Рекомендации по совершенствованию организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:10, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучение критериев анализа и совершенствования организационной культуры в организации.
В соответствии с выбранной целью были определены следующие задачи курсовой работы:
Изучить теоретическую литературу по выбранному вопросу;
Раскрыть сущность организационной культуры, как одного из элементов менеджмента организации;
Рассмотреть ЗАО «КТПК» с позиции анализа и совершенствования организационной культуры.
Разработать алгоритм реализации проекта изменения организационной культуры ЗАО «КТПК»

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность организационной культуры, как одного из элементов менеджмента организации
Понятие организационной культуры
Элементы организационной культуры
Характеристика основных типов организационных культур
Критерии анализа и методы совершенствования организационной культуры


5
8
11
19
Глава 2. Анализ действующей организационной культуры в ЗАО «КТПК»
Сильные и слабые стороны действующей системы изменения культуры организации в ЗАО «КТПК»
Факторы, снижающие эффективность применяемых методов изменения культуры организации

21
26
29
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры
32
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

Оргкультура.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

      Возможно, ни один менеджер не  был бы счастлив, работая в  организации с культурой личности. Данные ²личности², по-видимому, были бы буквально неуправляемыми, и в последнем нет источника силы. Но даже в культуре личности людям нужны средства для достижения своих целей, и личность, контролирующая доступ к этим средствам, может оказывать некоторое давление и настаивать на подотчетности за использование этих ресурсов.

      Но нужно еще раз подчеркнуть,  что две или более этих культур  могут существовать в одной  организации наряду с подкультурами,  все они усложняют жизнь организации, являются источниками тревог, радостей, разочарований и возможностей для тех, кто там работает.

      Мы живем в век все возрастающего  давления извне - давления глобального  социально-экономического, политического  и экономического кризиса, и  давления изнутри - давления духовного кризиса. И то, и другое оказывает влияние на жизнь организации. В тех из них, где жизнь вошла в полосу кризисов, культура носит фрагментарный характер, и в значительной мере дискредитирована; она уже не может служить надежной связью между людьми, которым необходимо думать и действовать вместе. 

      Глава  1.4.  Критерии анализа  и  методы совершенствования  организационной  культуры  

      Критерии анализа организационной  культуры:

  • «толщина» организационной культуры – относительная величина, показывающая удельный вес определяющей организационной культуры предприятия в общем количестве признаваемых членами организации культур;
  • «разделяемость взглядов» - показатель, характеризующий количество основных положений, норм, ценностных ориентаций, традиций и т.д., абсолютно принимаемых всеми членами организации;
  • «широта» организационной культуры – величина, характеризующая количественное отношение членов организации, для которых данная организационная культура является доминирующей, к общему количеству членов организации;
  • конфликт организационных культур – ситуация, в которой определяющей является не одна организационная культура, а несколько (2 ,3). При этом следует учесть, что конфликт организационных культур может иметь не только негативный, но и конструктивный смысл в зависимости от стратегии предприятия. Для успешного функционирования коммерческого предприятия конфликт организационных культур – фактор развития, расширения;
  • сила организационной культуры – степень проявления организационной культуры и ее влияние на поведение персонала.

      Методами поддержания организационной  культуры, помимо найма и увольнения  сотрудников можно назвать следующие:

  • объекты и предметы внимания, контроля со стороны менеджеров (своими действиями менеджеры дают знать работникам, что является важным и что от них ожидается);
  • реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы (необходимо глубокое понимание организационной культуры менеджерами и подчиненными, так как кризисная ситуация может потребовать от организации усиления существующей культуры или внедрения новых ценностей и норм, меняющих ее в определенной мере);
  • моделирование ролей, обучение и тренировка (специфика организационной культуры усваивается подчиненными через исполнение своей роли; менеджер может сам демонстрировать подчиненным образцы поведения);
  • критерии определения вознаграждений и статусов (система наград и привилегий, привязанная к определенным образцам поведения, расставляет для работников приоритеты, указывает на организационные ценности);
  • критерии принятия на работу, продвижения и увольнения (один из основных способов поддержания организационной культуры; то из чего исходит организация, регулируя кадровый процесс, сразу становится известно ее членам по движению сотрудников внутри организации);
  • организационные символы и обрядность (их проведение усиливает самоопределение работников)

