Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:27, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.
Введение..................................................................................................................4
1. Особенности развития теории и практики управления в России
в начале ХХ века.....................................................................................................6
2. Основные этапы совершенствования хозяйственного руководства
в условиях общественной формы собственности и его результаты.................10
3. Обоснование необходимости радикальной реформы управления
на основе перехода к рыночным отношениям....................................................19
4. Опыт менеджмента на современных предприятиях РФ................................24
Заключение.............................................................................................................34
Список литературы................................................................................................36
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Основы менеджмента
на тему: Развитие менеджмента в России. Особенности
управления в условиях общественной формы собственности
« 17 » апреля 2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. Особенности развития теории и практики управления в России
в начале ХХ века..........................
2. Основные этапы совершенствования хозяйственного руководства
в условиях общественной формы собственности и его результаты.................10
3. Обоснование необходимости радикальной реформы управления
на основе перехода к рыночным отношениям....................
4. Опыт менеджмента на современных предприятиях РФ............................
Заключение....................
Список литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.
Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса в сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и, наряду с вновь созданными, относятся и к малому бизнесу. Умело управлять ими - значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать – тоже вопрос эффективного менеджмента.
Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин – «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование». Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы.
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления менеджмента в России. В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- выявить основные стадии развития менеджмента в России;
- изучить отечественный опыт управления предприятиями;
- рассмотреть опыт менеджмента на современных предприятиях.
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Начало развития менеджмента а в России было положено в ХVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок.
Возникновение фабрик как первичного типа производства и необходимость обеспечения заработной платой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников – обучали для того, что бы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.
Особую эпоху в развитии российского менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк – от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Детализируя и конкретизируя управленческие аппараты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:
развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств;
содействие развитию сельского хозяйства;
укрепление финансовой системы;
активизация развития внешней и внутренней торговли.
Законодательные акты Петра I – указы, регламенты, инструкции и контроль за их исполнением – регулировали различные сферы деятельности государства, по сути это был государственный менеджмент /8, с. 17/.
К началу ХIХ века управленческая мысль в России не только не отставала, а в ряде случаев и опережала развитие менеджмента на Западе.
Так, уже в 1860—1870 годах в Московском высшем техническом училище была разработана методика рационализации трудовых процессов, которая была награждена «Медалью преуспеяния» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г. Эта методика вызвала интерес за рубежом и стала распространяться в Англии. В 1911—1912 годах профессор Петербургского политехнического института И. Семенов читал лекции по курсу «Управление заводским хозяйством», в котором излагались основы производственного менеджмента.
В нашей стране накоплен значительный практический и теоретический опыт в области программно-целевого управления. Этот опыт заслуживает особого изучения и рассмотрения, и игнорировать его нельзя. В стране разрабатывались и осуществлялись суперпрограммы, связанные с решением глобальных экономических проблем (от электрификации страны до освоения космоса). Каждая программа имела строго определенную целевую направленность.
Целевая программа содержала обычно определенный набор разделов и показателей, в которых отражалась информация о цели и этапах ее дости-жения, необходимых материальных ресурсах и финансовых средствах, мощностях и инвестициях, а также о трудовых ресурсах, необходимых для реализации программы.
Реализация программ требовала обычно координации усилий множества предприятий, отраслей и подотраслей экономики, работы по единому плану, контроля и строгой исполнительской дисциплины. На каждом этапе проводился анализ, в ходе которого поставленные цели сопоставлялись с достигнутыми результатами, так как за время реализации программы часто происходили изменения в самой системе управления и в окружающей среде, которые отсутствовали (или не были учтены) в момент формирования программы. Для того чтобы адекватно реагировать на эти изменения, по результатам анализа в программу вносились определенные коррективы.
Отечественный опыт государственного регулирования экономики на основе программно-целевого управления в целом имел позитивное значение и был позаимствован многими странами.
В СССР индустриализация началась с тяжелой промышленности и проходила в сжатые исторические сроки в основном за счет неэквивалентного обмена с аграрным сектором. Основные задачи индуст- риализации сводились к следующему:
• обеспечить создание крупной машинной индустрии как основы реконструкции всех отраслей и сфер советской экономики;
• создать материально-техническую базу для сельскохозяйственных организаций, появившихся в ходе коллективизации;
• обеспечить технико-экономическую и финансовую независимость во враждебном капиталистическом окружении;
• укрепить обороноспособность страны. Источником средств могла быть коллективизация.
В результате «великого перелома» нэп был свернут, почти все предприятия стали государственными или кооперативными (колхозы и т.п.). Для управления этими предприятиями необходима была мощная бюрократическая машина, жесткая централизация и иерархичность. Создалась определенная хозяйственная система управления, которую можно представить в виде пирамиды. Вершину этой пирамиды составляли И.В. Сталин, политбюро и ЦК ВКП(б), Совет Народных Комиссаров (Совет Министров). Управление производством осуществлялось по отраслевому принципу через отраслевые наркоматы (министерства). Внутри наркоматов (министерств) выделялись главные управления (главки), которые курировали развитие подотраслей. На нижних этажах этой пирамиды находились предприятия и организации, которые непосредственно подчинялись главкам соответствующих наркоматов.
Экономическая жизнь общества определялась заданиями пятилетнего плана. Пятилетние планы после одобрения высшими партийными органами утверждались высшими государственными органами. После этого план становился законом, обязательным, для исполнения и плановые задания доводились до конкретных исполнителей (предприятий и организация).
