Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:23, курсовая работа
Целью данной работы является исследование косметического рынка.
Задачи:
- рассмотреть рынок косметических услуг как экономическую отрасль;
- проанализировать российский косметический рынок;
- исследовать косметический рынок Татарстана.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. РЫНОК КОСМЕТИЧЕСКИХ УСЛУГ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ………………………………………………………………………….6
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО КОСМЕТИЧЕСКОГО РЫНКА….11
РАЗДЕЛ 3. ИССЛЕДОВАНИЕ КОСМЕТИЧЕСКОГО РЫНКА ТАТАРСТАНА…………………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….33
37
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. РЫНОК КОСМЕТИЧЕСКИХ УСЛУГ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ……………………………………………………………
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО КОСМЕТИЧЕСКОГО РЫНКА….11
РАЗДЕЛ 3. ИССЛЕДОВАНИЕ КОСМЕТИЧЕСКОГО РЫНКА ТАТАРСТАНА……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ – АНКЕТА…………………………………………………….35
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы. В России парфюмерно-косметическая промышленность зародилась на рубеже 18-19 веков. В конце 18 века в Москве была открыта парфюмерно-косметическая фабрика, а в середине 19 века создавались и другие парфюмерно-косметические производства. В настоящее время в России успешно работают предприятия по выпуску парфюмерно-косметической продукции: “Новая заря”, “Свобода” (Москва), “Невская косметика” (Санкт-Петербург), “Калина” (Екатеринбург) и другие.
В древности люди использовали так же косметические средства, и не только в гигиенических целях, но и для приукрашивания своей внешности. Древний Восток считается родиной косметики. В Древней Руси косметика применялась в основном в гигиенических целях.
Современная Россия на шестом месте в мире по потреблению косметики, - пропустив вперед лишь Испанию, Таиланд, Венгрию, Филиппины и Мексику. Каждый пятый покупает средства для красоты и персонального ухода через Интернет, который постепенно становится значимым каналом продаж для категории товаров для красоты и здоровья во всем мире.
Таковы результаты глобального он-лайн исследования, проведенного компанией ACNielsen. В ходе этого масштабного интернет-проекта были изучены мнения свыше 25 400 потребителей среди постоянных пользователей Интернета в 46 странах, в том числе и в России. Его целью было изучить особенности потребительского поведения жителей разных стран при покупке средств для красоты и здоровья, выявить самые популярные у покупателей места продаж, а также узнать, что думают жители разных стран о превосходстве премиальных косметических марок.
Предполагается, что емкость российского косметического рынка составляет приблизительно 17—18 млрд. долл. при объеме продаж менее 4 млрд. долл. в год. Однако в 2008 г. рост объемов продаж косметических товаров замедлился, и по итогам года темпы роста снизились вдвое, что свидетельствует, с одной стороны, о насыщенности и увеличении конкуренции на рынке, а с другой — о мало изученных изменениях на нем, не учитываемых в работах маркетологов.
Результаты исследований показали, что чаще всего российские женщины пользуются различными средствами декоративной косметики: 76% - ежедневно; 9% - 4-5 раз в неделю. Наименьшая частота использования средств декоративной косметики отмечается в Сибири, наибольшая – в Северо-Западном регионе и Поволжье (86% и 84% соответственно). Таким образом, изучая динамику рынка косметических средств, можно выявить тенденции роста и падения, что в свою очередь поможет ориентироваться и выбирать правильные пути эффективного функционирования данной экономической отрасли.
Степень разработанности темы. Теоретико-методологической основой исследования выступают работы отечественных и зарубежных исследователей, таких как Ю.М. Демин[1], Т. Джордж Милкович, М.Н. Джерри[2], Л.Н. Хромов[3], В. Андрианов[4], М.Б. Щепакин, М.С. Якунчева[5] и др.
Целью данной работы является исследование косметического рынка.
Задачи:
- рассмотреть рынок косметических услуг как экономическую отрасль;
- проанализировать российский косметический рынок;
- исследовать косметический рынок Татарстана.
Объектом исследования является косметический рынок Татарстана, предметом - динамика косметического рынка Татарстана.
