Руководитель в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание

Задачами данной работы являются:
- дать определение понятию «руководство», объяснить назначение этого понятия, выявить конкретные цели и задачи, которые преследует руководитель в своей деятельности;
- подробно охарактеризовать каждое качество и выделить основные функции и обязанности менеджера.
Целью работы является выявление основных черт руководителя, а также анализ его деятельности на практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………………4
1. Определение понятия «руководство»…………………………………………4
2.Обязанности и функции руководителя………………………………………..6
3.Качества руководителя………………………….…………………………….15
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………22
О КИТе………………………………………………………..…………………22
Анализ роли руководителя в КИТе…………………………………………….23
Заключение ………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…...............................................................28
Приложения

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА- РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА.doc

— 60.97 Кб (Скачать документ)

В рамках нового этапа НТР  все большее значение приобретает  инновационная функция, тесно связанная с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель направляет разработку и внедрение новых видов продукции и услуг, создает условия для соответствующей перестройки организации и системы управления ею, постоянно знакомится с новинками и дает необходимые консультации подчиненным. Осуществляя представительскую функцию, руководитель в той или иной мере представляет свой коллектив на разных уровнях внутриорганизационной иерархии как по горизонтали (например, отношения со смежниками), так и по вертикали (отношения с вышестоящим руководством, администрацией). Эта сторона представительства выражается в умении руководителя отстаивать интересы своего коллектива (коллектива подразделения). Кроме этого, представительская функция может реализовываться в активности руководителя за пределами его организации, т.е. во взаимоотношениях с другими организациями. Во всей этой деятельности руководитель является своеобразным «лицом коллектива»

В век информации все большую  роль играет коммуникативная функция, включающая большой диапазон действий, затрагивающих человеческий фактор: прием на работу, проведение совещаний, прием посетителей, ответы на письма и телефонные звонки, распространение деловой информации, проведение переговоров и др.

Все возрастающее значение человеческого фактора в жизни  организации выводит на одно из первых по значению мест социальную функцию. Выполняя ее, руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает существующие традиции и стандарты поведения и формирует новые, помогает подчиненным в трудную минуту.

В рамках рассмотренных функций  для руководителя определены:

  • соответствующие права по решению возникающих вопросов самостоятельно или по согласованию с вышестоящим руководством;
  • круг подчиненных и степень их участия в подготовке документов различного уровня;
  • полномочия во внешних контрактах.

В различных ситуациях  и на разных уровнях управления те или иные права и обязанности  руководителя имеют неодинаковое значение. Так, в период создания или перестройки  организации, прежде всего, нужны руководители-предприниматели, создающие концепцию развития, принимающие ответственные решения и смело берущие на себя риск последствий, и руководители-лидеры, увлекающие людей новыми перспективами, раскрывающие их способности и направляющие на решение поставленных задач.

В период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители-плановики, создающие, исходя из текущих реалий, планы и программы развития, а также руководители-администраторы, осуществляющие в соответствии с плановыми заданиями организаторскую координирующую, контролирующую деятельность с помощью приказов, поощрений и наказаний.

В работе руководителя много  привлекательного. Она предоставляет  широкие возможности для развития личности, для принятия самостоятельных  решений интересных и сложных  проблем, а также престижна, приносит уважение окружающих и сама по себе увлекательна. При этом основная его задача состоит не в том, чтобы делать ту или иную работу самому, а чтобы, изучив ситуацию и наметив план действий, организовать ее выполнение силами подчиненных, проконтролировать и оценить их действия.

В зависимости от уровня в управленческой иерархии можно  выделить три звена руководства: высшее, среднее и низшее.

Руководители высшего  звена.

Их основные задачи состоят  в формулировании миссии, ценностей  и политики организации, основных стандартов ее деятельности, формировании структуры  и системы управления, представительстве  на переговорах с государственными органами и главными контрагентами.

Функции высших руководителей  чрезвычайно сложны, разноплановы, требуют глубоких всесторонних знаний, аналитических способностей, задатков политика, дипломата, публициста и оратора. Поскольку сегодня каждый человек  в отдельности таким критериям  отвечать уже не в состоянии, высшее руководство реализует их в составе  команды, где первое лицо является уже  не «боссом», а первым среди равных. Последнее обстоятельство ослабляет  борьбу за власть и тем самым облегчает  смену поколений менеджеров.

Команда высшего руководства  обычно подбирается первым руководителем, или главным администратором, занимающим свою должность на основании контракта с собственником (государством, акционерами, пайщиками), являющимся его доверенным лицом и несущим перед ним полную ответственность за состояние и результаты работы организации. С юридической точки зрения в обязанности первого руководителя входят: организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряжение в обученных рамках имуществом и средствами без специальной доверенности; заключение и расторжение хозяйственных договоров, открытие счетов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование руководителей более низких уровней.

Руководители среднего звена (основных подразделений, входящих в данную организацию).

Они назначаются и освобождаются  от должности первым руководителем  или его заместителями и несут  перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность  имущества вверенных им подразделений. Через подчиненных руководителей  они управляют деятельностью  в подразделениях: устанавливают  задания исполнителям, осуществляют текущий контроль, проводят мероприятия  по совершенствованию организации  и технологии

производства, условий труда, соблюдению санитарных норм. В рамках компетенции им предоставлено право  решать кадровые вопросы (частично самостоятельно, частично выходя с предложениями  к руководству организации), поощрять и наказывать своих подчиненных.

Руководители среднего звена  представляют собой наиболее бюрократизированную  прослойку менеджеров, число представителей которой неуклонно растет, увеличивая «этажность» управленческих структур. Считается, что данная прослойка  создает «эффект одеяла» между  высшим и низовым уровнями управления, тормозит внедрение новых методов  работы. Отношение к представителям среднего звена управления в целом  на Западе негативное и при любой  возможности с ними ведется решительная  борьба, иногда даже имеющая некоторые  успехи. Например, за счет ликвидации целиком  некоторых промежуточных управленческих структур размер этого слоя менеджеров удается сократить по численности  на 30–40%.

Руководители низшего  звена (бригад, участков, групп и др).

Они работают непосредственно  с исполнителями и несут полную ответственность за их действия. Именно на них ложится вся тяжесть  повседневного управления персоналом. В их обязанности входят организация и координация подчиненных, обеспечение условий для выполнения ими качественно и в срок производственных заданий; контроль за соблюдением графика работ, рациональным использованием оборудования, материальных и иных ресурсов, производственной, технической и трудовой дисциплины, техники безопасности; содействие рационализаторству, изобретательству, внедрению передовых методов работы.

Руководители низшего  звена имеют право в установленном  порядке премировать подчиненных, налагать на них дисциплинарную ответственность, делать соответствующие представления  руководству подразделений и  организации.

По мнению западных специалистов, помимо официальных обязанностей, закрепленных в соответствующих документах, руководители несут по отношению к своим подчиненным обязанности неофициальные. Они состоят в справедливом и уважительном отношении к работникам, проявлении интереса к их здоровью, личным проблемам, успехам, взаимоотношениям в коллективе, оказании им при необходимости всесторонней помощи.

Права, обязанности и ответственность  руководителей всех Уровней, равно  как и всего персонала, закрепляются в должностных инструкциях. Наличие  должностных инструкций позволяет  во многом упорядочить процесс распределения  полномочий и добиться более перспективной  технологии управления в организации.

Должностная инструкция не только позволяет определить обязанности, права и ответственность персонала, но и оберегает его от выполнения несвойственных функций, подчеркивая  систему взаимоотношений между  руководителем и подчиненным  ему работником. Кроме того инструкция упорядочивает потоки информации в  организации, формирует требования к должностям и порядку оценки работников.

Однако инструкция не является неизменной – она должна и может  совершенствоваться и корректироваться в соответствии с изменяющимися  условиями деятельности.

