Развитие менеджмента в России. Особенности управления в условиях общественной формы собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:27, курсовая работа

Описание

ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Содержание

Введение..................................................................................................................4
1. Особенности развития теории и практики управления в России
в начале ХХ века.....................................................................................................6
2. Основные этапы совершенствования хозяйственного руководства
в условиях общественной формы собственности и его результаты.................10
3. Обоснование необходимости радикальной реформы управления
на основе перехода к рыночным отношениям....................................................19
4. Опыт менеджмента на современных предприятиях РФ................................24
Заключение.............................................................................................................34
Список литературы................................................................................................36

Работа состоит из  1 файл

КУРС РАБ 2 КУРС по Основы Мен.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОРЕНБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

                     по дисциплине    Основы  менеджмента

                     на тему: Развитие менеджмента в России. Особенности  

               управления в условиях общественной формы собственности

 

 

 

 

 

 

« 17 » апреля   2009 г.                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

                                         СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение..................................................................................................................4

1. Особенности развития теории и практики управления в России

в начале ХХ века.....................................................................................................6

2. Основные этапы совершенствования хозяйственного руководства

в условиях общественной формы собственности и его результаты.................10

3. Обоснование необходимости радикальной реформы управления

на основе перехода к рыночным отношениям....................................................19

4. Опыт менеджмента на современных предприятиях РФ................................24

Заключение.............................................................................................................34

Список литературы................................................................................................36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ВВЕДЕНИЕ
     Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.
     Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса в сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и, наряду с вновь созданными, относятся и к малому бизнесу. Умело управлять ими - значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать – тоже вопрос эффективного менеджмента.
     Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин – «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование». Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы.
     Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления менеджмента в России. В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:

-   выявить основные стадии развития менеджмента в России;

-   изучить отечественный опыт управления предприятиями;

- рассмотреть опыт менеджмента на современных предприятиях.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

 

     Начало  развития менеджмента а в России было положено в ХVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок.

     Возникновение фабрик как первичного типа производства и необходимость обеспечения заработной платой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников – обучали для того, что бы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

     Особую эпоху в развитии российского менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк – от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Детализируя и конкретизируя управленческие аппараты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:

     развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств;

     содействие развитию сельского хозяйства;

     укрепление финансовой системы;

     активизация развития внешней и внутренней торговли.

     Законодательные акты Петра I – указы, регламенты, инструкции и контроль за их исполнением – регулировали различные сферы деятельности государства, по сути это был государственный менеджмент /8, с. 17/.

     К началу ХIХ века управленческая мысль в России не только не отставала, а  в   ряде  случаев и  опережала    развитие    менеджмента на   Западе.

Так, уже в 1860—1870 годах в Московском высшем техниче­ском училище была разработана методика рационализации трудовых процессов, которая была награждена «Медалью преуспеяния» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г. Эта методика вызвала интерес за рубежом и стала распространяться в Англии. В 1911—1912 годах профессор Петербургского политех­нического института И. Семенов читал лекции по курсу «Управление заводским хозяйством», в котором излагались основы производст­венного менеджмента.

     В нашей стране накоплен значительный практический и теорети­ческий опыт в области программно-целевого управления. Этот опыт заслуживает особого изучения и рассмотрения, и игнорировать его нельзя. В стране разрабатывались и осуществлялись суперпрограм­мы, связанные с решением глобальных экономических проблем (от электрификации страны до освоения космоса). Каждая программа имела строго определенную целевую направленность.

     Целевая программа содержала обычно определенный набор раз­делов и показателей, в которых отражалась информация о цели и этапах ее дости-жения, необходимых материальных ресурсах и фи­нансовых средствах, мощностях и инвестициях, а также о трудовых ресурсах, необходимых для реализации программы.

