Школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:53, реферат

Описание

С начала 50-х гг. школа человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук», или «бихевиористскую», главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих паук. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организацией. В самых общих чертах основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Содержание

1. Школа поведенческих наук 2
2. Теория X и Теория Y 2
3.Система 5
3.1 Системный подход 5
3.2 Основные принципы системного подхода. 6
3.3 Подсистемы 6
3.4 Виды систем 7
3.5 Цели 8
4. Административная (классическая) школа в менеджменте 9
5. Источники информации

Работа состоит из  1 файл

реферат основы менеджемнта.docx

— 44.98 Кб (Скачать документ)

Ситуационный  подход к управлению

Системный под  ход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия  со сходным строением и в одной  и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и  реализующие свою продукцию на одних  и тех же рынках), значительно  отличаются в отношении результата функционирования.

Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных  приемов и концепций с конкретными  ситуациями функционирования предприятия  для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями  и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность  деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения  проблемы гибкости и адаптивности к  внешней среде.

Ситуационный  подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных  концепций, принципов, методов в  зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды.

3.5 Цели

Экономические (получение расчетной величины прибыли от  реализации продукции или услуг)

Научно-технические (обеспечение заданного научно-технического уровня  продукции и разработок, а также  повышение производительности труда за счет совершенствование технологии)

Производственно-коммерческие (производство и реализация продукции или услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью)

Социальные (достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников).

В условиях рыночной экономики генеральной целью  правомерно рассматривать экономическую  цель.

Система целей  для управления персоналом должна рассматриваться  с двух точек зрения:

каковы конкретные потребности работников, удовлетворения которых  они вправе требовать от администрации какие цели по  использованию персонала ставит перед собой  администрация и какие условия она стремиться создать.

Эффективность управления зависит от того, в какой  степени указанные две группы целей  будут непротиворечивы.

4 Административная (классическая) школа в менеджменте

Административная (классическая) школа в менеджменте (1920 – 1950). Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Тейлор и Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управлении организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля. Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А. К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс». Следовательно, их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова – применительно к работе всей организации. Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики – «классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единогласия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному.

Разработкой общих принципов управления занимались практически все научные направления  менеджмента. Однако наиболее широкое  распространение получили разработки принципов управления административной (классической) школы управления. Сформулированные Анри Файолем

14 принципов  управления имеют следующее содержание:

1. Разделение  труда — специализация работ,  необходимая для эффективного  использования рабочей силы. 
2. Полномочия и ответственность — каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполняемые работы. 
3. Дисциплина — рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям порядка. 
4. Единоначалие — работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником. 
5. Единство действий — все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану. 
6. Подчиненность интересов — интересы организации имеют преимущества перед интересами отдельных сотрудников. 
7. Вознаграждение персонала — получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд. 
8. Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности. 
9. Скалярная цепь — неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»). 
10. Порядок — рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте. 
11. Справедливость — установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи. 
12. Стабильность персонала — установка работающих на лояльность по отношении к организации и долгосрочную работу так, как высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. 
13. Инициатива — поощрение работников к выработке независимых функций, в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ. 
14. Корпоративный дух — гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве — сила).

Эти принципы затрагивают два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией, в  частности, определение лучшего  способа разделения организации  на подразделения или рабочие  группы. Главный вклад административной школы в теорию управления состоит  в том, что она рассмотрела  управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных  функций, таких как планирование и организация. Вторая категория  классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить  принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы  только от одного начальника и подчиняться  только ему одному.

5. Источники информации

Информация (от лат. informatio — формирование как выявление своей сущности, разъяснение, изложение, осведомление) — значимые сведения о чём-либо, когда форма их представления также является информацией, то есть имеет форматирующую функцию в соответствии с собственной природой.

В современной  науке рассматриваются два вида информации:

Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре[1].

Субъективная (семантическая,смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.

В бытовом смысле информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством[2].

В настоящее  время не существует единого определения  информации как научного термина. С  точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается  своим специфическим набором  признаков. Согласно концепции К.Шеннона, информация — это снятая неопределенность, т.е. сведения, которые должны снять в той или иной степени существующую у потребителя до их получения неопределенность, расширить его понимание объекта полезными сведениями.

Поведение человека обусловлено определенной полученной, усвоенной и обработанной им информацией. Под информацией понимается совокупность сведений и сигналов о процессах  и явлениях, протекающих во внешнем  окружении и самом организме  человека.

Управленческая  информация - это совокупность сведений о состоянии и процессах, протекающих  внутри и вне организации. Информацию об объектах управления и происходящих в них событиях и процессах  не без основания называют их своеобразной моделью, а также словесным или  цифровым портретом.

При даче характеристики информации используют следующие показатели: объем, достоверность, ценность, насыщенность, открытость.

Объем информации измеряется числом знаков, букв, символов. При оценке подобной информации используют качественные показатели: информация избыточна, требуемого объема, информация недостаточна. Избыточная информация повышает качество последующих управленческих решений, но требует больших затрат времени для ее передачи и анализа. Недостаток же информации затрудняет выработку правильного решения.

