Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:41, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Гостиничный бизнес является одним из ключевых элементов современного предпринимательства, особо значимым в контексте расширения территориальных рамок деловых, политических, научных коммуникаций; развития спорта и туризма, а так же повышения качества жизни населения. Гостиничный бизнес, как в отечественной, так и мировой практике - перспективная и быстро эволюционирующая сфера предпринимательской деятельности, сосредотачивающая в себе значительный потенциал для развития как на локальном, так и на международном уровне, способная приносить устойчивый доход.
Исследование специфики
- централизация управления: единый центр бронирования и доведения повседневной информации до мест исполнения позволяет обеспечить стабильную загрузку гостиницы, формирование качественной гостиничной услуги, активизацию всех хозяйственно-эксплуатационных служб, совершенствование профессионализма и постоянный мониторинг персонала гостиниц;
- интеграция гостиничного бизнеса
с другими отраслями обслуживания: индустрией
общественного питания (предприятиями
ресторанного сервиса), развлекательными,
спортивными и территориально-
- демократизация: гостиницы стараются привлечь не только состоятельные слои населения, но и средние и низшие социальные страты общества установка на системность и массовость загрузки номерного фонда;
- углубление специализации гостиниц: обслуживание категорий клиентов с определенными целями въезда - приводит к облегчению работы службы маркетинга, гостиничного менеджмента посредством обработки четкого сегмента рынка, а также к максимальному удовлетворению определенного спектра потребностей совокупного спроса (диверсификация внутри сегментов гостиничной индустрии) [11, с. 52];
- глобализация гостиничного бизнеса: объединение нескольких гостиниц в консорциумы (реже - установление корпоративных связей мировых гостиничных цепей, слияние, поглощение) для оптимизации деятельности в условиях современных жесточайших конкурентных отношений отельеров зарубежного гостиничного хозяйства; амплификации экспансии на иностранные рынки услуг размещения;
- тотальное внедрение инновационных информационных технологий, «экспертных систем» в операционном управлении и обучении персонала гостиниц, формировании финансовой отчетности, построении оперативной системы бронирования номеров и т.д. [8, с. 29]
Итак, в последние десятилетия в гостиничной индустрии во всѐм мире отмечается ряд устойчивых тенденций, отражающих современные тенденции в потребительском спросе, новые формы организации бизнеса, общие мирохозяйственные процессы, структурные сдвиги в пространственной организации гостиничной индустрии, а также революционные преобразования в информационно-коммуникационной сфере. Указанные мировые тенденции распространяются и на территорию РФ.
Гостиничный рынок России составляет немногим более 1% мирового гостиничного рынка, находится на стадии формирования и имеет огромный потенциал для роста. На развитие гостиничной индустрии в мире и Российской Федерации влияют разнообразные факторы, которые можно подразделить на две группы: факторы внешней среды, влияющие на формирование потребностей в гостиничных услугах; факторы внутренней (конкурентной среды), определяющие тенденции, которые будут оказывать влияние на деятельность гостиничных предприятий в будущей конкурентной среде и, соответственно, способствовать выработке максимально эффективной стратегии развития.
2.1. Общая характеристика гостиничной отрасли Республики Татарстан
В РТ в 2010 г. было 319 объектов размещения гостей, из них гостиниц - 159, санаториев – 29, домов отдыха – 26, туристских баз – 17, оздоровительных лагерей – 13, гостевых домов – 12, санаториев-профилакториев – 11, охотничьих домов - 10, профилакториев – 8 [22, с. 140].
При этом 66 % гостиниц относится к субъектам малого предпринимательства, 29 % - среднего бизнеса и только 5 % (8 гостиниц) – к крупным организациям. Из общего числа гостиниц 87 % находится в частной, 9 % - в коммунальной собственности и 4 % представляют собой совместные с иностранными участниками предприятия.
