Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:27, курсовая работа
. Цель курсовой работы – проанализировать технологии управления ресурсами на муниципальном уровне и разработать предложения по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические аспекты изучения ресурсов местного сообщества;
- выявить особенности управления ресурсами на муниципальном уровне;
- провести анализ технологий управления ресурсами в практике муниципального управления;
Введение…………………………………………………3
Глава1 Понятие, сущность и виды социальных ресурсов………………………………………………….5
1.1 Разновидности социальных ресурсов…………………………………….9
Глава 2 Финансовые ресурсы муниципального образования……………………………………………16
2.1 Финансы муниципального образования…………………………………17
2.2 Понятие местного бюджета……………………………………………18
2.3 Расходы местных бюджетов……………………………………………..19
2.4 Доходы местных бюджетов………………………………………………20
ГЛАВА 3 Проблемы и пути реформирования управления финансами на местном уровне………….25
3.1 Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях………………………………………………………………………….25
3.2 Минимальный местный бюджет и проблема его обеспечения…….27
3.2 Минимальный местный бюджет и проблема его обеспечения…….30
Заключение……………………………………………33
Список используемых источников……………...36
Демографические ресурсы муниципального образования характеризуются общей численностью населения, его половозрастным составом, числен-ностью трудоспособного населения, естественным движением населения (рождаемостью и смертностью), количеством, а также соотношением браков и разводов, миграцией.
Трудовые ресурсы - это экономически активное население, в том числе работающие и безработные.
Кадровые ресурсы выражают более дифференцированную характеристику трудового потенциала муниципального образования с учетом его профес-сионально-
Образовательные ресурсы характеризуются уровнем общего и профес-сионального образования граждан, численностью обучающихся.
Важную и значительную часть ресурсов муниципального образования образуют информационные ресурсы. Информационное взаимодействие в регионе создает основу для формирования и развития компаративных и состязательных отношений.
Компаративно-состязательные ресурсы связаны с многочисленными социальными, в частности, регулятивными функциями компаративных (т.е. сравнительных) и состязательных отношений.
Общественное развитие в современном мире, экономический рост характеризуются ведущей ролью научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. Важное значение приобретают в этой связи инновационные ресурсы муниципального образования, их рациональное использование и развитие.
Социально-психологические ресурсы связаны непосредственно с социальным состоянием граждан, уровнем социальной защищенности, социальным самочувствием. Социально-политические ресурсы выражаются в социально-политической активности населения, в частности, в его участии в местном самоуправлении.
Социокультурные ресурсы включают традиции, обычаи, культурные ценности и культурный обмен населения, они влияют на направление и темпы реформирования социального уклада жизни региона. Множество форм самоорганизации местного населения, направленных на содействие в решении региональных и местных проблем, образуют содержание социально-организационных ресурсов.
Многообразие форм экономической активности населения (предпринима-тельство, инновационная активность и т.д.) характеризуют социально-экономические ресурсы. Социально-технологическая культура управления на уровне муниципального образования образует суть социально-технологи-ческих ресурсов.
Силовые ресурсы включают оружие и аппарат физического воздействия специально подготовленных для этого людей. В государстве их ядро составляет армия, полиция (милиция), службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: вооружением, экипировкой, снаряжением, боевой техникой, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов, оказывающих предостерегающее и карательное воздействие, традиционно считается всегда необходимым условием обязательным резервом государ-ственной власти и управления. Поскольку использование силы способно лишить человека высших ценностей — здоровья и жизни прав и свобод, а также имущества и других благ.
Культурно-информационные ресурсы - духовные ценности, знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и коммуникации и др. В условиях концентрации информационных ресурсов в одних руках созда-ется возможность с помощью аудиовизуальной информации - изображения и слова - управлять поведением больших масс людей, не прибегая к использо-ванию силы или экономических ресурсов.
Кроме представленной типологии, можно выделить еще один вид – управ-ленческие ресурсы местного сообщества. Решение вопроса участия граждан в местном самоуправлении осложняется отечественными традициями, для которых характерна сильная ориентация человека не на самого себя, а на органы власти всех уровней. Забота власти о рядовом жителе воспринима-ется им как должное. Вследствие этого слаба ориентация жителей, особенно городских в меньшей степени сельских, на экономическое и иное самообес-печение.
