Роль гостиничной отрасли в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Гостиничный бизнес является одним из ключевых элементов современного предпринимательства, особо значимым в контексте расширения территориальных рамок деловых, политических, научных коммуникаций; развития спорта и туризма, а так же повышения качества жизни населения. Гостиничный бизнес, как в отечественной, так и мировой практике - перспективная и быстро эволюционирующая сфера предпринимательской деятельности, сосредотачивающая в себе значительный потенциал для развития как на локальном, так и на международном уровне, способная приносить устойчивый доход.

Работа состоит из  1 файл

роль гостиничной отрасли в экономике Алина ИЭУП 2012.doc

— 460.50 Кб (Скачать документ)

ЧОУ ВПО ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАЛЕНИЯ И ПРАВА (г. КАЗАНЬ)

Факультет менеджмента и маркетинга

Кафедра гостиничного и туристического бизнеса

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Менеджмент гостеприимства»

 

 

Роль гостиничной  индустрии в экономике страны

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила ____________

Ганеева Алина Акифовна

студентка 3 курса гр. 501 у

Проверила______________

к.п.н., доцент Абдуллина И.А.

 

 

 

 

 

 

Казань 2012

 

Содержание

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Гостиничный бизнес является одним из ключевых элементов современного предпринимательства, особо значимым в контексте расширения территориальных рамок деловых, политических, научных коммуникаций; развития спорта и туризма, а так же повышения качества жизни населения. Гостиничный бизнес, как в отечественной, так и мировой практике - перспективная и быстро эволюционирующая сфера предпринимательской деятельности, сосредотачивающая в себе значительный потенциал для развития как на  локальном, так и на международном уровне, способная приносить устойчивый доход.

Развитие  гостиничного бизнеса обеспечивается набором эффективных стратегических и тактических приемов, ориентированных  на сложившуюся конъюнктуру отдельных  сегментов рынка. При этом, стратегические приемы являются доминирующим фактором в планировании деятельности предпринимательских структур, особенно тех, чью работу сопровождает высокий уровень новшеств и нововведений, стабильно высокая рискованность, высокая потребность в адаптации к изменениям рыночной среды.

Несмотря  на рост исследований, посвященных  развитию предпринимательских структур, функционирующих в гостиничной  сфере, обоснованию состава применяемых  инструментов на макро-, мезо- и микроуровне, в т.ч. теоретические и методические основы стратегического планирования гостиничного бизнеса только начинают складываться. Остаются нерешенными вопросы, связанные с определением особенностей реализуемого в настоящее время механизма развития гостиничного бизнеса, обеспечивающего максимальный учет конкурентных преимуществ его предпринимательских структур.

Вопросы формирования и развития гостиничного бизнеса  изложены в работах Боуэна Дж., Бримера  Р., Котлера Ф., Мейкенза Дж., Уокера Дж.Р., Хилтона К., Бондаренко Г.А., Бородиной  В.В., Кабушкина Н.И., Папирян Г.А., Свириденко Ю.П., Стадник А.А., Чудновского А.Д. и др.

Вместе  с тем, несмотря на значительное количество научно-теоретических и прикладных разработок, направленных на исследование управленческих отношений, возникающих  в процессе осуществления предпринимательской деятельности, остаются открытыми вопросы разработки комплексного инструментария развития гостиничного бизнеса на всех уровнях хозяйствования.

Недостаточность исследований по проблемам выявления специфики развития российского гостиничного бизнеса и разработки соответствующего инструментария обусловила выбор темы, цель и задачи исследования.

Цель исследования состоит  в выявлении роли гостиничной отрасли в экономике современной России и разработке предложений по ее развитию.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы  роли гостиничной индустрии в  экономике страны;

- проанализировать влияние гостиничной  индустрии на экономику Республики  Татарстан;

- разработать рекомендации для  дальнейшего развития гостиничной индустрии Республики Татарстан.

Объектом исследования является гостиничная отрасль в России.

Предмет исследования – развитие гостиничной отрасли и ее вклад в экономику.