Единовременная вместимость гостиниц в 2010 г. составляла 16389 мест, число номеров - 9124. В 2010 г. убыток от эксплуатации гостиничного комплекса в целом по РТ составил 18,6 тыс. долларов США. Прибыль приносят только новые, современные гостиницы, имеющие в своем составе рестораны и широкий набор услуг (рис. 2.1.1.) [11, с. 29].
Рис. 2.1.1. Динамика изменения экономических показателей гостиниц с ресторанами в РТ за 2009-2011 гг.
Из рисунка 2.1.1 видно, что тенденция роста продаж гостиничных услуг наблюдается только в частных гостиницах и гостиницах с иностранным участием. В гостиницах государственной формы собственности объем продаж постоянно падает.
Самыми крупными гостиницами РТ являются «Мираж», «Татарстан», «Шаляпин палас отель», «Сафар-отель», «Корстон» и «Сувар-отель». Кроме того, в РТ наблюдается значительная неравномерность распределения гостиниц по территории республики. Естественно, что крупные гостиницы находятся в крупных городах, а мелкие и средние более равномерно распределены по всей площади РТ.
Таблица 2.1.2
Количество гостиниц и других учтенных объектов размещения РТ за 2009-2011 гг. по их размерности (единиц)
Вид предприятия и территории |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Темпы роста в 2011 г. (в %) | |
2011 г. |
2010 г. | ||||
Всего, в том числе: |
195 |
239 |
273 |
140 |
114,2 |
в городской местности |
184 |
225 |
251 |
136,4 |
111,6 |
в сельской местности |
11 |
14 |
22 |
200 |
157,1 |
Малые предприятия в том числе: |
125 |
165 |
189 |
151,2 |
114,5 |
в городской местности |
115 |
152 |
171 |
148,7 |
112,5 |
в сельской местности |
10 |
13 |
18 |
180 |
138,5 |
Средние предприятия в том числе: |
51 |
56 |
66 |
129,4 |
118 |
в городской местности |
50 |
55 |
62 |
124 |
112,7 |
в сельской местности |
1 |
1 |
4 |
400 |
400 |
Крупные предприятия |
19 |
18 |
18 |
94,7 |
100 |
В том числе: В городской местности |
19 |
18 |
18 |
94,7 |
100 |
В сельской местности |
- |
- |
- |
- |
- |
Размер гостиницы зачастую диктует и ассортимент ее услуг: чем больше или комфортнее гостиница, тем он шире. Соответственно формируются и гостиничные цены. В 2011 г. они в среднем по РТ были 3000-3500 руб. в сутки и 2700 руб. за день проживания в санатории [14, с. 29].
На 1.10.2012г. в республике функционировало 224 гостиничных предприятия, включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей. Число действующих коллективных средств размещения гостиничного типа по состоянию на 1.10.2012г. в разрезе типов гостиничных предприятий представлено ниже.
Таблица 2.1.3
Количество гостиничных предприятий в РТ на 1.10.2012 г., тыс.ед.
гостиничных предприятий |
гостиниц |
мотелей |
меблированных комнат |
пансионатов |
общежитий для приезжих |
других организаций гостиничного типа | |
Всего по республике |
224 |
186 |
9 |
9 |
2 |
10 |
8 |
За январь-сентябрь 2012г. услугами гостиничных предприятий воспользовались 789,2 тыс. человек (за аналогичный период 2011г. - 617,9 тыс. человек). Общее число предоставленных за январь-сентябрь 2012г. ночевок составило 1296,2 тыс. единиц, что на 333,2 тыс. единиц больше данных соответствующего периода 2011г. Продолжительность проживания 1 человека составила в среднем 1,6 ночевки (за январь-сентябрь 2011г. - 1,6 ночевки).
Таблица 2.1.4
Число размещенных лиц и предоставленных ночевок в разрезе типов гостиничных предприятий за январь-сентябрь 2011, 2012гг.
