Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Менеджмент"
т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением
изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, оказывающих
влияние на этот рынок, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать
доступ к необходимой для организации рабочей силе.
9. Внутренняя среда
организации: подходы к
В большинстве случаев менеджмент имеет дело с организациями, представляющими собой открытые системы и состоящие из множества взаимозависимых частей. Рассмотрим наиболее существенные внутренние переменные организации.
К основным внутренним переменным традиционно относят: цели, структуру, задачи, технологии и людей.
1. Цель есть конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа работающих вместе людей. В ходе работы руководство разрабатывает цели и доводит их до сотрудников организации, и этот процесс имеет большое значение, так как дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться. Общие цели сплачивают коллектив и придают всей работе осознанность. У организаций существуют разнообразные цели, и их сущность во многом зависит от типа организации.
Коммерческие организации. Цели подобных организаций должны отражать коммерческий результат в виде прибыли (рентабельности), дохода, производительности труда и т. д.
Некоммерческие организации (ассоциации, фонды). По определению деятельность этих организаций не направлена на получение прибыли. Их назначение, в основном, определяется социальной направленностью, поэтому цели могут быть сформулированы как защита прав, развитие научного направления, поддержка культуры региона и т. д.
Государственные (муниципальные)
организации. Для этих организаций
получение прибыли не является доминирующей
целью. Зачастую преобладают цели поддержки
существования и развития государства
(региона). Организации развиваются
в рамках установленного бюджета (страны,
региона, района). Поэтому цели определяются
властями территорий и могут быть
сформулированы как развитие среднего
образования, обеспечение ввода
в действие новых больничных комплексов,
поддержка общественного
Так же объектом внимания менеджеров являются цели подразделений.
2. В целом вся организация состоит из нескольких уровней управления и различных подразделений, взаимосвязанных между собой. Это принято называть структурой организации. Все подразделения организации можно отнести к тем или иным функциональным областям. Функциональная область относится к работе, выполняемой для организации в целом: маркетинг, производство, финансы и т. д. Очевидно, что маркетингом могут заниматься несколько подразделений и даже, например, производственное подразделение, если оно разрабатывает новый товар для потребителя. При рассмотрении структуры как составляющей внутренней среды обычно останавливаются на двух вопросах: разделение труда и контроль.
Разделение труда производится
не по принципу использования для
определенной работы любого свободного
работника, а исходя из соображений
привлечения специалиста в
Число лиц, подчиненных одному руководителю, называется сферой контроля. В организации каждый руководитель имеет свою сферу контроля. Организации с плоской структурой имеют меньше уровней управления и более широкую сферу контроля, чем сопоставимые организации с многоуровневой структурой.
3. Задача - это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность в организации включает в себя ряд задач, которые необходимо выполнить для достижения целей организации. Задачи традиционно делятся на три категории:
задачи по работе с людьми;
задачи по работе с машинами, сырьем, инструментами и т. п.;
задачи по работе с информацией.
В век бурного роста инноваций и нововведений задачи становятся все более и более детальными и специализированными. Каждая отдельная задача может быть весьма сложной и углубленной. В связи с этим возрастает значение управленческой координации действий при решении таких задач.
4. Следующей внутренней переменной является технология. Понятие технологии выходит за пределы такого обычного понимания, как технология производства. Технология - это принцип, порядок организации какого-либо процесса для оптимального использования разного рода ресурсов (трудовых, материальных, временных денежных). Технология представляет собой способ, который позволяет осуществить какое-либо преобразование. Это может относиться к сфере продаж - как наиболее оптимально реализовать произведенный товар, или к сфере сбора информации - как наиболее грамотно и с меньшими затратами собрать необходимую для управления предприятием информацию и т. д. В последнее время именно информационные технологии стали ключевым фактором получения предприятием устойчивого конкурентного преимущества при ведении бизнеса.
Обычно рассматриваются две классификации технологии: классификация по Вудворд и классификация по Томпсону.
