Развитие менеджмента в период перехода от планово-государственной экономики к рыночной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение темы: «Развитие менеджмента в период перехода от планово-государственной к рыночной экономике».

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Менеджмент в период планово-государственной экономики………………5
2. Роль менеджмента в период рыночной экономики ………………………..11
3. Развитие менеджмента при переходе от планово-государственной к рыночной экономике ……………………………………………………………21
Заключение ………………………………………………..……………………..28
Список использованной литературы …………………………………….…….29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Алиса.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

  Поведенческая теория менеджмента в период рыночной экономики включает  выработку управленческих концепций, отбор, учет и ранжирование факторов, способствующих или препятствующих развитию организации, в том числе индивидуальных качеств отдельных людей.  Сегодня возросла роль описательных моделей. В описательных моделях учитывается накопленный опыт деятельности организаций  в  разных  условиях функционирования. При этом поведенческая теория принятия решений не является только описательной.  В  ней  используются математические методы статистики,  эконометрики, модели развития, информационный и  вычислительный  сервис.  Поэтому  в современном менеджменте указанные теории не противопоставляются, а взаимно дополняются с  учетом  специфики  конкретных условий.

Необходимость учета менеджмента в период рыночной экономики  непредсказуемых  изменений  условий внешней среды или изменений в самой сильной управляемой организации, повышение неопределенности при принятии конкретных решений менеджерами данной организации заставляют стремиться к гибкости, ловкости,  адаптивности управленческой системы.  Поведенческая теория понимающее основное внимание уделяет самому происходящему процессу принятия конкретных решений, разделение его на связанные между собой тупи, этапы, определенные фазы, происходящие процедуры в этой области, реализующие логическую финансовую последовательность проведенных действий, обеспечивающих анализ и решение возникающих всех  проблем    и    ситуаций в данной организации.    Для наилучшего преодоления каждой происходящей формы неопределенности в  опережающем правильном управлении  используются  соответствующие приемы направленные на это действие. Эти приемы предусматривают определенный происходящий процесс принятия конкретных решений,  характеризующийся упорядоченной правильно составленной системой действий. Такая конкретная система действий противопоставляется данному типу  управления, только    реагирующему    на  происходящие ситуации,   но  идущему в прямом направлении и не заглядывающему вперед.

Поиски эффективного конкретного управления – самая главная задача менеджмента. Именно эффективное конкретное управление менеджмента в период рыночной экономики согласованно обеспечивает сохранение конкурентоспособности на  рынке,  устойчивости определенной деятельности. Практически все особо современные направления менеджмента призваны  обеспечить жесткую борьбу конкурентоспособности предприятия и по возможности их длительную прибыль. И здесь важнейшую огромную роль играет фактор обновления,  т.е. способность управления к быстрому реагированию на достойные прямые перемены, приспособлению своей острой стратегии изменения, функции, номенклатуры  к  потребностям внешней среды.  Весь этот готовый комплекс предпосылок успешно-направленной деятельности  призван  обеспечить директор, управляющий,  менеджер, поэтому сегодня роли человеческого фактора, межличностным отношениям между коллективами, поддержанию солидарности и  активности  слоя  инженеров, управляющих,  ученых,  рабочих придается огромно-сильное значение.  Жестко регламентированный, не защищенный социальными, экономическими, финансовыми и демократическими правами и стимулами труд оказывается неэффективным.

Арсенал менеджмента в современный период рыночной экономики довольно обширно широк. 

В переходный период в ограниченной связи с изменением политики  финансовых капиталовложений в  нашей  стране на сегодняшний день ухудшается, и становится все меньше предпосылок к  положение крупных предприятий и объединений тяжелой и легкой промышленности. Уменьшение финансовых капиталовложений в  тяжелую и легкую промышленность с учетом межрегиональных связей может привести к резкому  сокращению, и глобальному уменьшению заказов, а в  условиях  хозрасчета - к тяжелому финансовому капиталовложению положение некоторых крупных и средних предприятий и  объединений.  Опыт поэтому  зарубежных фирм   в  области  диверсификации,  разукрупнения предприятий с предоставлением большей свободы самостоятельности  отделениям и филиалам требует тщательного изучения в этой области. Ориентация руководителей высшего звена, на изучение опыта работы концернов, на стратегическое планирование и консорциумов может поставить перед управленцами новые поставленные задачи,  выявить необходимую потребность в новом инструментарии управления.

