Самоменеджмент руководителя и его роль в формировании стиля управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 22:30, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в исследовании самоменеджмента руководителя и его роли в формировании стиля управления. Исходя из поставленной цели, в работе рассматриваются следующие задачи:

Дать понятие самоменеджмента.
Определить цели и функции самоменеджмента.
Изучить основы и методики планирования и принятия решений.
Проанализировать личные установки руководителя.
Рассмотреть примеры применения методик планирования и принятия решений на практике.
Определить роль анализа работы руководителя в формировании стиля управления.

Содержание

Введение 4
1 Понятие самоменеджмента 6
1.1 Определение, цели и функции самоменеджмента 6
1.2 Тайм-менеджмент как составляющая самоменеджмента 8

1.3 Личные установки руководителя 10
2 Практическое использование элементов самоменеджмента на предприятии ООО «ДА ВИНЧИ» 16

2.1 Краткая характеристика предприятия 16

2.2 Организация труда руководителя на предприятии 17

3 Рекомендации по усовершенствованию самоменеджмента руководителя ООО «ДА ВИНЧИ» 21

Заключение 25

Библиографический список 28

Работа состоит из  1 файл

Самоменеджмент руководителя и его роль в формировании стиля управления.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

   Нужно учесть, что установление приоритетов – важное правило эффективной технической работы. Нужно уяснить, что не все можно сделать и не все нужно сделать. Всегда надо начинать с самых важных дел.

   Анализ  по принципу Эйзенхауэра. В зависимости от степени срочности и важности задачи различаются возможностью их оценки и выполнением:

  1. Срочные/важные дела. За них нужно приниматься немедленно и самому их выполнять.
  2. Срочные/менее важные дела.
  3. Менее срочные/ важные задачи. Их не надо выполнять срочно. Но нужно проконтролировать, чтобы они не перешли  в разряд срочных дел.
  4. Менее срочные/менее важные задачи [4].

   Л. Зайверт совершенно обоснованно говорит о том, что улучшать свою жизнь необходимо с самого себя. «Измени себя – и ты изменишь мир вокруг себя». Вместо того чтобы менять обстоятельства, которые мы и так не в силах изменить, нужно изменить своё отношение к  ним.

   Л. Зайверт дает практические рекомендации для тех, кто хочет улучшить свое непосредственное исполнение функций руководителя, меньше засижива-ясь на работе, эффективнее выполняя возложенные задачи с меньшими затрата-ми времени, предупреждая стрессы, повышая квалификацию. Он предлагает  контролировать то, чего всем нам часто не хватает – время – путем составления планов работы, где каждому виду деятельности нужно уделять место, указав временной интервал, то есть, определив, какую долю свободного времени, с помощью которого можно научиться контролировать себя и контролировать исполнение каждодневных задач.

   Ежедневное  решение разного рода задач и проблем можно представить  в виде различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимос-ти между собой и, как правило, осуществляются в определенной последова-тельности. Процесс самоменеджмента в аспекте последовательности выполне-ния конкретных функций охватывает шесть фаз:

  1. Постановка цели – анализ и формирование личных целей.
  2. Планирование – разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности.
  3. Принятие решений по конкретным делам.
  4. Организация  и реализация – составление распорядка дня и организация  личного трудового процесса с  целью реализации  поставленных задач.
  5. Контроль – самоконтроль и контроль итого (в случае необходимости – корректировка целей).
  6. Информация и коммуникация – фаза,  свойственная в определенной степени  всем функциям, так  как и  коммуникация, и обмен информацией необходимы на всех фазах самоменеджмента.

   Отдельные функции не обязательно строго следуют одна за другой, а могут переплетаться [6].

   1.3 Личные установки руководителя

   1. Самомотивация

   Мотивация - побуждение к чему-либо. Нас может  кто-то побуждать к опре-деленной деятельности или мы побуждаем к ней сами себя, и тогда речь идет о самомотивации. Самомотивацию в настоящее время рассматривают как часть социального интеллекта человека. Его определяет то, насколько быстро человек адаптируется в быстро меняющейся ситуации, может ли предъявить себя в обществе, насколько он эмоционально чувствителен к изменениям в поведении собеседника и так далее. Сегодня социальный интеллект в некоторых случаях котируется выше, чем интеллект общий.

