Роль исследователькой деятельности в работе менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсового проекта обусловлена тем, что инновационная деятельность давно заняла позиции ведущего направления у предприятий, ориентированных на рынок, особенно на международный рынок. Сегодня компания, не разрабатывающая новые товары или не совершенствующая уже существующие, рискует быть потеснена со своих позиций более дальновидной фирмой или же вообще быть вытесненной с него.

Содержание

Введение 3
1 Роль исследований в научно практической деятельности 5
1.1 Исследование целей и подцелей системы управления подразделением 5
1.2 Исследование иерархии в системе управления в подразделении 7
1.3 Анализ организованности в системе управления 9
1.4 Исследование динамики процессов управления 12
1.5 Анализ должностных обязанностей 15
1.6 Анализ документооборота в системе управления 17
2 Исследование системы управления гостиницы «Уют» 21
2.1 Общая характеристика гостиницы 21
2.2 Исследование целей системы управления 23
2.3 Исследование иерархий 24
2.4 Анализ организованности в системе управления 26
2.5 Анализ динамики процессов управления 28
3 Основные направления совершенствования иерархии управления 29
Заключение 31
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Роль исследований в научно практической деятельности менеджера.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

* новизна;

* удовлетворение рыночного спроса;

* коммерческая реализуемость.

Все вышеперечисленные признаки в полной мере отвечают и понятию банковского  продукта, однако в данном случае необходимо обосновать понятие "новизны" применительно к внедрению именно новых банковских продуктов:

* любой продукт, самостоятельно разработанный банком для удовлетворения потребностей клиентов и не имевший ранее аналогов на рынке, является новым;

* любой продукт, уже имеющийся  в спектре услуг банка и  используемый на одном из рынков, но выведенный на другой - также является новым;

* любой продукт, внедряемый банком  на основе анализа рынка и  оценки коммерческой реализуемости создания копии уже имеющегося на рынке продукта, является новым О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации // Вестник Банка России. - 2010. - №5(583)..

Вышеизложенное позволяет однозначно сделать вывод, что понятие "инновации" применимо ко всем нововведениям  во всех сферах функционирования банка, обладающим определенным положительным экономическим или стратегическим эффектом, примером которого можно считать прирост клиентской базы банка, увеличение доли рынка, сокращение издержек на проведение какого-либо вида операций и так далее, или создают условия для всего вышеперечисленного. Инновационный процесс, то есть процесс, связанный с созданием, освоением и распространением инноваций, охватывает все стороны деятельности банка: от разработки концепции или идеи до ее практической реализации.

1.4 Исследование динамики процессов управления

Рефлексивные исследования предполагают изучение реакции системы на возмущающие воздействия, поскольку основным условием, обеспечивающим выживание и поступательное развитие организационной системы, является ее способность адаптироваться, т.е. приспосабливаться к изменяющимся внешним и внутренним условиям существования. Чем выше адаптационные свойства систем управления организацией, тем совершеннее механизм самореализации, эффективнее система управления. Способность деловой организации к самосохранению при изменении внешних условий или изменении внутренней структуры определяется как устойчивость.

Устойчивость системы  характеризуется стремлением к  состоянию равновесия, которое предполагает такое функционирование элементов системы, при котором обеспечивается эффективное продвижение к поставленным целям развития. Стабильность и устойчивость организации – обязательные условия эффективного ее функционирования.

Вместе с тем, сложная  управляемая система с целенаправленным развитием никогда не может достичь полного равновесия. Элементы системы функционируют по-разному в различных условиях, и их динамическое взаимодействие существенно влияет на развитие системы. За счет этого устойчивая система находится в состоянии динамического равновесия, т.е. колеблется около устойчивого состояния. Устойчивость системы определяется такими свойствами, как дифференциация (возможность деления целого на отдельные части) и лабильность (изменчивость) [5, 16].