Ресурсы власти - фундаментальный источник управления. Их первостепенная значимость как оснований власти отражена в теории «социального обмена» (П. Блау и др.), согласно которой в основе власти, а стало быть и муници-пального управления, лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Тем самым они попадают в зависимость от власть имущих, подчиняются им, а распределение и перераспределение социальных ресурсов происходит в процессе муниципального управления.
Способность муниципальных органов при демократической системе управления обеспечивать в условиях жестко ограниченных ресурсов удовлетворение насущных потребностей общества в целом и отдельных граждан служит критерием их эффективности. Поэтому повышение эффективности системы муниципального управления находится в поле напряженности между дефицитом качества управленческих услуг, оказываемых обществу органами местного самоуправления, и необходимостью отвечать все возрастающим потребностям социальной модернизации. Оптимум соответствия находится в учете требования уменьшения материальных затрат (финансовых, экономических и пр. издер-жек) и рационального использования кадрового потенциала [13, стр. 43].
Использование человеческого ресурса в муниципальном управлении осно-вано на принципе субсидиарности. Согласно этому принципу, решение каждого вопроса должно передаваться на возможно более близкий к гражданину уровень [14, стр. 54].
Потенциал социальных ресурсов модернизации муниципального управления практически раскрывается через реализацию возможностей, которыми обладает государство-нация. Важность данного вопроса объясняется также и тем, что повседневная реальность свидетельствует о большой роли муниципального управления, которая не ослабевает, а даже, напротив, усиливается в условиях усложнения и интенсификации общественных процессов, причем, особенно это ощутимо в периоды реформ и кризисов.
Актуальность, характерные черты, цели и структура процесса модернизации муниципального управления определяются не только возрастанием его роли в жизнедеятельности общества, но всей совокупностью действующих в нем тенденций и закономерностей, в первую очередь социально-политических, диктующих тот или иной тип системы управления обществом, ее преобразований.
В силу этого процесс модернизации муниципального управления должен быть комплексным, охватывать как его составные части, так и организа-ционные формы и функциональные проявления управляемых объектов и систем управления обществом.
В настоящее время в практике корпоративного управления разработаны различные теории по привлечению человеческих ресурсов в управленческой деятельности. Теория управления персоналом обосновывает новые формы работы с людьми - концепция «человеческих ресурсов».
Применительно к сфере управления в организации она основана на призна-нии экономической целесообразности капиталовложений, связанных с отбором кадров, поддержанием его в трудоспособном состоянии, непрерыв-ным обучением и выявлением качеств, потенциальных возможностей и способностей, заложенных в личности человека, претендующего на должность в систему муниципального управления, с последующим развитием качеств, важных для его профессиональной деятельности. Отличительными особенностями концепции являются: применение экономических критериев для оценки роли человеческого фактора в процессе муниципального управления, внутриорганизационное управление, перестройка всей системы работы с кадрами.
Полномасштабное раскрытие гражданского ресурса, связанного с демократической перспективой развития правового государства, со степенью свободы и возможностями воспользоваться ею как самоответственности личности гражданина за свою собственную судьбу и судьбу своей страны, - ключевая предпосылка движения к подлинному становлению гражданского общества.
В потенциале гражданских ресурсов - фактически все жители страны, которые не только обладают статусом гражданина, в отличие от апатридов, иностранцев. Они прежде всего проявляют качества, присущие людям, занимающим активную и сознательную жизненную позицию. Здесь проявляется гражданственность - как антитез аполитичности, включенность в дела политического сообщества, способность и готовность выступать полноправным членом общества, отстаивающего собственные интересы в сочетании с общественными.
При таком подходе субъект социально-организованной и управленческой деятельности исходит в своих целях, средствах и способах действия не из принципа метафизического господства - подчинения интересов одних членов и групп общества другим (на самом деле именно этот принцип и открывает простор установления некоего эгоистического, частного интереса над всеобщим). Он, напротив, предполагает согласование, координацию, поиск взаимоприемлемых решений. А это требует, соответственно, высокой степени совершенства политической системы общества, политической и управленческой культуры и зрелости граждан [15, стр. 167].
