Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение темы: «Развитие менеджмента в период перехода от планово-государственной к рыночной экономике».
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Менеджмент в период планово-государственной экономики………………5
2. Роль менеджмента в период рыночной экономики ………………………..11
3. Развитие менеджмента при переходе от планово-государственной к рыночной экономике ……………………………………………………………21
Заключение ………………………………………………..……………………..28
Список использованной литературы …………………………………….…….29
Одним из главных средств социально-экономической в рыночной экономики ориентация менеджмента в период перехода планово-государственной экономики предпринимательской деятельности, повышение его реального вклада в общую долю государства и в стабилизацию экономике является разработка и реализация комплексной программы развития предпринимательства всех сфер в России. Целью программы должно стать создание и поставка реально работающего механизма государственного регулирования, и поддержке высокоэффективного производства и бизнеса в сфере предпринимательской малой и средней деятельности; формирование класса всех предпринимателей, способных дать лучшие нравственные черты российского предпринимательства и выстроить наиболее ценные личностные качества современного российского и западного бизнесмена и менеджера в крупной компании.
Таким образом, мы видим, что в рыночной экономике должны быть задействованы только новые, универсальные, соответствующие изменившимся отношениям собственности формы управления предприятиями. Гибкая комбинация таких методов маркетинг - менеджмента, прямого и косвенного экономического регулирования позволит приспособить их поведение к рыночным условиям труда.
2. Роль менеджмента в период рыночной экономики
Менеджмент как высшее научное управление в определенных условиях рыночной экономики обеспечивает ориентацию компании на удовлетворение потребностей определенного рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех или иных видов продукции, которые пользуются большим спросом и способны приносить фирме стабильную прибыль. Для менеджмента в современный период рыночной экономики характерны:
-постоянная поправка новых интересных поставленных, определенных целей, идей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;
- стабильное стремление к лучшему повышению эффективности производства предприятия и бизнеса в целом;
- стимулирование на высокое достижение запланированного конечного результата деятельности бизнеса фирмы;
- изменение конкретных функции планирования производства - от текущего производства к перспективному;
- широкая самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования предприятия на рынке фирмы или другого бизнеса;
- оценка управления отведенной работы в целом только на начальном этапе реально достигнутых конечных результатов;
- использование современной новейшей информационной базы для расчетов при принятии управленческих решений данного предприятия в отдельности;
- максимальное применение математических методов, решений и достижений информатики на базе ЭВМ;
- привлечение всех включительно сотрудников компании предприятии к управлению фирмой;
- проведение социально-экономического анализа менеджмента в период рыночной экономики каждого управленческого решения;
- способность остро рисковать и управлять риском предприятия;
- осуществление управления менеджментом на основе предвидения изменений, гибких решений в рыночной экономике;
- опора на новые решения в каждом сегменте работы фирмы или данного предприятия, нестандартные решения.
В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент», «менеджер» легко вошли в наш словарный запас наряду и на смену терминов «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель». И это полностью было оправданно, потому что менеджмент – это конкретно аправленное управление в условиях рыночной экономики, в которых руководитель хозяйствования должен:
- ориентироваться на спрос ориентации рынка;
- производить те виды товаров, которые пользуются большим не ограниченным спросом у покупателей и могут полностью гарантировать получение большой прибыли в этом предприятии;
- постоянно стремиться к наилучшему оптимально хороших результатов при минимально малых затратах;
- использовать экономические методы управления менеджмента;
- постоянно ориентировать и сопровождать производственные программы на потребности рынка.
В рыночной экономике конечный итоговый полученный результат деятельности хозяйствующего руководителя определенной организации может быть получен только в процессе обмена или размена. Руководитель хозяйствования должен обосновано принимать оптимальные решения, а это вызывает необходимость не ограниченного проведения многовариантных расчетов техники с большим привлечением многосторонней информации на базе компьютерной информационной техники.