Теоретической, методологической базой  исследования являются фундаментальные работы по экономике гостиничной отрасли, а так же научные труды в виде монографий, материалов конференций, периодических изданий, сборников научных трудов отечественных и зарубежных ученых и специалистов, посвященные исследуемым проблемам.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили законодательные, нормативные акты и постановления органов власти РФ; статистические и аналитические данные Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных органов; данные информационно-аналитических агентств; методические разработки и рекомендации экспертов-практиков по проблеме; материалы научных и научно-практических конференций и докладов по исследуемой проблеме; справочные и аналитические материалы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

1. Теоретические основы роли гостиничной индустрии в экономике страны

1.1. Назначение гостиничных предприятий

С точки зрения бизнеса гостиничное  предприятие является предприятием по производству и предоставлению услуг коммерческого гостеприимства, которое предлагает свои удобства и сервис потребителю. То есть функциональное назначение услуг заключается в том, что гостиница призвана создать комфортабельные условия для размещения гостя и предоставить ему ряд дополнительных услуг [12, с. 67].

К разновидностям гостиничных предприятий  относятся: гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, пансионаты, туристские общежития, отели и др. по международным  рекомендациям средства размещения подразделяются на четыре группы: гостиницы и аналогичные предприятия; коммерческие и социальные предприятия размещения; специализированные средства размещения; частные туристские средства размещения.

Гостиницы - главный, классический тип  для размещения туристов. В широком  смысле - это дом с меблированными комнатами, предназначенный для кратковременного проживания.

Туристская гостиница - это особый тип гостиницы, предназначенный  для предоставления туристам комплекса  услуг, связанных с путешествием, которые не предусмотрены в обычной  гостинице (активный отдых, прокат лыж, лодок и т.п.).

Для всех гостиниц предусмотрены общие  обязательные требования: наличие условий  для размещения, питания, бытового обслуживания. Кроме основных услуг современные  гостиницы представляют широкий  спектр дополнительных: развлекательные, спортивные, оздоровительные, торговые и т.д.

Спецификой гостиничного хозяйства  является то, что здесь создаются  услуги нематериального характера, которые предоставляются непосредственно  потребителям. По этой причине в  процессе обслуживания сравнительно малое участие принимают предметы труда, зато решающую роль играют средства труда и живой труд. При анализе средств труда выясняется, что здесь преобладают постройки, помещения, оснащение, санитарно-техническое оборудование, т.е. "пассивные" фонды. Здесь ограничены возможности механизации процесса обслуживания. Более благоприятные условия для механизации операций существуют при резервировании мест и учете услуг, а также в некоторых вспомогательных видах деятельности. В то же время строения, здания, составляющие основную часть материально-технической базы средств размещения, сравнительно медленно морально и физически изнашиваются и в течение продолжительного периода обслуживают процесс размещения [10, с. 80].

Современное гостиничное предприятие предоставляет потребителям не только услуги проживания и питания, но и широкий спектр услуг транспорта, связи, развлечений, экскурсионное обслуживание, медицинские, спортивные услуги, услуги салонов красоты и пр. Фактически гостиничные предприятия в структуре индустрии туризма и гостеприимства выполняют ключевые функции, так как формируют и предлагают потребителям комплексный гостиничный продукт, в формировании и продвижении которого принимают участие все секторы и элементы индустрии туризма и гостеприимства. Исходя из этого, правомерно выделить гостиничную индустрию или гостиничный бизнес как крупнейшую комплексную составляющую индустрии туризма и гостеприимства и рассматривать ее самостоятельно, в значительной степени отождествляя с единой индустрией туризма и гостеприимства.

Гостиничный бизнес относится к  индустрии гостеприимства, представляющей собой такой вид деятельности, который непосредственным образом  влияет на социальную, культурную, образовательную, экономическую сферы всех государств, а также на их международно-экономические отношения.

Экономической сущностью гостиничной  деятельности является удовлетворение потребностей граждан во временном  проживании в гостиничном помещении, оборудованном необходимым количеством  мебели, а также в предоставлении сопутствующих проживанию услуг.

Таким образом, к особенностям услуг  гостеприимства относятся:

-неодновременность процессов производства  и потребления. В отношении  предоставляемого в гостинице  комплекса услуг не в полной  степени действует такая общая для услуг характеристика, как одновременность, неразрывный характер процессов производства и потребления.

-ограниченная возможность хранения. Комплекс услуг в целом не  может быть сохранен для дальнейшей  продажи. Если на текущие сутки  гостиничный номер остается непроданным, то его невозможно продать дополнительно за эти сутки. -срочный характер. Специфика сферы услуг состоит в том, что проблемы, касающиеся обслуживания, должны решаться быстро. Данный фактор является одним из наиболее значимых, при выборе гостиницы [14, с. 22].

-широкое участие персонала в  производственном процессе. Важной  особенностью услуг, является  широкое участие людей в производственном  процессе. Вовлечение человеческого  фактора оказывает сильное влияние  на неоднородность, изменчивость  качества и связанный с ними недостаток стандартизации, что представляет одну из важнейших проблем в области развития сферы услуг.

Для решения этой проблемы на многих предприятиях разрабатываются стандарты  обслуживания - комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех производимых операций:

-сезонный характер спроса. Сезонный  характер спроса на услуги. Для  рынка гостиничных услуг характерно  колебание спроса в зависимости  от времени года (большинство туристов отдыхают в летние месяцы), а также дней недели (деловые туристы размещаются в гостинице в будни), что в значительной степени влияет на загрузку гостиниц.

-взаимозависимость гостиничных  услуг и цели путешествия (поездки). Решение гостя посетить определенное место обычно основывается не на факторе наличия в этом месте конкретной базы отдыха или гостиницы, а принимается совсем по другим причинам: возможность развлечься, отдохнуть, заняться спортом, принять лечебные ванны и т.д. Человек, планирующий свою поездку во время отпуска, выбирает сначала определенное место посещения или регион, возможно, целую страну. Только после этого он задумывается о выборе подходящего гостиничного предприятия или другого средства размещения. Однако всё может происходить и в обратном порядке, если человек из собственного опыта знаком с определенной гостиницей.

Таким образом современный гостиничный  комплекс занимает важное место в  социальной сфере страны и способствует удовлетворению первостепенных потребностей путешествующих в проживании. Развитая гостиничная индустрия оказывает значительное позитивное воздействие на степень развития смежных отраслей, включая промышленность, на внедрение новых форм хозяйствования, на уровень занятости, а также на всю страну в целом [7, с. 39].

 Гостиничный бизнес являет  собой сложную, многокомпонентную  конструктивную систему экономических  отношений, которые охватывают  оказание услуг по размещению  клиентов, формированию режимов  питания и внедрению ряда продуктов  сервиса спортивно-оздоровительного и иного характера.

В данном контексте  проявляется уникальность гостиничного бизнеса, как сферы предпринимательской  деятельности, которая образуется на стыке материального и нематериального  «поля» производства, основываясь на особой субъективно-потребительской стоимости труда, прилагающейся не в качестве продукта, а в качестве оказанной услуги. Кроме того, процессы производства и потребления гостиничного продукта неотделимы друг от друга и совпадают во временной точке.

Таким образом, индустрия туризма и гостеприимства является одной из важнейших частей обширного рынка услуг, и представляет собой быстрорастущую и высокодоходную индустрию, способную прямо и косвенно влиять на формирование условий устойчивого социально-экономического роста мирового и национального хозяйства.

1.2. Влияние гостиничной индустрии на экономику страны

Экономические возможности развития индустрии гостеприимства в международном масштабе создали благоприятные условия для развития организационно-экономических процессов в отдельных странах.

Для многих из них индустрия гостеприимства является:

1) важнейшим источником валютных поступлений;

2) фактором, стимулирующим рост платежного баланса;

3) мощным стимулом развития и диверсификации многих отраслей [17, с. 98].

Индустрия гостеприимства оказывает воздействие на экономику практически по всем аспектам фундаментального определения этой сферы жизни общества. В экономическом отношении индустрия гостеприимства рассматривается:

1) как определенная совокупность  общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции;

2) часть народнохозяйственного  комплекса данной страны, включающая  определенные отраслевые виды  производства и экономической  деятельности;

3) экономическая наука, изучающая  индустрию гостеприимства как отрасль хозяйства страны или региона;

4) современная экономическая теория, изучающая поведение людей как хозяйствующих субъектов на всех уровнях туристской экономической системы в процессах производства, распределения, обмена и потребления туристских услуг в целях удовлетворения человеческих потребностей при ограниченных ресурсах семьи, фирмы и общества в целом.

С точки зрения фундаментальной  экономики индустрия гостеприимства представляет собой экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными процессами и отношениями, нежели имманентными (внутренними) причинами [19, с. 45].

Информация о работе Роль гостиничной отрасли в экономике страны