Реформа государственной гражданской службы: цели, приоритеты, ожидаемые результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:33, контрольная работа

Описание

Актуальность темы определяется тем, что эффективное функционирование государственного аппарата России, укомплектованного кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации, выступает одним из решающих факторов ускорения перехода к качественной рыночной экономике и устранения многих кризисных явлений в жизни страны.
Объектом исследования будет являться институт государственной службы.

Содержание

Введение...................................................................................................................2
Основы государственной гражданской службы в Российской Федерации...........2
2.1 Должности гражданской службы.........................................................3
2.2 Квалификационные требования к должностям гражданской
службы..................................................................................................4
2.3 Правовое положение (статус) гражданского служащего...................4
История развития государственной службы в России..........................................10
Особенности государственной службы в РФ........................................................12
Заключение..............................................................................................................14
Список литературы...........................

Работа состоит из  1 файл

государственная кадровая политика.docx

— 42.40 Кб (Скачать документ)

10) допускать  публичные высказывания, суждения  и оценки, в том числе в средствах  массовой информации, в отношении  деятельности государственных органов,  их руководителей, включая решения  вышестоящего государственного  органа либо государственного  органа, в котором гражданский  служащий замещает должность  гражданской службы, если это  не входит в его должностные  обязанности;

11) принимать  без письменного разрешения представителя  нанимателя награды, почетные  и специальные звания (за исключением  научных) иностранных государств, международных организаций, а  также политических партий, других  общественных объединений и религиозных  объединений, если в его должностные  обязанности входит взаимодействие  с указанными организациями и  объединениями;

12) использовать  преимущества должностного положения  для предвыборной агитации, а  также для агитации по вопросам  референдума;

13) использовать  должностные полномочия в интересах  политических партий, других общественных  объединений, религиозных объединений  и иных организаций, а также  публично выражать отношение  к указанным объединениям и  организациям в качестве гражданского  служащего, если это не входит  в его должностные обязанности;

14) создавать  в государственных органах структуры  политических партий, других общественных  объединений (за исключением профессиональных  союзов, ветеранских и иных органов  общественной самодеятельности) и  религиозных объединений или  способствовать созданию указанных  структур;

15) прекращать  исполнение должностных обязанностей  в целях урегулирования служебного  спора;

16) входить  в состав органов управления, попечительских или наблюдательных  советов, иных органов иностранных  некоммерческих неправительственных  организаций и действующих на  территории Российской Федерации  их структурных подразделений,  если иное не предусмотрено  международным договором Российской  Федерации или законодательством  Российской Федерации (п. 16 введен  Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ);

17) заниматься  без письменного разрешения представителя  нанимателя оплачиваемой деятельностью,  финансируемой исключительно за  счет средств иностранных государств, международных и иностранных  организаций, иностранных граждан  и лиц без гражданства, если  иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации  или законодательством Российской  Федерации (п. 17 введен Федеральным  законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ);

В случае если, владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные  ценные бумаги, акции (доли участия  в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в  соответствии с гражданским законодательством  Российской Федерации.  
 

3. История развития государственной службы в России

государственный гражданский служба

Государственная Служба России начала складываться по мере становления самой государственности. Вспомним Древний Рим, где также  придавали больше значение государственной  службе и управлению.

В Киевской Руси IX - XI веков отдельные функции  или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Причем первоначально  категория людей управляющих  княжеским двором была зависима, то есть это были не вальные слуги, а  холопы (рабы). Со временем эти дворцовые  управители превращаются в управляющих  отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Княжескую дружину же нельзя причислять к государственной  службе, так как князь считался в дружине «первым среди равных»  и в данном военном образовании  присутствовали отношения, отличающиеся от отношений «службы».

Активно стала развиваться государственная  служба в период образования Московского  централизованного государства  с XII по XV века. Именно в этот период создается централизованный государственный  аппарат, совершенно новые структуры  власти в Московском государстве. Основой  новой государственности стала  система неместных отношений, когда  категория служивых людей (дворян) получила за свою службу, как военную, так  и гражданскую земельный надел  на прокорм. Надел давался на срок службы. Служат уже и слуги, получая  за это содержание. К XV веку происходит разное сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков.

Формируется принцип местничества, связывающий  возможность занятия государственных  должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Вплоть до XII века продолжают развиваться и укрепляться  все эти отношения. В середине XVI века была сделана первая попытка  юридически уравнять вотчину (феодальное землевладение) с поместьем (служивым землевладением). Устанавливается единый порядок государственной (военной  службы), когда в независимости  от формы землевладения обязывалось  выставлять одинаковое число вооруженных  людей. Развивается система приказов, как центральных органов с  жестким подчинением по вертикали  и строгое руководство инструкциями и предположениями по горизонтали. На местах при воеводах также создаются  специальные аппараты управления.

Таким образом, к XVII веку в России развилась  приказно - воеводская система управления. Для дворян, иных служивых сословий государственная служба была обязательна. Основой ее были земельные наделы, личные заслуги, родовитость. Развивается  и законодательство, регламентирующее службу. Это Судебники 1497 и 1550 годов, Соборное Уложение 1649 года, великокняжеские, а затем царские указы.

