Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Менеджмент"
1. Миссия организации: определение, назначение, факторы формирования, принципы формулирования
Миссия - стратегическая (генеральная) цель, выражающая смысл существования, общепризнанное предназначение организации. Это роль, которую предприятие хочет играть в обществе.
Миссия (предназначение) организации - ответ на вопрос, в чем заключается деятельность компании, и чем она намерена заниматься.
Генеральная цель, смысл существования, предназначение, роль, философия, предвиденье, кредо - можно продолжить список понятий, с которыми связывают Миссию компании.
Таким образом, можно сказать, что Миссия - это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только «настоящее» организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без внимания перспективы развития бизнеса.
Кому нужна миссия?
Во-первых, миссия нужна сотрудникам фирмы - для осознания ощущения причастности и важности выполняемой ими работы, потому что миссия определяет смысл деятельности компании.
Во-вторых, миссия необходима руководителям всех уровней - для облегчения управления персоналом.
В-третьих, миссия разрабатывается для клиентов с целью восприятия и осознания того, что компания не просто зарабатывает деньги, а учитывает и прилагает усилия по удовлетворению потребностей своих потребителей, заботится о них.
Основные компоненты миссии:
Существует два подхода к пониманию миссии:
широкий;
узкий.
В широком понимании миссия - это философия и предназначение организации. При таком подходе миссия определяется в общих терминах без жесткой привязки к номенклатуре производимой продукции, группе потребителей и т.п.
Содержание миссии раскрывается через ценности, верования, принципы, которые положены в основу деятельности организации, а также те действия, которые она намерена осуществлять.
Пример: Миссия опытно-конструкторского бюро:
«Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду».
Широкий подход к формированию миссии ориентирует предприятие на достижение стратегических преимуществ за счет создания возможностей производства широкой номенклатуры продукции (услуг); одновременный охват многих сегментов рынка и групп потребителей; гибкость маневрирования в управлении организацией.
При узком подходе Миссия
рассматривается как
2. Видение: определение,
назначение и функции,
Видение - это идеальная картина будущего
организации, то состояние, которое может
быть достигнуто при самых благоприятных
условиях. Видение определяет уровень
притязаний в процессе стратегического
управления и планирования.
Назначение. Оно мотивирует коллектив сотрудников на достижение желаемого образа организации.
Компании без СВ. не уверенны в том, какие позиции они пытаются завоевать. Существует 3 аспекта в формировании:
1) Понимание, в каких
сферах бизнеса работает
2) Объяснение СВ. и миссии компании ясно, доходчиво и вдохновенно.
3) Своевременное решение, когда изменит стратегический курс и миссию компании.
При разработке видения
менеджеры компании должны определить:
1. как они видят будущее своей
компании;
2. в каком направлении она должна
развиваться;
3. какими станут в будущем используемые
технологии, товар, клиенты;
4. какое положение в отрасли компания
должна занять в долгосрочной перспективе.
Одна из важнейших
функций стратегического
2. функцией стратегического
видения является возможность
определения стратегических
3. функция стратегического
видения связана с
Формулирование
3. Стратегия: определение,
назначение. Критерии определения
стратегических целей.
Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели - это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Ставя определенные цели, руководство формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива.
Чтобы эффективно работать, менеджеры ставят перед организацией конкретные, измеримые, уместные, стимулирующие, заметные цели на определенный период времени. Выработка эффективных целей усиливает побудительные мотивы, устанавливает четкие ориентиры деятельности и создает ясную картину ожидаемых результатов.
К типичным относятся цели,
связанные с достижением доли
данного предприятия на рынках сбыта,
ростом объема бизнеса, его прибыльностью,
рентабельностью и другими
Значение выработки стратегии,
позволяющей фирме выжить в конкурентной
борьбе в долгосрочной перспективе,
чрезвычайно велико. В условиях жесткой
конкуренции и быстроменяющейся
ситуации на рынке очень важно
не только концентрировать внимание
на внутреннем состоянии дел фирмы,
но и вырабатывать долгосрочную стратегию.
