Школа научного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:35, реферат

Описание

В первой половине ХХ века получили развитие четыре достаточно четко различимые школы управленческой мысли. Каждая из четырёх этих школ так же, как и четырёх подходов к управлению, внесла значительный вклад в развитие вопросов управления. Научное управление наиболее тесно связано с работами Фредерика Уинслоу Тейлора. Создатели школы научного управления первыми стали использовать наблюдения, замеры, логику и анализ для усовершенствования многих операций ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Работа состоит из  1 файл

Реферат2.docx

— 128.57 Кб (Скачать документ)

    специальности. Оно позволит снизить  производственные издержки

    и повысить эффективность  работы и соответственно заработную

    плату работника. Для того чтобы гарантировать успех работы:          

    а) ремесленник должен владеть своей специальностью;

              б) ремесленник  должен быть достаточно проворным и для достижения требуемого результата он должен использовать минимальное число трудовых движений».    

     Тщательно рассмотрев свою собственную работу каменщиком, Гилбрет сумел показать, что количество требующихся движений может быть, сокращено с 18 до 4 - 5 и такое сокращение приводит к заметному росту производительности и заработка. Он представил свой метод кладки кирпича при помощи диаграмм, иллюстрирующих «худший» и «лучший» методы работы. Он хотел, чтобы будущие каменщики осваивали свою специальность не чисто эмпирическим образом, а путем изучения «лучших» методов работы, что позволило бы сократить период их обучения и сделало бы их труд более квалифицированным. 

     Хотя Гилбрет работал совершенно независимо от Тейлора, многие аспекты их изысканий практически совпадали. Гилбрет работал в строительстве, и потому его больше интересовало изучение трудовых движений, а не хронометраж, однако он, так же как и Тейлор, стремился к стандартизации, системному анализу рабочего процесса и к повсеместному повышению эффективности труда. Гилбрет не мог не знать о работах Тейлора и к моменту их встречи, которая состоялась в 1907 году, он уже был знаком с некоторыми из них. Гилбрет тут же стал активным сторонником системы Тейлора. В 1911 году Гилбрет стал основным инициатором создания Общества содействия внедрению научного менеджмента, переименованного впоследствии в Общество Тейлора.

          Когда компания Eastern Railways запросила у Межрегиональной коммерческой комиссии (Interstate Commerce Commission) разрешение на увеличение ставок фрахта, Л. Брандес, “защитник прав простого народа”, принял точку зрения Фредерика Тейлора. Брандес встал на сторону грузоотправителей: он счел повышение ставок неправомерным и предложил железнодорожникам повысить эффективность своей работы, используя принципы, выработанные Тейлором. Сам Брандес полагал, что «система Тейлора» нуждается во всемерной рекламе. Он провел в Нью-Йоркской квартире Генри Гантта специальное собрание, посвященное этой проблеме. Именно здесь Брандес предложил термин «научный менеджмент», который тут же был одобрен всеми инженерами, участвовавшими во встрече, но весьма неохотно принят самим Тейлором.  

       Явное влияние Тейлора чувствуется и в первой значительной книге Гилбрета «Motion Study» («Изучение движений») (1911), где он рассматривает уже не кладку стен и строительство, а работу вообще. Гилбрет начинает со ссылки на утрату естественных ресурсов, и, прежде всего земли, в результате процесса эрозии и затем говорит о том, что эта ужасная убыль - ничто по сравнению с потерями человеческой производительности, обусловленными избыточными трудовыми движениями. Он описывает эту ситуацию так:   

    «Возможна чрезвычайная экономия любого труда – не только для одного какого-то класса работ, не только в торговле и промышленности, но и в конторах, школах, колледжах, магазинах, домашних хозяйствах и фермах. Возможные выгоды изучения трудовых движений в промышленности особенно впечатляют, поскольку ошибки в работе свойственны всем ее отраслям. Ныне мы приступаем к первому этапу изучения трудовых движений, т.е. к стадии поиска и классификации лучшего, что есть в практике. Это стадия анализа. Ниже представлены ее этапы:

    1.      Письменное обобщение существующей практики.

    2.      Исчисление количества применяемых трудовых движений.

    3.      Определение параметров, имеющих отношение к каждому из этих движений.

    4.      Письменное обобщение наилучших достижений практики.

    5.      Исчисление количества применяемых трудовых движений.

