Роль гостиничной отрасли в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Гостиничный бизнес является одним из ключевых элементов современного предпринимательства, особо значимым в контексте расширения территориальных рамок деловых, политических, научных коммуникаций; развития спорта и туризма, а так же повышения качества жизни населения. Гостиничный бизнес, как в отечественной, так и мировой практике - перспективная и быстро эволюционирующая сфера предпринимательской деятельности, сосредотачивающая в себе значительный потенциал для развития как на локальном, так и на международном уровне, способная приносить устойчивый доход.

Работа состоит из  1 файл

роль гостиничной отрасли в экономике Алина ИЭУП 2012.doc

— 460.50 Кб (Скачать документ)

 

Исследование специфики функционирования международного гостиничного бизнеса позволило выявить комплекс направлений развития предпринимательских структур данной сферы, реализация которых обеспечила «бурный подъем» гостиничного бизнеса за рубежом и целесообразных к использованию в российской практике на общероссийском уровне:

- централизация управления: единый центр бронирования и доведения повседневной информации до мест исполнения позволяет обеспечить стабильную загрузку гостиницы, формирование качественной гостиничной услуги, активизацию всех хозяйственно-эксплуатационных служб, совершенствование профессионализма и постоянный мониторинг персонала гостиниц;

- интеграция гостиничного бизнеса с другими отраслями обслуживания: индустрией общественного питания (предприятиями ресторанного сервиса), развлекательными, спортивными и территориально-производственными комплексами в рамках совершенствования предоставления гостиничных услуг, мероприятий унификации территории заведения;

- демократизация: гостиницы стараются привлечь не только состоятельные слои населения, но и средние и низшие социальные страты общества установка на системность и массовость загрузки номерного фонда;

- углубление специализации гостиниц: обслуживание категорий клиентов с определенными целями въезда - приводит к облегчению работы службы маркетинга, гостиничного менеджмента посредством обработки четкого сегмента рынка, а также к максимальному удовлетворению определенного спектра потребностей совокупного спроса (диверсификация внутри сегментов гостиничной индустрии) [11, с. 52];

- глобализация гостиничного бизнеса: объединение нескольких гостиниц в консорциумы (реже - установление корпоративных связей мировых гостиничных цепей, слияние, поглощение) для оптимизации деятельности в условиях современных жесточайших конкурентных отношений отельеров зарубежного гостиничного хозяйства; амплификации экспансии на иностранные рынки услуг размещения;

- тотальное внедрение инновационных информационных технологий, «экспертных систем» в операционном управлении и обучении персонала гостиниц, формировании финансовой отчетности, построении оперативной системы бронирования номеров и т.д. [8, с. 29]

Итак, в последние десятилетия  в гостиничной индустрии во всѐм мире отмечается ряд устойчивых тенденций, отражающих современные тенденции в потребительском спросе, новые формы организации бизнеса, общие мирохозяйственные процессы, структурные сдвиги в пространственной организации гостиничной индустрии, а также революционные преобразования в информационно-коммуникационной сфере. Указанные мировые тенденции распространяются и на территорию РФ.

Гостиничный рынок России составляет немногим более 1% мирового гостиничного рынка, находится на стадии формирования и имеет огромный потенциал для роста. На развитие гостиничной индустрии в мире и Российской Федерации влияют разнообразные факторы, которые можно подразделить на две группы: факторы внешней среды, влияющие на формирование потребностей в гостиничных услугах; факторы внутренней (конкурентной среды), определяющие тенденции, которые будут оказывать влияние на деятельность гостиничных предприятий в будущей конкурентной среде и, соответственно, способствовать выработке максимально эффективной стратегии развития.

2. Анализ влияния гостиничной индустрии на экономику Республики Татарстан

2.1. Общая характеристика гостиничной отрасли Республики Татарстан

В РТ в 2010 г. было 319 объектов размещения гостей, из них гостиниц - 159, санаториев – 29, домов отдыха – 26, туристских баз – 17, оздоровительных лагерей – 13, гостевых домов – 12, санаториев-профилакториев – 11, охотничьих домов - 10, профилакториев – 8 [22, с. 140].