     

Глава 2. Анализ действующей  организационной  культуры в ЗАО  «КТПК»
 

      Объектом  нашего исследования стала организационная  культура закрытого акционерного общества «Камская торгово-промышленная компания», далее сокращенно ЗАО «КТПК». Данная организация специализируется на торговле новыми автомобилями «КамАЗ», приобретенными на вторичном рынке.

      В ЗАО «КТПК», как и в любой  другой организации совместной деятельности людей по достижению ими целей, имеет место организационная культура.

      Многие  организации каждые несколько лет  вносят серьезные изменения в  организационную структуру, процедуры  утверждения решений и т.д. При  этом преимущество получают те организации, которые не ждут возникновения необратимых негативных тенденций, а постепенно изменяют и оптимизируют отдельные функции и подразделения, превращая изменения в непрерывный процесс развития.

    ЗАО “КТПК” в рамках организационной  культуры использует следующие принципы при работе с персоналом:

  • передача специалистам максимально необходимого набора полномочий (власти) для выполнения возложенных на них функций. Они несут всю полноту ответственности за свои действия по их осуществлению;
  • привлечение к работе специалистов высокого класса с достаточно независимым и самостоятельным складом мышления;
  • создание со стороны администрации приоритета доверия и поддержки специалистов над контролем их деятельности;
  • разделение (ОСУ) на ячейки, функционирование каждой из которых может автономно обеспечиваться одним человеком;
  • проведение постоянных институциональных (структурных) изменений. Одной из важнейших проблем, с которыми сталкивается любая организационная система, является то, что в определенный момент времени она оказывается неспособной справиться с изменением рынка и соответственно вынужденной отказаться от устаревших структурных форм организации. Каждые несколько лет меняются структура организации, процедуры утверждения решений и т.д. При этом возможные негативные последствия реорганизаций ослабляются, как правило, в результате изменений отдельных функций не одновременно, а в разное время. Практика постоянной реорганизации, например, в «Камской ТПК» показывает, что выгоды, связанные с этой системой, огромны. Система позволяет перетасовывать структуру организации, усиливая ее или, удаляя из нее лишнее, а, также предоставляя возможность множеству людей расширить свой профессиональный опыт. Самое важное, что удается избавиться от «слипаний», которые неизбежно накапливаются в любой организации, в том числе решить проблему выявления сотрудников, достигших уровня собственной некомпетентности, и обеспечить возникновение новых инициатив;
  • формирование вознаграждений двумя составляющими – в форме фиксированного оклада и переменной части. Переменная часть представляет собой комиссионное вознаграждение в процентах от объема проданных менеджерами ЗАО «КТПК» продукции (а/м КамАЗ);
  • стимулирование личной инициативы работников при решении общих задач и постоянство правил поведения в фирме;
  • доверие к отдельному работнику компании со стороны менеджеров;
  • развитие коллективных методов разрешения проблем, разделение успеха между работниками, интересными с точки зрения создания организационной среды, привлекающей в корпорацию лучших в своей профессии людей;
  • обеспечение свободы специалистам в определении путей достижения целей фирмы с учетом ее потенциала и в принятии соответствующих решений;
  • подбор новых менеджеров из числа работников компании, а не поиск их на стороне.

      Культура  организации может оказаться  приемлемой для определенного периода времени и условий. Изменение условий внешней конкуренции, государственного регулирования, стремительные экономические перемены и новые технологии требуют изменений культуры организации, сдерживающей повышение ее эффективности. Для создания новой культуры организации требуется много времени, поскольку старая организационная культура укореняется в сознании людей, сохраняющих приверженность ей. Эта работа включает в себя формирование новой миссии, целей организации и ее идеологии, модели эффективного руководства, использование опыта предыдущей деятельности, укоренившихся традиций и процедур, оценку эффективности организации, ее формальной структуры, проектировку помещений и зданий и т.д.

