Руководство и лидерство, как социально-психологическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 11:52, курсовая работа

Описание

Для управления важно и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на людей, которые по отношению к нему выступают как “ведомые”. Неофициальный лидер во многом помогает руководителю, успешно дополняя его работу. Лидерское влияние затрагивает изменения работников в поведенческой сфере, касается усиления или наоборот, нивелировки личных черт, мотивационной сферы и т.д.

Содержание

Введение 3
1. Лидерство
1.1. Сущность лидерства 5
1.2. Индивидуальные качества лидера 7
1.3. Теории лидерства 10
2. Руководство 15
2.1. Сущность руководства 15
2.2. Уровни руководителей 18
2.3. Стили руководства 23
Заключение 35
Список использованных источников 37

Работа состоит из  1 файл

Кошовенко Евгений.doc

— 289.00 Кб (Скачать документ)

     Американские исследователи Р.Хаус и Т.Митчелл выделили четыре типа руководства:

  • поддерживающее руководство: дружеское отношение руководителя к подчиненным, интерес к их потребностям и статусу;
  • директивное руководство: четкая регламентация действий подчиненных, контроль за выполнением задания;
  • разделяемое руководство: стремление консультироваться с подчиненными и учитывать их предложения;
  • руководство, ориентированное на достижение: акцент на высококачественное выполнение задания.

     Не  существует «плохих» или «хороших»  стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат). Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры – и мужчины, и женщины – не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Опытное изучение социально-психологических  основ руководства и лидерства началось с 20-х гг. XX в., однако в силу своей психологической сложности эта проблема не имеет общепринятого решения и по настоящий день.

     Руководство и лидерство как деятельность относительно самостоятельных субъектов  управления: руководство представляет собой процесс организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, осуществляемый официально назначенным руководителем, а лидерство – процесс организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, определившимся в ходе спонтанно формирующихся межличностных отношений.

     Можно определить основные различия между  руководством и лидерством, которые  сводятся к следующему:

  1. разновидности власти: у лидера – личностная власть, у руководителя – совокупность личностной и статусной при приоритете статусной;
  2. лидерство связано с регулированием внутригрупповых меж личностных отношений, носящих неофициальный характер, а руководство является средством регулирования отношений в рамках социальной организации;
  3. лидерство возникает и функционирует преимущественно стихийно, характеризуется относительной стабильностью функций и проявлений, тогда как руководство представляет собой процесс целенаправленной и контролируемой деятельности социальных организаций и институтов и отличается большей стабильностью и постоянством в своих проявлениях;
  4. процесс принятия решений в системе руководства носит более сложный и многократно опосредованный характер, чем в условиях лидерства.

     Обобщая перечень различий, можно утверждать, что для поведения руководителя более характерны планирование действий подчиненных, распределение заданий и выявление путей их выполнения, разъяснение обязанностей, требование соблюдения определенных стандартов деятельности, критика неудовлетворительной работы.

     Для управления важно и руководство, и лидерство. Наиболее желательным  сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и  руководителя.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Блейк Р., Моутон Дж. Научные методы руководства. – К.: Наук. думка, 1992.- С.155-162.
  2. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 504 с.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. “Менеджмент”, 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – 670 с.
  4. Вудкок М., Фрэнсис Д. “Раскрепощенный менеджер”. Пер. с англ. – М.: Дело, 1991. – 320с.
  5. Герчикова И. Н. Менеджмент. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 501 с.
  6. Гончаров В.И. Основы менеджмента. – Минск: Современная школа, 2006.
  7. Дворецкая Г.В., Махнарылов В.П. Социология труда. – К.: Вища шк., 1990.- С.151-162.
  8. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен. М., «Аспект Пресс», 1999.
  9. Ладанов И.Д. “Практический менеджмент”, М.: Корпоративные стратегии, 2004. – 496 с.
  10. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
  11. Нейл С. “Социология”, пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.
  12. Резник С.Д. Управление персоналом. – Пенза, ПГАСА, 2002. – 212с.
  13. Розанова В.А. “Психология управления”. Учебное пособие – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез". – 2003. – 352 с.
  14. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Изд-вол «Феникс», 2005. – С. 185-186. 
  15. Томпсон Л.П., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2002. – С.536-551.
  16. Шкатулка В.И. “Настольная книга менеджера по кадрам”, – изд. 2-е, изи. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
  17. Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента. – К.: Украина, 2004. – С.294-31

Информация о работе Руководство и лидерство, как социально-психологическое явление