Развитие информационных систем управления предприятием (на примере ОАО «Белшина»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание

Предмет исследования — ОАО «Белшина».
Цель работы: исследовать систему управления организацией и информационное обеспечение менеджмента.
Для достижения цели предстоит решить следующие задачи:
1 Раскрыть сущность, роль и порядок использования информационных систем управления предприятием;
2 Провести анализ организационно-экономической деятельности ОАО «Белшина»;
3 Разработать предложения по совершенствованию информационного обеспечения ОАО «Белшина».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.1. Понятие информационной системы и их классификация 5
1.2. Структура электронных информационных систем 12
2 ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОАО «БЕЛШИНА» 14
2.1 Анализ организационно-экономической деятельности предприятия ОАО «Белшина» 14
2.2 Использование информационных систем управления на ОАО «Белшина» 19
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОАО «БЕЛШИНА» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Классификация информационных систем 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Компоненты информационной системы 40
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Организационная структура управления 41

Работа состоит из  1 файл

Кулагин (Менеджмент).doc

— 686.00 Кб (Скачать документ)

Примечание — Источник: [17].

– векселя и кредиты - модуль предназначен для учета операций с векселями и другими ценными бумагами (ЦБ), а также операций кредитования.

Контур оперативного управления. Охватывает разнообразные задачи, связанные с организацией и управлением производственной и коммерческой деятельностью предприятия:

– управление договорами - модуль предназначен для автоматиза­ции бизнес-процедур, связанных с заключением, исполнением и учетом договоров и контрактов;

– управление снабжением и сбытом - управление получением и реализацией материальных ценностей, услуг на основании счетов на закупку и продажу;

– складской учет- ведение складских документов и их распечатку по установленным формам; автоматизированное проведение опе­раций инвентаризации, переоценки, внутреннего перемещения;

– поставщики, получатели - контроль за исполнением договоров с контрагентами;

– производство - учет движения материальных ценностей (сырья, полуфабрикатов, готовой продукции) в процессе производства;

– консигнация - управление операциями с товаром, принятым ли­бо переданным на реализацию;

– давальческое сырье - учет сырья, переданного для переработки сторонней организации, а также полученной от этой организации готовой продукции.

Контур управления производством. Позволяет автоматизиро­вать техническую подготовку производства, технико-экономическое планирование, учет фактических затрат на предприятии и включает модули:

– техническая подготовка производства - для использования в конструкторских отделах, службах технической документации, технологических, планово-экономических и планово-диспетчер­ских службах предприятия;

– технико-экономическое планирование - автоматизация форми­рования плана производства и производственных программ, рас­чет потребностей в материальных и трудовых ресурсах, кальку­ляция плановой себестоимости выпускаемой продукции;

– фактические затраты - использование в производственном сек­торе бухгалтерии предприятия, позволяет рассчитать свод факти­ческих производственных затрат, фактическое исполнение смет накладных расходов, калькуляции фактической себестоимости единиц продукции;

– управление ремонтами - для планирования ремонтных работ на предприятии и расчета фактических затрат на их проведение.

Контур администрирования. Набор сервисных средств для квалифицированного пользователя и программиста, обеспечиваю­щих администрирование базы данных, корпоративный обмен данными, обмен документами с внешними информационными сис­темами, а также проектирование пользовательского интерфейса и отчетов.

Таким образом, внедрение системы «Галактика» на ОАО «Белшина» позволит: создать информационно-аналитическую систему ОАО «Белшина» (АСУП), обеспечивающую эффективность принимаемых решений и повышающую оперативность управления всеми видами деятельности предприятия; автоматизировать обработку информации всех элементов затрат, составляющих себестоимость продукции; осуществлять оперативный расчет фактической себестоимости выпускаемой продукции; формировать цену на продукцию с учетом фактических затрат на ее производство; оценивать уровень рентабельности выпускаемой продукции и в соответствии с этим формировать производственную программу предприятия; управлять использованием ресурсов в производственной деятельности, достигать снижения себестоимости продукции, повысить уровень ее качества и конкурентоспособности; качественно улучшить процесс управления производственной деятельностью за счет обеспечения комплексности прогнозирования и планирования движения материально-финансовых потоков; снизить трудовые, материальные и энергетические затраты предприятия, обеспечив снижение себестоимости выпускаемой продукции по сравнению с базовыми показателями до 20 %; сократить период расчета себестоимости выпускаемых изделий до 1 часа.

