятия 5
1.2. Анализ эффективности деятельности организации 7
Показатели 8
1.3. Организационная структура управления, кадры организации. 12
2. Совершенствование системы ответственности должностных лиц за принятое решение на примере ФГУ «Курганский ЦСМ» 17
2.1. Выявление и описание проблемной ситуации 17
2.2. Разработка технологии совершенствования системы ответственности должностных лиц за принятое решение на примере ФГУ «Курганский ЦСМ» 20
2.3. Реализация принятого решения 30
2.4.Определение эффективности управленческого решения 31
Заключение 39
Список литературы 42

Работа состоит из  1 файл

РУР.doc

— 571.50 Кб (Скачать документ)

  

  В условиях рыночной экономики один из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятия - обеспечение высокого качества кадрового потенциала

     Сутью кадровой политики является работа с  персоналом, соответствующая концепции развития организации.

     Кадровая  политика - составная часть стратегически ориентированной политики организации. Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями законодательства, состоянием рынка труда .

     В ходе формирования кадровой политики нужно учитывать следующие аспекты: (рис 2.1)  

     - разработка общих принципов кадровой  политики, определение приоритетов целей;  

     - организационно-штатная политика - планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначения, создание резерва;  

     - информационная политика - создание  и поддержка системы движения кадровой информации; 

     - финансовая политика - формирование  принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;  

     - политика развития персонала  - обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников,  планирование индивидуального продвижения,  формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации;  

     - оценка результатов деятельности - анализ соответствия кадровой  политики и стратегии организации,  выявление проблем в кадровой  работе, оценка кадрового потенциала.

     Процесс формирования кадровой политики в организации включает ряд этапов. (рис. 2.1)

     Этап 1. Нормирование.

     Согласование  принципов и целей работы с  персоналом с принципами и целями организации, стратегией и этапом ее развития.

     Этап 2. Программирование.

     Разработка  программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, кадровых технологий, закрепленных в документах, формах и с учетом возможных изменений.

     Этап 3. Мониторинг персонала. Цель - разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации.

Рис 6 Аспекты формирования кадровой политики.  

     Кадровые  мероприятия - действия, направленные на достижения соответствия персонала задачам организации.

     Рассмотрим  основные кадровые мероприятия в  зависимости от типа стратегии организации и уровня планирования.

     Для открытой и закрытой кадровой политики будут адекватны разного типа мероприятия по удовлетворению единых по сути кадровых потребностей (табл. 5, 6)

 
       Таблица 5 - Кадровые мероприятия, реализуемые в открытом  
типе кадровой политики.

Тип стратегии  организации  Уровень планирования
  долгосрочный (стратегический) среднесрочный 
(управленческий)
краткосрочный (оперативный)
О т к р ы т а я     к а д р о в а я      п о л и т и к а
Предпринимательская Привлечение молодых 
перспективных профессионалов.  
Активная политика информирования о фирме. Формирование требований к кандидатам.
Поиск перспективных 
людей и проектов, создание банка кандидатов на работу 
в организацию, проведение 
конкурсов, выдача грантов. 
Установление контактов с 
кадровыми агентствами.
Отбор менеджеров и 
специалистов под проекты.
Динамического 
роста
Активная политика 
привлечения профессионалов.
Разработка  принципов и 
процедур оценки кандидатов и работы. Обучение 
управленцев - формирование горизонтальных и 
вертикальных управленческих команд. Планирование 
трудовых ресурсов.
Разработка  штатного 
расписания. Создание 
должностных инструкций. 
Описание политики фирмы в документах и правилах. Набор персонала под 
конкретные виды работ. 
Адаптация персонала.
Прибыльности Разработка  новых 
форм организации труда под новые технологии.
Разработка  оптимальных 
схем стимулирования труда, 
увязанных с получением 
прибыли организацией. 
Анализ и рационализация 
рабочих мест.
Оценка персонала  с 
целью сокращения. Консультирование персонала по вопросам профессиональной ориентации, программам обучения и 
трудоустройству. Использование схем частичной занятости.
Круговорота Оценка потребности  в 
персонале для различных 
этапов жизни организации.
Поиск перспективных 
специалистов.
Консультационная  помощь персоналу (в первую очередь, психологическая). 
Реализация программ 
социальной помощи.

 

   
 
Таблица 6 - Кадровые мероприятия, реализуемые в закрытом 
типе кадровой политики.

