Развитие менеджмента в период перехода от планово-государственной экономики к рыночной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение темы: «Развитие менеджмента в период перехода от планово-государственной к рыночной экономике».

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Менеджмент в период планово-государственной экономики………………5
2. Роль менеджмента в период рыночной экономики ………………………..11
3. Развитие менеджмента при переходе от планово-государственной к рыночной экономике ……………………………………………………………21
Заключение ………………………………………………..……………………..28
Список использованной литературы …………………………………….…….29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Алиса.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)


Тема: Развитие менеджмента в период перехода от планово-государственной экономики к рыночной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Менеджмент в период планово-государственной экономики………………5

2. Роль менеджмента в период рыночной экономики ………………………..11

3. Развитие менеджмента при переходе от планово-государственной к рыночной экономике ……………………………………………………………21

Заключение ………………………………………………..……………………..28

Список использованной литературы …………………………………….…….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях развития экономической науки и практики свободно обходится без таких понятий, как менеджмент, маркетинг, рынок, спрос и предложение, и др. Командно-административная система государственной экономики в период перехода к рыночной требовала от предприятий беспрекословных исполнения указаний «сверху». Предприятия должны были тратить заработанные средства на производственное и социальное развитие в строго указанных количествах, получать сырьё от определенных поставщиков и передавать их готовую продукцию заранее определённым, закрепленным потребителям по стабильным, указанным ценам, установленным из центра.

Возник менеджмент в одно время с первым сознательным трудом человека. Необходимость определенных организации последовательности деятельности, согласования деятельности людей при выполнении общей работы потребовала социально-экономических управленческих решений. Практическая потребность повлекла за собой основную выработку общих понятий, принципов, рекомендаций.

Менеджмент в современном виде - это область профессиональной деятельности, одна из базовых общедоступных образовательных дисциплин. Он обозначает не только функцию, но и людей, её выполняющих. Он указывает на экономическое социальное положение, но и в тоже время является названием соответствующей учебной дисциплины и области научного исследования. Именно современный менеджмент способствует ознакомление экономическому и социальному развитию. В некоторых случаях, когда находили применение энергии менеджмента, возникало стремительно быстрое развитие этой науки. Другими словами, развитие современного менеджмента - дело больше человеческой энергии, чем результат экономического благополучия.

Современный этап общественного современного менеджмента в период планово-государственной экономики развития характеризуется качественными переменами в экономике, что предъявляет более высокие требования к системе управления. В условиях развития рыночных отношений менеджмент позволяет эффективно управлять организацией, это значительно сложнее, чем в центральной командно-административной системе. Это связано не только с расширением самостоятельности, но и с необходимостью легкой адаптации к изменениям, особенно когда возникают новые поставленные цели и задачи, возникают новые хозяйственные связи, изменяются формы собственности, создаются новые предприятия.

Менеджмент в период планово-государственной экономической системы к другой, всегда несет большие потери, и поэтому возникают сложности этой данной системе. В это время идет беспроцентное изменение существующих стереотипов управленческого мышления. Все усложняющиеся социально-экономические проблемы в данное время невозможно эффективно решать без знания теории и практики современного управления – современного менеджмента.

В период реформирования современного менеджмента в планово-государственной к рыночной экономики главным направлением развития являются научные социальные основы управления.

Целью курсовой работы является изучение темы: «Развитие менеджмента в период перехода от планово-государственной к рыночной экономике».

 

 

 

 

 

1. Менеджмент в период планово-государственной экономики

 

Менеджмент - это вид самостоятельно профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, бизнесом государственной экономики действующих в рыночных условиях хозяйствования.

Противоположностью менеджменту в период планово-государственной экономики является командное управление, которое было не только в нашей стране (у нас оно охватывало все уровни экономики, а в остальном мире ограничивалось отношениями внутри фирмы).

Государственное управление не может всегда является менеджментом. Оно практически никогда не ориентируется на рынок, исключает инициативность поставленных целей, а также свободу принятия решений. Наиболее значительный в этом пример - руководство военными подразделениями, где любой приказ должен безоговорочно выполняться, а в чрезвычайных условиях его нарушение иногда может даже караться смертью.[1]

Возникновение менеджмента как особого вида деятельности было обусловлено развитием рыночных отношений и появлением крупных, средних предприятий с сотнями и тысячами рабочих, которыми владельцы этих предприятий уже не могли квалифицированно руководить. Они были вынуждены брать и нанимать на работу для этого профессиональных управляющих, предоставлять им самыми широкими полномочиями и самостоятельность. Группы таких людей исполняющие эти обязанности получили наименование «менеджеры».

В переводе на русский язык с английского «Менеджмент» (management), обозначает «управление», происходит от корня латинского слова «рука». Менеджмент может также рассматриваться как организация управления предприятием фирмы, т.е. установление постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия как в разной сфере, так и в одинаковой, определение порядка и условий его функционирования. Для достижения подведенных конечных итоговых результатов каждая своя организация в своей предпринимательской деятельности преобразует окончательные, конечные ресурсы, выступающие в виде финансового капитала, сырья, материалов, технологии, информации. Для их научных преобразования необходимо осуществлять различные виды предпринимательской деятельности, т. е. выполнять готовые определенные поставленные функции для каждого предприятия в отдельности.[2]

Социально-экономическое общественное и развитие нашей страны в до перестроечный период, в ходе перестройки и на этапе перехода к рыночным отношениям, особенности политических и национально-государственных аспектов обуславливают необходимость разработки научных основ управления экономикой в период планово-государственной,  в условиях многообразия форм определенной собственности. Это связано с тем, что готовые рецепты западной экономической науки, рассчитаны на развитое экономическое рыночное хозяйство, а не на нынешнюю экономику в период планово-государственной экономики России.

