Роль деловых качеств менеджера в формировании команды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 23:48, курсовая работа

Описание

Несмотря на достаточно длительный период существования и развития науки об управлении, до сих пор не существует единого определения понятия «менеджмент». В самом общем виде под менеджментом понимают процесс соединения ресурсов, элементов и факторов производства для достижения главной цели управления – успеха организации. Один из основоположников науки об управлении персоналом Ф.У.Тейлор определяет менеджмент как «… искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом» [23, с.88]. Этим искусством управления должна обладать определенная категория людей – менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения необходимых целей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Менеджер в организации и его профессиональные деловые качества 5
1.1. Понятие менеджера, требования и функции предъявляемые к нему 5
1.2. Профессиональные деловые качества современного менеджера 10
1.3. Оценка деловых качеств менеджера 13
Глава 2. Роль качеств менеджера в формировании команды 17
2.1. Психологические основы формирования команды 17
2.2. Роль менеджера в командообразовании 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая - влияние деловых качеств менеджера на формирование команды.doc

— 277.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

Несмотря на достаточно длительный период существования и  развития науки об управлении, до сих  пор не существует единого определения понятия «менеджмент». В самом общем виде под менеджментом понимают процесс соединения ресурсов, элементов и факторов производства для достижения главной цели управления – успеха организации. Один из основоположников науки об управлении персоналом Ф.У.Тейлор определяет менеджмент как «… искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом» [23, с.88]. Этим искусством управления должна обладать определенная категория людей – менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения необходимых целей.

Термин менеджер трактуется довольно широко, поэтому любое его  определение будет недостаточно полным. С некоторой степенью приближения  можно сказать, что менеджер –  это человек, который составляет систему текущего и перспективного планирования, прогнозирования и ориентации производства, реализации продукции и услуг с целью получения прибыли. Иными словами, менеджер – человек планирующий организацию, мотивацию и контроль производства для максимального быстрого достижения целей.

Следовательно, менеджер должен обладать определенными качествами, манерами, умением умело руководить трудовым коллективом, наиболее полно  использовать творческие способности  каждого из работников, обеспечивая тем самым гибкие реагирование на требования заказчиков.

Управление требует  от менеджера не только принципиально  новых деловых качеств и умений, но определенного психологического склада личности как базового условия его эффективности.

В условиях дальнейшего становления профессионального менеджмента в России на первый план выступают такие проблемы, как продуктивное сочетание в менеджере рационализма, лидерских качеств и предпринимательской функции. Все возрастающую значимость приобретает функция субъекта власти, которая присуща - не только всем управленческим уровням, но и каждому рядовому сотруднику. Новые требования к профессиональным качествам менеджера предъявляет и внедрение международных стандартов подготовки менеджеров и стандартов профессиональной деятельности.

Все это требуют дальнейшей тщательной проработки проблематики, связанной с развитием компетенции  и эффективной деятельностью  менеджеров, и формирование команды  для работы в организации, что  и определяет актуальность работы.

Таким образом, цель исследования состоит в определении деловых качеств менеджера в современной организации и их влияния на формирование команды.

Для достижения поставленной цели, необходимо рассмотреть следующие  задачи:

- дать понятие менеджера и его профессиональные деловые качества;

- рассмотреть основы  оценки деловых качеств менеджера;

- раскрыть психологические  основы формирования команд;

- проанализировать роль  менеджера в командообразовании.Предметом исследования в работе являются деловые качества менеджера.

Объектом исследования является влияние деловые качеств  менеджера на формирование команды.

При выполнении курсовой работы были использованы различные  источники информации: научная и  учебная литература, статьи периодических  изданий. Использовались работы таких авторов как Гончаров В.В., Емельянов Е.Н., Занковский А.Н., Лукичева Л.И., Румянцева З.П., Столяренко Л.Д. и многих других.

 

Глава 1. Менеджер в организации и его профессиональные деловые качества

1.1. Понятие менеджера, требования и функции предъявляемые к нему

Менеджер (англ. manager, от manage - управлять) - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях [19, с.46].

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

  • организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
  • руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
  • руководителю по отношению к подчиненным;
  • администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

Таким образом, менеджеры занимают различные позиции в организации, решают далеко не одинаковые задачи, выполняют разные функциональные обязанности.

Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Главная  задача менеджера - делать дело при  помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы босса и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.

Для выполнения своих  сложных и ответственных функций, менеджеры должны иметь специальные  знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Основные требования к  их профессиональной компетенции представлены в нижеприведенной таблице 1 [17, с.111].

Таблица 1

Требования к профессиональной компетенции менеджеров

1. Понимание природы управленческого  труда и процессов менеджмента

2. Знание должностных и функциональных  обязанностей менеджера, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации

3. Умение использовать современные  информационные технологии и  средства коммуникации, необходимых  в управленческом процессе.

4. Владение искусством управления  человеческими ресурсами

5. Владение искусством налаживания  внешних связей.

6. Способность к самооценке, умение  делать правильные выводы и  непрерывно повышать квалификацию  – знания и умения.