Дифференциация (лат. differentia -- различие) - это наличие в системе  управления разнообразных по своему функциональному назначению элементов, определяющих способность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям существования. Для коммерческой организации, это в первую очередь, наличие развитой системы информационного обеспечения, позволяющей не только быстро сообщить управленческому звену о происходящих изменениях и предсказать время наступления грядущих перемен, но и отработать необходимые управляющие воздействия. Такая возможность обеспечивается с помощью разветвленных систем маркетингового анализа и прогнозирования тенденций развития рынка. В отдельных случаях для этой цели достаточно использования информации из централизованных баз данных, доступ к которым обеспечивается за счет подключения к международной сети Интернет или к более дешевым внутренним сетям типа Релком или Телемаркет. Естественно, чем разнообразнее функциональные возможности звеньев предприятия, тем выше его устойчивость.

Лабильность (лат. labilis -- скользящий, изменяющийся) означает подвижность функций элементов системы управления при сохранении устойчивости структуры в целом. При изменении условий существования отдельные звенья организации в рамках существующей структуры управления должны быстро перейти на новые методы работы и взаимодействия, отвечающие сложившимся реалиям. Наиболее приспособленными к таким действиям являются иерархические системы управления органического типа.

Основная задача рефлексивного  анализа при исследовании систем управления состоит в получении качественных и количественных оценок адаптационных возможностей организации, а также в разработке управленческих процедур, обеспечивающих быструю и адекватную реакцию на происшедшие изменения. Под рефлексом системы будем понимать достаточно устойчивую реакцию предприятия на возмущающее воздействие.

Описание реакции должно содержать сведения об изменении  выходных характеристик системы, о перестройке ее звеньев и характера их взаимодействия, действиях системы управления в переходный период. Важнейшей задачей рефлексивного анализа является оценка времени, в течение которого система достигает устойчивого состояния, которое принято называть временем запаздывания реакции системы. В ходе анализа сложные реакции целесообразно разбивать на последовательность более простых действий или простых рефлексов.

Изучение рефлексивных свойств системы предусматривает  применение активных внешних воздействий, т.е. проведение активного эксперимента с действующей структурой. Частично необходимая информация о реакции системы на активное воздействие может быть получена путем наблюдения за прошлыми действиями организации. На первом этапе целесообразно сосредоточить внимание на изучении простых рефлексов, на типовые воздействия.

Для организации это  может выражаться во внесении искусственных  скачкообразных изменений в уровень закупочных и реализационных цен, в изменении режима работы, в регулировании ресурсных возможностей и т.п. В описание и перечень реакций системы должны включаться только устойчивые рефлексы, для этого эксперимент должен быть повторен несколько раз [7].

Далее по описаниям простых  реакций системы производится интеграция рефлекторных последовательностей, т.е. прогнозирование поведения системы в условиях более сложных внешних воздействий. К их числу относятся колебания цен, задержки во времени при отработке возмущающего воздействия, резкое падение спроса и т.д. Проработка сложных рефлексов должна предусматривать изучение действий системы управления организацией в процессе отработки сложного внешнего воздействия, разработку процедур контроля и обратных связей между управленческими и исполнительными звеньями.

В ходе рефлексивного  исследования систем управления организация рассматривается как изменяющаяся во времени сложная управляемая система с целенаправленным действием. При этом управление организацией отображается в виде функции ее фазовых состояний, времени и возмущений, если они известны. Подобным образом осуществляется управление техническими системами. Однако следует иметь в виду, что в социально-экономических системах реакции на управляющие воздействия, передаваемые по каналу обратной связи, носят неоднозначный характер, что значительно усложняет управление системой [4].

Рефлексивный анализ – это анализ динамики системы управления. Но положительная динамика развития системы невозможна без определенного набора статических показателей, которые повышают устойчивость организационной системы. Поэтому при анализе систем принято выделять два режима работы: статический и динамический.

Напомним, что статический  режим работы системы характеризуется  неизменностью во времени показателей работы. Для социально-экономических организаций - это объем выпуска продукции, объем запасов и реализации, постоянство закупочных и отпускных цен, неизменность финансовых характеристик работы предприятия и т.д. Статика системы определяется также постоянством таких элементов внутренней среды, как социально-психологический климат в коллективе, нормы и правила поведения, штатное расписание, кадровый состав, должностные инструкции и многое другое.