   Может быть два вида мотивации: мотивация  избегания неудачи и мотивация достижения успеха, и это многое определяет в поведении человека. Если он избегает неудач, то его главный жизненный принцип: «Как бы чего не вышло». Во всех происходящих событиях он видит для себя опасность и на всякий случай ничего не предпринимает. Человек, настроенный на достижение успеха, видит в каждой новой ситуации новые возможности. Он более смел и понимает: для того чтобы чего-либо добиться, надо действовать и получать опыт, пусть даже негативный. Он не воспринимает его как неудачу, мотивируя тем, что отрицательный результат — тоже результат. И идет дальше.

   Наши  мотивации постоянно меняются, потому что мотивы очень тесно свя-заны с потребностями, и основные из них составляют «Пирамиду Маслоу»:

  1. Биологические потребности;
  2. Потребность в безопасности;
  3. Потребность в любви, дружбе, принадлежности к группе;
  4. Потребность в достижении, признании;
  5. Потребность в самовыражении (самоактуализации).

   Потребность порождает мотив, а мотив —  цель. Достижение цели — не что иное, как удовлетворение потребности. Можно  сказать и так: потребность порождает цель, а между ними стоит мотивация, то есть модель поведения, которую мы выбираем, чтобы достичь цели. Подчас достижение цели невозможно из-за того, что у человека недостаточно ресурсов, и это накладывает отпечаток на мотивацию.

   Достижение  цели может противоречить нашим жизненным принципам, установкам — и это, разумеется, влияет на мотивацию. Но если человек может изменить свои установки, меняется и мотив поведения.

   Элементы  управления собственной мотивацией:

  1. Сознательный выбор. В тех случаях, когда требуется принять решение или преодолеть противоречие, нужно проанализировать ситуацию (например, расчертив лист на две графы: «плюсы» и «минусы», подсчитать те и другие) и сознательно сделать выбор наиболее приемлемого варианта.
  2. Позитивное мышление. Нужно научиться во всем происходящем видеть для себя положительную сторону. Отрицательный результат — тоже результат. Важно не то, что с нами происходит, а как мы относимся к тому, что с нами происходит.
  3. Ясная цель. На каждом новом этапе нужно ставить перед собой цели несколько выше, чем вы имеете на сегодняшний день, реальные и конкретно измеряемые.
  4. Дружеская поддержка. Если необходима помощь, нужно обратиться за ней к своим единомышленникам. Если необходима похвала, нужно открыто об этом просите. Если необходим совет, нужно спросить у авторитетных для людей [1].

   2. Самосовершенствование

   Совершенствование является путем формирования  себя как личности, развития своих способностей, приобретения знаний и умений.

   Побуждают к самосовершенствованию  три обстоятельства:

   а) наличие у человека потребности к самоуважению и в одобрении другими. В  социальном престиже;

   б) рассогласование  в образах своего «Я идеальное» и «Я реальное»;

   в) возникающие на этой основе самооценки и  самоотношения.

   Отсутствие  одного из этих компонентов не приведет к формированию мотивации самосовершенствования.

   Различают нравственное, интеллектуальное и физическое самосовершен-ствование. Нравственное самосовершенствование связано с самовоспитанием, интеллектуальное – с самообразованием, физическое – с саморазвитием. Выбор  направленности самосовершенствования связан как со склонностями человека, так и с конкретными жизненными ситуациями [2].

   Выявлены  наиболее типичные мотиваторы (установки), затрагивающие три сферы отношений (к жизни, к людям и к себе) и показывающие, ради чего человек может стремиться к самосовершенствованию.

   Мотиваторы, затрагивающие отношение к жизни:

  1. Ради материального благополучия — «чтобы иметь материальные блага»;
  2. Ради облегченного существования — «чтобы легче жить»;
  3. Ради лучшей жизни — «чтобы было лучше жить»;
  4. Ради избегания неприятностей.

