Развитие информационных систем управления предприятием (на примере ОАО «Белшина»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание

Предмет исследования — ОАО «Белшина».
Цель работы: исследовать систему управления организацией и информационное обеспечение менеджмента.
Для достижения цели предстоит решить следующие задачи:
1 Раскрыть сущность, роль и порядок использования информационных систем управления предприятием;
2 Провести анализ организационно-экономической деятельности ОАО «Белшина»;
3 Разработать предложения по совершенствованию информационного обеспечения ОАО «Белшина».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.1. Понятие информационной системы и их классификация 5
1.2. Структура электронных информационных систем 12
2 ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОАО «БЕЛШИНА» 14
2.1 Анализ организационно-экономической деятельности предприятия ОАО «Белшина» 14
2.2 Использование информационных систем управления на ОАО «Белшина» 19
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОАО «БЕЛШИНА» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Классификация информационных систем 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Компоненты информационной системы 40
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Организационная структура управления 41

Работа состоит из  1 файл

Кулагин (Менеджмент).doc

— 686.00 Кб (Скачать документ)

Проектирование ИС охватывает три основные области:

-проектирование объектов данных, которые будут реализованы в базе данных;

-проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным;

-учет конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры (файл-сервер или клиент-сервер), параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п.

Проектирование информационных систем всегда начинается с определения цели проекта. В общем виде цель проекта можно определить как решение ряда взаимосвязанных задач, включающих в себя обеспечение на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуатации:

-требуемой функциональности системы и уровня ее адаптивности к изменяющимся условиям функционирования;

-требуемой пропускной способности системы;

-требуемого времени реакции системы на запрос;

-безотказной работы системы;

-необходимого уровня безопасности;

-простоты эксплуатации и поддержки системы.

Согласно современной методологии, процесс создания ИС представляет собой процесс построения и последовательного преобразования ряда согласованных моделей на всех этапах жизненного цикла (ЖЦ) ИС. На каждом этапе ЖЦ создаются специфичные для него модели - организации, требований к ИС, проекта ИС, требований к приложениям и т.д. Модели формируются рабочими группами команды проекта, сохраняются и накапливаются в репозитории проекта. Создание моделей, их контроль, преобразование и предоставление в коллективное пользование осуществляется с использованием специальных программных инструментов - CASE-средств.

Процесс создания ИС делится на ряд этапов (стадий), ограниченных некоторыми временными рамками и заканчивающихся выпуском конкретного продукта (моделей, программных продуктов, документации и пр.).

Обычно выделяют следующие этапы создания ИС: формирование требований к системе, проектирование, реализация, тестирование, ввод в действие, эксплуатация и сопровождение.

Начальным этапом процесса создания ИС является моделирование бизнес-процессов, протекающих в организации и реализующих ее цели и задачи. Модель организации, описанная в терминах бизнес-процессов и бизнес-функций, позволяет сформулировать основные требования к ИС. Это фундаментальное положение методологии обеспечивает объективность в выработке требований к проектированию системы. Множество моделей описания требований к ИС затем преобразуется в систему моделей, описывающих концептуальный проект ИС. Формируются модели архитектуры ИС, требований к программному обеспечению (ПО) и информационному обеспечению (ИО). Затем формируется архитектура ПО и ИО, выделяются корпоративные БД и отдельные приложения, формируются модели требований к приложениям и проводится их разработка, тестирование и интеграция.

Целью начальных этапов создания ИС, выполняемых на стадии анализа деятельности организации, является формирование требований к ИС, корректно и точно отражающих цели и задачи организации-заказчика. Чтобы специфицировать процесс создания ИС, отвечающей потребностям организации, нужно выяснить и четко сформулировать, в чем заключаются эти потребности. Для этого необходимо определить требования заказчиков к ИС и отобразить их на языке моделей в требования к разработке проекта ИС так, чтобы обеспечить соответствие целям и задачам организации.

Задача формирования требований к ИС является одной из наиболее ответственных, дорогих и тяжелых для исправления в случае ошибки. Современные инструментальные средства и программные продукты позволяют достаточно быстро создавать ИС по готовым требованиям. Но зачастую эти системы не удовлетворяют заказчиков, требуют многочисленных доработок, что приводит к резкому удорожанию фактической стоимости ИС. Основной причиной такого положения является неправильное, неточное или неполное определение требований к ИС на этапе анализа.