Менеджмент, как нам всем известно, регулируется основными законами развития рыночной системы хозяйствования и направлен на гибкое изменение приспособление производственно-сбытовой деятельности предприятия к изменяющимся условиям рынка труда. Подход к этому управлению как к процессу изменения системы менеджмента в период рыночной экономики и оценивает его в качестве системы, в которой работа, направленная на достижение поставленных целей предприятия или фирмы, рассматривается не как единовременное быстрое действие, а как серия взаимосвязанных деловых, интересующих непрерывных акций, материализующих функции управления менеджмента в период рыночной экономики.
Налаживание эффективной деятельности фирмы на рынке в настоящее время и в будущей перспективе - главное в менеджменте. Управление путем постановки и реализации определенных, поставленных целей данного предприятия осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы предприятия, ее обеспеченности необходимыми и нужными для этого ресурсами, условий конкурентной борьбы. Рациональное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов используемых в данное время предполагает точное, налаженное достижение поставленных целей при минимуме финансовых, материальных затрат и максимуме эффективности, что и осуществляется в процессе управления, когда работники данного коллектива сами направляют свои действия на достижение общих доступных целей на основе мотивации их труда и добиваются этого.
Менеджмент в период рыночной экономики особенно остро начинает функционировать на основе собственного экономического устройства механизма, который правильно направлен на решение конкретных глобальных проблем взаимодействия коллективов рабочих подразделений фирмы предприятия бизнеса, ее сотрудников в высокой реализации поставленных перед фирмой серьезно обусловленных задач. Этот механизм объективно обусловлен работой фирмы в рыночных условиях, когда результаты всей ее деятельности получают оправданную оценку на рынке. В основе менеджмента в период рыночной экономики как концепции рыночного управления лежит объективный процесс обобществления и укрепления всего рабочего производства, который дает фирмам возможность влиять на состояние рынка, характер и механизм экономических отношений на нем, осуществлять его раздел и передел.[6]
Наиболее особенно часто в характеристике менеджмента в период рыночной экономики используются индивидуальные подходы для каждого в отдельности от других, которые трактуют его как предстоящую науку управления, процесс управления, искусство управления, функцию управления, органы или аппарат управления, людей, управляющих этой организацией.
В отличие от всей теории управления, развиваемой до недавнего прошлого времени в нашей стране, современный итоговый менеджмент не может быть представлен в виде глубоко четко сформулированных правил и планов, рецептов деятельности. В роли менеджмента в период рыночной экономики находит глобально внутреннее отражение понимание того, что мы живем в очень сложном непредсказуемом и быстро меняющемся мире, в котором подвержены быстрым, четким изменениям даже сами закономерности в этой области, по которым этот мир только существует и развивается. И попытки изложить наши знания, о таких сложных системах изучения данных закономерностях, как современные организации производства, в рамках жестких схем и правил неизменно приводят к неоправданному упрощению, изложению, искажению истинной картины, а значит к иллюзиям, заблуждениям и ошибкам этого времени в роли менеджмента в период рыночной экономики.[7]
Происходящие неоправданные быстрые перемены коснулись человека и его деятельности в целом. В сфере менеджмента экономики поворот от административно-командной системы к системе рыночных отношений потребовал от человека овладения многими знаниями в различных и обширных областях науки и техники. Для осуществления рыночных преобразований большое значение приобретают знания и нововведения в области науки и искусства менеджмента.
В настоящее время менеджмент приобрел особую популярность и известность. И в это время деятельность по управлению каждого данного предприятия, фирмы и т.д. выделилась в особую профессию, а область обширных знаний - в самостоятельную изученную дисциплину. По мере становления и развития менеджмента в период рыночной экономики -социальный слой менеджеров превратился в весьма влиятельную, глубокую истинно общественную силу. Когда появились корпорации-гиганты, обладающие огромным социально-экономическим потенциалом, а также производственным, научно-техническим и информационным потенциалом, которые по своей структуре можно сопоставить с целыми государствами, странами, роль менеджеров возросла.
