Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:47, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Менеджмент"

Работа состоит из  1 файл

Вопросы к экзамену по стратегическому менеджменту.docx

— 105.29 Кб (Скачать документ)

1) политические и правовые;

2) экономические;

3) социальные и культурные;

4) технологические.

Рассмотрим последовательно  каждую из них.

Политические  и правовые факторы. Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации. Национальные и иностранные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, источниками субсидий, работодателями и покупателями. Это может означать, что для данных организаций оценка политической обстановки может быть наиболее важным аспектом анализа внешней среды. Такая оценка осуществляется через детализацию политических и правовых факторов, воздействующих на организацию.

Экономические факторы. Существует множество экономических факторов, которые могут воздействовать на организацию:

насколько доступен кредит;

какое влияние оказывают  курсы обмена валют;

сколько придется заплатить  налогов и др.

На способность организации  оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями  своих экономических целей. Плохие экономические условия снизят спрос  на товары и услуги организаций, а  более благоприятные — могут  обеспечить предпосылки для его  роста.

При анализе внешней обстановки для некоторой конкретной организации  требуется оценить ряд экономических  показателей. Сюда включаются ставка процента, курсы обмена валют, темпы экономического роста, уровень инфляции и некоторые  другие. Рассмотрим важнейшие из них.

Ставка процента (уровень  процентной ставки) в экономике оказывает  значительное влияние на потребительский  спрос. Для приобретения товаров  потребители часто берут в  долг. Менее вероятно, что они  будут поступать подобным образом  при наличии высоких ставок процента. В качестве примера можно привести рынок жилья, где процент по закладной  прямо влияет на спрос квартир  в доме, что, в свою очередь, влияет на количество начатых новых жилищных проектов. И если организация работает в области жилищной индустрии (предоставляет  ссуды, выступает в качестве инвестора  или строительного подрядчика), то рост процентных ставок будет представлять собой угрозу для реализации планов организации, а их снижение — новые  возможности для развития.

Организации, рассматривающие  планы расширения, которые должны финансироваться за счет получения  ссуд, очевидно, будут следить за уровнем ставки процента и ее влиянием на цену капитала. Поэтому ставка процента будет оказывать прямое воздействие  на потенциальную привлекательность  различных стратегий.

Курсы обмена валют определяют стоимость рубля по отношению  к стоимости денежных единиц других стран. Изменения в курсах обмена валют непосредственно влияют на конкурентоспособность продукции  организации, если она экспортирует товары на мировой рынок. Когда стоимость  рубля по отношению к другим валютам  низка, товары, произведенные в России, относительно недороги, что снижает  угрозу со стороны иностранных конкурентов  и сокращает импорт. Но если стоимость  рубля повышается, то импорт становится относительно недорогим, что, в свою очередь, повышает уровень угроз  для организации, создаваемых иностранными конкурентами.

Темп экономического роста  влияет на возможности и угрозы для  организации. Когда происходит рост в экономике, увеличиваются расходы  потребителей, что вызывает конкурентное давление на организацию из-за быстрого роста числа предприятий в  привлекательной области. Снижение темпов экономического роста и сокращение потребительских расходов также  приводят к росту конкурентного  давления, вызванного стремлением предприятий  остаться в отрасли в условиях угрозы кризиса.

Инфляция. Правительства  большинства стран мира прилагают  значительные усилия для снижения уровня инфляции. Обычно следствием этих усилий является снижение процентной ставки и, тем самым, появление признаков  экономического роста. Организации, в  частности, озабочены инфляцией  потому, что будущая экономическая  обстановка в условиях высокой инфляции (десятки и сотни процентов  в год) оказывается менее предсказуемой, затрудняя планирование.

Социальные  и культурные факторы формируют стиль нашей жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие практически на все организации. Новые тенденции создают тип потребителя и, соответственно, вызывают потребность в других товарах и услугах, определяя новые стратегии организации. Подтверждением этому может служить возросшая обеспокоенность западных потребителей состоянием окружающей среды, на которую некоторые организации ответили применением перерабатываемой упаковки и отказом от использования в производстве хлористых фторуглеводородов.

Технологические факторы. Их влияние на организации часто столь очевидно, что их считают основным двигателем производственного и социального прогресса. Революционные технологические перемены и открытия последних десятилетий, например, производство с помощью роботов, проникновение в повседневную жизнь человека компьютеров, новые виды связи, транспорта, оружия и многое другое, представляют большие возможности и серьезные угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать и оценивать. Некоторые открытия могут создавать новые отрасли промышленности и закрывать старые. Хороший пример — изобретение аудиодисков. Многочисленные заводы, выпускавшие виниловые грампластинки, подобные Апрелевскому, закрылись или перепрофилировались, а их рыночную нишу поделило между собой множество небольших производств аудиодисков.

Воздействие технологических  факторов можно оценивать как  процесс созидания нового и разрушения старого. Ускоряющиеся технологические  перемены укорачивают среднюю продолжительность  жизненного цикла продукта, поэтому  организации должны предугадывать, какие перемены несут с собой  новые технологии. Эти перемены могут воздействовать не только на производство, но и на другие функциональные области, например, на кадры (подбор и подготовка персонала для работы с новыми технологиями или проблема увольнения избыточной рабочей силы, высвобождающейся вследствие внедрения новых, более производительных технологических процессов) или на маркетинговые службы, перед которыми ставится задача разработки методов продажи новых видов продукции.

