Роль и значение стратегического менеджмента. Виды стратегий и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание

Стратегический менеджмент (управление) – это профессиональная деятельность менеджеров по приведению организации в соответствие с изменяющейся внешней средой и определенным стратегическим видением.
Организация - это объединение людей, действия которых направлены на достижение определенных целей.

Работа состоит из  1 файл

Роль и значение стратегического менеджмента.docx

— 66.31 Кб (Скачать документ)

                                                                                                                              

 

Роль и значение стратегического менеджмента. Виды стратегий и их характеристика.

1.Сущность  стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент (управление) – это профессиональная деятельность менеджеров  по приведению организации в соответствие с изменяющейся внешней средой и определенным стратегическим видением.

Организация - это объединение людей, действия которых направлены на достижение определенных целей.

Основные составляющие организации:

-трудовые ресурсы; 

- задачи, для решения которых  данная организация существует; 

-управление, которое формирует,  мобилизует и приводит в движение  потенциал организации для решения  стоящих перед ней задач.

Основная роль управления состоит  в обеспечении баланса и координации  трех составляющих процессов  жизнедеятельности  организации:

- получение  ресурсов из внешнего  окружения;

- изготовление продукта (подготовка  услуги);

- реализация продукта (услуги) во  внешнюю среду.

Потенциал организации - это совокупность имеющихся ресурсов (материальные - основные фонды, запасы, денежные средства и т.д.; нематериальные – торговая марка, ноу-хау, имидж, квалификация персонала, опыт, компетенция и др.), возможностей или способностей высшего звена управления.

Стратегический аспект  означает относительно долгосрочные перспективы  и связан с внешними факторами  развития организации

Стратегический менеджмент не дает подробное представление о будущем, а только определяет ключевые моменты  будущей предпринимательской деятельности конкретной организации.

Современный стратегический менеджмент является синтезом трех составляющих:

- менеджмента как теории;

- менеджмента как искусства;

- менеджмента как опыта  бизнес-практики.

Основные этапы  стратегического менеджмента:

 Первый – стратегический  анализ;

 Второй -  стратегический выбор;

 Третий – реализация стратегии.

 

Понятие стратегии

 

Термин «стратегия» взят из военного лексикона и впервые встречается  в трактате «Военное искусство» Сунь-Цзы (примерно 400 гг. до н. э.). В течение  трех последних десятилетий тема стратегий широко разрабатывается  в научных исследованиях, сформировалось несколько научных школ с различными  взглядами на процесс формирования стратегии. Исходя из различных точек  зрения вышеназванных школ, «стратегия»  является комплексной категорией.

По определению Чандлера,  понятие «стратегия» включает три составляющих:

 определение основных  долгосрочных целей   и задач  организации; 

 принятие курса действий ;

-  размещение ресурсов, необходимых для осуществления   целей.

По определению Г. Минцберга, понятие «стратегия» включает  пять составляющих:

    • План – это сознательная и заранее разработанная последовательность действий организации по различным направлениям на определенный  период времени, которая постоянно контролируется (преднамеренная стратегия);
    • Поведенческая  модель -  реализуются далеко не все планы, а только хорошо продуманные, а вместо них под воздействием внешних и внутренних факторов появляется и развивается новая стратегия, как результат последовательного поведения человека (спонтанная стратегия), т.е. стратегия может быть результатом действий человека, а не его намерений:
    • Позиция организации относительно внешней сред, т.е. по отношению к конкурентам или по отношению к покупателям (позиционная стратегия);
    • Перспектива (курс, нацеленный на изменение культуры организации), разделяемая членами организации в их намерениях или действиях; изменение перспективы очень сложный процесс даже  при сохранении позиции (например, переход часовых заводов на производство кварцевых часов);
    • Прием или тактический ход, целью которого является перехитрить конкурента (краткосрочная стратегия).

Процесс  выработки стратегии  организации - это выбор направления развития,  рынков, методов конкуренции и ведения бизнеса.

 

Основные характеристики стратегии:

- создает неразрывную связь  между организацией и   внешней  средой; используется организацией  для своевременного и  умелого  реагирования на изменения внешнего  окружения;

- является и содержанием (предпринимаемые  действия), и процессом (методы  принятия решений о предпринимаемых  действиях и их осуществлении);

- определяет направление развития  организации в существующих условиях;

- координирует деятельность организации;

- характеризует организацию;

- влияет на благополучие организации;

- ее невозможно продумать до  конца (так, например, намечаемая  стратегия может не совпадать  с реализуемой);

- существует на разных уровнях  (корпоративная стратегия, деловая  или бизнес-стратегия, функциональная);

- устраняет неопределенность и  обеспечивает порядок.