 

3. Развитие менеджмента при переходе от планово-государственной к рыночной экономике

 

Развитие в настоящее время менеджмента при переходе от планово-государственной к рыночной экономике современного общества в целом характеризуется глубокими однозначно-динамичными переменами системного характера этого развития. Меняются политические, экономические формы, государственные формы, внедряются новые социально-экономические и производственные технологии производства. Все эти происходящие процессы существенно высоко повышают значимость управления в сложно спроектированных и организованных социальных системах и в современном производстве.

Рыночные отношения в нашей стране на данный период начали развиваться довольно стихийно и быстро, что во многом обуславливалось отсутствием достаточных изученных знаний о самой их природе, хотя говорить о полном отсутствии таковых, видимо совсем неправомерно. Но рынок и стихия, понятия разные принципиально, несмотря на то, что первый из них предполагает полную свободу готового производства, реализации, движения товара, регулируемых спокойно потребностями покупателя и справедливой конкуренцией как необходимой составляющей рыночных отношений, механизмом их полного саморегулирования. Тем не менее, в основе финансовой эффективной деятельности компании предприятия в рыночных условиях лежит конкретная система управления, использование бизнес-планирования.

Следует показать, что довольно бдительно внимательное изучение рыночных отношений в основном началось много ранее чем их реального полноценного развития, хотя в то время они трактовались более критично.

Объективно говоря, плановая финансовая экономика давала достаточно много поводов для произведения критики, как в практическом воплощении этой теории, так и в теории; например, в рамках развития менеджмента при переходе от планово-государственной к рыночной экономике, где основы капиталистической финансовой экономики излагались довольно четко, изложено, правильно и ясно, социалистическая же подавалась весьма смутно, не понятно и сильно размыто.

Переход экономики России в первые годы к рыночным отношениям, как отмечалось уже выше, характеризовались наивысшей степенью стихийности, обдуманности и ознаменованной лозунгом “разрешить все, что не запрещено было”. Экономическо-финансовые отношения строились вне действия каких-либо предпринимательских нормативов и законодательной базы, тем более что таковых для новых условий хозяйствования еще не существовало, а довольно старые оказывались недействующими вовсе. Хаос царил и в сфере бухгалтерского учета, и в финансовых отношениях между различными хозяйствующими управляющими предприятиями. Все крупные и средние финансовые операции и даже само создание экономически финансовых банков сводились к возможности безнаказанного присвоения чужих финансовых средств. Происходило глобальное стихийное перераспределение капиталов между новыми собственниками данных видов предприятий.

И тем не менее, рыночные отношения развиваться начали достаточно быстро, происходило становление российского планово-государственного класса предпринимателей, которые преимущественно обучались всему сами на собственных ошибках, но параллельно с этим осуществлялось упорядочение экономических и финансовых отношений с помощью разработки системы законодательных актов. Не случайно, западными аналитиками много раз отмечалось довольно быстрое нестабильное прохождение начального этапа становления рыночной экономики, вопреки осуществляемым прогнозам.

Осознание планово-государственными отечественными предпринимателями данной области актуальности планирования произошло не только вследствие растущего вверх хаоса и насущной необходимости в коей-то мере упорядочить свои действия с учетом происходящих в экономической сфере изменений. Большую роль здесь сыграло и развитие международных связей между разными видами предпринимательства. При вступлении во взаимоотношения с западными бизнесменами последние выдвигали требования предоставления готовых изученных бизнес-планов, без которых сотрудничество было совершенно невозможным.

По мнению многих экономистов данной области, плановой экономики как таковой в советский период не существовало вовсе. Сложившиеся в то время экономическо-финансовые отношения скорее можно было охарактеризовать как невозможные, и объяснялось это не только противоречиями между практикой и теорией , а именно тем, что сама теория плоха, методология плановой экономики, или, если хотите, идеология. И практика являлась этому подтверждением вполне объяснимо, тем более что строилась она, по большей мере, вопреки теории, в соответствии со здравым смыслом, который, в свою очередь, мог пониматься различно, не вникая в данные подробности.

Суть на сегодняшний день стоящей в этой области задачи сводится к тому, чтобы поставить менеджмент при переходе от планово-государственной к рыночной экономике российских акционерных компаний под контроль собственников капитала, и ориентировать его на максимизацию прибавления  прибыли. Решение данной задачи обеспечивает базовые предпосылки для адекватной полученной реакции хозяйствующих руководителей предприятий на рыночные сигналы, позволит создать новую достаточно эффективную систему корпоративного управления, добиться более прозрачности в бухгалтерской отчетности рабочих фирм, офисов и тем самым изменить условия для инвестиционной деятельности.