Динамический (переходный) режим работы системы характеризуется  изменением во времени одного или нескольких показателей работы. К переходным режимам относится период работы организации от начала «нового дела» до достижения устойчивых показателей, а также спады и подъемы в работе, вызванные колебаниями рыночной конъюнктуры и другими обстоятельствами [6].

1.5 Анализ должностных обязанностей

Должностной анализ —  это термин, используемый для описания процесса анализа должностных позиций  в целях выделения свойственных им параметров. В особенности это касается предусмотренных обязанностей, предполагаемых результатов, основных возложенных задач и взаимосвязи данной позиции с другими позициями в должностной иерархии.

 Результатом анализа  является должностная инструкция. Она может принимать одну из нескольких форм в зависимости от характера работ. Рутинные позиции начального уровня лучше всего описывать, делая акцент на выполняемых задачах, в то время как позиции управленческого типа требуют акцента на достижении определенных результатов.

 

Существуют следующие  основные идеи для обоснования преимуществ  должностного анализа.

  1. Он проясняет позиции, на которые подбирается новый персонал.
  2. Его результатом являются должностные инструкций, которые могут служить достаточным основанием для отбора кандидатов на интервью.
  3. Он позволяет составить инструкции отделу по работе с персоналом в части отбора или обучения персонала или определить роль для некоторой должностной позиции.
  4. Он может послужить основой для оценки производительности.
  5. Он является первоначальным аналитическим этапом процесса интенсификации труда.
  6. Он может способствовать изменению организационной структуры на основе пересмотра основных отделов (должностных позиций) организации.
  7. Он дает повод для определения потребности в обучении [6].

Указанными преимуществами пользуются в первую очередь руководители и в особенности руководители линейных подразделений. Но должностной анализ также приносит пользу для отдельных сотрудников организации:

    • основные обязанности приобретают более четкие горизонты;
    • появляется повод, чтобы потребовать изменения или улучшения своей позиции (перепланирования работ);
    • на руках имеется вся необходимая информация, чтобы аргументировать любую оценку, которая будет дана;
    • появляется возможность планировать свои собственные горизонты или цели.

Как и в случае любых  других действий отдела по работе с  персоналом, должностному анализу должна предшествовать серьезная подготовка, даже до момента его обсуждения с высшим руководством и другими менеджерами. Как только будет получено первоначальное одобрение разных уровней руководства, необходимо провести совещание с представителями персонала либо при участии профсоюза, либо любым другим способом. Следствием обсуждения программы с представителями персонала вполне может стать ряд поправок к элементам ее реализации. Например, может быть принято решение отказаться от привлечения аналитиков в пользу некоторого утвержденного по обоюдному согласию списка лиц, способных взять на себя такие обязательства и провести такой анализ [13].

 1.6 Анализ документооборота в системе управления

Документооборот – это  движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления.

Следует отметить, что  в этом определении упор делается на словах "движение документов", то есть их пути из одного подразделения или от одного сотрудника к другому. При этом порядок движения документа (их путь) предопределен принятым управленческим процессом в данной организации. Например, если руководитель организации требует, чтобы все полученные документы сначала докладывались ему и только он будет назначать исполнителя, путь движения документа будет многоступенчатым сверху вниз. Если же в организации четко проведено разделение функций между структурными подразделениями и сотрудниками, большая часть документов пойдет сразу же в отдел к исполнителям, то есть путь будет другой, значительно короче. Точно также от принятого в учреждении порядка распределения обязанностей и делегирования полномочий сотрудникам зависит движение документа при согласовании и подписании. Таким образом, документооборот зависит от системы управления, он вторичен по отношению к ней, но в то же время именно документооборот, отражая систему управления, позволяет ее наглядно увидеть.

В технологической цепочке  обработки и движения документов выделяются этапы:

    • прием и первичная обработка поступающих в организацию документов;
    • предварительное рассмотрение и распределение документов;
    • регистрация документов;
    • контроль за исполнением;
    • информационно-справочная работа;
    • исполнение документов, их составление, согласование, оформление;
    • отправка или направление в дело.

Информация о работе Роль исследователькой деятельности в работе менеджера