2. Виды стратегии  

Под стратегией понимается качественно определенное направление развития предприятия, план достижения его генеральных целей.

В процессе стратегического управления для  предприятия разрабатываются следующие  стратегии:

  • корпоративная (на уровне предприятия в целом),
  • деловые (для конкретных бизнес-единиц),
  • функциональные (маркетинговая, научно-техническая, производственная, кадровая, сбытовая, финансовая).

Базовые корпоративные стратегии развития предприятия (стратегические альтернативы):

1. Концентрированный  рост (усиление позиций на рынке,  развитие рынка, развитие продукта)

2. Рост (интегрированный  рост - приобретение собственности,  внутреннее расширение и диверсифицированный  рост  - производство новых продуктов)

3. Стратегия  сокращения (целенаправленное и  сбалансированное сокращение бизнеса  в связи с изменениями на  рынке и т.п.)

4.  Комбинированная

 

    • Генерические стратегии М. Портера

В зависимости  от  цели деятельности организации на рынке и  типа конкурентного преимущества, которое организации пытается достичь, М.Портер предложил три варианта  базовых конкурентных стратегий (табл.1.):

- стратегия  лидерства по издержкам; 

- стратегия  широкой дифференциации;

-  сфокусированные стратегии  низких издержек или дифференциации.

         

                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

                    Характеристика основных конкурентных стратегий

Характеристика

Лидерство по издержкам

Дифференциация

Сфокусированные низкие издержки и дифференциация

Основа конкурентного преиму-щества

Ориентация на весь рынок

Ориентация на весь рынок

Ориентация на рыночную нишу, где  покупательские нужды и предпочтения существенно отличаются от остального рынка

Основа конкурентного преиму-щества

Издержки производства ниже, чем  у конкурентов

Предоставление покупателям большей  ценности за их деньги

Более низкие издержки в обслуживаемой  нише или способность предложить покупателям что-то особенное, соответствующее  их требованиям и вкусам

Ассор-тимент

Ограниченный выбор базовых  продуктов (услуг) приемлемого качества

Широкий выбор товаров (услуг) и  их разновидностей

Удовлетворение особых нужд целевого сегмента

Произ-водство

Поиск путей снижения издержек без  ухудшения качества и основных характеристик  товара

Поиск путей по созданию товаров (услуг),имеющих  более высокую ценность для покупателей

Производство товара, соответствующего данной нише

Маркетинг

Выделение характеристик товара, ведущих  к снижению издержек

Создание таких качеств товара, за которые покупатель будет платить; установление повышенной цены, покрывающей  дополнительные издержки на дифференциацию

Увязка сфокусированных уникальных возможностей с удовлетворением  специфических требований покупателя

Поддержка стратегии

Разумные цены, хорошая ценность

Создание различий в характеристиках, за которые будут платить; концентрация на нескольких ключевых отличительных  характеристиках, усиление их и создание репутации и имиджа товара

Поддержка уровня обслуживания ниши выше, чем у конкурентов; осваивать  другие сегменты или расширять присутствие  на рынке за счет других товаров


 

Выбор конкретной стратегии конкуренции  зависит от структуры стратегического  потенциала , возможности расширения  ресурсов фирмы, особенностей отрасли  и национальной экономики в целом.

Стратегический потенциал  фирмы – это совокупность имеющихся  ресурсов и возможностей (способностей) для разработки и реализации стратегии  фирмы. Не все составляющие стратегического  потенциала равнозначны по своему воздействию  на уровень конкурентного преимущества. Поэтому необходимо   постоянно  определять на развитие каких «способностей  фирмы» следует направлять ресурсы  для усиления конкурентного преимущества.

Стратегия лидерства по издержкам

Эта стратегия  направлена на достижение конкурентных преимуществ за счет  низких затрат на отдельные элементы товара (услуг) и соответственно более низкой себестоимости  по сравнению с конкурентами. При  этом фирмы, использующие эту стратегию, могут продавать  продукцию по более низким ценам и завоевать  большую долю рынка или извлекать  дополнительную прибыль от продажи  товаров по рыночным ценам. Преимущество по издержкам приносит доход до тех  пор, пока конкуренты не предпримут агрессивных  попыток снизить цены и увеличить  за счет этого свой объем продаж. Но в погоне за низкими издержками важно не подвергнуться риску  создания такого дешевого товара, который  вызовет недоверие покупателя.