В современных странах в наше время с рыночной экономикой крупнейшие и средние промышленные объединения и экономическо-финансовые банки составляют настоящую сильную основу не только социально-экономической, но и политической силы государства. Крупные корпорации, которые имеют свои предприятия во всем мире, где устанавливают конкретные определенные, указанные правила распределения финансовых благ, материальных благ, оказания услуг, владеют огромным, высоким информационным потенциалом. Решения менеджеров, как и решения крупных планово-государственных деятелей, могут оказывать влияние на судьбы миллионов людей, государств, республик и регионов. Но менеджеры всегда отчетливо готовы честно оказывать влияние не только на различных уровнях управления в корпоративных структурах. В развитых странах Запада большое влияние на экономику и жизнь людей оказывает средний и малый бизнес. Более 94% всех государственных фирм этих стран которые заявлены в этот процент составляют средние и малые предприятия. Они максимально отчетливо удовлетворяют потребности всего населения, являются местом испытания и внедрения технических и организационных нововведений, создают рабочие места, если это требуется. Устойчивость малых и средних предприятий и их выживание в серьезной, устойчивой конкурентной борьбе зависит от эффективного менеджмента в период рыночной экономики.[8]
В современных условиях одним из правильных направлений перестройки управления российской экономики, особенно на уровне готовых предприятий, объединений, концернов и других хозяйственных организаций, явилась двойная выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в период рыночной экономики в нашей практике. Это не механический условный процесс перенесения опыта промышленных представленных фирм Запада, а творческий, потенциальный поиск новых обдуманных решений, готовых принять все условия. Поэтому вместо налоговой декларации о необходимости широко использовать финансово товарно-денежные, рыночные отношения активно проводится серьезная работа по изысканию поставленных, конкретных и реальных путей на практике, форм и методов их органического сочетания в единой целостной системе хозяйства. И требуются радикальные и решительные изменения, известная смелость в практическом применении менеджмента на российских предприятиях.
Качество и эффективность в настоящее время современного менеджмента в период рыночной экономики управления определяются уровнем подготовленных знаний в данной области, возможностью и способностью правильно сосредоточено применить эти знания на практике отчета. В условиях радикальной социально-экономической реформы, предусматривающей развитие экономических рычагов достойного управления, а также расширение внешнеэкономических отношений период рыночной экономики , все более отчетливо вырисовывается необходимость изучать готовое положительное, что накоплено мировым опытом управления менеджмента. Сегодня становятся привычными все понятия, которые используются в наше настоящее время, а особенно такие понятия, как менеджмент, менеджер, маркетинг. Но скорее всего дело не в названиях. Речь идет о новой для нас философии и политике управления. Здесь иные системы принятых ценностей и приоритетов, пропорции и направления экономического развития в период рыночной экономики, иной инструментарий управления.
Научные проверенные основы и показания управления представляют собой методологическую искаженную базу управленческой практики, которая позволяет более на высоком уровне и рационально организовать систему управления. Собственно к менеджменту в период рыночной экономики относятся теория руководства и практическое научное образование эффективного управления, под которыми должно пониматься правильно сложенное и направленное искусство управления. Обе части имеют дело с управлением как комплексным, достигнутым, целостным и конкретным представленным явлением. Управление как изучаемая наука может рассматриваться с самых разнообразных сторон: финансовой, политической, экономической, социальной, организационной и др. Такой многоплановый подход для этого производства позволяет охватить всю совокупность аспектов, отражающих содержание процесса управления. Объективно в этом финансовом процессе тесно пересекаются организационно-технические, социально-экономические и социально-психологические закономерности. Поэтому изученные знания, умения и навыки управленца должны быть комплексными закономерностями по своей природе.
В то же время не отрицались положительные аспекты менеджмента в период рыночной экономики в области широкого внедрения автоматизации обработки данных, использования средств вычислительной техники и математических методов для решения задач управления производством в научно-технических и опытно-конструкторских разработках. Менеджмент, связанный с действием рыночного механизма, не рассматривался вообще, поскольку считался неприемлемым для социализма. Такой взгляд в определенной мере соответствовал рамкам командно-административной системы хозяйствования. Действительно, при жестко централизованной системе планирования, невозможности четкого решения правовых, экономических, организационных и других вопросов отношений собственности в отсутствие рынка опыт управления в условиях реального действия рыночного механизма для нас представлял сугубо теоретический интерес.[9]