Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 06:26, курсовая работа
Вторая половина XX столетия и особенно его завершающая часть и начало XXI века сильно изменили взгляды ученых и практиков на роль персонала в деятельности организации и достижении ею заданных параметров производственно-хозяйственной деятельности. Если традиционно персонал, как собирательное понятие, и отдельный работник рассматривались как ресурс, потребляемый в процессе производства, то в XXI веке персонал рассматривается как основная ценность компании, как стратегический ресурс, без которого нет, и не может быть достигнуто конкурентное превосходство.
ВВЕДЕНИЕ……………………................................................................................3
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ………………5
Роль персонала на предприятии……………………………….5
Стратегическое управление………………………………………………..7
Проведение стратегических изменений в организации………………10
Роль руководителя в процессе разработки управленческих решений……………………………………………………………….15
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ПРИНЯТИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ЕВРОСТИЛЬ ………………………………………………………………………
Организационно-экономическая характеристика предприятия……22
Социальные аспекты разработки управленческих решений в компаниях по продаже офисной мебели……………………………….23
Методы разработки управленческих решений……………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………................33
Экспертные методы разработки управленческих решений — это методы, основанные на анализе и усреднении различными способами мнений, суждений специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. Часто сопровождаются созданием специальных рабочих групп специалистов, экспертной комиссии. В качестве экспертов могут выступать руководители, которые ответственны за принятие важных решений и являются достаточно компетентными специалистами.
Методы экспертных оценок: Дельфи, круглый стол, мозговой штурм, метод сценариев, метод средневзвешенных оценок, деловая игра, японский метод «ринги».
Дельфи — один из методов экспертного прогнозирования, основанный на последовательной оценке специалистами любых предложенных задач. Может быть применен в процессе группового принятия управленческого решения посредством выбора наилучшей альтернативы. Результаты экспертных оценок заносятся в таблицу.
Рассмотрим, как можно применить метод Дельфи для принятия управленческого решения на примере Компании Евростиль.
Предположим, в организации возникла проблема снижения ее конкурентного статуса на фоне появления новых конкурентов, имеющих значительные преимущества (известный бренд, низкие цены).
Цель: сформировать приемлемое управленческое решение посредством групповой сессии и использования приемов экспертных оценок.
1 этап.
Проблема обсуждается в группе
Рисунок 3- Пример дерева причинно-следственной связи для мебельной организации
2 этап.
Используя метод мозговой
3 этап. На основе таблицы Дельфи (табл. 2), определяются наиболее весомые альтернативы.
Таблица 2- Распределение экспертных оценок альтернатив методом Дельфи | ||||||||||||
Ф.И.О. эксперта |
Альтернативы | |||||||||||
Найти надежного поставщика, зарекомендовавшего себя на рынке |
Обучить персонал организации и разработать эффективную систему мотивации |
Изменить внутренний дизайн помещений по приему потенциальных клиентов |
Осуществить рекламную компанию по привлечению покупателей – юр. лиц | |||||||||
Р |
Б |
П |
Р |
Б |
П |
Р |
Б |
П |
Р |
Б |
П | |
А Б В Г Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Метод средневзвешенных критериев является эффективным для оценки экспертами ряда альтернатив и вариантов слабо структурированных решений.
Система взвешенных критериев может быть применена для оценки поставщиков продукции. На первом этапе экспертами дается оценка непосредственно критериев выбора. Предположим, цена поставки, бонусы за объемы поставок т.д. Все критерии «взвешиваются» по отношению к главному критерию.
Таблица 3-. Данные для определения качества поставок туроператоров по критериям выбора | |||||
Критерии выбора |
Вес |
А |
Б |
В |
Г |
Цена поставки |
10 |
10 |
4 |
6 |
8 |
Бонусы за объемы поставок |
4 |
10 |
10 |
3 |
2 |
Скидки и льготы |
8 |
1 |
2 |
10 |
6 |
Своевременность и надежность поставок |
7 |
7 |
10 |
5 |
9 |
Безопасность и страхование грузов |
10 |
2 |
4 |
6 |
10 |
Репутация поставщика |
2 |
10 |
8 |
4 |
6 |
На последнем этапе определяется суммарное взвешивание вариантов с учетом разной «весовой» категории каждого критерия, т.е. перемножаются весовые показатели критериев выбора на взвешенные варианты по каждой строке. Суммарная взвешенная оценка показывает наиболее адекватную оценку фирм-поставщиков офисной мебели.
