Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:27, курсовая работа
. Цель курсовой работы – проанализировать технологии управления ресурсами на муниципальном уровне и разработать предложения по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические аспекты изучения ресурсов местного сообщества;
- выявить особенности управления ресурсами на муниципальном уровне;
- провести анализ технологий управления ресурсами в практике муниципального управления;
Введение…………………………………………………3
Глава1 Понятие, сущность и виды социальных ресурсов………………………………………………….5
1.1 Разновидности социальных ресурсов…………………………………….9
Глава 2 Финансовые ресурсы муниципального образования……………………………………………16
2.1 Финансы муниципального образования…………………………………17
2.2 Понятие местного бюджета……………………………………………18
2.3 Расходы местных бюджетов……………………………………………..19
2.4 Доходы местных бюджетов………………………………………………20
ГЛАВА 3 Проблемы и пути реформирования управления финансами на местном уровне………….25
3.1 Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях………………………………………………………………………….25
3.2 Минимальный местный бюджет и проблема его обеспечения…….27
3.2 Минимальный местный бюджет и проблема его обеспечения…….30
Заключение……………………………………………33
Список используемых источников……………...36
Законодательство о местных финансах должно совершенствоваться на основе следующих принципов:
- четкого разграничения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы;
- повышения заинтересованности органов местного самоуправления в максимальной собираемости налогов через механизм долгосрочного закрепления доходных источников;
- повышения заинтересованности муниципалитетов в оптимизации расходной части местных бюджетов через укрепление их самостоятельности [15, стр. 132].
Необходимо законодательно установить на федеральном уровне предельно допустимый дефицит местного бюджета, который не должен превышать фиксированной величины, исчисляемой в процентах. Эта мера должна заставить субъекты Российской Федерации установить для муниципальных образований собственные нормативы отчислений от региональных налогов и будет способствовать сбалансированности местных бюджетов. Прежде всего, неэффективность бюджетной системы России отчетливо проявляется в неспособности органов власти всех уровней обеспечивать население гарантированными благами, а бюджетные учреждения - достаточным финансированием, чтобы своевременно погашать собственные заимствования на открытом рынке. Непомерные объемы кредиторской задолженности, непрозрачность и неполная подконтрольность финансовых операций исполнительных органов власти законодательным обусловливают необходимость разработки мер с целью «укрепления финансовых основ местных бюджетов, закрепления в действующем законодательстве механизмов обеспечения устойчивых, стабильных источников пополнения в местный бюджет». Это в современных условиях - одна из актуальных проблем развития бюджетного федерализма, а незавершенность реформы бюджетной системы России выступает подлинной угрозой безопасности не только отдельных территорий, но и страны в целом. Анализ процесса стабилизации экономического и социального положения в регионах России сквозь призму целенаправленной работы по укреплению территориальных финансов и совершенствованию управления ими позволяет сделать вывод о рассогласованности усилий, архаичности подходов и недостаточной системности при разработке решений в развитии бюджетного федерализма и публичных финансов. Прежде всего, необходима разработка моделей управления муниципальными финансами, призванных обеспечивать устойчивое финансово-бюджетное равновесие в муниципальных образованиях, организация рационального движения потоков финансовых ресурсов, развитие финансового потенциала муниципального образования на основе финансовой реструктуризации предпринимательских структур в регионе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Местные бюджеты являются фундаментом бюджетной системы Российской Федерации. Не укрепив фундамент, нельзя кардинально улучшить всю систему. При этом в местных бюджетах сосредоточена основная часть бюджетных расходов на социальную сферу. Вопросы регулирования межбюджетных отношений в социальной сфере, в условиях, когда основные социальные функции, - образование, здравоохранение, обеспечение жильем, выплата детских пособий, пособий по нуждаемости и др., - передаются с федерального уровня на региональный и далее в ведение муниципалитетов, приобретают особенно важное значение и требуют детальной проработки.
- ознакомление с теоретическими аспектами социальных ресурсов и муниципальных финансов в Российской Федерации;
- выяснение специфики деятельности финансовой политики муниципального образования;
- изучения механизма участия местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях.
Современное состояние бюджетной системы характеризуется децентрализацией расходных полномочий и одновременно концентрацией доходных источников на федеральном уровне. Местные бюджеты кроме собственных обязательств включают ряд государственных полномочий, передача которых на местный уровень не сопровождается адекватным финансированием. Низкая собираемость доходов не способствует укреплению финансовой самостоятельности территорий Российской Федерации. В связи с этим большое значение для сбалансированности местных бюджетов приобретает организация эффективной системы регулирования межбюджетных отношений на уровне субъект Российской Федерации - муниципальные образования. В условиях финансовой нестабильности и необходимости восстановления и совершенствования контроля за исполнением бюджетов особую актуальность приобретают муниципальные балансовые построения, делающие их прозрачными, отражающие социально-экономические, финансовые и кредитно-денежные отношения и позволяющие удовлетворить информационные потребности органов власти: и населения. Не менее актуальными являются задачи определения прогнозных параметров финансовой базы на основе сводного баланса финансовых ресурсов и затрат для оценки перспектив социально-экономического развития муниципального образования. Модели и инструменты управления финансовыми потоками муниципального образования должны вбирать весь спектр легитимных источников финансирования, технологий финансово-экономического анализа и управления, институтов, адаптированных к функциональной деятельности муниципалитета крупного города и прежде всего бюджетно-финансовый менеджмент, проектное финансирование, SWOT - анализ, институты казначейства, программные продукты на базе научно обоснованных бюджетных технологий. Для создания условий для нормальной работы системы муниципальных финансов следует пересмотреть подходы к формированию и исполнению местных бюджетов. Необходимо:
- обеспечить четкое разделение муниципальных расходов на текущие и связанные с развитием муниципалитетов;
- каждой категории расходов должны соответствовать достаточные доходы.
В равной мере актуальными являются задачи определения прогнозных параметров финансовой базы на основе сводного баланса финансовых ресурсов и расходов для оценки перспектив социально-экономического развития муниципального образования.
Важным направлением исследования представляется разработка технологий казначейского управления муниципальными финансами, анализ опыта внедрения автоматизированной казначейской муниципальной системы, порядка формирования особого алгоритма управления денежным оборотом муниципального образования на базе небанковской кредитной организации, позволяющей радикально повысить управляемость денежным оборотом, высвободить часть дополнительных бюджетных средств. Следует отметить, что совершенствование управления муниципальными финансами все еще отличает фрагментарный подход, а достижение финансовой стабилизации в экономике неоправданно отрывается от процесса оздоровления финансов муниципальных образований. Таким образом, возникает актуальная необходимость в теоретико-методологической и практической разработке такого финансового механизма, который стимулировал бы развитие производства и экономической активности, а также экономию ресурсов, обеспечение эффективного использования средств в рамках новой парадигмы управления финансами территориальных образований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСОЧНИКОВ
1 Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова.- М.: ЮНИТИ, 2006.
3 Бюджетная система России: учебник для ВУЗов /под ред. проф. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007
4 Бюджетный кодекс Российской федерации от 31.07.1998 № 145- ФЗ // Собр. Законодательства РФ. - №107.- Ст.4992
5 Европейская Хартия местного самоуправления. // Местное самоуправление в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов. - М.:2008.- №52. – Ст.7803
6 Ковешников, Е.М. Муниципальное право: учебник / Е.М. Ковешников. - М.: Норма, 2004
7 Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг,2009.- 40с.
8 Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации : учебник / О.Е. Кутафин – М.: ЮНИТИ,2004.
9 Местное самоуправление: технологии социально- экономического роста: учебник / под. ред. А.Г. Воронина.- СПб., Изд- во СПб ун-та,2008
10 Мороз Т.А. Формирование расходов местных бюджетов на основании нормативно- целевого метода / Т.А. Мороз.- М.: Экмос, 2007
11 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. // Собр. законодательства РФ. - 1998.- №198. – Ст. 5925.
12 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 28 августа 1995 г. // Собр. законодательства РФ. - 1995.- №65.- Ст. 3251.
13 Основы муниципальной экономики: учеб. пособие / М.Б. Горный, А.Т. Ошурков, Н.И. Скрябина; науч. ред. М.Б. Горный.- М.: Весь Мир, 2008
14 Позднякова Т.А. Местные бюджеты в системе финансового регулирования экономики: учебник / Т.А. Позднякова.- СПб.: ун-т Экономики и финансов, 2009
15 Поляк Г.Б. Финансы муниципальных образований / Г.Б. Поляк.– М.: Финансы и статистика, 2001
16 Сергеев Л.И. Региональные финансы и кредит: учебник / Л.И. Сергеев. М.: Проспект, 2008
РЕЦЕНЗИЯ
на курсовую работу (проект, реферат)
студента ____ курса, группа №_______
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
Вопросы оценки:
(соответствует, не соответствует)1
4.Правильность выбора основной цели работы и соответствие задач, поставленных для достижения цели__________________________
5 Научная новизна_______________________
6 Правильность проводимых расчетов (для проектов)_____________________
7 Самостоятельность в работе ______________________________
8 Правильность оформления работы в соответствии с методическими указаниями руководителя__________________
9 Своевременность представления работы руководителю: _____________________
10. Логичность общих выводов в заключении____________________
Общая оценка за работу - ______________________________
Научный руководитель работы ______________________________
«___»______________200__г.