8. Среда непосредственного  окружения. Границы организации.  Методы изучения внешней среды

Изучение непосредственного  окружения организации направлено на анализ

состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в

непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация

может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого

взаимодействия и тем  самым активно участвовать в  формировании дополнительных

возможностей и в предотвращении угроз ее дальнейшему существованию.

     2.1 Покупатели

Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения

организации в первую очередь  имеет своей задачей составление профиля тех, кто

покупает продукт, реализуемый  организацией. Изучение покупателей позволяет

организации лучше уяснить  то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься

покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой

мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно

расширить круг потенциальных  покупателей, что ожидает продукт в будущем и

многое другое.

Профиль покупателя может  быть составлен по следующим характеристикам:

·        географическое местоположение;

·        демографические  характеристики (возраст, образование, сфера

деятельности и т.п.);

·        социально-психологические  характеристики (положение в обществе,

стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.);

·        отношение  покупателя к продукту (почему он покупает данный продукт,

является ли он сам пользователем  продукта, как оценивает продукт и т.п.).

Изучая покупателя, фирма  также уясняет для себя, насколько  сильны его позиции

по отношению к ней  в процессе торга. Если, например, покупатель имеет

ограниченную возможность  выбора продавца нужного ему товара, то его сила

торговаться существенно  ниже. Если же наоборот, то продавец должен стремиться

заменить данного покупателя другим, который имел бы меньше свободы  в выборе

продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того,

насколько существенно для  него качество покупаемой продукции.

Существует ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые

обязательно должны быть вскрыты  и изучены в процессе анализа. К числу таких

факторов относятся:

·        соотношение  степени зависимости покупателя от продавца со степенью

зависимости продавца от покупателя;

·        объем  закупок, осуществляемых покупателем;

·        уровень  информированности покупателя;

·        наличие  замещающих продуктов;

·        стоимость  для покупателя перехода к другому  продавцу;

·        чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости

осуществляемых им закупок, от его ориентации на определенную марку, от

наличия определенных требований к качеству товара, от величины его  дохода.

При измерении показателя важно обращать внимание на то, кто  платит, кто

покупает и кто потребляет, так как необязательно все три функции выполняет

одно и то же лицо.

     2.2 Поставщики

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности

субъектов, снабжающих организацию  различным сырьем, полуфабрикатами,

энергетическими и информационными  ресурсами, финансами и т.п., от которых

зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество

производимого организацией продукта.

Поставщики материалов и  комплектующих изделий, если они  обладают большой

конкурентной силой, могут  поставить организацию в очень высокую зависимость

от себя. Поэтому при  выборе поставщиков важно глубоко  и всесторонне изучить

их деятельность и их потенциал, с тем чтобы суметь построить такие

отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во

взаимодействии с поставщиками. Конкурентная сила поставщика зависит от

следующих факторов:

·        уровень  специализированности поставщика;

·        величина стоимости для поставщика переключения на других клиентов;

·        степень  специализированности покупателя в приобретении определенных

ресурсов;

·        концентрированность  поставщика на работе с конкретными  клиентами;

·        важность для поставщика объема продаж.

При изучении поставщиков  материалов и комплектующих в  первую очередь следует

обращать внимание на следующие  характеристики их деятельности:

·        стоимость  поставляемого товара;

·        гарантия качества поставляемого товара;

·        временной  график поставки товаров;

·        пунктуальность и обязательность выполнения условий  поставки товара.

     2.3 Конкуренты

Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться

за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды,

чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в

стратегическом управлении. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить

слабые и сильные стороны  конкурентов и на базе этого построить  свою стратегию

конкурентной борьбы.

Конкурентная среда формируется  не только внутриотраслевыми конкурентами,

производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же

рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те фирмы, которые могут

войти на рынок, а также  те, которые производят замещающий продукт. Кроме них

на конкурентную среду  организации оказывают заметное влияние покупатели ее

продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить

позицию организации.

Многие фирмы не уделяют  должного внимания возможной угрозе со стороны вновь

пришедших на их рынок и  поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно им.

Об этом очень важно  помнить и заранее создавать  барьеры на пути вхождения

потенциальных пришельцев. Такими барьерами могут быть углубленная

специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет эффекта

масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование

местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п. Однако очень

важно хорошо знать то, какие  барьеры могут остановить или  помешать

потенциальному пришельцу  выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.

Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей

продукции. Особенность трансформации  рынка в случае с появлением замещающего

продукта состоит в  том, что, если им был убит рынок старого  продукта, то он

уже обычно не поддается  восстановлению. Поэтому для того чтобы суметь

достойно встретить вызов  со стороны фирм, производящих замещающий продукт,

организация должна иметь  достаточный потенциал для перехода к созданию

продукта нового типа.              |

     2.4 Рынок рабочей силы

Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его

потенциальные возможности  в обеспечении организации кадрами, необходимыми для

решения ею своих задач. Организация  должна изучать рынок рабочей  силы как с

точки зрения наличия на этом рынке кадров необходимой специальности  и

квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"