   Мотиваторы, затрагивающие отношение к людям:

  1. Ради хороших взаимоотношений с людьми — «чтобы хорошо относиться к людям»;
  2. Ради альтруизма, возможности помогать другим.  

   Мотиваторы, затрагивающие отношение к себе:

  1. Ради положительного отношения людей — «чтобы ко мне относились с уважением»;
  2. Ради совершенствования — «чтобы совершенствовать себя»;
  3. Ради самореализации.

   Установки, связанные с отношением к жизни, встречаются несколько чаще, чем установки, характеризующие отношение к себе.

   Устойчивость  мотивации саморазвития зависит  от устойчивости идеала (образов идеальных  личностей, идеального «Я» и устойчивости самооценки.

   В результате самооценки субъект выявляет у себя недостатки, которые могут иметь разную природу. С одной стороны, под недостатком он может понимать отставание от нормы развития положительного качества, с другой — уровень развития положительного качества по сравнению с имеющимся у него идеалом. В этом случае недостаток заметен для окружающих, и поэтому решающая роль в побуждении к саморазвитию будет принадлежать собственной инициативе субъекта. Возможны случаи, когда под недостатком понимают наличие отрицательного качества. Здесь самовоспитание выражается в перевоспитании, что связано с ломкой старых отрицательных стереотипов, с возникающим у личности внутренним конфликтом (с «борьбой мотиваторов»).

   Эффективность самосовершенствования зависит  от устойчивости самооценки.

   Неустойчивости  самооценки способствует стихийность, противоречивость достигаемых в какой-либо деятельности результатов: сегодня случайно достиг успеха, а завтра так же случайно потерпел неудачу. Это ведет не к планомерному и систематическому самосовершенствованию на основе долговременной установки, а к самоисправлению поступков, результатов, т. е. ситуативному поведению на основе кратковременных мотивов, поэтому сохранение устойчивости мотивационной установки можно осуществлять через регуляцию уровня самооценки [3].

   3. Самовнушение

   Когда отсутствует разрыв между человеком и делом, это дело поглощает человека. Человек, который не воплотил себя в конкретных делах, вещах, никогда не увидит и не познает самого себя. Такой человек отчужден от своего труда, поэтому он глубоко неудовлетворен.

   Самовнушение - это оказание влияния на самого себя с целью укрепления своих сил. Оно помогает владеть собой в самых трудных ситуациях [1].

   Обеспечить  собственный настрой можно различными приемами. Каждый руководитель обычно выбирает наиболее подходящий индивидуальный прием.

   Например, можно произнести про себя несколько оптимистических фраз типа:

  1. Король должен выглядеть как король. Как себя ни ведешь, а людей не 
    проведешь.
  2. Все зависит только от меня, а не от других, ключ к окружающим меня ле 
    жит во мне самом.
  3. Люди, которым не нравится их собственное имя, не любят самих себя.
  4. Большинство людей не умеют читать чужие мысли. Облегчите их обще-ние с вами.
  5. Глаза — отражение личности. Обращайте внимание на их выражение.
  6. Я буду жить, сознавая ценности времени.
  7. Я буду стремиться к своей цели.
  8. Я буду распределять работу по порядку.
  9. Я буду себя контролировать.
  10. Добро побеждает всегда.
  11. Успех — это противоположность корыстолюбию.

   Философия оптимизма руководителю необходима. Большинство проблем управления требуют напряжения, но «вера сдвигает горы». Основные принципы философии управленческого оптимизма следующие.

   Мы  верим, что:

  1. все постоянно меняется;
  2. несчастье можно превратить в счастье;
  3. болезни можно превратить в здоровье;
  4. бедность можно превратить в богатство;
  5. человек на Земле — большое будущее;
  6. можно научиться вести счастливую и полную успехов жизнь;
  7. в будущем человек сможет справиться с еще большими трудностями [7].
 

   2 Практическое использование элементов самоменеджмента на предприя-тии ООО «ДА ВИНЧИ»

Информация о работе Самоменеджмент руководителя и его роль в формировании стиля управления