Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение роли планирования в системе менеджмента.
Для исследования роли планирования в системе менеджмента в работе решаются следующие задачи:
- исследуется сущность, принципы и особенности организации планирования;
- рассматриваются сущность, принципы методы и формы разработки планов;
- изучаются особенности перспективных планов;
- выявляются особенности текущих планов;
- рассматривается состояние процессов планирования деятельности российских организаций;
- исследуется разработка и реализация плана на фирме Оптика.
Введение…………………………………………………………………..…...2
Глава 1. Роль планирования в деятельности организации.
1.1 Сущность, принципы и виды планирования деятельности….………...4
1.2 Схемы и методы разработки планов…………………………………......6
Глава 2. Система планирования на российских предприятиях.
2.1 Общая характеристика перспективного и текущего планирования ….14
2.2 Состояние и перспективы российской системы планирования………22
Глава 3. Выбор и реализация стратегии на фирме Оптика.
3.1 Выбор стратегии на фирме Оптика…………………………………......24
3.2 Реализация стратегического плана……………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………...32
Список использованной литературы……………………………………….35
Современный темп изменения и
увеличения знаний является
Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации8.
Если всем руководителям
В крупных организациях, занимающихся сложным формальным стратегическим планированием, руководство почти всегда оформляет планы в письменном виде; могут существовать тысячи письменных документов, относящихся к планированию.
Текущее планирование же представлено краткосрочными и оперативными планами.
Краткосрочные планы охватывают годовой период и в них конкретизируются задания перспективных планов на соответствующий год с распределением по кварталам с вовлечением дополнительных резервов.
Годовые планы разрабатываются на основе изучения рыночной ситуации (конъюнктура, цены, характер конкуренции) и прогноза сбыта, исходящего из поступивших заказов, сведений о величине продаж за истекший период, результатов маркетинговых исследований.
Элементами годового плана обычно являются:
а) производственная программа;
б) план развития предприятия (внедрение новой техники, изменение технологии, снятие с производства отдельных видов продукции);
в) план маркетинга и сбыта;
г) план по себестоимости и рентабельности;
д) план по материально-техническому снабжению;
е) план по труду и кадрам;
ж) финансовый план.
Рассмотрим некоторые из этих планов поподробнее.
План сбыта является основой других планов предприятия. Он составляется на основе прогнозов сбыта, информации о требованиях заказчика по ассортименту и качеству, заключенных договоров, ценах, плановых и фактических показателях за ряд лет в разрезе регионов, товаров, групп показателей, частоты заказов, каналов сбыта, данных о величине оборота и стоимости продаж и т.п. Он основывается на данных об обороте и стоимости продаж.
План производства состоит из двух частей: производственной программы и расчета использования производственных мощностей.
При формировании производственной программы определяются: номенклатура (ассортимент) продукции и услуг; объем услуг, оказываемых другим организациям; увеличение или уменьшение незавершенного производства; группы продукции (основная, экспортная, новая, государственный или специальный заказ, изделия из материала заказчика, прочая продукция, работы промышленного характера и услуги на сторону); товарная продукция (товары, полуфабрикаты, промышленные работы); объем реализованной продукции (валовая продукция – внутренний оборот). В целом производственная программа определяет: перечень, объем, сроки выпуска продукции и загрузку оборудования.
Производственная программа
При наличии рынка
сбыта и достаточных
При планировании производства
применяются следующие
Финансовый план включает такие показатели, как: прогнозный объем продаж, баланс доходов и расходов; издержки производства и обращения; использование собственных и заемных средств; общий объем инвестиций и сроки их окупаемости; срок выплаты и величина дивидендов; расчет потребности в собственных оборотных средствах и определение источников их покрытия; сводный баланс активов и пассивов; график достижения и безубыточности.
В плане по прибыли и рентабельности отражаются: постоянные издержки (основные, сезонные, разовые), балансовая (алгебраическая сумма прибылей и убытков) и чистая прибыль (разница между балансовой прибылью и налогами); расчетная рентабельность (отношение чистой прибыли к активам); динамика выручки от продажи (помесячно и поквартально); себестоимость; данные о расходе и возмещении авансированного капитала (займы, приобретение оборудования, убытки). В финансовый план целесообразно также включать показатели финансовой устойчивости, платежеспособности и рентабельности.
Инвестиционный план содержит следующие показатели: ввод в действие производственных мощностей за счет нового строительства или расширения действующих объектов; прирост мощностей за счет технической реконструкции и перевооружения; ввод в действие объектов непроизводственного назначения; объем незавершенного строительства, объем капитальных вложений на год.
В последний включаются: стоимость всех видов строительно-монтажных работ, стоимость работ по монтажу оборудования, стоимость инструмента и оснастки, относящихся к основным фондам, стоимость технологического, энергетического, подъемно-транспортного оборудования, затраты на проектно-изыскательские работы.