В прошлом многие фирмы могли
успешно функционировать, ежедневно
решая внутренние проблемы, связанные
с повышением эффективности использования
ресурсов в текущей деятельности.
В настоящее время
.
Упрощенно можно представить следующий алгоритм процесса стратегического управления:
4. Корректировка стратегии
Стратегия - генеральная программа действий компании, установление приоритета проблем, ресурсов и последовательности шагов для достижения стратегических целей.
Корректировка - Частичное изменение, исправление, поправка, вносимые в прогнозы, планы, проекты, программы, расчеты.
реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. Решающая роль принадлежит высшему руководству. Его деятельность на стадии реализации стратегии может быть представлена в виде пяти последовательных этапов.
Первый этап: углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий.
Второй этап: разработка комплекса решений по эффективному использованию имеющихся у предприятия ресурсов. На этом этапе проводится оценка ресурсов, их распределение и приведение в соответствие с реализуемыми стратегиями. Для этого составляются специальные программы, выполнение которых должно способствовать развитию ресурсов.
На третьем этапе высшее руководство принимает решения о внесении изменений в действующую организационную структуру.
Четвертый этап состоит в проведении тех необходимых изменений на предприятии, без которых невозможно приступить к реализации стратегии.
: корректировка стратегического
плана в том случае, если этого
настоятельно требуют вновь
5. Общее и особенное в управлении идеальным: миссия, видение, стратегия.
МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ — экономическое предназначение, призвание, цель существования организации. Миссия компании - это как раз то, что наделяет ее работу смыслом и делает сотрудников более целеустремленными. Главным образом, миссия отвечает на вопрос: "Что, как и для кого делает компания?" и в доходчивой форме объясняет то, ради чего существует организация.
Видение - это идеальная картина будущего организации, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях.
Стратегия - генеральная программа действий компании, установление приоритета проблем, ресурсов и последовательности шагов для достижения стратегических целей. Стратегия дает понимание происходящего, преемственность (возможность долгосрочного планирования).
Стратегия исходит из миссии, видения и ценностей компании.
Общее разрабатываются на перспективу.
6. Организация
и внешняя среда. Структура
внешней среды. Зависимость
Любая организация находится и функционирует во внешней среде, которая является источником ресурсов для организации. В свою очередь сама организация направляет результаты своей деятельности во внешнюю среду. Организация и внешняя среда находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Внешняя среда подразделяется на две среды воздействия на организацию:
-Среда прямого воздействия
включает факторы, которые
-Среда косвенного воздействия
под ней понимаются факторы,
которые могут не оказывать
прямого немедленного
Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние. Существует большое количество методов анализа внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них:
1 SWOT- анализ. Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. SWOT-анализ -- это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения.
2 SNW – анализ. SNW - анализ - это усовершенствованный SWOT-анализ.
Strength (сильная сторона),
Neutral (нейтральная сторона),
Weakness (слабая сторона).
В отличие от анализа слабых и сильных сторон по матрице SWOT-анализ, SNW - анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S.
3 PEST – анализ. Таким образом, PEST - анализ - это инструмент, предназначенный для выявления:
§ политических (Policy),
§ экономических (Economy),
§ социальных (Society),
§ технологических (Technology)
Важным при проведении PEST - анализа является требование системности стратегического анализ каждой из четырех указанных компонент, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны.
4. Методика анализа угроз и возможностей макросреды ETOM.
Другим вариантом анализа
внешней среды через
7. Среда опосредованного окружения: состав и факторы для организации. Субъекты анализа. Методы изучения внешней среды
Основные факторы внешней среды, воздействующие на поведение организации, представляют собой части комплексного анализа среды (PEST-анализ), и могут быть разделены на четыре крупные группы: