Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:59, курсовая работа
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособ-ности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.
Целью работы является выявление роли конкуренции в активизации маркетинговой деятельности.
Введение
1.Понятие конкуренции. Её виды и содержание.
2.Регулирование конкурентных отношений.
3.Организационно-экономическая характеристика ООО «Сфера».
4.Диагностика конкурентной среды ООО «Сфера», влияние конкуренции на выбор стратегии.
5.Пути и методы обеспечения конкурентных преимуществ в коммерческой деятельности организации ООО «Сфера»
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Автономная некоммерческая
организация высшего
Кафедра: Маркетинга и менеджмента
Курсовая работа
По дисциплине: «Маркетинг»
На тему: «Роль конкуренции в активизации маркетинговой деятельности»
Выполнила студентка: Дмитриева Наталья Сергеевна факультета: заочного обучения группы: КТД-31зс Научный руководитель: доц.Гришкова Н.С.
Белгород 2011год
Содержание:
Введение
1.Понятие конкуренции. Её виды и содержание.
2.Регулирование конкурентных отношений.
3.Организационно-
4.Диагностика конкурентной
среды ООО «Сфера», влияние
конкуренции на выбор
5.Пути и методы обеспечения
конкурентных преимуществ в
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Введение
Наличие частной собственности
на средства производства, свобода
производителей в выборе рынков сбыта,
определение цен заставляют каждое
предприятие искать выгодные условия
для осуществления своей
Такое стремление обнаруживается у каждого, и это ведёт к жестокому соперничеству между производителями, конкуренции.
Конкуренция – (от лат. Concurrere
– сталкиваться) – борьба независимых
экономических субъектов за ограниченные
экономические ресурсы. Это экономический
процесс взаимодействия, взаимосвязи
и борьбы между выступающими на рынке
предприятиями в целях обеспечения
лучших возможностей сбыта своей
продукции, удовлетворяя разнообразные
потребности покупателей. На мировом
рынке постоянно существует острая
конкуренция
Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации и которые не могут управляться организацией.
Целью работы является выявление роли конкуренции в активизации маркетинговой деятельности.
Для достижения данной цели
я поставила перед собой
- изучить виды конкуренции
и процесс регулирования
- Провести диагностику
конкурентной среды
- Выявить пути и методы
обеспечения конкурентных
1.Понятие конкуренции. Её виды и содержание
Ключевым понятием, выражающим
сущность рыночных отношений, является
понятие конкуренции (лат. concurrentia –
сталкиваться,
состязаться).
Конкуренция – соперничество
между участниками рыночного
хозяйства за лучшие условия производства,
купли и продажи товаров. Такое
столкновение неизбежно и порождается
объективными условиями: полной хозяйственной
обособленностью каждого
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями.
Аналогично определяется
конкуренция между
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
С позиции экономики, конкуренция — это борьба продавцов (производителей) за лучшее удовлетворение требований потребителей, а также соперничество покупателей за приобретение максимально полезных им товаров на наиболее выгодных условиях. Конкуренция, с одной стороны, является залогом непрерывного прогресса общества, препятствует застою в экономике, с другой — неотъемлемыми спутниками конкуренции являются конфликтность, нестабильность, банкротство, увольнение работников.
Под конкуренцией понимается соперничество между отдельными фирмами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо рынке. Конкуренция характеризуется наличием нескольких участников с совпадающими целями в одной и той же сфере деятельности. В настоящее время практически любой рынок является конкурентным, т. е. характеризуется наличием нескольких участников, предлагающих аналогичные товары. Конкуренция выгодна прежде всего потребителю, так как заставляет фирмы постоянно совершенствовать производство, снижать цены, разрабатывать новые товары.
Предмет конкуренции –
товар, посредством которого соперники
стремятся завоевать
Объект конкуренции – это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
Конкуренция в рыночной экономике выполняет несколько важных задач. Она помогает организовать экономическую деятельность и ответить на основополагающие вопросы: что, сколько и как производить, как распределять товары и услуги. В процессе конкуренции вырабатываются цены, которые влияют на поведение покупателей и продавцов и распределение ресурсов.
Таким образом, конкуренция — это механизм, с помощью которого возможно направлять в интересах общества деятельность фирм, стремящихся к прибыли. А конкурентная активность является важным фактором, вызывающим изменения на рынках, поскольку она стимулирует экономичную организацию производства и разработку новых технологий, продуктов и стратегий маркетинга.
Конкуренцию подразделяют на следующие виды:
♦функциональная. Имеет место в случае, когда одна и та же потребность может быть удовлетворена разными способами. Например, потребность в отдыхе может быть удовлетворена путем посещения театра, концерта, ресторана.
♦видовая. Вызвана тем обстоятельством, что существуют товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность, но отличающиеся по своим характеристикам. Например, различные марки легковых автомобилей.
♦предметная (межфирменная). Характеризуется тем, что разные фирмы выпускают одинаковые товары.
Например, на продовольственном рынке конкуренция бывает нескольких типов. Конкуренция продуктов возникает между альтернативными и замена товарами, такими, как говядина и свинина. Конкуренция фирм выражается в соперничестве продавцов аналогичных видов товаров. Она может проявляться в конкуренции торговых марок — торговых знаков, ярлыков в пределах каких-то групп продукции.
Институционная конкуренция заключается в соперничестве между конкурирующими предприятиями и учреждениями маркетинга — продовольственными магазинами, ресторанами быстрого обслуживания, торговыми автоматами. Функциональная конкуренция возникает в случаях, когда две фирмы или более состязаются за право финансирование, перевозки.
Есть и другие формы конкуренции. Горизонтальная конкуренция существует между фирмами на одном уровне — переработки, оптовой торговли или розничной торговли. Вертикальная конкуренция возникает при договорных отношениях в рамках сделок между покупателями и продавцами продовольствия при разделении выручки, поступающей от потребителей продуктов питания.
Конкуренция бывает ценовая и неценовая.
Ценовая характеризуется тем, что однородные товары различаются ценой. Конкуренция заключается в снижении цены с целью захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов.
Многие определяют ценовой
метод конкурентной борьбы как малоэффективный,
так как конкуренты практически
сразу могут предпринять
Однако снижение цен предполагает точный и основательный анализ будущих прибылей и уровня рентабельности (необходимо точно просчитать; приведёт ли понижение цены к росту доходов).
Неценовая конкуренция заключается в переносе центра тяжести на качество товаров (в том числе надежность, упаковку, дизайн и т. д.).
В современных условиях развитого рынка предпочтение отдается методу неценовой конкуренции — выделению своего товара из ряда товаров-конкурентов, приданию ему уникальных для покупателя свойств, повышению уровня технического обслуживания, развитию прогрессивных форм сбыта, совершенствованию структуры и функциональных сторон деятельности фирмы, учёту специфики спроса покупателей, вплоть до индивидуальных запросов. При неценовой конкуренции обеспечивается относительная финансовая стабильность, что позволяет эффективно управлять предприятием. Неценовой метод конкуренции является более эффективным, так как конкуренты не могут столь же молниеносно, как при ценовом; предпринять ответные шаги.
Конкурентоспособность как
обобщенная экономическая категория
характеризует экономическую
Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынках.
Конкурентоспособность организации-производителя можно определить как относительную характеристику, отражающую отличия процесса развития данного производителя от производителя-конкурента. Она характеризует возможность и динамику приспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.
Таким образом, конкуренцию можно определить как процесс управления организацией своими конкурентными преимуществами или принадлежащим имуществом ради достижения поставленной цели.
Ни одна организация не может достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. Более подробно основы конкурентных преимуществ рассмотрим в следующем пункте данной главы.
2.Регулирование конкурентных отношений.
В рыночной экономике фирмы действуют в условиях конкуренции. Обычно выделяют четыре возможные конкурентные структуры или типы рынков. Выбор маркетинговой стратегии фирмой во многом зависит от конкурентной структуры. Характеристики различных типов рынка представлены в таблице №1.
Таблица№1: Маркетинговые характеристики различных типов рынка.
Параметры |
Совершенная конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Монополия |
Количество фирм производящих продукт |
Много независимых фирм; нет контроля по рынкам |
Много фирм, производящих сходные товары/услуги |
Несколько фирм, производящих товары/услуги |
Один продукт и одна фирма |
Контроль над ценами |
Нет. Цены определяются рынком |
Влияние ограничено возможностью замены |
Существует влияние ценового лидера |
Практически полный контроль |
Товарная дифференциация |
Нет. Продукты не различимы по свойству и качеству |
Товары/услуги дифференцированы по сегментам рынка |
Существенны для отдельных продуктов, мала для стандартных |
Нет |
Лёгкость входа |
Относительный лёгкий вход и выход |
Относительный лёгкий вход и выход |
Трудный. Часто требует больших инвестиций |
Очень трудный |
Пример |
Рынок ценных бумаг |
Наиболее распространённый вид конкурентной среды |
Автомобили, бензин |
Электроэнергия, газ |
Информация о работе Роль конкуренции в активизации маркетинговой деятельности предприятия