Руководство и лидерство, как социально-психологическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 11:52, курсовая работа

Описание

Для управления важно и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на людей, которые по отношению к нему выступают как “ведомые”. Неофициальный лидер во многом помогает руководителю, успешно дополняя его работу. Лидерское влияние затрагивает изменения работников в поведенческой сфере, касается усиления или наоборот, нивелировки личных черт, мотивационной сферы и т.д.

Содержание

Введение 3
1. Лидерство
1.1. Сущность лидерства 5
1.2. Индивидуальные качества лидера 7
1.3. Теории лидерства 10
2. Руководство 15
2.1. Сущность руководства 15
2.2. Уровни руководителей 18
2.3. Стили руководства 23
Заключение 35
Список использованных источников 37

Работа состоит из  1 файл

Кошовенко Евгений.doc

— 289.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменский  государственный нефтегазовый университет»

Институт  менеджмента и бизнеса 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент»

на тему: «Руководство и лидерство, как социально-психологическое явление» 
 
 
 
 
 
 

                                                 Выполнил:

                                                 студент группы ЭПТ-09-1

                                                 Кошовенко Е.А.

                                                 Руководитель:

                                                 ассистент кафедры  МТЭК

                                                 Мелкова Е.Ю. 
 
 

Тюмень, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3
1. Лидерство  
1.1. Сущность лидерства 5
1.2. Индивидуальные качества лидера 7
1.3. Теории лидерства 10
2. Руководство 15
2.1. Сущность руководства 15
2.2. Уровни руководителей 18
2.3. Стили руководства 23
Заключение 35
Список  использованных источников 37

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Опытное изучение социально-психологических  основ руководства и лидерства  началось с 20-х гг. XX в., однако в силу своей психологической сложности эта проблема не имеет общепринятого решения и по настоящий день.

     Лидерство и руководство – два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями [9]. В психологии управления различают руководство и лидерство как деятельность относительно самостоятельных субъектов управления: руководство представляет собой процесс организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, осуществляемый официально назначенным руководителем, а лидерство – процесс организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, определившимся в ходе спонтанно формирующихся межличностных отношений.

     Для управления важно и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует  на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая постоянное влияние  на людей, которые по отношению к нему выступают как “ведомые”. Неофициальный лидер во многом помогает руководителю, успешно дополняя его работу. Лидерское влияние затрагивает изменения работников в поведенческой сфере, касается усиления или наоборот, нивелировки личных черт, мотивационной сферы и т.д.

     Определяющая  роль руководителя проистекает из того, что это лицо, наделенное полномочиями принимать решения. Обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него, – на характер и результаты функционирования самого объекта. Руководство, по мнению большинства специалистов, связано со статусной властью как производной от официальных, формальных отношений. Руководитель может назначаться вышестоящими инстанциями; он получает властные полномочия, в т.ч. право на применение позитивных и негативных санкций. Лидерство порождается системой неформальных отношений и по своей сути – психологический феномен, т.к. лидер может выдвигаться стихийно: он признается окружением за счет своих личностных качеств и может использовать право на санкции в отношении партнеров, однако эти санкции также неформальные.

     Наиболее  желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном  лице лидера и руководителя. Хорошо известные всему миру компании мирового класса возглавляют выдающиеся лидеры-руководители. В работе отдельных организаций часто слова “руководитель” и “лидер” употребляются как синонимы, что нередко является вполне оправданным [13].

     Как уже упоминалось выше, наиболее желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и руководителя. Но не надо заблуждаться, что лидер и руководитель – это одно и тоже понятие. У них очень много как схожих, так и разных черт.

 

1. ЛИДЕРСТВО 

     1.1. Сущность лидерства 

     Лидерство – это тип управленческого  взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

     Основой лидерства является специфический  тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения “лидер – последователи”. Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений “начальник – подчиненный”, появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции [3].

     Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

     Начиная с детских лет, следование за лидером  воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учителя в школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосмосе людей имиджа лидера настолько же старо, как и сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношениями между лидером и его последователями.

     Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в  качестве лидера. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.

     С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

  • бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
  • социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д.);
  • политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

     Существует  несомненная связь между судьбой  лидера бытового, лидера социального  и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

     Лидером группы может стать только тот  человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых  ситуаций, проблем, задач, кто несет  в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер – это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

     Талант  руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических  качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.

     Доверие к лидеру – это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

     Структура механизмов воздействия лидеров  на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива.

     Группа, имея образ лидера, – модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой – от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

     Лидер может быть назначен официально, а  может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом  в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”. Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, т.к. лидерству в значительной мере свойственная неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. 

     1.2. Индивидуальные качества лидера 

     К числу наиболее часто упоминаемых  индивидуальных качеств относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность. Остановимся несколько подробнее на каждой из перечисленных черт [8].

     Доминантность в переводе с английского означает «господство», «преобладание», «влияние». Речь идет о доминантности как стремлении руководителя влиять на других людей. При этом необходимо постоянно помнить о психологической стороне вопроса. Его влияние должно находить внутренний отклик у подчиненных. В противном случае стремление руководителя доминировать останется не более чем дежурной претензией на власть.

     Следующее индивидуальное качество – это уверенность  в себе. В трудной ситуации на такого человека можно положиться: он поддержит и защитит. Такой руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к выполнению задания. Подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя, и последнему, как бы ни складывались обстоятельства, следует, хотя бы внешне, держать себя достаточно спокойно и уверенно.

     Остановимся на двух родственных личностных чертах – эмоциональной уравновешенности и стрессоустойчивости. Эмоциональная неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах, а тем самым и его деловую активность. Но ведь руководитель живой человек. Постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их в публичной рабочей обстановке способны обернуться рядом неприятных для личности последствий – неврозами и развивающимися на их основе психосоматическими заболеваниями. Поэтому заслуживает внимание момент, связанный с поиском руководителем средств эмоциональной разрядки. Средства разрядки следует искать в структуре досуга личности, формы которого чрезвычайно многообразны.

     С эмоциональной уравновешенностью довольно тесно соседствует стрессоустойчивость личности. Стресс представляет собой перенапряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизующее поведение, ослабляющее попытки достижения цели. Вся сложность стресса состоит в том, что уровень напряжения, который благоприятен для эффективной жизнедеятельности одних из нас, совершенно непереносим другими. Разным людям требуются для счастья различные степени стресса.

Информация о работе Руководство и лидерство, как социально-психологическое явление