При этом 66 % гостиниц относится к субъектам малого предпринимательства, 29 % - среднего бизнеса и только 5 % (8 гостиниц) – к крупным организациям. Из общего числа гостиниц 87 % находится в частной, 9 % - в коммунальной собственности и 4 % представляют собой совместные с иностранными участниками предприятия.

  Единовременная вместимость гостиниц в 2010 г. составляла 16389 мест, число номеров - 9124. В 2010 г. убыток от эксплуатации гостиничного комплекса в целом по РТ составил 18,6 тыс. долларов США. Прибыль приносят только новые, современные гостиницы, имеющие в своем составе рестораны и широкий набор услуг (рис. 2.1.1.) [11, с. 29].   

Рис. 2.1.1. Динамика изменения экономических показателей гостиниц с ресторанами в РТ за 2009-2011 гг.

Из рисунка 2.1.1 видно, что тенденция роста продаж гостиничных услуг наблюдается только в частных гостиницах и гостиницах с иностранным участием. В гостиницах государственной формы собственности объем продаж постоянно падает.

Самыми крупными гостиницами РТ являются «Мираж», «Татарстан», «Шаляпин палас отель», «Сафар-отель», «Корстон» и «Сувар-отель». Кроме того, в РТ наблюдается значительная неравномерность распределения гостиниц по территории республики. Естественно, что крупные гостиницы находятся в крупных городах, а мелкие и средние более равномерно распределены по всей площади РТ.

Таблица 2.1.2

Количество гостиниц и других учтенных объектов размещения РТ за 2009-2011 гг. по их размерности (единиц)

Вид предприятия и территории

 

2009 г.

 

2010 г.

 

2011 г.

Темпы роста в 2011 г.

(в %)

2011 г.

2010 г.

Всего,

в том числе:

195

239

273

140

114,2

в городской местности

184

225

251

136,4

111,6

в сельской местности

11

14

22

200

157,1

Малые предприятия

в том числе:

125

165

189

151,2

114,5

в городской местности

 

115

 

152

 

171

 

148,7

 

112,5

в сельской местности

10

13

18

180

138,5

Средние предприятия

в том числе:

51

56

66

129,4

118

в городской местности

 

50

 

55

 

62

 

124

 

112,7

в сельской местности

1

1

4

400

400

Крупные предприятия

19

18

18

94,7

100

В том числе:

В городской местности

 

19

 

18

 

18

 

94,7

 

100

В сельской местности

-

-

-

-

-


 

Размер гостиницы зачастую диктует и ассортимент ее услуг: чем больше или комфортнее гостиница, тем он шире. Соответственно формируются и гостиничные цены. В 2011 г. они в среднем по РТ были 3000-3500 руб. в сутки и 2700 руб. за день проживания в санатории [14, с. 29].

На 1.10.2012г. в республике функционировало 224 гостиничных предприятия, включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей. Число действующих коллективных средств размещения гостиничного типа по состоянию на 1.10.2012г. в разрезе типов гостиничных предприятий представлено ниже.

Таблица 2.1.3

Количество гостиничных предприятий в РТ на 1.10.2012 г., тыс.ед.

 

гостиничных предприятий

гостиниц

мотелей

меблированных комнат

пансионатов

общежитий для приезжих

других организаций гостиничного типа

Всего по республике

224

186

9

9

2

10

8


 

За январь-сентябрь 2012г. услугами гостиничных предприятий воспользовались 789,2 тыс. человек (за аналогичный период 2011г. - 617,9 тыс. человек). Общее число предоставленных за январь-сентябрь 2012г. ночевок составило 1296,2 тыс. единиц, что на 333,2 тыс. единиц больше данных соответствующего периода 2011г. Продолжительность проживания 1 человека составила в среднем 1,6 ночевки (за январь-сентябрь 2011г. - 1,6 ночевки).

