Руководитель в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание

Задачами данной работы являются:
- дать определение понятию «руководство», объяснить назначение этого понятия, выявить конкретные цели и задачи, которые преследует руководитель в своей деятельности;
- подробно охарактеризовать каждое качество и выделить основные функции и обязанности менеджера.
Целью работы является выявление основных черт руководителя, а также анализ его деятельности на практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………………4
1. Определение понятия «руководство»…………………………………………4
2.Обязанности и функции руководителя………………………………………..6
3.Качества руководителя………………………….…………………………….15
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………22
О КИТе………………………………………………………..…………………22
Анализ роли руководителя в КИТе…………………………………………….23
Заключение ………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…...............................................................28
Приложения

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА- РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА.doc

— 60.97 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

 высшего профессионального  образования

Поморский Государственный  университет им. Ломоносова

Коряжемский филиал

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

«ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

Тема: «Роль руководителя в системе менеджмента»

 

 

 

 

 

 

                 Выполнил:

                 студент группы 23.1

                 Василев Яков

                 Руководитель:

                 Абрамова В. В.

 

 

 

 

 

Г. Коряжма 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическая  часть……………………………………………………4

1. Определение понятия «руководство»…………………………………………4

2.Обязанности и функции руководителя………………………………………..6

3.Качества руководителя………………………….…………………………….15

Глава 2. Практическая часть……………………………………………………22

 О КИТе………………………………………………………..…………………22

Анализ роли руководителя в КИТе…………………………………………….23

Заключение ………………………………………………………………………25

Список использованной литературы…...............................................................28

Приложения ……………………………………………………………………..29 
          ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность настоящей  работы определяется тем, что профессия менеджера получила большую популярность в последнее время. И следовательно, важно знать, какими качествами должен обладать руководитель и какие функции и обязанности он должен выполнять, прежде чем заниматься управленческой деятельностью.

Задачами данной работы являются:

- дать определение понятию  «руководство», объяснить назначение  этого понятия, выявить конкретные  цели и задачи, которые преследует  руководитель в своей деятельности;

- подробно охарактеризовать  каждое качество и выделить основные функции и обязанности менеджера.

Целью работы является выявление  основных черт руководителя, а также  анализ его деятельности на практике.

Сегодня совершенно очевидно, что не только настоящее, но и будущее  творят менеджеры – люди, управляющие  трудовым коллективом в самых различных сферах и обеспечивающие решение всего комплекса стоящих перед ними задач (экономических, социальных, политических, экологических и т.д.), создающие условия для лучшей жизни сотрудников. И в каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств менеджера, от его умения работать с людьми.

Управление - это процесс  планирования организации, мотивации  и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь  цели организации. Управление должно быть направленно на успех и выживание.

Управление коллективом, средней или значительной величины, требует от индивида, занимающего  руководящую должность, способности  находить подход к каждому подчиненному, стимулируя его на выполнение поставленных задач, умения подчинять индивидуальные запросы каждого члена коллектива общим целям. Поскольку ключевым элементом рассматриваемых систем управления являются люди, для менеджмента (как процесса) характерна высокая степень неопределенности. В менеджменте нет, и не может быть жестко определенных правил и алгоритмов – каждое решение, каждый шаг управленца определяются особенностями его личности и контекстом каждой конкретной ситуации.

Ценен тот руководитель, который знает своё дело, умеет  хорошо управлять и добиваться поставленных целей, независимо от его внешности  и образования. Это главный стандарт настоящего руководителя. Но даже при  наличии всех выше перечисленных  навыков руководитель не будет успешным, если он не будет правильно организовывать своё время и рабочий день. Ведь такой ресурс как время стоит наряду со многими другими ресурсами: людьми, финансами и сырьём. Менеджер всегда находится в трёх измерениях в настоящем, прошлом и будущем. Время - необратимо. Его нельзя накопить, умножить или передать. Оно проходит безвозвратно. К сожалению, в России с давних времён сложилось представление о руководителе, как о человеке с минимальным количеством свободного времени, и чем меньше времени имел руководитель, тем более значительной персоной он казался. Но на самом деле это лишь говорит о низком уровне самоменеджмента, который представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать своё время.

Здесь было бы уместно процитировать  высказывания разных авторов о значении времени: Алан Лэкейн: «Тот, кто позволяет  ускользать своему времени, выпускает  из рук свою жизнь; тот, кто держит в руках своё время, держит в руках  свою жизнь»; Питер Друкер: «Время - самый ограниченный капитал, и если не можешь им распоряжаться, не сможешь  распоряжаться ничем другим»; Ульрих Зиверт: «Умение распоряжаться временем наряду с правильным руководством и  техникой влияния на людей выступает  фактором, который предопределяет Ваш  успех и неудачу».

Чтобы не допускать грубых ошибок в дальнейшем, необходимо критически переосмыслить опыт внутрифирменного и отраслевого управления в мире, но главное - научиться находить наилучшие (оптимальные) решения в условиях недостаточной стабильности и неопределенности социально-экономической жизни, характерной для сегодняшней России.

Таким образом, можно смело сказать, что успех каждого руководителя зависит не только от материально-экономических величин, но и от того, как он распоряжается самым ценным достоянием - временем.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ  «РУКОВОДСТВО»

 

Руководство может рассматриваться  на трех основных уровнях: организацией в целом, конкретной группой, отдельным работником. Ясно, что на каждом уровне имеется существенная специфика деятельности руководителя по обеспечению своего влияния. Общим же моментом является то, что это - руководство людьми, влияние на людей, их деятельность, мотивацию, ценности, нормы поведения, убеждения, удовлетворение потребностей.

Специфика понятия руководства  в социальной психологии хорошо видна  при анализе и сравнении двух феноменов - руководства и лидерства. Под лидерством ученые, исследовавшие этот вопрос, обычно имели в виду характеристику психологических отношений, возникающих в группе “по-вертикали”, то есть с точки зрения доминирования и подчинения.

Понятие же руководства относится  к организации деятельности группы, к процессу управления ею. Наиболее полно различия между этими понятиями  отражены в работе Б.Д.Парыгина:

1. Лидер в основном  призван осуществлять регуляцию  межличностных отношений в группе, в то время как руководитель  осуществляет организацию официальных  отношений группы как социальной  организации..

2. Лидерство можно констатировать  в условиях микросреды. Руководство  - это элемент макросреды, т.е.  оно связано системой общественных  отношений.

3. Лидерство возникает  стихийно, руководитель всякой реальной  социальной группы либо назначается,  либо избирается. Но, так или иначе,  этот процесс не является стихийным,  а, напротив, целенаправленно осуществляемым  под контролем различных элементов  социальной структуры.

4. Явление лидерства менее  стабильно, выдвижение лидера  в большой степени зависит от настроения в группе, в то время как руководитель - явление более стабильное.

5. Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает  гораздо более определенной системой  различных санкций, которых нет  в руках лидера.

6. Процесс принятия решений  руководителем более сложен и  опосредован множеством различных  обстоятельств, в то время как  лидер принимает более непосредственные  решения, касающиеся групповой  деятельности.

7. Сфера деятельности  лидера - в основном малая группа, где он является лидером, сфера  деятельности руководителя шире, так как он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

В этом различия руководства  и лидерства, но есть и общее:

1. Руководство и лидерство  - средства координации отношений  членов социальной группы.

2. Оба феномена реализуют  процессы социального влияния  в коллективе.

3. Руководству, как и  лидерству присуща определенная  субординация отношений. В первом  случае отношения четко определены  и закреплены должностными инструкциями, а во втором - отношения никак  не очерчены.

Нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководство  часто становится лидерством.

Еще важный момент, который  можно отметить, состоит в том, что руководство должно шире рассматривать  работу организации и не забывать, в какой среде функционирует  организация. Лидеры всех уровней должны быть осведомлены об общих условиях, в которых протекает их работа.

Многие трудности в  государственных учреждениях обусловлены  формальной неразберихой, иерархической  структурой, в которой развиваются  эти взаимоотношения. Эти организации имеют тенденцию управляться приказами и комитетами, которые сами прибегают к директивному стилю руководства. Поэтому, чтобы определить наиболее подходящее руководство, необходимо знать структуру организации. Бесполезно выступать за более демократический стиль руководства, если структура не допускает соучастия и неформального руководства.

Говоря о руководстве, можно привести точку зрения американских исследователей Джонсона, Каста и  Розенцвейга, которые определяют его  как “основную силу в организациях, которая координирует деятельность подсистем и определяет их взаимосвязь  с окружающей средой”. Определяя  задачи руководителя, они утверждают, что руководитель должен превратить неорганизованные материальные ресурсы  в полезное и эффективное предприятие. Руководством они называют процесс, посредством которого разрозненные ресурсы объединяются в единую систему  для достижения поставленной цели. Управляя трудовыми и материальными  ресурсами, для достижения целей  системы руководитель обеспечивает производство продукции, координирует и интегрирует деятельность других сотрудников.

Таким образом, руководство - основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой. Его главная задача состоит в  достижении организацией поставленных перед ней целей. И для успешного  осуществления этих целей любому руководителю нужно уметь вести  за собой подчиненных, проявляя себя как лидер в организации.

 

2. ОБЯЗАННОСТИ И ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Должностные права и обязанности  руководителя находятся в тесной зависимости от тех задач, которые  ему предстоит решать в процессе своей работы. Поэтому их рассмотрение целесообразно начать с анализа  важнейших функций руководителя.

В процессе управления руководитель осуществляет ряд функций, т.е. обязательных видов деятельности (обязанностей), среди которых необходимо выделить следующие: административная, стратегическая, экспертно-консультативная, инновационная, представительская, коммуникационная и социальная. Разберемся в содержании названных выше функций.

Административная функция  является одной из наиболее значимых в деятельности руководителя. В переводе с латинского «администратор» буквально  означает «управитель», человек, выполняющий  управленческую работу.

Традиционно специалисты  склонны разделять управленческий процесс на пять этапов: планирование, организация, руководство людьми, мотивация  и контроль. Считается, что именно через них проходит в своей  работе каждый управленец. Поэтому  в административную функцию входит пять подфункций:

    • планирование, в процессе которого руководитель определяет этапы выполнения задания, намечает, как достичь единых рабочих целей, предполагает возможные варианты решения потенциальных проблем;
    • организационная, связанная с созданием необходимых условий деятельности, – распределение среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктирование и др.;
    • кадровая, заключающаяся в организации подбора необходимых работников, их ориентации, профессионального обучения, обеспечения необходимым инструктажем и т.п.;
    • стимулирующая, предполагающая действия, направленные на убеждение и воодушевление исполнителей, их поощрение за успешно выполненную работу, наказание за провинности;
    • контрольная, заключающаяся в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности организации, проведение ее необходимой корректировки.

В основе стратегической функции лежат планирование и прогноз возможных событий в сфере деятельности не только конкретного руководителя, но и всей организации в целом в процессе разработки стратегии и составления планов.

Экспертно-консультативная  функция имеет как минимум три основных направления развития деятельности руководителя:

  1. в связи с реализацией им профессиональной компетентности;
  2. в связи с действиями по оптимизации организационного процесса, который выражается в передаче части руководящих полномочий подчиненным;
  3. в связи с контролем работы подчиненных, осуществляемым в форме консультирования, проведения собеседования, публичного сообщения результатов и др.

Информация о работе Руководитель в системе менеджмента