Эмпирическую базу курсовой работы составили данные вторичного анализа исследования косметического рынка.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и библиографии.
РАЗДЕЛ 1. РЫНОК КОСМЕТИЧЕСКИХ УСЛУГ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ
Отрасль «Красота, здоровье, косметика» является достаточно широкой и включает в себя большое количество рынков и услуг, направленных на удовлетворение потребности людей (прежде всего - женщин) в здоровье и красоте. Это рынок парикмахерских услуг, торговля косметикой и парфюмерией, рынок медицинских услуг, обучение специалистов в данных областях (курсы, студии, школы), спортивные клубы, а также рынок косметических и косметологических услуг, о котором мы сегодня и поговорим подробнее.
На сегодняшний день в этой области работает десяток салонов, основной деятельностью которых заявлено оказание подобных услуг. Также на этом рынке работают парикмахерские (порядка пятнадцати), имеющие маникюрные залы, и мастера, работающие на дому. Необходимо отметить, что больше 50% существующих сейчас салонов было открыто за последние 1,5 года, что может характеризовать этот рынок как быстро растущий. Его развитие достигло такого уровня, что количество работающих на нем субъектов позволяет обслуживать все потребительские сегменты этого рынка.
Оказание косметических и косметологических услуг напрямую связано со здоровьем клиентов. Поэтому такого рода деятельность нуждается в лицензировании и сертификации, требует высокого уровня квалификации и профессионализма от мастеров – ведь именно от этого в первую очередь зависит репутация заведения.[6]
В работе косметических салонов наблюдается явная сезонность. Время наиболее активного потребления услуги – конец весны, начало лета, осень.
Входные барьеры на этот рынок достаточно высоки. Это связано с большими финансовыми затратами на технологии, сырье, квалифицированные кадры, необходимостью получения лицензий и сертификатов, специальное оборудование (например, стоимость одного из приборов, использующихся в аппаратной косметологии, составляет порядка 6 тысяч долларов). Выходные барьеры рынка можно назвать низкими. Значение наценки в этом бизнесе может доходить до 200%, а иногда до 300%.
Таким образом, привлекательность данного рынка можно оценить чуть выше среднего, так как он обладает высокими барьерами на входе, низкими барьерами на выходе, быстрым темпом роста, достаточно высокой степенью рентабельности.
Говоря о рынке, нельзя обойти такой вопрос как особенности потребителей данного вида услуги. Основаниями, по которым можно условно разделить всех потребителей салонов на несколько групп (сегментов) являются: уровень дохода, род занятий и образ жизни, повод для совершения покупки, частота и комплексность потребления услуги.[7] Выделяются сегменты со следующими особенностями:
- самостоятельные женщины с доходом выше среднего, занятые в сфере коммерции, бизнеса, управления, других высокооплачиваемых отраслях, ведущие активный образ жизни. Для них, естественно, необходимо и привычно пользоваться подобными услугами регулярно и комплексно;
- жены (в основном, домохозяйки) и подруги обеспеченных мужчин (уровень дохода – средний и выше);
- женщины с уровнем дохода средним и ниже среднего, позволяющие себе редкие посещения салона по особому случаю;
- зарабатывающая молодежь (в основном - студенты), мобильные, следующие веяниям моды, для которых индивидуальный стиль и имидж имеют большое значение.
Наиболее правильной считается эффективная работа субъекта рынка на одном или двух потребительских сегментах рынка, то есть максимальное удовлетворение их потребностей, учет изменения спроса на те или иные виды услуг. На какого потребителя ориентируется салон в своей работе видно, как минимум, по тем ценам и условиям оказания услуги, которые предлагаются потребителю. Например, стоимость столь модного сейчас наращивания (или моделирования) ногтей в разных салонах варьируется от 380 до 1000 рублей.
Не смотря на то, что в различных сегментах выделяются свои наиболее важные характеристики услуги, можно назвать несколько, являющихся значимыми для всех потребителей:
- качество обслуживания;
- профессионализм персонала;
- безопасность для здоровья;
- комфортность;
- ассортимент услуг;
- репутация;
- внутреннее оформление;
- наличие имиджа;
- мнение знакомых;
- удобство расположения.