     Реализация программ требовала обычно координации усилий множества предприятий, отраслей и подотраслей экономики, работы по единому плану, контроля и строгой исполнительской дисципли­ны. На каждом этапе проводился анализ, в ходе которого поставлен­ные цели сопоставлялись с достигнутыми результатами, так как за время реализации программы часто происходили изменения в самой системе управления и в окружающей среде, которые отсутствовали (или не были учтены) в момент формирования программы. Для того чтобы адекватно реагировать на эти изменения, по результатам ана­лиза в программу вносились определенные коррективы.

     Отечественный опыт государственного регулирования экономи­ки на основе программно-целевого управления в целом имел пози­тивное значение и был позаимствован многими странами.

     В СССР индустриализация началась с тяжелой промышленности и проходила в сжатые исторические сроки в основном за счет неэквивалентного обмена с аграрным сектором. Основные задачи индуст- риализации сводились к следующему:

•   обеспечить создание крупной машинной индустрии как основы реконструкции всех отраслей и сфер советской экономики;

•   создать материально-техническую базу для сельскохозяйственных организаций, появившихся в ходе коллективизации;

•   обеспечить технико-экономическую и финансовую независи­мость во враждебном капиталистическом окружении;

•   укрепить обороноспособность страны. Источником средств могла быть коллективизация.

     В результате «великого перелома» нэп был свернут, почти все предприятия стали государственными или кооперативными (колхозы и т.п.). Для управления этими предприятиями необходима была мощная бюрократическая машина, жесткая централизация и иерархич­ность. Создалась определенная хозяйственная система управления, которую можно представить в виде пирамиды. Вершину этой пирами­ды составляли И.В. Сталин, политбюро и ЦК ВКП(б), Совет Народ­ных Комиссаров (Совет Министров). Управление производством осу­ществлялось по отраслевому принципу через отраслевые наркоматы (министерства). Внутри наркоматов (министерств) выделялись главные управления (главки), которые курировали развитие подотраслей. На нижних этажах этой пирамиды находились предприятия и организации, которые непосредственно подчинялись главкам соответствующих наркоматов.

     Экономическая жизнь общества определялась заданиями пяти­летнего плана. Пятилетние планы после одобрения высшими пар­тийными органами утверждались высшими государственными орга­нами. После этого план становился законом, обязательным, для ис­полнения и плановые задания доводились до конкретных исполни­телей (предприятий и организация).

    Несмотря на свое несовершенство, созданная в годы «великого перелома» система управления оказалась в условиях нашей страны достаточно эффективной. В 1932 г. задания первого пятилетнего плана были в основном выполнены. За годы пятилетки было построено бо­лее 1500 крупных предприятий. Страна стала индустриальной. Удельный вес промышленной продукции составил 70,7% всей про­дукции народного хозяйства, а в самой промышленности на долю средств производства приходилось более 53%.     В сельском хозяйстве коллективизация была в основном завер­шена. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РУКОВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ

 

     Идеологическим базисом командно-административной системы была социалистическая доктрина. Главными идейными предтечами этой доктрины принято считать двух знаменитых ученых позднего Средневековья - английского философа и государственного деятеля Томаса Мора (1478-1535) и итальянского философа, доминиканского монаха Томмазо Кампанеллу (1568-1639), которые были авторами социальных утопий о гармоничных и счастливых обществах, не знающих частной собственности.
     В советский период можно выделить четыре этапа развития управления в условиях общественной формы собственности:

1) 20-е годы — период поиска новых форм и методов управления;

2) 30—50-е годы — формирование и использование жесткой централизо-ванной модели государственного управления;

3) 60—70-е годы — период половинчатых реформ, направленных на заимствование элементов капиталистической экономики;

4) 80—90-е годы — отказ от социалистических преобразований и попытки посредством реформ, проводимых сверху, создать совре­менную рыночную экономику.

     В середине 20-х годов в нашей стране были, впервые разработаны и апробированы элементы межотраслевого баланса. В 1932 г. на одной из ленинградских текстильных фабрик проведена первая в мире деловая игра.