Реализация функций АСУП по снижению себестоимости продукции в условиях анализируемого предприятия позволит повысить конкурентоспособность продукции и обеспечит рост продаж продукции для стран СНГ и дальнего зарубежья.

Рассмотрев систему автоматизации «Галактика» в целом, проведем детальный анализ – контура оперативного управления, который позволит автоматизировать управление службой сбыта.

Для успешного осуществления своей деятельности в отделе каждый сотрудник осуществляет некоторую работу. Эти работы сведены ниже в таблице Б.1

Для проведения анализа представим в таблице Б.2 сравнительный анализ трудозатрат на выполнение отдельных функциональных обязанностей до внедрения предлагаемой программы в службе сбыта и после внедрения.

Результаты расчётов приведём в отдельную таблицу 3.2, где дополнительно отражены данные из таблицы 3.9. о количестве сэкономленного времени.

 

Таблица 3.2 — Определение экономии от снижения трудоёмкости

Должность

Оклад, р.

Стоимость часа работы, р.

Экономия времени, час

Экономия от снижения трудоёмкости, р.

1 Начальник отдела сбыта

680540

4255

32

136160

2 Экономист по сбыту

570430

3565

30

106950

3 Экономист по сбыту

555400

3470

24

83280

4 Экономист по ВЭС

555400

3470

29

100630

Общая экономия от снижения трудоёмкости, р.

427020

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

Произведем расчёт эффективности внедрения программы «Галактика». По представленной ниже формуле определим, сколько стоит один час работы сотрудников исходя из их месячных окладов

 

                     Сч = О / Кч,                                                                            (3.1)

 

где Сч – стоимость часа работы;

О – месячный оклад;

Кч – месячный фонд рабочего времени (Кч=168 час).

 

По следующей формуле (3.2) можно определить общую экономию средств от снижения трудоёмкости

 

                                                      ЭЭ=З/Э,                                               (3.2)

 

где, ЭЭ – показатель эффективности затрат;

З – затраты на проведение мероприятий.

 

ЭЭ = 2124240 / 6836000 = 0,75

 

Срок окупаемости можно определить обратной величиной показателю эффективности затрат

 

                        Ток = 1 / ЭЭ,                                                                      (3.3)

 

где Ток – срок окупаемости.

 

Ток = 1/ 0,75 = 1,3 месяцев

 

В итоге выявлено, что затраты понесенные на приобретение программы «Галактика» с 2-мя рабочими местами окупятся в течении 1,3 месяцев и дадут до 17 % экономии рабочего времени, что в стоимостном выражении составит более 5 млн р. в год. Преимущества от внедрения программы значительные, а трудности могут иметь место лишь на начальной стадии – отладки программы.

Наряду с программой «Галактика» на компьютерах ОАО «Белшина» установлены пакеты программ Microsoft Offtice. Специальные маркетинговые программы на предприятии не используются.

Для эффективной защиты информации, используемой на ОАО «Белшина» необходимо применять такие программы, как Agnitum Outpost Firewall (межсетевой экран, программа, отслеживающая все попытки приема-передачи пакетов через интерактивную сеть), Kaspersky Anti-Virus Personal Pro и Dr.WEB (антивирусные программы). Для защиты коммерческой информации ОАО «Белшина» рекомендуем использовать антивирусную программу Norton Antivirus или NOD32, которые обеспечивают более высокий уровень безопасности, нежели Kaspersky Anti-Virus Personal Pro и Dr.WEB. Однако на компьютерах с маленьким объемом памяти, предприятию все же следует использовать Dr.WEB, ввиду того, что ресурсы оперативной памяти персонального компьютера эта программа расходует достаточно экономно. Данные программы позволят: защитить информацию от действия вирусов; не допустить потери важной коммерческой информации.

Стоимость программы около 150 у.е.

