Результативность функционального разделения труда в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в изучении функционального содержания менеджмента.
В соответствии с поставленной целью направлено на решение следующих задач:
Изучение методологической основы содержания и развития функций управления;
Изучение функций менеджмента;
Изучение результативности функционального разделения труда в системе менеджмента.

Содержание

Введение 2
1. Методологические основы менеджмента. 4
2.Функциональная деятельность в системе менеджмента . 11
2.1. Функции управления и их характеристика. 12
2.2. Функциональный подход при оценке системы менеджмента. 20
2.3. Совершенствование инструментальных и появление новых функций управления. 28
3. Результативность функционального разделения труда в системе менеджмента. 31
Заключение. 35
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая менеджмент.docx

— 120.14 Кб (Скачать документ)

    Если  коротко сформулировать круг проблем, решаемых управленческой деятельностью, то их можно свести к следующему: прежде всего определяются конкретные цели развития, выявляется их приоритетность, очередность и последовательность решения. На этой основе разрабатываются хозяйственные задачи, определяются основные направления и пути решения этих задач, вырабатывается система мероприятий для решения намеченных проблем, определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения, устанавливается контроль за выполнением поставленных задач.

    Реализация  общих задач управления требует  создания необходимых экономических и прочих условий в сфере управления. Так, задача приспособления производства к требованиям и спросу рынка требует выполнения функции маркетинга; задача обоснованного определения основных направлений и пропорций развития материального производства с учетом источников его обеспечения решается путем осуществления функции планирования; задача налаживания организационных отношений между различными подразделениями по выполнению решений и плановых показателей хозяйственной деятельности фирмы на конкретный период осуществляется путем реализации функции организации; задача проверки выполнения деятельности, а также сравнение с намеченными целями и направлениями развития осуществляется через функцию контроля. Это означает, что содержание каждой функции управления определяется спецификой задач, которые выполняются в рамках функции. Поэтому сложность производства и его задач определяет всю сложность управления и его функций.

    Это положение имеет важное методологическое значение для раскрытия сущности и роли отдельных функций управления.

    Управленческие  функции на предприятиях (в т.ч. предприятиях ТЭК) выполняются специальным аппаратом (органами управления), состоящим из взаимодействующих между собой подразделений. За каждым из них закрепляются свои специфические функции (как функции аппарата управления). Их выполнение связано с решением конкретных задач, входящих в сферу деятельности (ответственности) соответствующего органа управления. А это требует применения определенных методов и средств. Так, для реализации функции маркетинга применяются такие методы, как разработка внутрифирменных программ маркетинга по каждому продукту и прогноз развития; для выполнения функции планирования — разработка планов и прогнозов; для осуществления функции контроля — составление балансов, счетов прибылей и убытков и др.

    Организационно-технический  характер функций аппарата управления определяется тем, что они включают в себя сбор, систематизацию, обработку и анализ информации; выработку и принятие решений; доведение решений до конкретных исполнителей и организацию их выполнения; проведение контроля за выполнением решений.

    Каждое  подразделение аппарата управления осуществляет такую деятельность в рамках своей компетенции, т.е. в соответствии с реализуемыми им функциями управления.

    Проблема  исследования функций управления на предприятии в современных условиях является наиболее актуальной, противоречивой и трудоемкой. Она непосредственно связана с проблемой организации аппарата управления, совершенствованием всей системы руководства научно-технической и производственно-сбытовой деятельностью фирмы. Однако, как бы хорошо ни были развиты функции управления, для осуществления управленческой деятельности этого еще недостаточно. Необходимы еще такие экономические рычаги и инструменты, которые позволяют реализовать эти функции достаточно полно и эффективно. Мы исходим из положения, согласно которому функции управления и экономические рычаги и инструменты взаимосвязаны между собой в единый экономический (хозяйственный) механизм управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2 . Функциональная деятельность в системе менеджмента .               

       Функции управления - это конкретный  вид управленческой деятельности (осуществляется специальными приемами  и способами), а также соответствующая  организация работ.

       Каждая функция менеджмента представляет  собой сферу действия определенного  процесса управления, а система  управления конкретным объектом  или видом деятельности - это совокупность  функций, связанных единым управленческим  циклом. В этом суть процессного  подхода к исследованию функций  менеджмента.

       Анри Файоль, которому принадлежит  разработка теории административного  управления, в начале ХХ в. выделил  пять исходных функций, или  элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство,  согласование, контроль.

       Но очень часто говорят лишь  о четырех функциях управления - планирование, организация, мотивация  и контроль.