    6.      Определение параметров, имеющих отношение к каждому из этих движений».    

       Гилбрет определил пятнадцать «параметров работника», к которым относились его анатомические особенности, убеждения, опыт, образ жизни, квалификация, темперамент и подготовка. Им были определены также 14 «параметров окружающей среды, оборудования и инструментов», среди которых были освещение, отопление, вентиляция, цвет стен и т.д.

И, наконец, он ввел 13 «параметров движения», к которым относились ускорение, автоматизм, инерция и момент ее преодоления, направление и эффективность.

          В своих исследованиях Гилбрет обращал особое внимание на фактор усталости, в чем ему всячески помогала его жена Лилиан Моллер Гилбрет, известный специалист в области теории управления. Они составили список, в который входили 17 базовых движений, таких как «выбрать», «взять», «найти» и так далее, каждое из которых они назвали словом «therblig» (терблидж) (производное от Gilbreth, получаемое от прочтения их фамилии наоборот). При помощи «терблидж - диаграммы», т.е. поэлементной диаграммы, Гилбреты могли анализировать любую конкретную рабочую операцию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Партнерство Гилбретов    

      Лилиан Моллер родилась в Окленде, штат Калифорния, в 1878 г. Ее отец был преуспевающим промышленником, занимавшимся производством рафинированного сахара. Обладая замечательными академическими талантами, она смогла преодолеть господствовавшие в обществе предубеждения и получить степень бакалавра и магистра в Калифорнийском университете. Получив степень магистра, Лилиан тут же приступила к написанию докторской диссертации. Однако во время своей поездки по восточным штатам она познакомилась с Фрэнком Гилбретом и в 1904 г. вышла за него замуж. После замужества она решила изменить сферу своих исследований и заняться психологией (до этого она занималась английским языком и литературой), справедливо полагая, что эта дисциплина будет больше соответствовать профессиональным интересам ее супруга. С начала 90-х и по 1924 г., (ставший последним годом жизни Фрэнка Джилбрета), они составляли не только семейную, но и профессиональную пару.

          В 1912 г. Лилиан закончила написание докторской диссертации и передала ее для рассмотрения в Калифорнийский университет. К сожалению, хотя диссертация была принята, одним из условий защиты было годичное проживание Лилиан в университетском городке до момента утверждения степени. Она наотрез отказалась от этого и включила тезисы своей диссертации в книгу “The Psychology of Management” (“Психология менеджмента”) (1914).  

     В 1912 г. Фрэнк Гилбрет становится консультантом по менеджменту и поступает на работу в компанию New England Butt Company, тесно связанную с Brown University. Вся семья перебирается в Провиденс. Лилиан получает возможность посещать лекции и попутно помогать Фрэнку совершенствовать методы изучения трудовых движений. В том  же 1912 г. они публикуют книгу «Primer of Scientific Management» (Начальный учебник научного менеджмента»), в которой, к известному неудовольствию Тейлора и его ближайших соратников, представляют широкой публике философию научных методов управления. Следует заметить, что названные научные методы понимаются ими по-своему: они придают не слишком-то большое значение хронометрированию операций и, что не удивительно, всячески подчеркивают важность изучения трудовых движений.

          Именно там, в компании New England Butt, занимавшейся производством  кабельных обмоток, они впервые использовали технику, названную ими “изучением микродвижений”: они использовали для изучения труда рабочего кинокамеру и секундомер. Это позволяло им фиксировать движения, время и сопутствующие факторы. Основная задача состояла в фиксации и предельном упрощении движений рабочего. Данный метод позволял хронометрировать как отдельные приемы рабочего, так и всю выполняемую им работу, а также обеспечивал возможность многократного воспроизведения этих действий.

            Тейлора не слишком впечатляло «исследование микродвижений», и он критически отнесся к Фрэнку Гилбрету и его трудам. В действительности идеи Фрэнка и сопутствовавшие им положения промышленной психологии, представленные Лилиан, выходили  за пределы традиционного «научного менеджмента».

           Мы уже говорили о том, что Гилбреты интересовались проблемой производственной утомляемости, поскольку она имела определенное отношение к предмету занятий Фрэнка Гилбрета, т.е. к исследованию трудовых движений. В 1916 г. ими была опубликована работа «Fatigue Study» («Исследование утомления»), являвшая собою некий синтез классического научного менеджмента и идей, почерпнутых их производственной психологии. Они определяли ее систему следующим образом:  

    «Последние двадцать пять лет ознаменовались отчетливым всеобщим осознанием того, что одним из важнейших факторов при производстве той или иной работы является человеческий фактор, или человеческий элемент.