Таким образом, внедрение в службе сбыта программы «Галактика» даст до 17 % экономии рабочего времени, что в стоимостном выражении составит около 5,1 млн р. в год. 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В современном менеджменте рассматривается мно­жество самых разных организаций, которые представля­ют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распре­деления обязанностей. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-произ­водственные объединения, частные предприятия.

Организации создаются для удовлетворения разнооб­разных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.

Такое разнообразие имеет большое значение при рас­смотрении организации как объекта управления. Множе­ство целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для управления ими требуются спе­циальные знания и искусство, методы и приемы, обеспе­чивающие эффективную совместную деятельность работ­ников всех структурных подразделений.

Функции управления определяют деятельность, направленную на организацию выполнения мероприятий по уп­равлению объектом (в соответствии с происхождением самого тер­мина от латинского functio — исполнение, деятельность, соверше­ние). Существенно и то, что логическая последовательность вы­полнения работ, определяемая функциональной структурой управ­ленческого процесса, составляет сущность технологии управления.

Функциональная задача управле­ния — это определенный этап (планирование, органи­зация и т.д.) управления определенным ресурсом (финансы, персонал и др.) в определенной сфере дея­тельности предприятия.

Таким образом проведя анализ организационно-экономической деятельности ОАО «Белшина» можно сделать следующие выводы:

Целью бизнеса исследуемого предприятия ОАО «Белшина», является производство и реализация конкурентоспособной продукции в соответствии с потребностями рынка, повышение ее качества, расширение номенклатуры для получения прибыли, удовлетворение социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника. Общество является лидером среди шинных заводов стран СНГ по производству шин для автомобилей большой грузоподъемности. Белорусские шины, эксплуатирующиеся на автосамосвалах грузоподъемностью от 25 до 180 тонн, завоевали высокую репутацию в горнорудных карьерах стран ближнего и дальнего зарубежья.

Для внедрения эффективной системы автоматизации расчетов и бизнес-планирования требуется документировать деятельность предприятия и обеспечить организацию его функционирования.

Осуществить это можно с помощью информационных технологий трех уровней:

1) комплексных систем управления предприятием;

2) систем электронного документооборота;

3) продуктов, позволяющих создавать модели функционирования пред­приятия, проводить анализ и оптимизацию его деятельности, систем нижнего уровня класса АСУТП и САПР, продуктов интеллектуального анализа данных, а также ПО, ориентированное на подготовку и поддержание функционирования систем качества.

Указанные информационные технологии довольно сложны и недешевы. Однако, большим предприятиям при внедрении систем качества невозможно обойтись без информационной поддержки.

Учитывая вышеизложенное, можно сформулировать следующие предложения для эффективного построения автоматизированной системы  управления предприятием необходимы следующие мероприятия:

1        Создание Локальной Вычислительной Сети (ЛВС);

2        Организация ввода информации в точках её возникновения;

3        Установка в этих точках современной вычислительной техники;

4        Установка на этих персональных ЭВМ соответствующего программного обеспечения.

5        Создание и ведение единой базы данных;

6        Наличие квалифицированного персонала.

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.            Большаков, А. С. Менеджмент / учеб. пособие. — СПб.: «Издательство «Питер»«, 2007. — 160 с.: ил.

2.            Велесько, Е.И. Инвестиционное проектирование: учеб. пособие / Е.И. Велесько, А.А. Илюкович. — Минск: БГЭУ, 2003. —225 с.

3.            Гончаров, В.И. Менеджмент предприятия: в 2ч. / В.И. Гончаров. — Минск: Изд-во МИУ, 2003. —256 с.

4.            Гончаров, В.И. Технология и инструменты эффективного управления предприятием / В.И. Гончаров. — Минск: Изд-во МИУ, 2006. —160 с.

5.            Кивачук, В.С. Оздоровление предприятия: экономический анализ / В.С. Кивачук. — Минск: Амалфея, 2002. —384 с.

6.            Игнатьева, А.В., Максимцов, М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 157 с. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, – М.: Юнити, 2003. – 309 с.

7.            Кунц, Г., О’Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 2001.  — 584 с.

Информация о работе Развитие информационных систем управления предприятием (на примере ОАО «Белшина»)