Таблица 2.1.4

Число размещенных лиц и предоставленных ночевок в разрезе типов гостиничных предприятий за январь-сентябрь 2011, 2012гг.

 

Число ночевок, тыс. единиц

Численность размещенных лиц, тыс. человек

 

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

Гостиничные предприятия

963,0

1296,2

617,9

789,2

в том числе:

       

гостиницы

912,4

1195,2

587,2

725,9

мотели

13,3

19,5

11,5

18,8

меблированные комнаты

1,0

10,3

1,8

1,6

пансионаты

1,3

9,6

0,6

1,0

общежития для приезжих

18,9

26,5

6,3

7,9

другие организации

       

гостиничного типа

16,1

35,1

10,5

34,0


Распределение числа ночевок гостиничных предприятий по формам собственности в сравнении с январем-сентябрем 2011г. изменилось незначительно. По-прежнему, самый высокий удельный вес (76,2% от числа ночевок гостиничных предприятий республики) приходился на частный сектор (в январе-сентябре 2011г. - 77,8%), 6,2% от числа ночевок приходилось на гостиничные предприятия государственной собственности (8,3% в январе-сентябре 2011г), 5,4% от числа ночевок гостиничного хозяйства - на смешанную российскую форму собственности (3,3% в январе-сентябре 2011г.), 8,9% - совместную российскую и иностранную форму собственности (9,2% в январе-сентябре 2011г.), иностранную - 1,4% (0,6% в 2011г.), 1,9 % - на муниципальную собственность (0,8% в январе-сентябре 2011г.) [27].

Таблица 2.1.5

Число размещенных лиц и предоставленных ночевок в разрезе форм собственности гостиничных предприятий за январь-сентябрь 2011, 2012гг.

Показатели

Число ночевок

Численность размещенных  лиц

2011г.

2012г.

2011г.

2012г.

тыс.

в % к

тыс.

в % к

тыс.

в % к

тыс.

в % к

единиц

итогу

единиц

итогу

человек

итогу

человек

итогу

Всех форм собственности в том числе:

963,0

100,0

1296,2

100,0

617,9

100,0

789,2

100,0

государственной

80,6

8,4

80,3

6,2

46,4

7,5

36,2

4,6

муниципальной

7,7

0,8

24,2

1,9

2,7

0,4

4,1

0,5

частной

748,9

77,8

987,2

76,2

504,2

81,6

622,9

78,9

смешанной российской

31,8

3,3

70,5

5,4

20,8

3,4

39,0

4,9

совместной

               

российской и иностранной

88,2

9,2

115,7

8,9

36,1

5,8

63,1

8,0

иностранной

5,8

0,6

18,3

1,4

7,7

1,2

23,9

3,0


 

Общая сумма доходов, полученных от эксплуатации гостиничных предприятий, составила за январь-сентябрь 2012г. 2665,2 млн. рублей, что на 365,7 млн. рублей больше показателя соответствующего периода 2011г. Доходы от услуг размещения в общем объеме выручки составили 2124,4 млн. рублей, что на 570,2 млн. рублей больше данных января-сентября 2011г.

Таблица 2.1.6

Общая сумма доходов и поступлений в разрезе форм собственности гостиничных предприятий за январь-сентябрь 2011, 2012гг.

 

Число гостиничных предприятий, единиц

Общая сумма доходов  и поступлений

 

2011г.

2012г.