Классификация по Вудворд:
единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство;
массовое или крупносерийное производство;
непрерывное производство. Классификация по Томпсону:
многозвенные технологии,
характеризующиеся серией взаимосвязанных
задач, которые выполняются
посреднические технологии,
характеризующиеся встречами
интенсивная технология, характеризующаяся
применением специальных
5. Люди являются центральным звеном в любой системе управления. Существует три основных аспекта человеческой переменной в организации:
поведение индивидов;
поведение людей в группах;
характер поведения
Понимание и управление человеческой переменной в организации является наиболее сложной составляющей всего процесса управления и зависит от многих факторов. Перечислим некоторые из них:
Способности человека. По ним
люди наиболее наглядно разделяются
внутри организации. Способности человека
относятся к характеристикам, которые
легче всего поддаются
Потребности. У каждого человека существуют не только материальные, но и психологические потребности (в уважении, признании и т. д.). С точки зрения управления организация должна стремиться к тому, чтобы удовлетворение потребности работника вело бы к реализации целей организации.
Восприятие, или как люди реагируют на окружающие их события. Этот фактор важен для разработки различного рода стимулов для работника.
Ценности, или общие убеждения по поводу того, что хорошо или плохо. Ценности закладываются в человека с детства и формируются на протяжении всей деятельности. Общие ценности помогают руководителям объединять работников для достижения целей организации.
Влияние среды на личность. Сегодня многие психологи говорят о том, что поведение человека зависит от ситуации. Было замечено, что в одной ситуации человек ведет себя честно, а в другой - нет. Эти факты указывают на важность создания такой окружающей обстановки па работе, которая поддерживала бы желательный для организации тип поведения.
Кроме перечисленных факторов
на человека в организации влияют
группы и управленческое лидерство.
Любой человек стремится
Кроме того, в любой формальной или неформальной группе есть лидеры. Лидерство - это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей и заставляет их вести себя определенным образом.
10. Корпоративная
культура: подходы к определению
состава, технологии
Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются:
Зарождение и создание
новой культуры является базой для
будущего развития компании. По мнению эксперта, корпоративную
культуру необходимо выстраивать с самых
ее основ — с ценностей. А в уже сложившейся
культуре необходимо понять, что соответствует
целям, ценностям и стратегии компании,
а чему необходима корректировка. Так
же, корпоративная культура в компании
может складываться и вовсе стихийно,
без целенаправленного воздействия руководства компан
11. Внутрифирменная конкуренция
Внутрифирменная конкуренция — подразделения одной фирмы конкурируют в области улучшения качества продукта. Результаты обнаруживаются путем сравнения финансовых документов.
Виды внутрифирменной конкуренции:
Функциональная конкуренция возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами, поэтому все спортивные товары или все товары для развития интеллекта (игры) в одном магазине функционально конкурируют друг с другом.
Видовая конкуренция обусловлена наличием товаров, предназначенных для одной и той же цели, но отличающихся по каким-то существенным характеристикам (например, музыкальные центры с различным уровнем звуковой мощности).
Предметная конкуренция возникает в результате выпуска одинаковых товаров, имеющих незначительные отличия.
12. Понятие и
уровни стратегии. Принципы
Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.
По своему существу стратегия
есть набор правил для принятия решений,
которыми организация руководствуется
в своей деятельности. Она включает
общие принципы, на основе которых
менеджеры данной организации могут
принимать взаимоувязанные
Для оценки разработанных
вариантов стратегии
Соответствие среде — условиям отрасли и конкуренции, рыночным возможностям и угрозам, другим аспектам внешней среды. При этом стратегия должна учитывать сильные и слабые стороны компании, ее компетентность, конкурентные возможности. Стратегия, не соответствующая внутренней и внешней среде организации, не приведет к достижению желаемых результатов.
Конкурентное преимущество — реализация стратегии должна обеспечивать компании стабильное конкурентное преимущество (т.е. превосходство над конкурентами по свойствам предлагаемого товара или услуги, располагаемым ресурсам и т.д.) Чем сильнее конкурентное преимущество, обеспечиваемое стратегией, тем выше ее эффективность и отдача.
Эффективность — реализация стратегии должна способствовать многократному увеличению эффективности работы компании. Лучше всего правильность выбора стратегии подтверждается улучшением двух показателей: прибыльности и упрочнения конкурентной и рыночной позиций компании. Уровни стратегии в организации: