Существует множество подходов к определению
различных компонентов, характеризующих
ту или иную организационную культуру.
В своей работе Ф. Харрис и Р. Моран рассматривали
организационную культуру на основе 10
характеристик:
- Особенности
ценностей (как набора ориентиров что
такое «хорошо» и «плохо») и норм (как набора
предположений и ожиданий в отношении
определенного типа поведения);
- Осознание
себя и своего места в организации
(одни культуры ценят сокрытие работниками
своих внутренних настроений, другие поощряют
их внешнее проявление; инициатива и творчество
могут проявляться через сотрудничество
или индивидуализм);
- Коммуникационная
система и язык общения (преимущественное
использование устной, невербальной коммуникации,
«телефонного права»разнятся от организации
к организации; жаргон, аббревиатуры, жестикуляция
варьируются от отрасли, функций, территориальной
принадлежности организации);
- Внешний вид,
одежда, представление личности о работе
(разнообразие формы, атрибутики, символики
подтверждает наличие множества микрокультур);
- Осознание
фактора времени, отношение к нему, его
использование (степень точности и относительности
учета фактора времени у работников; соблюдение
временного распорядка, поощрение за это);
- Характер
взаимоотношений между людьми (по возрасту
и полу; статусу и власти, рангу и протоколу;
степень формализации отношений, пути
и способы разрешения конфликтов);
- Вера, оптимистическое
отношение к жизни (вера в руководителя,
успех, собственные силы, профессионализм,
во взаимопомощь, в справедливость), этичное
проведение, отношение к коллегам, клиентам
и конкурентам, к злу и насилию, агрессии,
морали);
- Процесс развития
работников, их обучение и переобучение
(формальное или творческое выполнение
работы, способы получения знаний, умений,
навыков и опыта деятельности; процедуры
информирования работников; подходы к
объяснению причин);
- Трудовая
этика и мотивирование (отношение к работе
и ответственность за ее качество; разделение
и замещение работы; чистота рабочего
места; привычки, связанные с работой;
оценка работы и вознаграждение; индивидуальная
и групповая работа; продвижение по службе);
- Чем и как
питаются люди, привычки и традиции в этой
области (организация питания работников
– наличие или отсутствие таковых
мест в организации, люди приносят с собой
еду или посещают кафетерий внутри или
вне организации; дотация на питание; периодичность
и продолжительность питания; едят ли
вместе работники разных уровней или отдельно)
Профессором Чарльзом Хенди разработал
свою теорию. Она различает
четыре ²идеологии²
культуры, определенные Роджером
Харрисоном: ВЛАСТИ, РОЛИ,
ЗАДАЧИ и ЛИЧНОСТИ отдельного
человека.
Этот подход признает, что недостатком
предыдущих теорий менеджмента было то,
что в поисках универсального для всех
средства они пытались определить общую
организационную культуру, то есть наличие
одного самого лучшего
способа руководить или ряда универсальных
принципов, применяемых ко всем организациям
при любых обстоятельствах - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ
ПОДХОД. Современные теории, появившиеся
в более динамичных условиях, выделяют,
скорее, СООТВЕТСТВУЮЩИЙ
ПОДХОД, чем универсальный; скорее
ставят диагноз, чем дают указания. Это
подразумевает согласование культуры
и структуры с другими переменными, такими
как люди, задачи, окружающая среда, технология,
а также учет связей и соответствий с ситуационным
подходом.
Сейчас рассмотрим подробно модель.
В организациях имеются сложившиеся
убеждения относительно того, как должна
быть организована работа, как должно
осуществляться руководство, как нужно
премировать и контролировать работников.
Какова степень требуемой формализации?
Насколько основательно распланирована
работа и на какое время? Какое сочетание
послушания и инициативы требуется от
подчиненных? Какое значение придается
соблюдению часов работы, одежде или личным
странностям? И как организовано делопроизводство,
контроль счетов? Кто осуществляет контроль
- комитеты или отдельные лица? Существуют
ли правила и принципы поведения или важны
только результаты? Это все части культуры
организации.
Она отражается на оформлении
помещений, общественном статусе
организации, образовании и типе
нанимаемых на работу людей,
их отношении к карьере.
Теперь рассмотрим по очереди
каждую из четырех возможных
культур нашей модели - культуру
власти, культуру роли, культуру
задачи и культуру личности
и увидим, как они помогают
классифицировать различные организации
в рамки людей, культуры и
структуры.
Культура
власти.
Примеры культур власти часто
можно обнаружить в маленьких
предпринимательских организациях,
в компаниях, занимающихся собственностью.
Торговлей, финансами. Такую структуру
лучше всего представить в
виде паутины. Она зависит от центрального
источника власти, власть исходит из центра,
а распространяется в виде центральных
волн. Контроль осуществляется централизованно
через отобранных для этой цели лиц с учетом
некоторых правил и приемов и небольшой
долей бюрократизма; решаются проблемы,
по большей части, на основе баланса влияний,
а не на процедурной или частично логической
основе. Организации с таким типом культуры
могут быстро реагировать на события,
но сильно зависят от принятия решений
людьми из центра. Они будут стремиться
привлечь людей, имеющих склонность к
политике, ориентированных на власть,
любящих рисковать и таких, которые невысоко
ценят безопасность. Сила ресурсов является
основой власти в этой культуре, с некоторыми
элементами персональной власти в центре.
Размер - это проблема для культур власти:
трудно соединять слишком много видов
деятельности и при этом сохранить контроль.
Такие организации преуспевают в создании
организаций с большей степенью независимости,
сохраняя при этом контроль над финансами.
Эти культуры опираются на отдельные
личности, а не на советы. Выполнение заданий
оценивается по результатам, а к средствам
относятся терпимо. Они могут быть жестокими
и колючими, их успех может сопровождаться
низкой моралью и большими потрясениями.
Эти культуры могут быть настолько же
плохи, насколько и эффективны.
Чтобы хорошо уживаться с культурой
власти, служащий должен быть
сориентирован на власть (силу), интересоваться
политикой, не бояться рисковать
в небезопасных ситуациях. Он должен
быть уверен в себе, а не в других членах
команды, быть сориентирован на результат,
быть достаточно ²толстокожим², чтобы выдержать жестокую
конкуренцию. Короче говоря, это не та
культура для менеджера, который любит
спокойную жизнь.
Культура
роли.
Олицетворением ролевой культуры является
классическая, строго распланированная
организация (более известная как бюрократия),
которую можно представить в виде храма.
Этот тип организации характеризуется
строгими функциональными и специализированными
участками, такими как финансовый отдел
и торговый отдел (ее колонны), которые
координируются узким связывающим звеном
управления сверху. Степень формализации
и стандартизации велика; деятельность
функциональных областей и их взаимодействие
регулируются по определенным правилам
и процедурам, определяющим разделение
работы и власти, способы связи и разрешение
конфликтов между функциональными участками.
В ролевой культуре основным источником
силы является сила положения. Для исполнения
роли выбираются отдельные лица, к силе
личности относятся с неодобрением, а
сила специалиста ценится только в надлежащем
ей месте. Влияние регулируется правилами
и процедурами. Эффективность этой культуры
зависит от рационального распределения
работы и ответственности, а не от отдельных
личностей. Этот тип организации, вероятно,
будет успешно действовать в стабильном
окружении, со стабильным рынком, предсказуемым
и контролируемым, и где ²жизнь² продукта длительна.
И наоборот, ролевая культура плохо адаптируется
к изменениям, плохо ²осознает² необходимость изменений
и медленно на них реагирует. Ролевая организация
обнаруживается там, где стабильность
производства важнее гибкости, или где
техническая компетентность и глубина
специализации важнее внедрения новой
продукции или стоимости обслуживания.
Отдельному служащему ролевая
культура дает защищенность и
возможность стать компетентным
специалистом; исполнительность в
определенных пределах поощряется
по соответствующей шкале оплаты
и, возможно, продвижением по службе
внутри функциональной области.
Но эта культура является разрушительной
для честолюбивых лиц, сориентированных
на власть и стремящихся управлять своей
работой, для тех, кого больше интересует
результат, чем методы. Такие лица будут
удовлетворены только находясь в группе
старших менеджеров.
По-видимому, ролевая культура подойдет
менеджерам, которые любят безопасность
и предсказуемость, которые хотят
достигнуть цели, выполняя роль,
а не делая выдающийся личный
вклад, и для тех, которых
интересует возможность квалифицированно
применять принятую методологию, а не
окончательный результат.
Культура
задачи.
Эта культура сориентирована
на проект или работу. Ее структуру
лучше всего представить в
виде сетки; некоторые нити
толще и сильнее других, причем
власть и влияние расположены
в местах пересечения этой сетки, в узлах.
Организация с ²матричной² структурой является
одним из примеров культуры задачи.
Основное внимание в этой культуре
уделяется скорому завершению
работы.
Организация с такой культурой
пытается соединить соответствующие
ресурсы и подходящих сотрудников на нужном
уровне и дать им возможность хорошо завершить
работу. Культура задачи зависит от способности
коллектива повысить эффективность работы
и объединить личные цели сотрудника с
целями организации. Это культура команды,
где результат команды важнее индивидуальных
целей, положения и стилевых различий.
Влияние базируется больше на силе эксперта,
специалиста, а не на силе, положении или
силе личности. Влияние здесь распространяется
шире, чем в других культурах.
Культура задачи хорошо адаптируется.