2011г., млн. рублей

в расчете на 1 организацию, тыс. рублей

2012г., млн. рублей

в расчете на 1 организацию, тыс. рублей

Всех форм

           

собственности

190

224

2299,5

12102,6

2665,2

11898,2

в том числе:

           

государственной

11

11

49,9

4536,4

52,4

4763,6

муниципальной

5

9

3,4

680,0

5,7

633,3

частной

158

186

2017,8

12770,9

2074,7

11154,3

смешанной российской

7

9

37,2

5314,3

151,0

16777,8

совместной российской и

           

иностранной

8

8

181,1

22637,5

285,3

35662,5

иностранная

1

1

10,1

10100,0

96,1

96100,0


 

Доля гостиниц в общем объеме ВВП РТ невелика (0,9%), но темпы ее развития выше, чем у других видов услуг (18,6 % в среднем по сравнению с 8,1 % транспорта, 4,4 % связи, 9,2 % финансовых услуг и т.д.). Данные темпы уступают лишь динамике роста услуг по операциям с недвижимостью, составляющих  в среднем 20,3 %.

2.2. Исследование влияния гостиничной отрасли на экономику Республики Татарстан

 

Оценка развития гостиничного бизнеса в РТ, позволяет представить SWOT-анализ состояния гостиничных услуг (таблица 2.2.1), систематизировать проблемы развития гостиничного хозяйства.

Таблица 2.2.1

SWOT – анализ результатов оценки состояния гостиничной                    индустрии в РТ в 2011 г.

Слабые стороны

Сильные стороны

- недостаточно эффективный менеджмент в средних и малых гостиницах

- низкая заполняемость  гостиниц

- недостаточность компьютерной базы в небольших гостиницах как дополнительного ассортимента услуг

- нехватка специалистов-логистов

- высокие цены для местного населения

- слабое развитие гостиничного хозяйства в сельской местности

- неразвитость молодежных мест размещения и автокемпингов

- малая эффективность рекламы и маркетинговых исследований

- отсутствие полноценной статистической информации

- необходимость реконструкции многих гостиниц и притока инвестиционных средств в гостиничное хозяйство

- отсутствие во многих гостиницах полноценной системы безопасности

- отсутствие во многих гостиницах полноценных кластерных услуг (общественного питания, развлечений и т.д.).

- наличие образцов эффективного менеджмента у крупных предприятий

- наличие постоянного резерва мест размещения

- наличие опыта логистических операций в лучших гостиницах

- наличие стратегии развития маркетинга во многих гостиницах страны

- постоянный поиск путей развития эффективного менеджмента в гостиничном хозяйстве

- помощь в анализе лучших мировых достижений и внедрении их в татарстанскую гостиничную индустрию со стороны правительства

- стабильная обстановка в республике

- быстрые темпы развития страхового рынка

- рост конкуренции на рынке гостиничных услуг

- стабильные темпы ремонта и реконструкции гостиничных зданий по республике.

Угрозы

Возможности

- слияние гостиниц, что может породить монополизм в сфере гостиничной индустрии на некоторых территориях страны

- преобладание выездного туризма над въездным и внутритерриториальным постоянно ухудшающее положение отрасли и ведущее многие предприятия к банкротству  и снижению отчислений от деятельности гостиниц в государственный бюджет

- слабая законодательная база, отсутствие четко обозначенных приоритетов для отрасли

- отсутствие  специальных программ и инструментов государственной поддержки

- недостаток рекламы за рубежом и внутри  страны увеличивает неинформированность потребителей

 

 

- совершенствование законодательной и налоговой базы,  дающее основу для роста малых и средних предприятий в отрасли

- усиление развития гостиничных цепей, создающее базу для совершенствования качества обслуживания

- развитие маркетинга, повышающее привлекательность    и   конкурентоспособ-

ность национальных гостиничных услуг

- полноценная  забота о безопасности клиентов, повышающее имидж гостиницы

- создание организационной культуры, что выделяет гостиницу в конкурентной среде и создает ей бренд

- повсеместная категоризация гостиниц, определяющая перспективы ожиданий клиентов

- кластерный подход к развитию сопутствующих услуг, значительно повышающее их конкурентоспособность

- внедрение логистических принципов обслуживания клиентов

Информация о работе Роль гостиничной отрасли в экономике страны