Как и в любой отрасли, в этой сфере существуют несколько видов или уровней конкуренции. Во-первых, салоны участвуют в борьбе за деньги потребителей со всеми другими продавцами товаров и услуг – так называемая общая конкуренция. Во-вторых, салоны могут считать своими конкурентами все фирмы, предлагающие свои услуги в рамках отрасли «Красота, здоровье, косметика» - формальная конкуренция. В третьих, каждый салон рассматривает другой салон в качестве конкурента, потому что тот предлагает ту же группу услуг – отраслевая конкуренция. И, наконец, четвертый уровень конкуренции – конкуренция торговых марок – салоны рассматривают в качестве своих конкурентов те салоны, которые предлагают те же услуги по сходным ценам. [8]
Тип конкуренции, существующий на рынке косметических и косметологических услуг, можно еще назвать «позиционным», так как уже при открытии, называясь так или иначе, салоны формируют свою позицию, претендуют на определенный потребительский сегмент (например, «салон красоты», «клуб красоты и здоровья», «центр косметологии и ароматерапии», «центр красоты и здоровья»).
Российский косметический рынок, по оценкам экспертов, занимает 6-е место в рейтинге наиболее динамично развивающихся рынков, привлекая к себе внимание как предпринимателей, так и исследователей. Предполагается, что емкость российского косметического рынка составляет приблизительно 17—18 млрд. долл. при объеме продаж менее 4 млрд. долл. в год. Однако в 2008 г. рост объемов продаж косметических товаров замедлился, и по итогам года темпы роста снизились вдвое, что свидетельствует, с одной стороны, о насыщенности и увеличении конкуренции на рынке, а с другой — о мало изученных изменениях на нем, не учитываемых в работах маркетологов.
Следует учитывать, что в каждом регионе процесс становления рынка косметических товаров (КТ) проходит неодинаково, а ассортимент существенно различается вследствие различий в размещении отечественных косметических производств и поставок импортных товаров. На рыночную ситуацию влияют также экономические, демографические, климатические и другие условия в регионах.[9]
Таким образом, актуальными в настоящее время являются маркетинговые исследования региональных рынков и потребительских предпочтений на них, так как именно они, каждый в отдельности, а не общероссийские показатели, «поставляют» наиболее значимые данные для работы на этих рынках.
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО КОСМЕТИЧЕСКОГО РЫНКА
Согласно делению, принятому на международном уровне, парфюмерно-косметический рынок делится на три части: средства личной гигиены, парфюмерия и собственно косметика.
Средства личной гигиены включают в себя средства для ванны и душа, дезодорирующие средства, средства по уходу за волосами, средства для ухода за полостью рта.
Парфюмерия – это духи, парфюмированная и туалетная вода. Косметика делится на декоративные средства (от помады до лака для ногтей) и средства по уходу за кожей лица и тела.
В свою очередь, к средствам по уходу за кожей лица относятся увлажняющие, питающие, очищающие средства и средства против старения.
Средства по уходу за кожей тела включают, помимо традиционных кремов и лосьонов, депиляторы, скрабы, средства для бритья, солнцезащитные и антицеллюлитные средства, средства для бюста и средства по уходу за детской кожей.
По данным английской компании Euromonitor, проводящей исследования мирового парфюмерно-косметического рынка, россиянки тратят на косметику (декоративную и по уходу за собой) в среднем около $300 в год на душу населения. Это значительно меньше, чем в Северной Америке ($160) и в Западной Европе ($120).[10]
По мнению специалистов ЭкспоМедиаГруппы «Старая крепость» (занимается оказанием выставочных, маркетинговых и информационных услуг компаниям парфюмерно-косметического рынка России и зарубежных стран), эти данные свидетельствуют не о том, что среднестатистическая россиянка пользуется косметическими средствами в разы меньше иностранки, а скорее о неоднородности отечественного потребления косметики. Если за границей генеральную совокупность потребителей косметических средств составляет практически все население, то у нас – только жители городов с населением 100+.