Восшествие  на престол в 1682 году молодого Петра I ознаменовало развитие и укрепление новой системы государственных  органов достаточно радикальные  изменения государственного строя  в целом. Для проводимых Петром I преобразований он заставляет дворянство служить. Правовой статус дворянства был  существенно изменен принятием  Указа о единонаследии 1714 года, который  закреплял наследование поместья только за старшим сыном. Остальные дети вынуждены были устраиваться на военную или гражданскую службу и служить за жалование. Логическим продолжением Указа о единонаследии стал - Табель о рангах (1722 г.). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Табель сформулировал новую систему чинов и должностей. Устанавливались сроки службы в определенных чинах, с достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, с передачей этого звания по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Таким образом, принцип выслуги подчинял принцип родовитости. Табель о рангах уравнял военную и гражданскую службу. Каждому воинскому званию соответствовал гражданский чин, были аналогичны и принципы продвижения по службе. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Образование и специальная подготовка становятся важнейшими докторами определения квалификации чиновника. Государственная служба носит централизованный характер и единообразие в масштабах всей страны. Служба регулируется уже специальными законодательными актами: Генеральным регламентом (1720 г.), семь регламентов для различных коллегий, определяющих общую структуру, статус и направление деятельности отдельных государственных учреждений, Устав воинский. Кроме того, служба регулировалась манифестами, указами царя, а затем императора.

Во второй половине XVIII века, при Екатерине II система, заложенная Петром I продолжает совершенствоваться. Проводится губернская реформа и  ряд реформ государственных органов. Важнейшими актами стали Манифест Петра III «О даровании вольности и свободы  всему российскому дворянству» (1762 г.) и подобный указ о дворянских вольностях самой Екатерины II. Ими  дворянство освобождалось от обязательной военной и гражданской службы. Таким образом, после Петра I идет постепенное ослабление, а затем  отмена обязательности государственной  службы для основного служивого  сословия - дворянства, она стала  их привилегией.

Новое развитие получила государственная  служба в первой половине XIX века. Ее развитие связано с именем выдающегося  государственного деятеля России - Сперанского Михаила Михайловича. В 1809 году он подготавливает Указ о  обязательном экзамене для занятия  государственной должности. Устанавливался образовательный ценз, обязательное высшее университетское образование  для замещения ряда должностей. И  хотя этот указ под давлением бюрократии был отменен, тем не менее, он вводил новые принципы государственной  службы, которые позже нашли применение. В 1832 году принят «Устав о службе гражданской», в 1834 году «Правила о порядке производства в чины гражданской службы», в 1845 году вводятся изменения в Табель о рангах. В течение XIX века утвердились  ряд положений, характеризующих  государственную службу. Это запрет родственных связей по службе, ведение  определенного образа жизни, который  не должен был подрывать авторитет  и достоинство государственной  власти, запрет определенных занятий, содержание в зависимости от чина и должности включающее жалование, столовые и квартирные деньги, право  на пособие и пенсию при выходе в отставку. Гарантировалась усиленная  уголовная охрана от преступлений при  исполнении им своих обязанностей, устанавливался особый порядок предания суду самих государственных чиновников. Государственные служащие империи  имели установленную форменную  одежду, за каждым велся обязательный послужной (формулярный список), увольнение производилось по прошению и так  далее. Таким образом, можно заключить, что Россия до 1917 года имела детальное  законодательство о государственной  службе и развитую государственную  службу как типовую.

При советской  власти все это законодательство было отменено. Это было связано, прежде всего, с идеями быстрого отмирания  всякого государства, слома старого  государственного аппарата и упразднения  всякого чиновничества. При советской  власти так и не было принято специального закона о государственной службе, детально регулировалась лишь служба в армии и органах МВД России. Служба в государственных органах  регулировалась лишь несколькими подзаконными актами. Рядом указов вводились классные чины и ранги в некоторых отраслях, декретом СНК РСФСР в 1922 году были приняты «Временные правила о  работе в государственных учреждениях  и на предприятиях», в 1967 году Госкомтруда  утвердил Единую номенклатуру должностей служащих и ряд других актов. В  материалах XXI съезда КПСС утверждалось, что работа в аппарате вообще перестала быть особой прогрессией. И лишь в конце 80-х годов была признана необходимость принятия союзного Закона о государственной службе.

В последующие  годы законодательство нашей страны не стояло на месте, а двигалось только вперед, в связи с этим были изданы различные нормативно-правовые акты, которые регулировали вопросы государственной  службе в России, ее своеобразия  и особенности. Особенно хочется  отметить начало XXI века, он ознаменовал  появление в наших рука очень  важных нормативно-правовых документов относящихся к данной сфере деятельности, а именно Федеральных законов  от 25.07.2003 N 58-ФЗ « О системе государственной  гражданской службе» и Федеральный  закон от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ «О государственной  гражданской службе Российской Федерации», а также мы являемся свидетелями  первого этапа (2009-2010 годы) федеральной  программы "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)".

Цель  Программы - создание целостной системы  государственной службы посредством  завершения реформирования ее видов  и создания системы управления государственной  службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной  службы, обеспечивающего эффективность  государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной  экономики. 

4.Особенности государственной службы в РФ

Состояние государственной службы Российской Федерации характеризуется значительным количеством накопившихся проблем  и противоречий, связанных со становлением государственности Российской Федерации  и гражданского общества, переходным состоянием экономики, в том числе:

·  отсутствием целостной системы государственной службы (государственная служба осуществляется как служба в отдельном государственном органе на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации);

·  отсутствием общего (рамочного) законодательного регулирования государственной службы в целом, а также прямого законодательного регулирования различных видов государственной службы, противоречивостью законодательства;

·  низкой эффективностью государственных органов и государственных служащих и недоверием к ним граждан;

·  снижением престижности государственной службы и авторитета государственных служащих;

·  неэффективностью кадровой политики на государственной службе, выражающейся в высокой текучести кадров, в том числе вследствие частых изменений структуры органов исполнительной власти, а также структуры аппаратов государственных органов;

Информация о работе Реформа государственной гражданской службы: цели, приоритеты, ожидаемые результаты