Стратегия дифференциации

Стратегия дифференциации  становится привлекательной, когда потребности покупателей  уже не удовлетворяются стандартными товарами. Сущность стратегии дифференциации состоит в способности фирмы  обеспечить уникальность и более  высокую ценность товара (услуги) для  покупателя по сравнению с конкурентами.

 

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Таблица 2

Виды дифференциации

Вид дифференциации

Определение

Пример использования

Продуктовая

дифференциация

Предложение товаров с характеристиками и(или) дизайном лучшими, чем у конкурентов

В пищевой промышленности при производстве молочной продукции, кондитерских, макаронных изделий 

Сервисная

дифференциация

Предложение разнообразного и более высокого уровня услуг, сопутствующих продаваемым  товарам (срочность и надежность поставок, установка оборудования, послепродажное обслуживание, обучение и консультирование клиентов)

Фирмы торгующие компьютерами предоставляют  покупателю выбрать приемлемый для  себя срок обслуживания

Бесплатная доставка и гарантийное  обслуживание при покупке бытовой  техники

Дифференциация персонала

Наем  и обучение персонала,

который осуществляет свои функции  работы с клиентами более эффективно, чем персонал конкурентов

Банковская деятельность, супермаркеты, фирменные магазины, туристические  фирмы

Дифференциация имиджа

Это создание имиджа организации и(или) продуктов с лучшей стороны отличающего  их от конкурентов

Продукция  завода»Кристалл»,пивоваренной компании «Балтика»,кондитерской фабрики  «Красный Октябрь» и др.


 

Стратегия фокусирования

В отличие от стратегий лидерства по издержкам  и дифференциации сфокусированные  стратегии ориентированы на узкую  часть рынка (рыночную нишу или целевой  сегмент).

Ниша рынка  или целевой сегмент может  быть определена исходя из географической уникальности, специальных требований к использованию товара или особых характеристик товара, которые привлекательны только для участников  данной ниши (например, рынок гостиничных услуг  состоит из различных покупательских сегментов с различными предпочтениями клиентов и их возможностями оплачивать услуги; предприятия на рынке пассажирских авиатранспортных услуг специализируются как на перелетах внутри страны на короткие, длинные дистанции, так   и на международных и др.)

В последнее время  появились «гибридные» стратегии, позволяющие компании сочетать конкурентные преимущества как от низких затрат, так и от дифференциации (выпуск продукции среднего качества по цене ниже средней, либо продукции высокого качества по средней цене).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II .История и создание развития организации.

         Юридическое название: ООО " Ополье"

Координаты: 107241, г.Владимир, ул. Линейная, 96 "В"

Телефон/факс: (492) 775-09-07, 775-09-08, 230-14-13

E-mail: opolie@mail.ru

Компания  была создана в 2003 году и уже 5 лет  успешно работает в области поставок дополнительного сырья для молочной, хлебобулочной и кондитерской промышленности, а также осуществляет технологическую помощь по внедрению нового сырья на предприятия пищевой промышленности. ООО "Ополье" является дилером компаний: Chr.Hansen, Palsgaard, Puratos, Bakels, мировых лидеров по производству дополнительного сырья для пищевой промышленности.

Компания  "Ополье" специализируется по следующим основным секторам рынка пищевой промышленности:

  • Кондитерское производство
  • Хлебобулочное производство
  • Молочная промышленность

Поставщиками  доп. сырья для кондитерского  производства является компания Русский  Бэйклс. Среди всего ассортимента поставляемого сырья можно выделить следующие наиболее востребованные позиции:

  1. Эмульгатор "Овалет Супер" - служит для улучшения структуры бисквита, снижает закладку яйца, что приводит к снижению себестоимости, значительно уменьшает время взбивания теста, понижает трудоемкость.
  2. Пекарский порошок – заменитель соды и аммония. Значительно повышает объем изделия, является более натуральным сырьем чем сода и аммоний.
  3. Агенты для смазок форм, листов и подов – являются универсальными заменителями рафинированного масла. Смазки не попадают в изделия и имеют более низкий расход.
  4. Также можно выделить гели для покрытия тортов, шоколадные глазури и посыпки, сахарные помадки для покрытия куличей.

Информация о работе Роль и значение стратегического менеджмента. Виды стратегий и их характеристика