Наша не столь уж давняя социалистическая действительность не позволяет забыть “оторванность” экономики от сущих потребностей человека. В многочисленных расположенных публикациях уже постсоветского периода не раз отмечалась наивысшая степень отчуждения человека от средств, продуктов своего труда, оторванность результатов труда от его оплаты, не говоря уже о взаимоотношениях “продавцов” и “покупателей”, которые с переходом на рыночные отношения должны были наконец-то “встать с головы на ноги”.

В настоящем определенном известном смысле в социалистическом обществе, в марксистском его толковании, экономические отношения можно было считать всеобъемлющими, распространяемыми на все сферы жизни. И даже собственная культура рассматривалась как всеобщая совокупность различных видов преобразовательной деятельности, к ней особенно применялись такие использованные в нашем разговоре термины, как производство, воспроизводство, освоение человеком природы и др. Рыночная же экономика “сужает” экономические отношения до уровня их разумного применения.

Развитие менеджмента при переходе от планово-государственной к рыночной экономике в нашей стране происходит далеко не просто и обыкновенно, и изучение динамики экономической жизни приводит к пониманию довольно более сложно протекающей социально-экономических процессов. На сегодняшний день рыночную экономику, действительно, следует рассматривать в качестве переходной к рыночной экономики, со всем комплексом проблем, противоречий и кризисных состояний.

В настоящее время рыночные отношения делают достаточно более интересно потребителям, которая, является основной движущей силой развития экономики, а в отдельных случаях могут даже предвосхищать его потребности. Это относится не только к пресловутому опыту планово-государственного бизнеса, в рамках которого в данное время наблюдается гораздо бале стремление, чем в раннее время, к ориентации на прогнозирование растущих потребностей покупателя и к предложению ему разработанных на этой основе товаров, но и к любому западному “продавцу”, который, “обслуживая” покупателя, обычно предлагает возможные варианты удовлетворения его потребностей.

Сама необходимость конкретного приближения производства товаров и услуг к запросам потребителя требует минимизировать “расстояние” между ними. Поэтому возложение предложенных функций определения потребностей на государство представляется абсурдной уже в практике и теории. Информация о потребностях необходимо производителю, ибо от владения ею, умения ее использовать во многом зависят успехи его деятельности. При этом потребности имеют склонность к довольно быстрому изменению, вследствие чего государство оказывается попросту не способным оперативно реагировать на подобные перемены.

Основу в наше время современного менеджмента в рыночной экономики, в соответствии с классической предложенной ее моделью, составляют предприятия среднего и малого бизнеса, специфика, которых, позволяет им быстро перестраивать, изменять свое в целом в соответствии с меняющимися потребностями покупателя. Они более динамичны, чутки к новейшим тенденциям и запросам времени.

Несомненно государство воздействует на меняющуюся динамику рыночных отношений в экономически развитых странах. Оно является субъектом взаимодействия наравне со многими другими, но очень строго в соответствии со своим функциональным назначением; последнее в разных странах имеет глобальные отличия друг от друга, обуславливаемые спецификой общественно-экономического развития. Однако ни в одной из представленных этих стран государство не вмешивается в полноценную сферу производства, если только это не затрагивает интересы всего общества, проблемы национальной безопасности, экологии или иные общезначимые проблемы.

В централизованно плановой экономической системе, в сущности, государство выступало главным “производителем”, и именно его интересы были учитываемы прежде всего, даже при тщательном производстве товаров народного потребления. Интересы же непосредственного производителя товаров и услуг, равно как и покупателя, по большому счету во внимание не принимались. Сама парадигма “социалистического” планирования была далека от учета интересов всех субъектов экономического взаимодействия.

Развитие менеджмента в современном мире при переходе от планово-государственной к рыночной экономике – это достаточно быстрое реагирование на желание потребителя ему угодить и также действия конкурентов между собой, как и на всю окружающую среду, зависит от компетенции управленческих и руководящих кадров, методов и стиля их работы. Правильный направленный подбор, расстановка и усовершенствование знаний управленческого и руководящего персонала определяют успех дела на рынке.

Классическая конкретная рыночная модель отказывает государству в праве участвовать в жизнедеятельности рынка в целом. Государство должно решать вопросы общегосударственного значения, общественного регулирования посредством налогового законодательства, проведения необходимой политики. Следует отметить, что на начальных этапах становления рынка в экономике, накопления первичных финансовых капиталов, государственное вмешательство могло иметь место, но впоследствии именно владельцами собственного их капитала оно было вытеснено “на периферию” экономической жизни, так как сдерживало ее развитие.[10]

Информация о работе Развитие менеджмента в период перехода от планово-государственной экономики к рыночной