Таким образом, социальные ресурсы - это продукт совместной деятельности населения, показатель социального интеллекта. Чем выше социальный интеллект местного сообщества, тем большими социальными возможностями располагает население для решения своих насущных местных проблем.
Государству следует передавать в ведение местного самоуправления все те вопросы жизнеобеспечения населения (в том числе часть вопросов государственного значения), которые могут быть решены на местном уровне. Но и муниципальная власть должна стремиться оставлять на решение самих граждан и создаваемых ими различных структур гражданского общества (третьего сектора) все те вопросы жизнеобеспечения, которые они могут решать самостоятельно.
Этот принцип на муниципальном уровне предусматривает субсидиарную ответственность власти и общественных структур за состояние дел в муниципальном образовании.
Что касается духовно-нравственного ресурса, то отсутствие общенациональной идеи, перспективы улучшения качества жизни, смена ценностей, массовое обнищание и пр. свидетельствуют о низкой степени его использования.
Отмечается и низкая правовая культура населения. Правовым образованием людей на местах практически не занимаются.
Глава 2 Финансовые ресурсы муниципального образования
Макроэкономическая категория "финансовые ресурсы" обретает смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономического развития и появляется потребность в обеспечении сбалансированности материальных и финансовых ресурсов в масштабе народного хозяйства в целом. Необходимость выделения финансовых ресурсов из общей массы денежных средств имеется в тех экономических системах, в которых отключены рыночные регуляторы обеспечения сбалансированности общественного производства или под влиянием каких-либо социально-экономических условий ослабевает их действенность. Специфическое содержание финансовых ресурсов достаточно полно определяется наличием следующих признаков. Во-первых, это фонды денежных средств аккумуляционного характера, которые образуются в результате, производства, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Во-вторых, это конечные доходы, т.е. денежные средства, которые предназначены к обмену на товары. В-третьих, они образуются в результате реализации товаров, т.е. это те доходы, которые имеют материальное покрытие. В-четвертых, источники их формирования (составляющие элементы) — амортизация, прибыль, отчисления в фонд социального страхования и пенсионный фонд, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги с населения, поступления от внешнеэкономических операций, поступления от продажи населению ценных бумаг, прочие поступления. [1, стр. 117]. Финансовые ресурсы — это объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики. Равенство поступления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, что платежеспособный спрос предприятий и организаций, формирующийся в результате финансирования затрат на развитие народного хозяйства и функционирование непроизводственной сферы, имеет материальное покрытие, поскольку соответствует созданным финансовым ресурсам. Поэтому условие материально-финансовой сбалансированности может быть представлено как в форме соответствия суммы финансовых ресурсов и объема материальных благ, так и в виде балансового равенства их поступления и расходования. Путем сравнения реально формирующихся в народном хозяйстве финансовых ресурсов и полного объема затрат на возмещение выбытия и капитальный ремонт основных фондов, расширение производства и содержание непроизводственной сферы может быть получена оценка материально-финансовой несбалансированности. Вместе с тем теоретические и методические основы организации финансовых ресурсов муниципального образования, их современной классификации, природной характеристики и возможности оптимизации, а также выявления роли в общественном воспроизводстве в экономической литературе разработаны недостаточно [2, стр. 64].
Под муниципальными финансами, как правило, понимается совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным насе-лением. С этой точки зрения, муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников:
государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством;
собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т.п.);
заемных средств или муниципального кредита.
Структура местных финансов определяет самостоятельность данного муниципального образования, поскольку доминирование первой или третьей группы рождает зависимость от государства или кредитных учреждений. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе [2, стр. 67].
2.2 Понятие местного бюджета
Наиболее полным отражением состояния финансовых ресурсов муниципального образования являются местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). В связи с переходом к муниципальной системе управления, формированием полноценных органов местного самоуправления и выделением собственных предметов ведения возникает необходимость формирования и соответствующих бюджетных отношений. Бюджет выступает не только как опись доходов и расходов, но и как важнейший инструмент осуществления определенной политики, отражает реальные цели и задачи данного муниципального образования. Местный бюджет - это план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов [12, стр. 17].