            Любого рода улучшения рабочей аппаратуры или инструмента имеют особое значение для человека, который будет ими пользоваться. При рассмотрении работника, являющегося в данном случае источником активности, мы ясно различаем два элемента, каждый их которых нуждается в оценке. Первый элемент - это сама трудовая активность работника. К этой категории относятся его наблюдаемые и ненаблюдаемые трудовые движения, их смысл и способ их исполнения. Второй элемент - утомление, или усталость. Под ним понимается продолжительность и характер интервала, потребного для восстановления работником его исходных производственных возможностей. Любой специалист, занимающийся серьезным изучением трудовых движений или анализом соответствующих данных, не может не видеть связи двух этих проблем: проблемы трудовых движений и проблемы утомляемости».    

        Гилбреты рассматривали отдельно так называемую «избыточную» (являющуюся следствием совершения действий, не являющихся необходимыми) и «необходимую» (т.е. возникающую при выполнении действий, необходимых для достижения поставленной цели) усталость

          По их мнению, ключом к минимизации усталости является изучение трудовых движений и внедрение оптимальных методов работы. Так, «избыточная» усталость (вызванная подъемом и переноской тяжестей) может быть практически сведена на нет путем рациональной организации рабочего места, «необходимая» же усталость может быть минимизирована благодаря внедрению передовых методов производства и обеспечению потребных для отдыха перерывов в работе. Другими предлагавшимися Гилбретами средствами снижения усталости были сокращение продолжительности рабочего дня и введение оплачиваемых отпусков.  

         Как мы уже видели, Тейлор также осознавал наличие подобных проблем, обусловленных фактором усталости, и был сторонником введения необходимых для отдыха перерывов. Тем не менее, он считал, что при надлежащем материальном стимулировании рабочий может преодолевать усталость и работать с большим напряжением сил. Гилбреты избрали противоположный подход, сделав особый упор на производственной среде, условиях труда, призванных обеспечить поддерживание высокого уровня производительности труда.  

          Работа Фрэнка Гилбрета шла параллельно с работой Ф. У. Тейлора и по ряду моментов дополняла ее. Хотя последний делал особый акцент на хронометрировании, а ранние работы Гилбрета были посвящены исключительно изучению трудовых движений, по сути, оба интересовались одними и теми же проблемами, а именно стандартизацией, системным изучением рабочего процесса и повышением эффективности производства. Со временем задачи «хронометрирования» и «изучения трудовых движений» слились в задачу изучения «темпов работы и трудовых движений». Подобно Тейлору, Гилбрет живо интересовался совершенствованием методов производства и приведением методов работы в соответствие с изменившимися технологическими требованиями. Тейлор полагал, что «ускорение» производства обеспечивается повышением квалификации работника и адекватным материальным его стимулированием, Гилбрет же всегда возражал против этой идеи. Он считал, что эффективность труда должна обеспечиваться снижением числа излишних движений и снижением усталости путем улучшения всех факторов производственной среды. В своих поздних работах Гилбрет испытывал сильное влияние Лилиан Моллер Гилбрет, занимавшейся проблемами промышленной психологии. Это сочетание подходов позволило Гилбретам отказаться от концепции «человека первого класса» и заложить основы современной эргономики.

    Генри Гантт (1861-1924)  

         Генри Лоуренс Гант — соратник Фредерика Тейлора (1856—1915).  Гант изучал менеджмент на примере постройки кораблей во время Первой мировой войны и предложил свою диаграмму, состоящую из отрезков (задач) и точек (завершающих задач, или вех), как средство для представления длительности и последовательности задач в проекте.

          Гант отмечал ведущую роль человеческого фактора для производства, считая необходимым предоставить рабочему возможность не только зарабатывать средства для существования, но и получать чувство удовлетворенности. Более того, он был провозвестником грядущей демократии на производстве и гуманизации системы управления. Гант сделал много для улучшения механизма функционирования предприятия посредством совершенствования систем постановки задач и мотивации их использования.

Информация о работе Школа научного менеджмента