Достоверность информации - это показатель соответствия полученных сведений реальным. Чем меньше звеньев принимает участие в передаче информации, тем она более достоверна. Искажение может произойти по объективным и субъективным причинам.

Ценность  информации может рассматриваться  с двух позиций: ценность для получателя по отношению к будущей прибыльности (потребительская ценность) и ценность с точки зрения понесенных затрат. Информация, в отличие от товара, при передаче остается у источника (продавца).

Насыщенность  информации - это соотношение полезной и фоновой информации. Фоновая  информация необходима для лучшего  восприятия полезной информации через  улучшение эмоционального настроя, настройки внимания, подчеркивания  ценности. Если фоновой информации нет, то информация воспринимается как "сухая". При обилии фоновой  информации говорят, что в ней  много "воды".

Открытость  информации характеризует возможность  ее предоставления различным группам  людей. Секретная информация предоставляется  только ограниченному кругу работников предприятия. Конфиденциальная информация может быть передана достаточно широкому кругу работающих, но с условием ее сохранения втайне от работников других предприятий.

Эффективный сбор информации должен опираться на научный подход, обеспечивающий объективность  и точность результата, быть систематическим, вовлекать в свою орбиту различные  источники и сопровождаться анализом. И, прежде всего, необходимо четко определить интересуемый объект; источник, сроки  и порядок получения данных о  нем; нужный объем; методы сбора; ориентировочные  затраты.

Источники управленческой информации могут быть внутренние и  внешние. К внутренним относятся: бухгалтерская и статистическая отчетность, счета клиентов, текущие наблюдения, специальные исследования (как плановые, так и проводимые по особому решению руководства). Акты о ревизиях и проверках, итоги аудита, сведения о движении кадров, поставках, объему производства и сбыту.

Внешние источники  более многочисленны и разнообразны. Прежде всего, здесь нужно выделить сотрудников (это руководители и специалисты подразделений снабжения, сбыта, маркетинга, информационных служб); вышестоящее руководство; партнеры - покупатели, продавцы, работники финансовых, кредитных, страховых учреждений; средства массовой информации, информационные системы, периодическая печать, образцы техники, техническая документация, справочники, журналы, каталоги, бизнес документы, фотоснимки, микрофильмы, показания приборов и др.

Особо следует  остановиться на устной информации. Для  получения оперативной информации руководители часто применяют практику устных докладов.

Психологи указывают, что человек воспринимает не всю  поступающую к нему информацию. Это  зависит от множества причин субъективного  характера: личности передающего информацию и личности ее воспринимающего; от физических возможностей органов чувств обоих; склада и черт их характеров и ряда других причин.

Слушая человека, следует внимательно наблюдать  за его поведением - жестами, мимикой, позой, взглядом, его одеждой и  обувью, манерами и другими формами  внешнего выражения индивидуальности.

Восприятие  человеком информации складывается из двух взаимосвязанных процессов - отбора и систематизации полученных сведений.

В процессе отбора информации происходит "отсеивание" не требующей внимания и ненужной информации. Здесь важным является опыт человека, знание проблем, по которым  поступила информация, его психологическое  состояние, настроение, здоровье, отношение  к происходящему и др.

В процессе систематизации информации человек "обрабатывает" воспринятое, используя при этом свои чувства, убеждения, предпочтения, эмоции (положительные и отрицательные). Менеджер должен знать, что люди быстрее  воспринимают информацию в спокойной  непринужденной обстановке.

Кроме официальных  устных докладов, менеджеры могут  получать и воспринимать информацию в ходе деловых бесед: при приеме сотрудника на работу или его увольнении, в ходе встреч с партнерами и клиентами, консультаций или общения с сотрудниками.

В практической работе менеджеры часто сталкиваются и с таким явлением, как слухи  и дезинформация.

Слухи возникают  и распространяются весьма быстро вследствие недостатка или несвоевременности  получения официальной информации. Таким образом, люди стремятся объяснить  себе и окружающим ситуацию, высказывают  догадки и выдвигают версии. Затем  эти догадки, как снежный ком, обрастают несуществующими подробностями, сообщаются по "секрету" от одного человека к другому, а иногда возбуждают целые коллективы, сеют беспорядки и недовольство. Чтобы пресечь  слухи, руководители должны выступать  с разъяснениями, информировать  работников о действительном состоянии  дел, опровергать досужие домыслы.

Дезинформация возникает, как правило, сознательно  и целенаправленно. Ею пользуются в  конкурентной борьбе для того, чтобы  скрыть настоящее положение дел  на предприятии, для приукрашивания непопулярных мер и введения в  заблуждение общественности. Дезинформация  может побудить руководителей к  действиям, выгодным фирме-конкуренту, и нанести экономический и  моральный урон. Поэтому, получив  информацию из источников, не вызывающих доверия, важно ее проверить.

Информация о работе Школы менеджмента