На этапе проектирования прежде всего формируются модели данных. Проектировщики в качестве исходной информации получают результаты анализа. Построение логической и физической моделей данных является основной частью проектирования базы данных. Полученная в процессе анализа информационная модель сначала преобразуется в логическую, а затем в физическую модель данных.

Параллельно с проектированием схемы базы данных выполняется проектирование процессов, чтобы получить спецификации (описания) всех модулей ИС. Оба эти процесса проектирования тесно связаны, поскольку часть бизнес-логики обычно реализуется в базе данных. Главная цель проектирования процессов заключается в отображении функций, полученных на этапе анализа, в модули информационной системы. При проектировании модулей определяют интерфейсы программ: разметку меню, вид окон, горячие клавиши и связанные с ними вызовы.

Конечными продуктами этапа проектирования являются:

-схема базы данных (на основании ER-модели, разработанной на этапе анализа);

-набор спецификаций модулей системы (они строятся на базе моделей функций).

Кроме того, на этапе проектирования осуществляется также разработка архитектуры ИС, включающая в себя выбор платформы (платформ) и операционной системы (операционных систем). В неоднородной ИС могут работать несколько компьютеров на разных аппаратных платформах и под управлением различных операционных систем. Кроме выбора платформы, на этапе проектирования определяются следующие характеристики архитектуры:

-будет ли это архитектура «файл-сервер» или «клиент-сервер»;

-будет ли это 3-уровневая архитектура со следующими слоями: сервер, ПО промежуточного слоя (сервер приложений), клиентское ПО;

-будет ли база данных централизованной или распределенной. Если база данных будет распределенной, то какие механизмы поддержки согласованности и актуальности данных будут использоваться;

-будет ли база данных однородной, то есть, будут ли все серверы баз данных продуктами одного и того же производителя (например, все серверы только Oracle или все серверы только DB2 UDB). Если база данных не будет однородной, то какое ПО будет использовано для обмена данными между СУБД разных производителей (уже существующее или разработанное специально как часть проекта);.

-будут ли для достижения должной производительности использоваться параллельные серверы баз данных (например, Oracle Parallel Server, DB2 UDB и т.п.).

Этап проектирования завершается разработкой технического проекта ИС.

На этапе реализации осуществляется создание программного обеспечения системы, установка технических средств, разработка эксплуатационной документации.

Этап тестирования обычно оказывается распределенным во времени.

После завершения разработки отдельного модуля системы выполняют автономный тест, который преследует две основные цели:

-обнаружение отказов модуля (жестких сбоев);

-соответствие модуля спецификации (наличие всех необходимых функций, отсутствие лишних функций).

После того как автономный тест успешно пройдет, модуль включается в состав разработанной части системы и группа сгенерированных модулей проходит тесты связей, которые должны отследить их взаимное влияние.

Далее группа модулей тестируется на надежность работы, то есть проходят, во-первых, тесты имитации отказов системы, а во-вторых, тесты наработки на отказ. Первая группа тестов показывает, насколько хорошо система восстанавливается после сбоев программного обеспечения, отказов аппаратного обеспечения. Вторая группа тестов определяет степень устойчивости системы при штатной работе и позволяет оценить время безотказной работы системы. В комплект тестов устойчивости должны входить тесты, имитирующие пиковую нагрузку на систему.

Затем весь комплект модулей проходит системный тест - тест внутренней приемки продукта, показывающий уровень его качества. Сюда входят тесты функциональности и тесты надежности системы.

Последний тест информационной системы - приемо-сдаточные испытания. Такой тест предусматривает показ информационной системы заказчику и должен содержать группу тестов, моделирующих реальные бизнес-процессы, чтобы показать соответствие реализации требованиям заказчика.

Необходимость контролировать процесс создания ИС, гарантировать достижение целей разработки и соблюдение различных ограничений (бюджетных, временных и пр.) привело к широкому использованию в этой сфере методов и средств программной инженерии: структурного анализа, объектно-ориентированного моделирования, CASE-систем.

 

1.2. Структура электронных информационных систем

 

Информационная система является элементом большой системы и обеспечивает задачи управления информационными ресурсами, поэтому для эффективной работы всей системы большое значение имеет ее структура и состав

Все информационные системы (ИС) включают один и тот же набор компонентов представленных в приложении Б, рисунок Б.1 - Компоненты информационной системы:

–        функциональные компоненты

–        компоненты систем обработки данных

–        организационные компоненты.

Под функциональными компонентами понимается система функций управления, комплекс взаимоувязанных в пространстве и во времени операций по управлению, необходимых для достижения поставленных перед организацией целей. Любая сложная управленческая функция расчленяется на ряд более мелких задач (операция декомпозиции) и доводится до конкретного исполнителя.

Структура представляется множеством компонент, находящихся в специфическом взаимодействии для осуществления заданных функций. Компоненты, в свою очередь, являются соединениями элементов. Форма структуры поддерживается соответствующими связями, к которым относятся внешне порожденные связи.

Таким образом, современные информационные системы и технологии в настоящее время являются тем важнейшим, если не главным, инструментом, с помощью которого обеспечивается эффективное управление предприятием в условиях постоянно ме­няющейся внешней и внутренней среды, жесткой конкуренции, процессов глоба­лизации мировой экономики. Управление предприятием в современных условиях - это управление информацией. Иными словами, успех на рынке зависит от того, насколько эффективно то или иное предприятие использует информационные ре­сурсы, какие технологии использует для управления информацией в частности и организацией в целом.


2 ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОАО «БЕЛШИНА»

 

 

2.1 Анализ организационно-экономической деятельности предприятия                           ОАО «Белшина»

 

Республика Беларусь сегодня известна во всем мире как крупный производитель большегрузных автомобилей, тракторов и другой сельскохозяйственной техники. Главным поставщиком шин для этой техники является Белорусский шинный комбинат «Белшина» – одно из крупнейших предприятий в Европе, выпускающее более 200 типоразмеров шин для легковых, грузовых, большегрузных автомобилей,     строительно-дорожных  и подъемно-транспортных машин, электротранспорта, автобусов, тракторов и сельскохозяйственных машин, а также изготавливающее не стандартизированное оборудование и запасные части к нему.

История комбината начинается с 1965 года,  когда Ленинградский проектный институт получил задание на проектирование шинного комбината в городе Бобруйске. С тех пор на протяжении 30-летнего пути предприятие развивалось, меняло облик: вырастали новые корпуса, монтировалось новое оборудование, расширялся ассортимент выпускаемой продукции, приходили новые люди.

Открытое акционерное общество «Белшина», входит в концерн «Белнефтехим» Республики Беларусь;

Белорусские шины завоевали высокую репутацию, как у отечественных, так и у зарубежных партнеров. ОАО «Белшина» поддерживает деловые взаимовыгодные отношения с 30 странами мира с учетом стран СНГ.

Предприятие имеет налаженные прочные связи с партнерами, большой опыт работы на внутреннем и внешнем рынках. Благодаря надежности, долговечности, комфортабельности белорусские шины завоевали высокую репутацию, как у отечественных, так и у зарубежных потребителей.

Общество «Белшина» включает в себя три шинных завода: завод крупногабаритных шин (с производством сверхкрупногабаритных шин), завод массовых шин, а также механический завод и шиноремонтное производство.

Завод крупногабаритных шин – производитель шин для автосамосвалов большой  грузоподъемности,   строительных  и  дорожных   машин,   прицепов, сельскохозяйственной техники, а также производит сверхкрупногабаритные шины.

Завод массовых шин выпускает шины для грузовых автомобилей семейства МАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, автобусов, сельскохозяйственной техники, для легковых автомобилей ВАЗ, «Москвич», «Волга» и практически всех видов импортных легковых автомобилей.

Механический завод изготавливает сборочное оборудование, запасные части к нему, пресс-формы для вулканизации покрышек, камер, диафрагм и другую технологическую  оснастку, а также осуществляет капитальные ремонты оборудования шинных заводов.

Шиноремонтное производство – занимается восстановлением изношенных автомобильных шин. С 2002 года применяется технология восстановления шин методом холодной вулканизации.

ОАО «Белшина» самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность, определяет перспективы развития, исходя из конъюнктуры рынка. Предприятие является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, валютный и другие счета в учреждениях банков.

Целью бизнеса предприятия является производство и реализация конкурентоспособной продукции в соответствии с потребностями рынка, повышение ее качества, расширение номенклатуры для получения прибыли, удовлетворение социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника.

Информация о работе Развитие информационных систем управления предприятием (на примере ОАО «Белшина»)