      На  возможность изменения культуры влияют следующие факторы: организационный  кризис, смена руководства, стадии жизненного цикла организации, ее возраст, размер, уровень культуры, наличие субкультур.

    В состав организационной культуры входит управленческая культура организации. Она реализуется в повышении эмоционального состояния работников и активизации их деятельности.

    Организационный кризис. Он подвергает сомнению имеющуюся практику и открывает возможности для принятия новых ценностей. Примерами кризиса могут быть ухудшение положения организации, ее финансовое поглощение какой-то другой организацией, потеря главных клиентов, резкий прорыв конкурентов на рынок организации.

      На 2004 год ЗАО «КТПК» переживает кризис потери клиентов из-за улучшения экономической политики ОАО «КамАЗ», от которой напрямую зависит положение дел на фирме: «КамАЗ» не отпускает свою продукцию по взаимозачету, только по денежной форме расчета, отсюда – нет «зачетных» машин -  нет «зачетных» скидок. Цены на заводе и цены в ЗАО «Камская ТПК» практически сравниваются. Покупатель, ранее заинтересованный невысокой ценой, выбирает и предпочитает гарантии и престиж завода мизерной разнице в цене.

    Смена руководства. Поскольку высшее руководство является главным фактором в формировании культуры организации, замена ее главных руководителей способствует введению новых ценностей. Но новое руководство само по себе не является гарантией того, что работники примут новые ценности. Новые лидеры должны иметь четкое альтернативное видение того, какой может быть организация, и обладать авторитетом.

      Руководители в ЗАО «КТПК»  меняются, примерно, раз в год.  Такова политика учредителя. Причем, руководитель не всегда со  стороны, чаще – менеджер с неплохим послужным списком из состава фирмы. С каждым новым руководителем меняются культурные и организационные ценности предприятия. По мнению работников, это не способствует улучшению и стабильности культуры. Возможно, происходит такое оттого, что никто из руководства не имели для себя целью – улучшение культуры организации, хотя авторитет многих для сотрудников был абсолютен.

    Стадии  жизненного цикла  организации. Изменить культуру организации легче в переходные периоды от ее создания к росту и от зрелости к упадку. Когда организация вступает в стадию роста, основные изменения организационной культуры будут необходимы. Культура организации еще не укоренилась, и работники примут ее изменения, если:

    • предыдущий успех организации не отвечает современным условиям;

    • работники не удовлетворены общим  состоянием дел в организации;

      С целью выяснить мнение работников (отдел менеджмента и отдел  маркетинга общей численностью 14 человек) о существующей в фирме  организационной культуре мной  был проведен опрос, результаты которого были сведены в таблицу 1.(Данные находятся в Приложении 1.)

      В целом, картина довольно благоприятная, сотрудников в большей степени  устраивает существующие в фирме  элементы ОК.

    • образ основателя (учредителя) организации и его репутация под сомнением.
  • Образ и репутация учредителя для всех (практически без исключения) был и остается очень хорошими. Можно выразиться в двух словах: «Первый тост за учредителя» (причем даже без его присутствия).

    Другая  возможность изменения культуры появляется, когда организация вступает в стадию упадка. На этой стадии обычно необходимы сокращение персонала, снижение затрат и принятие других подобных мер, которые драматизируют настроения работников и свидетельствуют о том, что организация переживает кризис.

    Возраст организации. Независимо от стадии жизненного цикла организации, чем меньше ее возраст, тем менее устоявшимися будут ее ценности. Изменение культуры более вероятно в молодой организации.

      Возраст ЗАО «КТПК» 8 лет –  относительно молодая организация, что позволяет предполагать вероятность достаточно «безболезненного» изменения ОК.

Информация о работе Рекомендации по совершенствованию организационной культуры