Несмотря на свое несовершенство, созданная в годы «великого перелома» система управления оказалась в условиях нашей страны достаточно эффективной. В 1932 г. задания первого пятилетнего плана были в основном выполнены. За годы пятилетки было построено более 1500 крупных предприятий. Страна стала индустриальной. Удельный вес промышленной продукции составил 70,7% всей продукции народного хозяйства, а в самой промышленности на долю средств производства приходилось более 53%. В сельском хозяйстве коллективизация была в основном завершена.
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РУКОВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ
Идеологическим базисом командно-административной системы была социалистическая доктрина. Главными идейными предтечами этой доктрины принято считать двух знаменитых ученых позднего Средневековья - английского философа и государственного деятеля Томаса Мора (1478-1535) и итальянского философа, доминиканского монаха Томмазо Кампанеллу (1568-1639), которые были авторами социальных утопий о гармоничных и счастливых обществах, не знающих частной собственности.
В советский период можно выделить четыре этапа развития управления в условиях общественной формы собственности:
1) 20-е годы — период поиска новых форм и методов управления;
2) 30—50-е годы — формирование и использование жесткой централизо-ванной модели государственного управления;
3) 60—70-е годы — период половинчатых реформ, направленных на заимствование элементов капиталистической экономики;
4) 80—90-е годы — отказ от социалистических преобразований и попытки посредством реформ, проводимых сверху, создать современную рыночную экономику.
В середине 20-х годов в нашей стране были, впервые разработаны и апробированы элементы межотраслевого баланса. В 1932 г. на одной из ленинградских текстильных фабрик проведена первая в мире деловая игра.
Самым плодотворным с точки зрения самостоятельности исследований и свободы творчества был первый этап. В 20-х годах сложилось два направления в отечественном менеджменте: организационно-технические концепции и социальные концепции управления. Сторонниками организационно-технических концепций были А.А. Богданов, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, сторонниками социальных концепций — П.М. Керженцев, Н.А.. Витке и Ф.Р. Дунаевский.
А.А. Богданов (Малиновский) (1873—1920) был выдающимся ученым-естествоиспытателем, философом, экономистом. Он отметил, что все виды управления в природе, технике и обществе имеют общие черты. Исходя из этого, он разработал основные принципы новой науки о законах организации, действующих в технике (организация вещей), в экономике (организация людей), в политике (организация идей), и заявил необходимости их изучения. Однако Богданов рассматривал организацию абстрактно, вне тесных связей с социально-экономической стороной деятельности людей, считая, что она полностью определяется техникой. Из-за подобной абстрактности идеи Богданова не получили широкого распространения.
О.А. Ерманский (1866—1941) создал концепцию «физиологического оптимума», в которой он сформулировал предпосылки теории организации труда и рационализации управления, связав их с появлением определенных технико-экономических условий (в виде крупного машинного производства).
Ерманский разработал методологию рационализации крупного машинного производства основанную на комплексном подходе, а также сформулировал предмет науки об организации труда и управления, в основе которой лежала идея об оптимизации использования всех видов энергии и факторов производства. Одним из основных законов этой науки он считал закон организационной суммы, которая больше арифметической суммы составляющих ее сил, но возможно, что лишь тогда, когда все вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Так был предвосхищен закон синергии.
Закон организационной суммы позволил Ерманскому сформулировать главный принцип теории рационального управления — принцип физиологического оптимума, который должен был стать критерием рациональности любой работы. В основе этого критерия — сопоставление израсходованной энергии и полученного эффекта, выражаемое в виде коэффициента рациональности (полезный результат/затраты энергии).
К числу социальных концепций управления следует, прежде всего, отнести «теорию организационной деятельности» П.М. Керженцова (Лебедева) (1881—1940). Он выделял в научной организации труда три элемента: труд, производство и управление. Керженцев придавал особое значение и понимал под научной организацией управления изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов выполнения управленческих действий, таких, как формирование организационных структур, распреде-ление обязанностей, планирование, учет, подбор и использование кадров, поддержание дисциплины.
Н.А. Витке разработал «социально-трудовую концепцию управления производством», в которой четко разграничил управление вещами и управление людьми. Он видел главную задачу в целесообразной организации людей как главных участников единой трудовой кооперации «управление состоит в целесообразном сочетании людских воль». Витке рассматривал управление как процесс, объединяющий систему социально-трудовых отношений и реальную деятельность, в которой эти отношения воплощаются. Все эти элементы процесса управления соединяются с помощью административной функции, которой он уделял особое внимание. Социально-трудовая концепция управления Н. Витке включает следующие принципиальные положения: управление — способ реализации творческого потенциала работников; крупное предприятие нуждается в аппарате профессиональных управляющих; для обеспечения коллективно-трудового сотрудничества необходимо внедрять новые методы управления, минимизирующие последствия авторитаризма;
организация управления должна основываться на научных разработках, чтобы стимулировать интерес работников к своему труду, максимально освобождая их от надзора и опеки сверху;
аппарат управления может работать эффективно только как единая команда.
В результате формулирования этой концепции были введены в научный оборот такие понятия, как «человеческий фактор производства», «коллективно-трудовая деятельность», «социально-психологическая атмосфера», «социальная организация предприятия». Социально-трудовые отношения получили дальнейшее развитие в трудах академика