Число ночевок, тыс. единиц |
Численность размещенных лиц, тыс. человек | |||
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. |
2012 г. | |
Гостиничные предприятия |
963,0 |
1296,2 |
617,9 |
789,2 |
в том числе: |
||||
гостиницы |
912,4 |
1195,2 |
587,2 |
725,9 |
мотели |
13,3 |
19,5 |
11,5 |
18,8 |
меблированные комнаты |
1,0 |
10,3 |
1,8 |
1,6 |
пансионаты |
1,3 |
9,6 |
0,6 |
1,0 |
общежития для приезжих |
18,9 |
26,5 |
6,3 |
7,9 |
другие организации |
||||
гостиничного типа |
16,1 |
35,1 |
10,5 |
34,0 |
Распределение числа ночевок гостиничных предприятий по формам собственности в сравнении с январем-сентябрем 2011г. изменилось незначительно. По-прежнему, самый высокий удельный вес (76,2% от числа ночевок гостиничных предприятий республики) приходился на частный сектор (в январе-сентябре 2011г. - 77,8%), 6,2% от числа ночевок приходилось на гостиничные предприятия государственной собственности (8,3% в январе-сентябре 2011г), 5,4% от числа ночевок гостиничного хозяйства - на смешанную российскую форму собственности (3,3% в январе-сентябре 2011г.), 8,9% - совместную российскую и иностранную форму собственности (9,2% в январе-сентябре 2011г.), иностранную - 1,4% (0,6% в 2011г.), 1,9 % - на муниципальную собственность (0,8% в январе-сентябре 2011г.) [27].
Таблица 2.1.5
Число размещенных лиц и предоставленных ночевок в разрезе форм собственности гостиничных предприятий за январь-сентябрь 2011, 2012гг.
Показатели |
Число ночевок |
Численность размещенных лиц | ||||||
2011г. |
2012г. |
2011г. |
2012г. | |||||
тыс. |
в % к |
тыс. |
в % к |
тыс. |
в % к |
тыс. |
в % к | |
единиц |
итогу |
единиц |
итогу |
человек |
итогу |
человек |
итогу | |
Всех форм собственности в том числе: |
963,0 |
100,0 |
1296,2 |
100,0 |
617,9 |
100,0 |
789,2 |
100,0 |
государственной |
80,6 |
8,4 |
80,3 |
6,2 |
46,4 |
7,5 |
36,2 |
4,6 |
муниципальной |
7,7 |
0,8 |
24,2 |
1,9 |
2,7 |
0,4 |
4,1 |
0,5 |
частной |
748,9 |
77,8 |
987,2 |
76,2 |
504,2 |
81,6 |
622,9 |
78,9 |
смешанной российской |
31,8 |
3,3 |
70,5 |
5,4 |
20,8 |
3,4 |
39,0 |
4,9 |
совместной |
||||||||
российской и иностранной |
88,2 |
9,2 |
115,7 |
8,9 |
36,1 |
5,8 |
63,1 |
8,0 |
иностранной |
5,8 |
0,6 |
18,3 |
1,4 |
7,7 |
1,2 |
23,9 |
3,0 |
Общая сумма доходов, полученных от эксплуатации гостиничных предприятий, составила за январь-сентябрь 2012г. 2665,2 млн. рублей, что на 365,7 млн. рублей больше показателя соответствующего периода 2011г. Доходы от услуг размещения в общем объеме выручки составили 2124,4 млн. рублей, что на 570,2 млн. рублей больше данных января-сентября 2011г.
Таблица 2.1.6
Общая сумма доходов и поступлений в разрезе форм собственности гостиничных предприятий за январь-сентябрь 2011, 2012гг.