     Самым плодотворным с точки зрения самостоятельности исследований и свободы творчества был первый этап. В 20-х годах сложилось два направления в отечественном менеджменте: организационно-технические концепции и социальные концепции управления. Сторонниками организационно-технических концепций были А.А. Бог­данов, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, сторонниками социальных концепций — П.М. Керженцев, Н.А.. Витке и Ф.Р. Дунаевский.

     А.А. Богданов (Малиновский) (1873—1920) был выдающимся ученым-естествоиспы­тателем, философом, экономистом. Он отметил, что все виды управления в природе, технике и обществе имеют общие черты. Исходя из этого, он разработал основные принципы новой науки о законах организации, действующих в технике (организация вещей), в экономике (организация людей), в политике (организация идей), и заявил необходимости их изучения. Однако Богданов рассматривал органи­зацию абстрактно, вне тесных связей с социально-экономи­ческой стороной деятельности людей, считая, что она полностью определяется техникой. Из-за подобной абстрактности идеи Богданова не получили широкого распространения.

     О.А. Ерманский (1866—1941) создал концепцию «физиологическо­го оптимума», в которой он сформулировал предпосылки теории ор­ганизации труда и рационализации управления, связав их с появлением определенных технико-экономических условий (в виде крупно­го машинного производства).

     Ерманский разработал методологию рационализации крупного машинного производства основанную на комплексном подходе, а также сформулировал предмет науки об организации труда и управ­ления, в основе которой лежала идея об оптимизации использования всех видов энергии и факторов производства. Одним из основных законов этой науки он считал закон организационной суммы, которая больше арифметической суммы составляющих ее сил, но возможно, что лишь тогда, когда все вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Так был предвосхищен закон синергии.

     Закон организационной суммы позволил Ерманскому сформули­ровать главный принцип теории рационального управления — прин­цип физиологического оптимума, который должен был стать крите­рием рациональности любой работы. В основе этого критерия — со­поставление израсходованной энергии и полученного эффекта, вы­ражаемое в виде коэффициента рациональности (полезный резуль­тат/затраты энергии).

     К числу социальных концепций управления следует, прежде всего, отнести «теорию организационной деятельности» П.М. Керженцова (Лебедева) (1881—1940). Он выделял в научной организации труда три элемента: труд, производство и управление. Керженцев придавал особое значение и понимал под науч­ной организацией управления изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов выполнения управленческих действий, таких, как формирование организационных струк­тур,  распреде-ление обязанностей, планирование, учет, подбор и ис­пользование кадров, поддержание дисциплины.

     Н.А. Витке разработал «социально-трудовую концепцию управления производством», в которой четко разграничил управление вещами и управление людьми. Он видел главную задачу в целесообразной ор­ганизации людей как главных участников единой трудовой коопера­ции «управление состоит в целесообразном сочетании людских воль». Витке рассматривал управление как процесс, объединяющий систему социально-трудовых отношений и реальную деятельность, в которой эти отношения воплощаются. Все эти элементы процесса управления соединяются с помощью административной функции, которой он уделял особое внимание.     Социально-трудовая концепция управления Н. Витке включает следующие принципиальные положения: управление — способ реализации творческого потенциала работников; крупное предприятие нуждается в аппарате профессиональных управляющих; для обеспечения коллективно-трудового сотрудничества необходимо внедрять новые методы управления, минимизирующие последствия авторитаризма;
организация управления должна основываться на научных разработках, чтобы стимулировать интерес работников к своему труду, максимально освобождая их от надзора и опеки сверху;
аппарат управления может работать эффективно только как единая команда.
     В результате формулирования этой концепции были введены в научный оборот такие понятия, как «человеческий фактор производства», «коллективно-трудовая деятельность», «социально-психологическая атмосфера», «социальная организация предприятия». Социально-трудовые отношения    получили     дальнейшее     развитие     в      трудах    академика

Информация о работе Развитие менеджмента в России. Особенности управления в условиях общественной формы собственности