Разделами плана технического развития являются: создание и освоение новых, повышение качества выпускаемых видов продукции; внедрение прогрессивной технологии; механизация и автоматизация; совершенствование управления, планирования и организации производства; капитальный ремонт и модернизация оборудования; мероприятия по экономике топлива, материалов, энергии; основные показатели технико-экономического уровня выпускаемой продукции; результаты мероприятий по техническому развитию и совершенствованию продукции.
Производственные программы могут корректироваться при отклонении спроса или объема производства от запланированного уровня (например, в результате поломок оборудования, сбоев в поставках и т.п.).
Оперативные планы. Они посвящены решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде, например, отражают движение материальных потоков. Такие планы имеют узкую направленность и всегда детализированы.
Оперативно-календарный план в зависимости от характера выпускаемой продукции определяет последовательность и сроки запуска, обработки и выпуска изделий и их партий по дням недели – маршрутизацию, находящую воплощение в маршрутной технологической карте, загрузку технологических линий и отдельных единиц оборудования, потребность в инструментах и т.п. Степень детализации оперативно-календарного плана зависит от типа производства.
Для индивидуальных и мелкосерийных технологий план составляется в форме циклических графиков на каждую деталь, узел или изделие. Это требует большого объема информации об оборудовании, особенностях его переналадки, необходимых затратах машинного времени и т.п. Для массового производства составляется временной график (суточный, сменный, часовой) работы оборудования.10
Оперативно-календарный план используется часто как основной документ для разработки сменно-суточных заданий. В них перечисляются конкретная номенклатура и количество изделий, необходимые для нормального осуществления производственного процесса в данном цехе и смежных с ним. Поскольку при этом на основе сведений оперативного учета и контроля корректируется технологический процесс, разработка сменного задания служит одновременно и задаче регулирования производственной деятельности.
2.2 Состояние и перспективы
российской системы планировани
Предлагаемые предприятиями
проекты в большинстве случаев
являются технической модернизацией
действующего производства и его
более или менее глубокой реконструкцией.
Обычно предприятия стремятся
Таким образом, уже на стадии принятия решения об осуществлении инвестиций видна определенная ущербность в стратегии развития предприятий: задача замены старой технологии на новую ставится в редчайших случаях. Директор среднего российского предприятия хорошо понимает, что какова бы ни была потенциальная эффективность смены поколений техники, инвестора для более или менее крупной инвестиционной программы он все равно не найдет.
Поэтому приходится довольствоваться малым – надеждой на максимально дешевые «косметические» преобразования. Обращает на себя внимание и тот факт, что объемы предполагаемых к привлечению инвестиций сопоставимы с величиной амортизационных отчислений предприятия, то есть речь идет о поддержании простого воспроизводства, но не за счет ресурсов предприятия, а уже за счет средств внешнего инвестора. Но даже эти «микроинвестиционные программы» реализовать удается немногим.
Это свидетельствует о том, что руководство многих российских предприятий до сих пор пытается решать новые проблемы старыми средствами. Если во времена советской экономики успех деятельности предприятия зависел от того, удалось «пробить» фонды (на капитальные вложения, сырье, иные ресурсы), то в настоящее время эта тактика претерпела лишь те изменения, что руководство предприятий пытается найти кредиты, получить льготы на федеральном или местных уровнях, договориться с налоговой инспекцией об отсрочке выплат налогов, штрафов и пеней. Эти направления, конечно важны, но стратегические пути выхода предприятий из кризиса находятся не здесь. Будущее российской промышленности – в кардинальном изменении подходов к менеджменту.
В настоящее время на российских предприятиях есть финансовые службы, но нет финансового менеджмента. Слабость управленческой команды обычно видна невооруженным глазом, но особенно наглядно она проявляется при составлении бизнес-плана. Чем хуже организовано предприятие, тем сложнее найти необходимые для бизнес-адаптирования данные.11
Необходимая для этого информация рассредоточена по всем подразделениям, обрабатывается в форматах, как правило, несопоставимых с форматами, принятыми в других подразделениях. Сбор информации в каждом подразделении преследует свои узкие локальные цели, не направлен на рассмотрение предприятия как системы и, как правило, ориентирован на бухгалтерскую отчетность и организован так, чтобы в первую очередь «удовлетворить» налоговую инспекцию, а не потребности перспективного планирования.
В целом расчеты по бизнес-планам показывают, что повышение управляемости предприятия, усиление маркетинговых и снабженческих подразделений, повышение технологической дисциплины за счет сокращения прямых и косвенных потерь, как правило, могут дать больше средств, зачастую немалых.
Но российские предприятия будут вынуждены пройти этот путь, так как плохой менеджмент, если, и может быть чем-то компенсирован, так только бесплатным субсидированием. Частный инвестор никогда не будет вкладывать деньги в убыточные предприятия, на государство тоже всерьез рассчитывать не приходится. Отметим общеизвестный факт: достаточно легко находят инвестиционный кредит компании с устойчивым финансовым положением. Хотя именно они предпочитают пользоваться кредитами в последнюю очередь, стремясь осуществлять программы развития за счет собственных средств.
Российская промышленность
адаптируется к рыночным условиям.
По-видимому, оживление инвестиционного
процесса будет определяться не только
и даже не столько развитием