Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:27, курсовая работа
. Цель курсовой работы – проанализировать технологии управления ресурсами на муниципальном уровне и разработать предложения по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические аспекты изучения ресурсов местного сообщества;
- выявить особенности управления ресурсами на муниципальном уровне;
- провести анализ технологий управления ресурсами в практике муниципального управления;
Введение…………………………………………………3
Глава1 Понятие, сущность и виды социальных ресурсов………………………………………………….5
1.1 Разновидности социальных ресурсов…………………………………….9
Глава 2 Финансовые ресурсы муниципального образования……………………………………………16
2.1 Финансы муниципального образования…………………………………17
2.2 Понятие местного бюджета……………………………………………18
2.3 Расходы местных бюджетов……………………………………………..19
2.4 Доходы местных бюджетов………………………………………………20
ГЛАВА 3 Проблемы и пути реформирования управления финансами на местном уровне………….25
3.1 Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях………………………………………………………………………….25
3.2 Минимальный местный бюджет и проблема его обеспечения…….27
3.2 Минимальный местный бюджет и проблема его обеспечения…….30
Заключение……………………………………………33
Список используемых источников……………...36
1
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Дзержинский филиал
Кафедра «Управление и маркетинг»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Муниципальное управление»
Ресурсы муниципального образования
Специальность: 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» Выполнил: студент гр. 07-ГОД Варварин М.В. Научный руководитель: К.П.Н., доцент Дунаев И.И.
|
Дзержинск
20012г.
Оглавление
Введение…………………………………………………3
Глава1 Понятие, сущность и виды социальных ресурсов………………………………………………….5
1.1 Разновидности социальных ресурсов…………………………………….9
Глава 2 Финансовые ресурсы муниципального образования……………………………………………16
2.2 Понятие местного бюджета……………………………………………18
2.3 Расходы местных бюджетов……………………………………………..19
2.4 Доходы местных бюджетов………………………………………………20
ГЛАВА 3 Проблемы и пути реформирования управления финансами на местном уровне………….25
3.1 Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях……………………………………………………
3.2 Минимальный местный бюджет и проблема его обеспечения…….27
3.2 Минимальный местный бюджет и проблема его обеспечения…….30
Заключение……………………………………………33
Список используемых источников……………...36
Введение
В переходный период развития общества становится очевидным, что на пути возрождения России первоочередными являются подъем территорий, раскрепощение их внутренних сил при одновременном укреплении центра. Решение вопросов формирования гражданского общества, целостности российского государства, развертывание демократического механизма функционирования политической власти все в большей мере перемещаются в муниципалитеты. Превращение муниципальных образований из объектов региональной политики в их активные субъекты возможно при более полном раскрытии их внутренних ресурсов, использовании имеющегося потенциала.
Особое значение имеет рациональное использование и развитие социальных, экономических, природных, информационных и других ресурсов. Развитие экономических структур – это результат влияния целого комплекса факторов, прежде всего целесообразной деятельности субъектов управления, которая становится движущей силой экономических, социальных, полити-ческих, экологических и других преобразований.
Среди социальных ресурсов муниципальных образований значительная роль отведена следующим ее разновидностям – демографическим, трудовым, кадровым, образовательным. В современных условиях управление социаль-ными ресурсами приобретает особую значимость, ведь именно они обеспе-чивают устойчивое функционирование и развитие муниципального обра-зования как цельной социально-экономической системы.
Поэтому актуальность темы представленной курсовой работы обусловлена необходимостью более полного и рационального раскрытия и использования ресурсов муниципальных образований и обеспечение на этой основе их устойчивого развития. Цель курсовой работы – проанализировать технологии управления ресурсами на муниципальном уровне и разработать предложения по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические аспекты изучения ресурсов местного сообщества;
- выявить особенности управления ресурсами на муниципальном уровне;
- провести анализ технологий управления ресурсами в практике муниципального управления;
- исследовать проблемы реализации потенциала местного сообщества;
- разработать предложения по совершенствованию технологий управления ресурсами;
Объект курсовой работы – технологии управления ресурсами муниципаль-ного образования.