По
выбранным взвешенным критериям
оцениваются все возможные
Таблица 4- Данные для определения средневзвешенной экспертной оценки качества поставок туроператоров | ||||
Критерии выбора |
А |
Б |
В |
Г |
Цена поставки |
100 |
40 |
60 |
80 |
Бонусы за объемы поставок |
40 |
40 |
12 |
8 |
Скидки и льготы |
8 |
16 |
80 |
48 |
Своевременность и надежность поставок |
49 |
70 |
35 |
63 |
Безопасность и страхование грузов |
20 |
40 |
60 |
100 |
Репутация поставщика |
20 |
16 |
8 |
12 |
Суммарная взвешенная оценка |
237 |
222 |
255 |
311 |
Моделирование управленческого решения — это разработка варианта решения в абстрактной форме, предполагающей осуществимость изменения, оперирование большим числом переменных, анализ связанных с этим решением сценариев и ситуаций. Главная цель моделирования управленческого решения — выбор оптимального варианта с учетом прогнозируемости ситуации. Преимущество моделирования управленческого решения как метода состоит в том, что менеджер может использовать весь свой потенциал: интеллект, интуицию, навыки управления, способность рационального предвидения.
Функционально-декомпозиционное представление системы в форме агрегата дополняет математические методы моделирования. Общее представление системы наиболее удобно использовать в форме математической модели, например, в виде контуров обслуживания или векторной модели.
Рисунок 4- Представление системы в виде агрегата
Методы разработки управленческих решений, рассмотренные выше, позволяют увеличить эффективность управления, т.к. в данном случае анализируется целый ряд факторов, влияющих на развитие организации (рис. 4). Факторы или условия, которые могут быть не замечены отдельно взятым руководителем в случае принятия им решения, при использовании групповых и экспертных методов анализируются комплексно, системно. Групповые формы разработки решений более эффективны и надежны по сравнению с индивидуальными методами.
Заключение
Понятие «стратегия» уходит в глубокую древность. Великие полководцы и выдающиеся политические деятели известны современникам и почитаются ими, в первую очередь, за свои бессмертные деяния, то есть как стратеги. Использование стратегии в бизнесе имеет сравнительно недавнюю историю и ограничивается временным промежутком в несколько столетий. Тем не менее, сегодня является общепризнанным, что определение долгосрочного успеха организации непрерывно связано с ее умениями в области формирования стратегии. «Магической» или универсальной формулы в реализации стратегии не существует, однако в каждом отдельном случае успех организации зависит от человеческого фактора, от человеческих ресурсов предприятия.
Кадровое планирование как инструмент целенаправленной и эффективной работы с персоналом является составной частью стратегии и тактики выживания и развития предприятия при рыночных взаимоотношениях. По мере развития личности работника приходится все чаще согласовывать рыночные условия и интересы сотрудников предприятия. Развитие производства, все в большей степени нуждается в планировании его кадрового обеспечения.
Важность роли специалистов в эффективности работы организации заключается в способности менеджера акцентировать внимание на достижение каждого сотрудника; умение выразить благодарность за достигнутый результат, создать материальные и моральные стимулы к труду. Тогда трудятся ради результата, от которого лично и заметно выигрывает каждый и весь коллектив, когда каждый чувствует себя сопричастным с этим результатом, доход приходит незамедлительно.
Поэтому, основной политикой многих предприятий является накопление опыта работы с кадрами, что способствует формированию производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности производства и конкурентоспособности продукции. Проблемы в области управления персоналом и повседневная работа с кадрами, по оценке специалистов, в ближайшей перспективе, будут в центре внимания руководителей предприятия. В будущем с развитие научно-технического прогресса содержание и условия труда приобретут большее значение, чем материальная заинтересованность.
Анализируя свою курсовую работу, необходимо очередной раз выделить то, что в понятии "человеческий фактор" отражается особый статус личности на современном предприятии, который находится в определенных соотношениях с экономическими факторами производства. Но при этом рабочая сила представляет собой особый фактор производства, который:
- может отказаться от условий труда;
- может уволиться по собственному желанию;
- может бастовать, протестовать;
- может менять эффективность труда без связи с его условиями;
- может переучиваться, менять специальность;
- территориально привязан;
- социально неоднороден;
- знает, что затраты на рабочую силу - предмет переговоров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
4) Виханский О.С. Стратегическое управление. Гардарика, 1998.
5) Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Гардарика, 1998
6) Глущенко В.В., Глущенко Л.В. Разработка управленческого решения: Учебник. – М., 1997.
7) Круглов М.И. Стратегическое управление. – М., 2000.
8) Принятие управленческих решений. / Н.Л. Карданская. – М. ЮНИТИ, 1999.
9) Разработка управленческих решений. – М.: Изд-во ДЕЛО, 2000.
10) Смирнов Э.А. Разработка управленческого решения: Учебник. – М., 2002.
11) Управление организацией: Учебник. / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М., 1999.
12) Балдин К.В. «Управленческие решения»,М.: «Дашков и К»,2007.-496 с.
13) Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М: Центр экономики и маркетинга, 1996.
14) Академия рынка: маркетинг/Пер, с фр. А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др. М.: Экономика, 1993.
15) Акофф Р. Планирование будущего корпорации/Пер, с англ. М.: Прогресс, 1985.
16) Ансофф И. Новая корпоративная стратегия/Пер. с англ. СПб.: Наука, 1991.
17) Ансофф И. Стратегическое управление/Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
18) Баринов В.А., Харченко В.А. Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2005.
19) Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
Информация о работе Роль человеческого фактора в разработке стратегических решений на предприятии