Группы, проектные бригады или
специальные комиссии создаются
для определенных целей, и могу
быть переформированы, распущены или
оставлены.
Организация может быстро реагировать,
так как каждая группа в идеале
содержит все необходимые элементы, позволяющие
принимать решения. Отдельные личности
находят, что для этой культуры характерны
высокая степень автономии, оценка работы
по результатам и легкие рабочие отношения
внутри группы, причем обоюдное уважение
основано на способностях, а не на возрасте
или положении. Поэтому культура задачи
подходит там, где жизнь продукта скоротечна,
и где важна скорость реакции. Этим преимуществам
противостоят трудности управления большой
подвижной организацией, трудности, связанные
с созданием рациональной структуры, трудности
достижения профессионализма. Управление
в этих организациях является затруднительным.
Основной контроль остается за высшим
руководством, которое распределяет проекты,
людей и ресурсы, и сохраняет незначительный
каждодневный контроль за работой без
нарушений норм культуры. Это хорошо работает
в благоприятных условиях, и когда ресурсы
доступны всем, кто в них нуждается. Однако
же, если они менее доступны, высшее руководство
начинает испытывать необходимость контролировать
работу и результаты, а руководители группы
могут начать конкуренцию за эти ресурсы,
используя политическое влияние. Мораль
группы падает, работа приносит меньше
удовлетворения, и сотрудники начинают
действовать в своих личных интересах.
Это делает необходимым установление
определенных правил и процедур работы.
Менеджер вынужден использовать выполнение
работы. Таким образом, у культуры задачи
есть тенденция перейти к ролевой культуре
или культуре власти, когда ограничены
ресурсы или предприятие функционирует
плохо.
Большинство менеджеров, конечно
на среднем или низшем уровне,
предпочли бы работать в организации
с культурой задачи, когда делается
акцент на группы, возможности
специалиста (эксперта), вознаграждение
по результату и объединение личных
и групповых целей. Это хорошо согласуется
с современными тенденциями к изменению
и адаптации. Индивидуальной свободой
и низким различием статуса, но ко всем
ситуациям эта культура не подойдет. Менеджер
в такой культуре должен быть гибким и
уверенным, имея дело с неустойчивой и,
возможно, кратковременной работой. Он
или она должны быть готовы оцениваться
по результатам и должны чувствовать себя
на высоте. Координируя работу коллег,
каждый из которых, возможно, более компетентен,
чем менеджер, в отдельных аспектах задачи.
Каждый в группе может ожидать контроля
за своей деятельностью. Предполагают,
что этот тип культуры предпочитает большинство
средних менеджеров.
Культура
личности.
Четвертый тип культуры необычен.
Он обнаруживается не везде, однако,
многие отдельные лица придерживаются
некоторых его принципов. В этой культуре
личность находится в центре; если есть
некоторая структура и организация, она
существует только для обслуживания и
помощи личностям в этой организации,
для содействия выполнения собственных
интересов без какой-либо цели. Эту культуру
лучше всего представить как пчелиный
рой или ²звездную
галактику².
Очевидно, немногие организации
могут существовать с таким
видом культуры, так как организации
склонны иметь некие корпоративные
цели, возвышающиеся над личными целями
участников организации. Более того, для
этой культуры невозможен контроль или
даже иерархия управления за исключением
обоюдного согласия. Организация подчиняется
личности и обязана своим существованием
этой личности. Личность может покинуть
эту организацию, но в организации редко
есть сила ²выселить² личность. Влияние распределяется
поровну, а основа власти при необходимости
- это обычно сила специалиста: человек
делает то, что хорошо умеет делать, поэтому
к нему прислушиваются.
Адвокатские конторы, союз архитекторов
и мелкие консультирующие фирмы
часто сориентированы на ²личность².
Кооператив может стремиться к культуре
личности в организационной форме, но
по мере развития он, в лучшем случае, приходит
к культуре задачи, но гораздо чаще - к
ролевой культуре или к культуре власти.
Хотя организации с культурой личности
встречаются редко, Вы часто будете сталкиваться
с личностями, отдающими предпочтение
личным интересам и подходящими под этот
тип культуры, но работающими в более типичных
организациях (консультанты в больницах,
архитекторы в местных советах, университетские
преподаватели). Они мало преданы своей
организации и рассматривают ее как место
совершения своих собственных дел с некоторой
выгодой для работодателя. Такими личностями
нелегко управлять. Являясь специалистом,
легко найти другую работу; сила положения.
Не подкрепленная силой ресурсов, не работает.
Эти личности не признают силу экспертов
и не подчиняются силе принуждения. Остается
только сила личности, но на таких людей
вообще трудно повлиять. К тому же на них
обычно не влияют групповые нормы и
отношения с коллегами, что могло бы умерить
их личностные амбиции.