 

3. КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или  меньшей эффективностью. Это определяется многими факторами, но в первую очередь  зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость  в которых определяется содержанием  и характером управленческой деятельности. Характеристики руководителя, строго говоря, - это те свойства индивида, которые выступают в функции  способностей, но не являются ими. Вместе с тем их влияние и на успешность управленческой деятельности, и на саму возможность ее осуществления, и на предпочтение личностью этой деятельности в качестве своего профессионального  выбора чрезвычайно велико. Абстрагироваться от них на основе сугубо академического критерия нецелесообразно или даже недопустимо.

Первый фактор – возрастной. В целом отсутствует какая-либо прямая и однозначная связь между ним и успешностью деятельности. Однако возрастной фактор, несомненно, очень важен для ее выполнения. Во-первых, показана связь между ним и иерархическим уровнем руководителей. Обычно наиболее крупные руководящие посты занимают люди очень зрелого или даже преклонного возраста. Во-вторых, функцией возраста является богатство профессионального опыта, а следовательно, и возможности эффективного осуществления управленческой деятельности. В-третьих, пропорционально возрасту происходит карьерное продвижение. В четвертых, от возраста зависит соотношение продуктивных и репродуктивных методов управления: вторые, как правило, усиливаются, а первые – наоборот. В-пятых, имеет место и возрастная динамика предпочитаемых стилей руководства – в основном, в сторону их ужесточения. Если отмечать наиболее общую тенденцию динамики эффективности управленческой деятельности в зависимости от возраста, то она будет позитивной.

Следующий фактор – фактор пола. Он также оказывает определенное влияние как на качество, так и – особенно – на сферу профессионально-управленческих предпочтений личности. Следует подчеркнуть, что современная психология управления – это, в основном, «психология мужчин-руководителей», хотя и женщина-руководитель привлекает в последнее время все большее внимание исследователей. Основной вывод, сделанный из сравнительного исследования женщин-руководителей и мужчин-руководителей, состоит в следующем. В целом для руководителей мужчин характерно лучшее решение одних задач управления, а для женщин – других. Однако в общем случае мужчины-руководители все же имеют преимущества. Более того, некоторые важные для управления личностные качества являются факторами, «сцепленными с полом». Кроме того, социальные и ролевые стереотипы воспитания также влияют на большую успешность выполнения управленческих функций мужчинами.

Фактор культурно-образовательного уровня. В отличие от первых двух характеризуется прямой позитивной связью с эффективностью управленческой деятельности. Более того, часто он является необходимым условием для того, чтобы человек вообще мог занять какой-либо руководящий пост.

Фактор социально-экономического статуса. Он не обусловлен содержанием управленческой деятельности, но на практике, как показывают исследования, оказывает сильное влияние на ее успешность, а в особенности – на шансы занять тот или иной руководящий пост, продвинуться по «управленческой вертикали». Как отметил в этой связи Ф. Фидлер, «..один из наиболее надежных способов стать президентом компании – родиться в семье, которая владеет компанией».

Вторую группу характеристик  эффективного руководителя составляют личностные качества, обусловливающие успешность управленческой деятельности и выступающие тем самым в функции способностей. Наиболее известной, содержащей характеристики этих качеств, является работа Р. Стогдилла, в которой обобщены данные более чем 3500 исследований. В результате сравнительно-частотного анализа им выделены следующие главные качества руководителя: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, стрессустойчивость, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость, общительность.

Доминантность – черта личности, состоящая в способности и потребности сказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле. Она является личностной основой для реализации главного механизма регуляции управленческой деятельности – механизма властных отношений в ней. Показано, что при наличии достаточно жестких доминантных отношений руководителя и подчиненных последние реализуют свой «рабочий потенциал» на 60 – 65%. Доминантность является предпосылкой авторитарного стиля руководства. Опытные руководители с выраженной доминантностью стремятся, однако, сочетать авторитарные методы с демократическими, что способствует еще большему вовлечению «рабочего потенциала» подчиненных; в этом случае не возникает «реактивного усиления» власти подчиненных» на «власть руководителя», о чем было сказано выше.

Информация о работе Руководитель в системе менеджмента