 

Помимо перечисленных  требований, менеджер должен уметь  обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерна высокая динамичность и неопределенность; должен быть хорошо информирован по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию и пр.; должен быть знаком с опытом менеджмента на других предприятиях или в других отраслях; должен быть способен управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владеть способами повышения эффективности управления; уметь использовать современную информацию, средства коммуникации и связи и пр.

К важнейшим функциям, выполняемых менеджерами, относятся, прежде всего, планирование и прогнозирование, в рамках которых осуществляется руководство, задание направлений развития, мотивация сотрудников, стимулирование и финансовое планирование; организация, предусматривающая принятие управленческих решений, распорядительство, активацию; контроль, в рамках которой имеет место координация, согласование и воздействие; лидерство (коммуникации, отчетность) и др.

Роль менеджера в  эффективном функционировании деятельности предприятия трудно переоценить. Именно личностные качества менеджера, наряду с профессиональными навыками и  умениями, являются важнейшим  атрибутом  управления. Менеджер, олицетворяя дух организации, воздействует прямо или косвенно на подчиненных ему людей, заставляя работать их более или менее эффективно, что и вызывает изменения в деятельности самой организации.

Представим требования, предъявляемые к менеджерам в разных странах [11, с.67].

1) Общие требования:

  • ответственность за принимаемые решения;
  • аналитические способности, связанные со спецификой области;
  • психоаналитические способности;
  • организаторские способности;
  • способность к оптимизации;
  • коммуникабельность и т. д.

2) Специфические требования, связанные либо с уровнем управления, либо с той сферой деятельности, в которой действует менеджер.

Япония:

  • профессионализм;
  • компетентность;
  • высшая ответственность и достоинство;
  • способность к риску;
  • чувство нового (предпринимательские способности);
  • высокая работоспособность;
  • чувствительность (восприятие настроений персонала и оценка ситуации, профессиональная интуиция).

США:

  • умение владеть собой;
  • четкие ценности;
  • наличие личной цели;
  • постоянная потребность в саморазвитии;
  • навыки (опыт) решения проблем;
  • творческий подход;
  • умение влиять на окружающих;
  • умение мотивировать работу (понимать особенности труда, исполнителей);
  • способность распределять работу и оценивать ее качество;

• умение организовать групповую работу...

Польша:

  • энергичность;
  • воля;
  • рассудительность;
  • высокие нравственные качества;
  • ответственность...

Франция:

  • внешние данные - 1%;
  • авторитет - 4%;
  • техническая компетентность - 8%;
  • жизненный опыт - 10%;
  • неординарность - 36%;
  • «дар божий» - 41% (деловое общение, умение ладить с людьми, пр.).

Структуру деятельности менеджера и ее характеристики можно  представить на рисунке 1.

Рис.1. Структура деятельности менеджера

Виды деятельности:

- исследовательская - например, исследование рынка, межличностных отношений;

- проектная - например, проектирование организационных структур; аналитическая    анализ фактического состояния и результатов работы предприятия;

- диагностическая - выявление негативных причин, «болезней предприятия» [13, с.117].

Формы работ:

- методическая - разработка методик и инструкций, необходимых подчиненным для выполнения задач;

- консультационная - менеджер достигает высот, становится экспертом к своей области и становится способным консультировать; руководящая - умение ставить цели перед персоналом и вести к их исполнению;

- воспитательная (педагогическая) - благотворное воздействие на подчиненных, формирование чувства приверженности фирме, нравственно-этическое воспитание (корпоративная культура).

Образ менеджера постоянно  обогащается, становится более человечным. До сих пор в США, на родине менеджмента, преобладали менеджеры рационального типа, которые обладали преимущественно инженерно-экономическими навыками и подходами к управлению [7, с.79].

Но уже в наше время  появились менеджеры нового типа, которые постепенно поворачиваются к учету человеческого фактора производства. Более того, эти разновидности приобретают характерные черты делового поведения.

1.2. Профессиональные деловые качества современного менеджера

Профессионализм менеджера  заключается во владении им специальными знаниями и навыками в области управления, организации производства (коммерции), в способности работать с людьми в различных сферах.

Профессиональные, нравственные и личные качества менеджера являются основанием для соответствия тем требованиям, которые предъявляются к должности или рабочему месту. Рыночные условия хозяйствования создают менеджерам широкие возможности стать  руководителем коллектива или организации. Для эффективного исполнения своих обязанностей менеджер должен хорошо владеть профессиональными знаниями и обладать профессиональными навыками. Важно не только уметь создать (зарегистрировать) организацию, но и обеспечить ее деятельность всеми необходимыми ресурсами, ставить и распределять среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление, мотивировать их труд.

То, насколько успешно  справится менеджер с этими задачами, определяют его организаторские  способности. Организаторские способности  менеджера обусловливаются целым  комплексом его деловых и личных качеств, особенностями характера, способностями к выполнению управленческой работы [5, с.127]. Здесь играют роль самостоятельность, творческий характер мышления, инициатива и целеустремленность. Но этого мало. Необходимо знать весь производственный процесс - от ресурсов до выхода и сбыта продукции и сформировать профессиональное сознание. Этот процесс познания только начинается в университете, но не заканчивается и после его окончания.

Информация о работе Роль деловых качеств менеджера в формировании команды