Число гостиничных предприятий, единиц |
Общая сумма доходов и поступлений | |||||
| 2011г. |
2012г. |
2011г., млн. рублей |
в расчете на 1 организацию, тыс. рублей |
2012г., млн. рублей |
в расчете на 1 организацию, тыс. рублей |
Всех форм |
||||||
собственности |
190 |
224 |
2299,5 |
12102,6 |
2665,2 |
11898,2 |
в том числе: |
||||||
государственной |
11 |
11 |
49,9 |
4536,4 |
52,4 |
4763,6 |
муниципальной |
5 |
9 |
3,4 |
680,0 |
5,7 |
633,3 |
частной |
158 |
186 |
2017,8 |
12770,9 |
2074,7 |
11154,3 |
смешанной российской |
7 |
9 |
37,2 |
5314,3 |
151,0 |
16777,8 |
совместной российской и |
||||||
иностранной |
8 |
8 |
181,1 |
22637,5 |
285,3 |
35662,5 |
иностранная |
1 |
1 |
10,1 |
10100,0 |
96,1 |
96100,0 |
Доля гостиниц в общем объеме ВВП РТ невелика (0,9%), но темпы ее развития выше, чем у других видов услуг (18,6 % в среднем по сравнению с 8,1 % транспорта, 4,4 % связи, 9,2 % финансовых услуг и т.д.). Данные темпы уступают лишь динамике роста услуг по операциям с недвижимостью, составляющих в среднем 20,3 %.
2.2. Исследование влияния гостиничной отрасли на экономику Республики Татарстан
Оценка развития гостиничного бизнеса в РТ, позволяет представить SWOT-анализ состояния гостиничных услуг (таблица 2.2.1), систематизировать проблемы развития гостиничного хозяйства.
Таблица 2.2.1
SWOT – анализ результатов оценки состояния гостиничной индустрии в РТ в 2011 г.
Слабые стороны |
Сильные стороны |
- недостаточно эффективный менеджмент в средних и малых гостиницах - низкая заполняемость гостиниц - недостаточность компьютерной базы в небольших гостиницах как дополнительного ассортимента услуг - нехватка специалистов-логистов - высокие цены для местного населения - слабое развитие гостиничного хозяйства в сельской местности - неразвитость молодежных мест размещения и автокемпингов - малая эффективность рекламы и маркетинговых исследований - отсутствие полноценной статистической информации - необходимость реконструкции многих гостиниц и притока инвестиционных средств в гостиничное хозяйство - отсутствие во многих гостиницах полноценной системы безопасности - отсутствие во многих гостиницах полноценных кластерных услуг (общественного питания, развлечений и т.д.). |
- наличие образцов эффективного менеджмента у крупных предприятий - наличие постоянного резерва мест размещения - наличие опыта логистических операций в лучших гостиницах - наличие стратегии развития маркетинга во многих гостиницах страны - постоянный поиск путей развития эффективного менеджмента в гостиничном хозяйстве - помощь в анализе лучших мировых достижений и внедрении их в татарстанскую гостиничную индустрию со стороны правительства - стабильная обстановка в республике - быстрые темпы развития страхового рынка - рост конкуренции на рынке гостиничных услуг - стабильные темпы ремонта и реконструкции гостиничных зданий по республике. |
Угрозы |
Возможности |
- слияние гостиниц, что может породить монополизм в сфере гостиничной индустрии на некоторых территориях страны - преобладание выездного туризма над въездным и внутритерриториальным постоянно ухудшающее положение отрасли и ведущее многие предприятия к банкротству и снижению отчислений от деятельности гостиниц в государственный бюджет - слабая законодательная база, отсутствие четко обозначенных приоритетов для отрасли - отсутствие специальных программ и инструментов государственной поддержки - недостаток рекламы за рубежом и внутри страны увеличивает неинформированность потребителей
|
- совершенствование законодательной и налоговой базы, дающее основу для роста малых и средних предприятий в отрасли - усиление развития гостиничных цепей, создающее базу для совершенствования качества обслуживания - развитие маркетинга, повышающее привлекательность и конкурентоспособ- ность национальных гостиничных услуг - полноценная забота о безопасности клиентов, повышающее имидж гостиницы - создание организационной культуры, что выделяет гостиницу в конкурентной среде и создает ей бренд - повсеместная категоризация гостиниц, определяющая перспективы ожиданий клиентов - кластерный подход к развитию сопутствующих услуг, значительно повышающее их конкурентоспособность - внедрение логистических принципов обслуживания клиентов |
Информация о работе Роль гостиничной отрасли в экономике страны