Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 23:48, курсовая работа
Несмотря на достаточно длительный период существования и развития науки об управлении, до сих пор не существует единого определения понятия «менеджмент». В самом общем виде под менеджментом понимают процесс соединения ресурсов, элементов и факторов производства для достижения главной цели управления – успеха организации. Один из основоположников науки об управлении персоналом Ф.У.Тейлор определяет менеджмент как «… искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом» [23, с.88]. Этим искусством управления должна обладать определенная категория людей – менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения необходимых целей.
Введение 3
Глава 1. Менеджер в организации и его профессиональные деловые качества 5
1.1. Понятие менеджера, требования и функции предъявляемые к нему 5
1.2. Профессиональные деловые качества современного менеджера 10
1.3. Оценка деловых качеств менеджера 13
Глава 2. Роль качеств менеджера в формировании команды 17
2.1. Психологические основы формирования команды 17
2.2. Роль менеджера в командообразовании 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30
СОДЕРЖАНИЕ
Несмотря на достаточно длительный период существования и развития науки об управлении, до сих пор не существует единого определения понятия «менеджмент». В самом общем виде под менеджментом понимают процесс соединения ресурсов, элементов и факторов производства для достижения главной цели управления – успеха организации. Один из основоположников науки об управлении персоналом Ф.У.Тейлор определяет менеджмент как «… искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом» [23, с.88]. Этим искусством управления должна обладать определенная категория людей – менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения необходимых целей.
Термин менеджер трактуется довольно широко, поэтому любое его определение будет недостаточно полным. С некоторой степенью приближения можно сказать, что менеджер – это человек, который составляет систему текущего и перспективного планирования, прогнозирования и ориентации производства, реализации продукции и услуг с целью получения прибыли. Иными словами, менеджер – человек планирующий организацию, мотивацию и контроль производства для максимального быстрого достижения целей.
Следовательно, менеджер должен обладать определенными качествами, манерами, умением умело руководить трудовым коллективом, наиболее полно использовать творческие способности каждого из работников, обеспечивая тем самым гибкие реагирование на требования заказчиков.
Управление требует
от менеджера не только принципиально
новых деловых качеств и
В условиях дальнейшего становления профессионального менеджмента в России на первый план выступают такие проблемы, как продуктивное сочетание в менеджере рационализма, лидерских качеств и предпринимательской функции. Все возрастающую значимость приобретает функция субъекта власти, которая присуща - не только всем управленческим уровням, но и каждому рядовому сотруднику. Новые требования к профессиональным качествам менеджера предъявляет и внедрение международных стандартов подготовки менеджеров и стандартов профессиональной деятельности.
Все это требуют дальнейшей
тщательной проработки проблематики,
связанной с развитием
Таким образом, цель исследования состоит в определении деловых качеств менеджера в современной организации и их влияния на формирование команды.
Для достижения поставленной цели, необходимо рассмотреть следующие задачи:
- дать понятие менеджера и его профессиональные деловые качества;
- рассмотреть основы
оценки деловых качеств
- раскрыть психологические основы формирования команд;
- проанализировать роль
менеджера в
Объектом исследования является влияние деловые качеств менеджера на формирование команды.
При выполнении курсовой работы были использованы различные источники информации: научная и учебная литература, статьи периодических изданий. Использовались работы таких авторов как Гончаров В.В., Емельянов Е.Н., Занковский А.Н., Лукичева Л.И., Румянцева З.П., Столяренко Л.Д. и многих других.
Менеджер (англ. manager, от manage - управлять) - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях [19, с.46].
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
Таким образом, менеджеры занимают различные позиции в организации, решают далеко не одинаковые задачи, выполняют разные функциональные обязанности.
Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача менеджера - делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы босса и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.
Для выполнения своих
сложных и ответственных
Таблица 1
Требования к профессиональной компетенции менеджеров
1. Понимание природы |
2. Знание должностных и |
3. Умение использовать |
4. Владение искусством |
5. Владение искусством |
6. Способность к самооценке, умение
делать правильные выводы и
непрерывно повышать |
Помимо перечисленных требований, менеджер должен уметь обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерна высокая динамичность и неопределенность; должен быть хорошо информирован по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию и пр.; должен быть знаком с опытом менеджмента на других предприятиях или в других отраслях; должен быть способен управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владеть способами повышения эффективности управления; уметь использовать современную информацию, средства коммуникации и связи и пр.
К важнейшим функциям, выполняемых менеджерами, относятся, прежде всего, планирование и прогнозирование, в рамках которых осуществляется руководство, задание направлений развития, мотивация сотрудников, стимулирование и финансовое планирование; организация, предусматривающая принятие управленческих решений, распорядительство, активацию; контроль, в рамках которой имеет место координация, согласование и воздействие; лидерство (коммуникации, отчетность) и др.
Роль менеджера в эффективном функционировании деятельности предприятия трудно переоценить. Именно личностные качества менеджера, наряду с профессиональными навыками и умениями, являются важнейшим атрибутом управления. Менеджер, олицетворяя дух организации, воздействует прямо или косвенно на подчиненных ему людей, заставляя работать их более или менее эффективно, что и вызывает изменения в деятельности самой организации.
Представим требования, предъявляемые к менеджерам в разных странах [11, с.67].
1) Общие требования:
2) Специфические требования, связанные либо с уровнем управления, либо с той сферой деятельности, в которой действует менеджер.
Япония:
США:
• умение организовать групповую работу...
Польша:
Франция:
Структуру деятельности менеджера и ее характеристики можно представить на рисунке 1.
Рис.1. Структура деятельности менеджера
Виды деятельности:
- исследовательская - например, исследование рынка, межличностных отношений;
- проектная - например, проектирование организационных структур; аналитическая анализ фактического состояния и результатов работы предприятия;
- диагностическая - выявление негативных причин, «болезней предприятия» [13, с.117].
Формы работ:
- методическая - разработка методик и инструкций, необходимых подчиненным для выполнения задач;
- консультационная - менеджер достигает высот, становится экспертом к своей области и становится способным консультировать; руководящая - умение ставить цели перед персоналом и вести к их исполнению;
- воспитательная (педагогическая) - благотворное воздействие на подчиненных, формирование чувства приверженности фирме, нравственно-этическое воспитание (корпоративная культура).
Образ менеджера постоянно обогащается, становится более человечным. До сих пор в США, на родине менеджмента, преобладали менеджеры рационального типа, которые обладали преимущественно инженерно-экономическими навыками и подходами к управлению [7, с.79].
Но уже в наше время появились менеджеры нового типа, которые постепенно поворачиваются к учету человеческого фактора производства. Более того, эти разновидности приобретают характерные черты делового поведения.
Профессионализм менеджера заключается во владении им специальными знаниями и навыками в области управления, организации производства (коммерции), в способности работать с людьми в различных сферах.
Профессиональные, нравственные и личные качества менеджера являются основанием для соответствия тем требованиям, которые предъявляются к должности или рабочему месту. Рыночные условия хозяйствования создают менеджерам широкие возможности стать руководителем коллектива или организации. Для эффективного исполнения своих обязанностей менеджер должен хорошо владеть профессиональными знаниями и обладать профессиональными навыками. Важно не только уметь создать (зарегистрировать) организацию, но и обеспечить ее деятельность всеми необходимыми ресурсами, ставить и распределять среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление, мотивировать их труд.
То, насколько успешно
справится менеджер с этими задачами,
определяют его организаторские
способности. Организаторские способности
менеджера обусловливаются
Информация о работе Роль деловых качеств менеджера в формировании команды