Предмет курсовой работы – особенности управления ресурсами на муниципальном уровне; формы и методы использования потенциала местного сообщества; проблемы управления различными ресурсами на муниципальном уровне и меры по их разрешению.
Новизна работы состоит в постановке самой проблемы исследования и в ее анализе на примере конкретного муниципального образования – Дзержинский муниципальный район. Кроме того, было установлено, что студенческая молодежь на сегодняшний день заинтересована в решении социально-экономических проблем города.
Глава1 Понятие, сущность и виды социальных ресурсов
В современных условиях для социального обустройства территорий, повышения качества жизни населения необходимы значительные средства. Во многих муниципальных образованиях нет для этого достаточных материальных и финансовых ресурсов. Однако имеются огромные социальные ресурсы, которые, в отличие от материальных, неисчерпаемы, и имеют свойство увеличиваться по мере инновационного развития местных сообществ, совершенствования форм самоуправления, изменения самих людей в процессе социализации, самообразования и самовоспитания, самореализации своих сущностных сил, формирования гражданского самосознания [1, стр. 43].
Одной из основных задач местного самоуправления является не только развитие демократического процесса, подготовки принятия решений, но и снятие напряжения в отношениях власти и общества. Отсюда одним из политических критериев местного самоуправления является возможность сохранения политического равновесия внутри самоуправляющейся общности, достигаемого, прежде всего, через открытый и равный диалог местной власти и граждан. Социальные ресурсы предполагают способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п. Социальные ресурсы местного сообщества – крупная теоретическая и практическая проблема.
Термин «ресурс» обычно применяется по отношению к неоднократно используемым объектам, которые запрашиваются, используются и освобождаются процессами в период их активности. Другими словами, ресурсом является любой объект, который может распределяться внутри системы [2, стр. 54]. Ресурсы могут быть разделяемыми, когда несколько процессов могут их использовать одновременно (в один и тот же момент времени) или параллельно (в течение некоторого интервала времени процессы используют ресурс попеременно), а могут быть и неделимыми.
Социальные ресурсы – это запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом – содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Эти запасы человеческой энергии огромны, некоторые ученые сравнивают их с энергией атомного ядра. Одной из самых актуальных сегодня является проблема «распаковки» этого огромного потенциала, раскрытия творческих возможностей человека, социальных организаций и направления этих источников прогресса в созидательное русло.
В целом, концепция человеческого фактора ориентирована на эффек-тивное использование социальных ресурсов для достижения экономических целей, концепция человеческих ресурсов на их развитие и рациональное использование. Концепция человеческого потенциала направлена на обеспечение достойных условий для развития и реализации способностей человека, концепция человеческого капитала на инвестиции в развитие человеческих способностей, повышение их экономического и социального эффекта, концепция социального капитала на важной роли социальных взаимоотношений людей в достижении ими жизненного успеха. Все эти методологические установки имеют принципиально важное значение при анализе социальных ресурсов муниципального образования [4, стр. 39].
Превращение человеческого потенциала в главный фактор развития муниципального образования, использование его в качестве ресурса в муниципального управлении составляют стратегическую задачу муници-пальной деятельности. Решение задачи участия граждан в местном само-управлении осложняется отечественными традициями, для которых характерна сильная ориентация человека не на самого себя, а органы власти всех уровней. Забота власти о рядовом жителе воспринимается и как должное. Вследствие этого слаба ориентация жителей, особенно городских, в меньшей степени сельских, на экономическое и иное самообеспечение. Это явление принято называть социальным иждивенчеством, его преодоление потребует длительного времени [6, стр. 32]. Использование человеческого ресурса в муниципальном управлении основано на принципе субсидиар-ности. Согласно этому принципу, решение каждого вопроса должно передаваться на возможно более близкий к гражданину уровень [7, стр.12].