       Концепция российского менеджмента  как процесса  выполнения взаимосвязанных  функций планирования, организации,  координирования и регулирования,  мотивации и стимулирования, контроля  объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного  управления и административную  теорию. В дальнейшем развитии  процессная модель менеджмента  уточнялась и расширялась, углублялась  вследствие применения к менеджменту  методологии системного и ситуационного  подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования.

       Отметим главные особенности  функций менеджмента. Отношения  управления в рыночной экономике  многогранны, многослойны, ибо  отражают разные грани социально-экономических  отношений между людьми и коллективами, занятыми  в   производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности.

       Важная особенность функций менеджмента,  обусловленная спецификой российской  экономики, заключается в потребности  высокой степени адаптивности  к изменениям внешней и внутренней  среды.

       Функции управления имеют специфический  характер, особое содержание и  могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между  собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают  друг в друга. Иными словами,  в системе управления все управленческие  функции объединены в единый  целостной процесс. 

    2.1. Функции управления и их характеристика.

        Функция планирования.

      Она предполагает решение о  том, какими должны быть цели  организации и что должны делать  ее члены, чтобы достичь этих  целей. По сути, это подготовка  сегодня к завтрашнему дню,  определение того, что требуется  и как этого добиться.

       План представляет собой сложную  социально-экономическую модель  будущего состояния организации.  Стадии процесса планирования  в основном универсальны, что  же касается конкретных методов  и стратегии, то они существенно  различаются. Обычно организация  формирует единый план для  управления её общей деятельностью,  но в его рамках отдельными  менеджерами применяются для  достижения конкретных целей  и задач организации различные  методы.

       Единого метода планирования, который  бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования  и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации.

       На среднем уровне управления  занимаются тактическим планированием,  т.е. определяются промежуточные  цели на пути достижения стратегических  целей и задач. Тактическое  планирование по своей сути  сходно со стратегическим.

       Планирование осуществляется и  на нижнем уровне организации.  Оно называется оперативным планированием.  Это - основа основ планирования.

       Все три типа планов составляют  общую систему, которая называется  генеральным (или общим) планом, или бизнес-планом функционирования  организации.

       Планирование предполагает использование  всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры используют  для планирования, прогнозирования  и контроля будущих событий.  Все виды техники планирования  варьируются от таких традиционных  методов, как бюджетные методы, до более сложных - моделирование,  разработка планов или отдельных  его разделов на основе теории  игр и проектов сценариев. Использование  такой техники планирования позволяет  уменьшать неопределенность, повышает  точность прогноза, помогает менеджерам  отслеживать или анализировать  факторы, влияние на план.

       С помощью функции планирования  в определенной мере решается  проблема неопределенности в  организации. Планирование помогает  менеджерам лучше справиться  с неопределенностью и более  эффективно на нее реагировать.  Поэтому следует помнить, что  неопределенность - это одна из  основных причин, по которой планирование  может помочь организации лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменения внешней среды.

      Функция организации.

      Она состоит в установлении  постоянных и временных взаимоотношений  между всеми подразделениями  организации, определение порядка  и условии ее функционирования. Это - процесс объединения людей  и средств для достижения поставленных  организацией целей. 

       Цель планирования - это разрешить  неопределенность. Тем не менее,  сколь бы важным ни было  планирование - это только начало. Организация, имеющая большое  количество разных планов и  не имеющая цельной схемы структуры  претворения их в жизнь, обречена  на неуспех. Дело в том, что  функции планирования и организации  тесно связаны между собой.  В некотором смысле планирование  и организация объединяются. Планирование  готовит сцену для того, чтобы  реализовать  цели  организации,  а организация как функция  управления создает рабочую структуру,  главным компонентом  которой   выступают люди.

       Поскольку концепция организации   состоит  в сведении воедино  всех специалистов  фирмы, задача  состоит в том, чтобы определить  миссию, роль, ответственность, подотчетность  для каждого из них.

    Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера предприятия, ее целей, технология и персонала.  Существует ряд элементов, который необходимо структурировать, чтобы организация смогла выполнить  свои планы и тем самым достичь  своих целей.

       Как видно, вне зависимости  от типов и масштабов деятельности  каждая фирма должна быть некоторым  образом организована. Существует  ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функций организации:

    определение  и детализация целей фирмы, которые  были выявлены в ходе планирования;

    определение видов деятельности по достижению этих целей;

    поручение различных задач индивидуумам и  объединение  их в управляемые  рабочие группы или подразделения;

    координация  различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая  четкое определение того, кто осуществляет руководство, то есть каждый член группы должен знать, что он должен сделать,  сроки выполнения работы и кто  им руководит;

    единство  цели - работает ли каждый член организации  на общую цель, то есть никто не должен работать против целей  организации;

    размах  контроля или размах менеджмента - отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое  им число работников.

Информация о работе Результативность функционального разделения труда в системе менеджмента