Тип стратегии  организации  Уровень планирования
  долгосрочный 
(стратегический)
среднесрочный 
(управленческий)
краткосрочный (оперативный)
О т к р ы т а я     к а д р о в а я      п о л и т и к а
Предпринима 
тельская
Создание собственных 
(фирменных) институтов.
Поиск перспективных  
студентов, выплата стипендий, 
стажировка на предприятии.
Привлечение друзей, 
родственников и знакомых.
Динамического роста Планирование карьеры. 
Разработка нетрадиционных способов найма 
(пожизненный - Япония).
Проведение  внутрифир 
менных программ обучения 
с учетом личных потребностей в обучении. Разработка программ стимулирования  
труда в зависимости от вклада и выслуги лет.
Набор сотрудников с 
высоким потенциалом и 
способностью к обучению. 
Проведение программ 
адаптации персонала.
Прибыльности Разработка  схем оптимизации труда, сокращения трудовых затрат. Реализация  программ 
обучения управленческого 
персонала. Разработка социальных программ.
Создание кружков 
"качества", активное включение персонала в оптимизацию деятельности организации. Использование 
ресурсов "внутреннего найма" 
- совмещение.
Ликвидационная Не рассматривается. Проведение  программ 
переподготовки.
Поиск рабочих  мест для 
перемещаемого персонала. 
Увольнение в первую очередь новых сотрудников.
Круговорота Создание "инновационных" отделов. Разработка 
программ стимулирования 
творческой активности 
сотрудников. Проведение 
конкурсов проектов.
Разработка  программ 
частичной занятости по основному направлению с 
возможностью реализовать активность сотрудников в 
направлениях, полезных фирме.
Культивирование "философии фирмы". Включение 
персонала в обсуждение 
перспектив развития 
организации.

2.3. Реализация принятого решения

 

      Организация выполнения решения может включать два аспекта. Во-первых, это организация новой системы при решении крупной новой проблемы. В этом случае может использоваться метод функционально-логического проектирования структур организационно-производственных систем.

      Во-вторых, это изменение функций, структуры, параметров уже существующей системы. В частности, важно избежать в организационно-производственной системе линейно-функционального конфликта, порождаемого несоответствием административного деления организационно-производственной системы и используемых технологий. При этом происходит перераспределение функций подразделений, их специализации и, соответственно, власти, ответственности, ролей отдельных менеджеров в организационно-производственной системе, со всеми вытекающим отсюда последствиями. Более подробно этот вопрос рассматривается в разделах, посвященных проектированию организационных структур, власти, лидерству и конфликтам в организации.

      Стимулирование  исполнения решения тоже может быть двояким:

  • общеорганизационным;
  • целевым.

      Общеорганизационным стимулированием называют стимулирование, обеспечиваемое фактом работы в данной организации на данной должности, с соответствующими ей материальным вознаграждением, социальным статусом, возможностью к самореализации. Угроза потери должности может обеспечивать выполнение решения до тех пор, пока соответствующие этой должности факторы здоровья (загрузка, вознаграждение, безопасность и т.п.) находятся в приемлемом для данной категории менеджеров диапазоне. При выходе факторов здоровья за пределы названного диапазона общеорганизационной мотивации становится недостаточно. Поэтому при разработке решения, во-первых, необходимо проверить, является ли достаточным уровень общеорганизационного стимулирования, и, если это не так, предусмотреть целевые меры и выделить на это соответствующие ресурсы.

2.4.Определение эффективности управленческого решения

 

      Качество  управленческого решения определяет в значительной мере конечный результат  и эффективность выполнения задач  управления. Оно  (качество управленческого решения) зависит от ряда факторов:

  • качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления (Известно, что точность результатов расчета не может быть выше точности, используемой для расчета информации);
  • оптимального или рационального характера принимаемого решения;
  • своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;
  • соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления;
  • квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;
  • готовности управляемой системы к исполнению принятых решений.

      Кроме того, чтобы быть качественным, управляющее решение должно быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных и гибким - предусматривать изменение целей и алгоритмов достижения целей. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных, которые могут возникнуть в любой момент и по различным причинам, будут переводить управленческое решение из разряда эффективных в число неэффективных.

      Далее, согласно, приведенных материалов о  проделанной работе по выявлению проблем, руководством предприятия выявлена наиболее важная для стратегического развития предприятия проблема. Она связана с перестройкой принципов работы маркетингового подразделения фирмы. В рамках решения данной проблемы можно выделить несколько направлений ее решения. С одной стороны, это изменение методологического подхода к организации службы маркетинга на предприятии. А с другой стороны, это изменение влияния человеческого фактора на решение проблемы.

       Можно предложить несколько вариантов решения данной проблемы. Приведу их в виде дерева решений (рисунок 7.):

      Алгоритм  выбора метода решения определенной проблемы представлен на рисунке. Согласно приведенного мной алгоритма выбора и принятия управленческого решения проблемы увеличения эффективности деятельности ФГУ «Курганский ЦСМ» были выбраны и оценены как наиболее отвечающие поставленным целям и задачам, следующие решения. 
 
 
 
 

Рисунок 8. Алгоритм выбора и принятия управленческого решения. 
 

 

       Для окончательного принятия решений  по каждому исследуемому  варианту необходимо сопоставить как получаемый  в результате принятия решения эффект, так и возможные затраты  (денежные, затраты трудовых, материальных и прочих ресурсов) на его реализацию. Количественная оценка эффекта, полученного в результате принятия того или иного решения, выражается не только в денежной форме, но и зависит от изменений в составе капитальных вложений, социальных условий труда, психологического  климата и т.д. Сопоставление вариантов предусматривает исключение непригодных и выбор наиболее приемлемых. Анализ производится с использованием методов экономического и системного анализа.

      В наиболее общем виде выбор окончательного решения определяется характером поставленной задачи, имеющимися ресурсами, информационной обеспеченностью процесса управления.

Информация о работе Разработка управленческого решения