Социальные ресурсы имеют ряд особенностей, принципиально отличающих их, скажем, от природных ресурсов. Во-первых, природные ресурсы исчерпаемы как, например, месторождения полезных ископаемых, тогда как социальные ресурсы в известном смысле неисчерпаемы. Их использование не означает их исчерпания, а, напротив, способствует прогрессирующему изменению, переходу общества на новый, более высокий уровень его развития.
Во-вторых, социальные ресурсы – это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. Используя, к примеру, состязательный ресурс, мы отнюдь не уменьшаем и не уничтожаем его, а, напротив, оставляем в целости и сохранности и даже наращиваем. Чем активнее используем соревнователь-ный ресурс, тем в большей мере способствуем его развитию.
В-третьих, природные ресурсы можно держать в запасе, и от этого они не увеличиваются и не уменьшаются. Иное дело – социальные ресурсы. Их нельзя держать про запас, ибо они начинают быстро обесцениваться и деградировать.
В-четвертых, природные ресурсы поддаются количественному измерению и оценке. Можно подсчитать величину энергетических ресурсов и наметить пути их рационального использования. Точно так же можно определить и оценить земельные, водные, лесные и другие ресурсы. Но труднее это сделать применительно к социальному интеллекту.
В-пятых, они обладают не только большим многообразием, но и взаимозаменяемостью. На сегодняшний день нет ответа на вопрос, как измерить этот ресурс и определить его достаточность или недостаточность.
Все это в определенной мере затрудняет технологическое освоение социальных ресурсов. На сегодняшний день никто их не считает и не планирует, что вызывает сложности при использовании социальных ресурсов [8, стр. 43].
Социальные ресурсы – это продукт совместной деятельности населения, показатель социального интеллекта. Чем выше социальный интеллект местного сообщества, тем большими социальными возможностями располагает население для решения своих насущных местных проблем.
Социальные ресурсы местного сообщества – крупная теоретическая и практическая проблема. Для социального обустройства территорий, повышения качества жизни населения необходимы значительные средства.
Социальные ресурсы составляют ядро всей системы ресурсов, не распаковав которые, невозможно получить эффективные результаты от реализации любых видов ресурсов – материальных, хозяйственных, природных и т.д.
Термин “социальные ресурсы” можно охарактеризовать посредством такой категории, как «человеческий потенциал» (иногда говорят «человеческий капитал») и «человеческий ресурс».
Человеческий потенциал — это совокупность физических, духовных, культурных и иных качеств человека и населения в целом. Развитие человеческого потенциала, приращение человеческого капитала и есть повышение качества жизни, которое является целью муниципальной деятельности.
Человеческий ресурс — это совокупность свойств людей, необходимых для воспроизводства жизни на территории муниципального образования и для обеспечения самоуправления населения, т. е. для реализации роли человека как субъекта управления. Иначе говоря, человеческий потенциал — то, что вкладывается в человека, а человеческий ресурс — то, что можно получить от него [12, стр. 65].
Понятия человеческого потенциала и человеческого ресурса тесно взаимосвязаны. Развивая и наращивая человеческий потенциал, вкладывая средства в укрепление физического здоровья, образование, культурное развитие населения, социальную поддержку отдельных категорий граждан, мы одновременно наращиваем и человеческий ресурс муниципального образования.
К основным направлениям развития человеческого потенциала на местном уровне относятся такие, как обеспечение здоровья человека, образование, культура, социальная защита отдельных групп населения и работа с молодежью. Реализация этих задач требует скоординированных действий органов местного самоуправления, органов государственной власти (с учетом разграничения полномочий между ними) и общественности.
Вложения в человека, в развитие его потенциала, в наращивание человеческого капитала – самый выгодный вид вложения средств, хотя количественно оценить эффективность этих вложений довольно трудно.
1.1 Разновидности социальных ресурсов
Структурный анализ муниципальных социальных ресурсов позволяет выделить и проанализировать 13 разновидностей социальных ресурсов муниципального образования: демографические, трудовые, кадровые, образовательные, информационные, компаративно-состязательные, инновационные, социально-психологические, социально-политические, социокультурные, социально-организационные, социально-экономические, социально-технологические, силовые.