В переходной экономике не могут полноценно использоваться все методы управления менеджментом, реализуемые в рыночных условиях. Зарубежные многие разработки, несомненно, основано требуют адаптации к отечественным условиям, а также к условиям переходной экономики. Но вводить в одно целое бизнес-план и техпромфинплан осуществляя, таким образом, преемственность планирования представляется никак не выполненным, вредным для российской экономики и недопустимым действием. Обоснование же необходимости такого определенного подхода менеджмента в период планово-государственной экономики будет означать либо непонимание сущностного различия двух экономических систем, преследующее какие-либо иные цели.[3]

В плановых условиях экономики также определялись потребности большой части населения, разрабатывался общегосударственный и планово-государственный план и доходил до непосредственных производителей, которые зачастую могли выполнить этот план исключительно с помощью отлично талантливых сплоченных снабженцев. Организация же рынка сбыта передавалась уже другому предприятию или фирме в рыночной экономике, деятельность которого не была увязана с получаемой прибылью.

Успехи поэтому развития рыночной экономики во многом зависят от того, как быстро российские предприниматели смогут понять логику ее развития и перейти на новые формы предпринимательства, научатся управлять по - рыночному.

Особенность менеджмента в период планово-государственной экономики, а также переходного периода к рыночной экономике в России охарактеризуется тем, что она проходит все этапы развития капитализма, но в более скромном, маленьком виде и с меньшими издержками. России даже удалось избежать возможного отката назад, что произошло в некоторых странах бывшего “социалистического лагеря”.

Чтобы эффективнее управлять, однако необходимо лучше понимать сущность законов рыночной экономики, общественного развития. К сожалению, энергия мировоззрения присуща не только руководителям бывших государственных предприятий, фирм и офисов для бизнеса, но и политикам, общественным деятелям. Если внимательно посмотреть на процесс принятия нового законодательства, деятельность сегодняшних государственных учреждений, то увидеть всплески прежней системы несложно. В отсутствие выполнения социального налогового законодательства вся деятельность налоговой инспекции и полиции, в сущности, строилась на противоправных действиях. Но и подходы к разработке нового экономического законодательства ориентированы на государственную политику, которая вряд ли пойдет на пользу нашей менеджменту в период планово-государственной экономики.

Так или иначе, экономические проблемы менеджмента практически всегда перехлестывают другие сферы общественной жизни людей, и решать их приходится всегда вместе и одновременно. Именно взаимообусловленность социально-экономической и общественной сфер жизни предприятий не позволяет надеяться на возможность сокращения переходного периода к рыночной экономике.

В определенных конкретных условиях планирование развивающихся рыночных отношений менеджмента в период перехода от планово-государственной экономики всегда направлено на удовлетворение, в первую очередь на собственных потребностей физических и юридических лиц государственной службы. Последнее же становится возможным через систему взаимодействия с другими субъектами рыночных отношений, взаимоувязывания интересов.

Переход к рыночной экономике в менеджменте, ориентация производства на людей как на производителя и конечного потребителя одновременно образом начинает меняют стоящую цель любого сплоченного коллектива. Если раньше главной целью, использовали лозунги, которые ставились перед каждым коллективом в отдельности и каждым работником предприятия к которому они относились, использовали лозунг «дать план любой ценой», а теперь – это получение максимальной прибыли, в короткие сроки. В первом случае цель не была ориентирована ни на производителя (либо посредника), ни на потребителя, эту цель использовали только очень редки случаях. Во втором же случае она выгодна производителю, поэтому практически всегда использовали только эту цель. Потребности и возможности конечного потребителя не всегда учитываются.[4]

Глобальная цель менеджмента в период планово-государственной экономики заключается в организации производства (реализации) того или иного общественно полезного продукта (работ, услуг) в определенных, указанных объёмах, необходимого для полного удовлетворения платёжеспособного спроса потребителей и одновременном формировании их разумных актуальных потребностей. При стимулировании участников трудового процесса согласно принципам социально-экономической справедливости по индивидуальному согласованному вкладу в конечные результаты, полученные от реализации исполнения и потребления продукта потребителями.

В определенных запланированных условиях социально-психологические аспекты управления работниками коллектива отходят на второй план. Создание обширно широкой, но крайне не эффективно работающей сети организаций предприятия последипломного обучения не дало возможности руководителям получить реальные навыки по изучению определенного психологического управления,  в том числе по этике межличностного и делового общения в коллективе и в не коллектива.

Развитие соответствующих методов управления развития менеджментом в период перехода от планово-государственной экономики к рыночной непосредственно связано с содержанием форм собственности. Менеджмент в период перехода планово-государственной экономики с переходом к рыночным отношениям у нас в стране существенно возрастает число трудовых коллективов в сфере предпринимательства, бизнеса. Как показывает практический опыт хозяйствования последних некоторых лет, в большинстве случаев создания структур рыночной экономики – кооперативов, средних, малых и совместных предприятий, товарных и фондовых бирж, офисов коммерческих и не коммерческих фирм и др. организационных форм не только не дает ощутимых результатов, но и выявило большинство негативных черт предпринимательской деятельности в целом. [5]

Информация о работе Развитие менеджмента в период перехода от планово-государственной экономики к рыночной